АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
12 февраля 2016 года Дело № А29-8247/2015
Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2016 года, полный текст решения изготовлен 12 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Князевой А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козыревой Е.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Министерства архитектуры и строительства Республики Коми (ИНН: , ОГРН: )
к ООО "Кречет" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о приостановлении деятельности
при участии:
от заявителя : ФИО1 (по доверенности от 11.01.2016 №01-25-16), ФИО2 (по доверенности от 11.01.2016 №01-25-17)____________________________________________________________
от ответчика: ФИО3 (по доверенности от 14.10.2015), ФИО4 (паспорт)_____________________________________________________
установил:
Министерство архитектуры и строительства Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о приостановлении на 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу осуществления ООО «Кречет» деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а именно: 47-квартирного жилого дома №78, по ул. Д. Каликовой в с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми.
Определением суда от 12.01.2015 произведена замена заявителя – с Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на Службу Республики Коми строительного, жильного и технологического надзора (контроля).
Ответчик в отзыве заявленные требования не признал.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Кречет» (ИНН <***>, юридический адрес: <...>) является застройщиком 47-квартирного жилого дома №78, по ул. Д. Каликовой в с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми, что подтверждается:
- договором купли-продажи земельного участка от 08.06.2006г., зарегистрированным в ЕГРП 14.06.2006. за № 11-11-01/037/2006-450,
- свидетельством о государственной регистрации права серии 11 АА № 716520 от 05.07.2010г., являющимся повторным взамен ранее выданного свидетельства серии 11 АА № 406583 от 14.06.2006г.,
- разрешением на строительство № Я11 11514304-202 от 27.11.2013г., выданным Администрацией сельского поселения «Выльгорт», сроком действия до 01.09.2016г.
Строительство указанного объекта осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства, что подтверждается:
- проектной декларацией по объекту строительства,
- представленными ООО «Кречет» в Министерство отчетностями застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Согласно п.6. ч.б ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - отчетность), а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 13 ноября 2014 г. № 445 «О Министерстве архитектуры и строительства Республики Коми» Министерство архитектуры и строительства Республики Коми является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с п. 1.2 административного регламента осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от 01.09.2014г. № 266-ОД, непосредственное исполнение государственной функции возложено на Инспекцию государственного строительного надзора Республики Коми (инспекцию Госстройнадзора Республики Коми) (далее - Инспекция), являющуюся структурным подразделением Министерства.
При реализации полномочий, предусмотренных ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ), Министерством установлен факт неоднократного нарушения застройщиком - ООО «Кречет» требований Федерального закона № 214-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов.
Абзацем 2 п.2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» (далее -Правила), в состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям № 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Приложением №4 Правил установлена форма сведений о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, к числу которых, относятся: норматив обеспеченности обязательств, норматив целевого использования средств, норматив безубыточности.
Предельно допустимые значения указанных нормативов установлены п.З Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006г. № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика»:
норматив обеспеченности обязательств - не менее 1;
норматив целевого использования средств - не более 1;
норматив безубыточности - не менее 1.
По итогам камеральной проверки ежеквартальной отчетности застройщика за 2 квартал 2014г., проведенной главным специалистом-экспертом сектора по контролю и надзору в области долевого строительства инспекции Госстройнадзора Республики Коми, установлено несоответствие норматива обеспеченности обязательств установленному значению (0,023 вместо значения не менее 1), что подтверждается актом камеральной проверки ежеквартальной отчетности застройщика от 08.08.2014г. Главным специалистом-экспертом сектора по контролю и надзору в области долевого строительства инспекции Госстройнадзора Республики Коми застройщику выдано предписание № 90 от 18.08.2014г. с требованием устранить нарушение в срок до 30.10.2014г., а именно в отчетности за 3 квартал 2014г.
Кроме того, актом камеральной проверки ежеквартальной отчетности застройщика от 08.08.2014г., зафиксировано невыполнение в установленный срок предписания № 84 от 16.05.2014г., также установлено несоответствие норматива обеспеченности обязательств установленному значению (0,03 вместо значения не менее 1), что подтверждается актом камеральной проверки ежеквартальной отчетности застройщика от 21.11.2014г. Главным специалистом-экспертом сектора по контролю и надзору в области долевого строительства инспекции Госстройнадзора Республики Коми Застройщику выдано предписание № 119 от 21.11.2014г. с требованием устранить нарушение в срок до 31.03.2015г., а именно в отчетности за 4 квартал 2014г.
По итогам камеральной проверки ежеквартальной отчетности застройщика за 4 квартал 2014г., проведенной главным специалистом-экспертом сектора по контролю и надзору в области долевого строительства инспекции Госстройнадзора Республики Коми установлено несоответствие норматива обеспеченности обязательств установленному значению (0,05 вместо значения не ниже 1), что подтверждается актом № 24 камеральной проверки ежеквартальной отчетности застройщика от 13.04.2014г. Кроме того, застройщиком не соблюден норматив безубыточности, значение которого составило 0, т.к. за последние 3 года финансовый результат деятельности ООО «Кречет» показывал убытки.
Главным специалистом-экспертом сектора по контролю и надзору в области долевого строительства инспекции Госстройнадзора Республики Коми застройщику выдано предписание № 18 от 13.04.2015г. с требованием устранить нарушение в срок до 31.07.2015г., а именно в отчетности за 2 квартал 2015г.
Указанные обстоятельства, по мнению, заявителя, свидетельствуют о неоднократных и существенных нарушениях, допущенных ответчиком при ведении деятельности в качестве застройщика.
Приказом Минархстроя РК № 316-ОД от 27 августа 2013 г. объект строительства «47-квартирный жилой дом №78, по ул. Д. Каликовой в с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми» включен в реестр многоквартирных домов, при строительстве которых застройщиком нарушены права и законные интересы участников долевого строительства, на территории Республики Коми (реестр «проблемных» объектов).
По данному объекту утвержден план-график проведения мероприятий по решению проблем граждан-соинвесторов, пострадавших от действия недобросовестных застройщиков.
Учитывая наличие соответствующих обстоятельств, послужило основанием для обращения Министерства в суд с настоящими требованиями.
Контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если застройщиком не исполнялись требования настоящего Федерального закона, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия (пункт 4 части 15 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ).
Частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ определено, что государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В порядке части 6 статьи 23 названного Закона контролирующий орган вправе: осуществлять контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 7); направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений (пункт 9).
Согласно части 8 статьи 23 Закона N 214-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением контролирующим органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с частью 11 статьи 23 Закона N 214-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Проанализировав положения статьи 17 Закона N 294-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что предписание может быть выдано органом контроля не ранее фиксации выявленных нарушений обязательных требований, то есть только после составления акта проверки или одновременно с ним, в котором фиксируются соответствующие нарушения по результатам осуществления форм контроля, установленных Законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в отношении ООО «Кречет» установленные Законом формы контроля, в том числе внеплановые проверки, в том числе по основаниям того, что по результатам анализа в отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации были выявлены признаки нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не проводились.
Предписания выданы контролирующим органом по результатам анализа отчетности застройщика, оформленным актами камеральной проверки, что противоречит требованиям законодательства.
В связи с чем, поскольку предписания выданы не по результатам проверки, проведенной с соблюдением требований Федерального закона № 294-ФЗ, с нарушением действующего законодательства нельзя признать правомерными меры воздействия административного органа в виде выдачи предписаний.
В силу ч. 2.2 ст. 1 Закона N 214-ФЗ лица, привлекающие денежные средства граждан для строительства в нарушение требований, установленных этой статьей (в том числе осуществляющих привлечение денежных средств граждан с нарушением установленных частью 2 этой статьи требований), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, привлечение к ответственности в порядке, установленным законодательством об административном правонарушении, за нарушение требований Закона N 214-ФЗ относится к мерам воздействия, предусмотренным Законом N 214-ФЗ.
По факту невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, постановлением № 7, вынесенным 07.05.2015г. и.о.министра архитектуры и строительства Республики Коми генеральный директор ООО «Кречет» ФИО5 привлечена к административной ответственности по ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Постановлением № 55, вынесенным 29.08.2014г. заместителем министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми генеральный директор ООО «Кречет» ФИО5 привлечена к административной ответственности по ч.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
По факту невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, постановлением № 119, вынесенным 20.01.2015г. первым заместителем министра архитектуры и строительства Республики Коми генеральный директор ООО «Кречет» ФИО5 привлечена к административной ответственности по ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 15000 рублей.
Таким образом, к административной ответственности привлечены должностные лица Общества, а не сам застройщик.
Таким образом, к юридическому лицу меры воздействия в виде привлечения к административной ответственности не применялись.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае установленных законом оснований для приостановления деятельности общества по привлечению средств дольщиков по заявлению контролирующего органа.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья А.А. Князева