ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-8286/12 от 17.12.2012 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

19 декабря 2012 года Дело № А29-8286/2012

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2012 года, полный текст решения изготовлен 19 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Огородниковой Н.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терентьевой В.В., после перерыва секретарем Козловой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» в лице Ярославльского филиала (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Открытому акционерному обществу по добыче угля «Воркутауголь» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании убытков, причиненных повреждением вагона

при участии:

от истца: ФИО1 – по доверенности № 28/66 от 07.09.2012,

от ответчика:  ФИО2 – по доверенности № ВУ-007/12 от 22.12.2011

установил:

Открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» в лице Ярославльского филиала (далее - ОАО «Первая грузовая компания») обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» (далее - ОАО «Воркутауголь») 379622,71 руб. убытков, связанных с повреждением вагона № 55419486, включая стоимость оформления документов в размере 926,04 руб.

Ответчик иск не признает, считает, что вина в получении убытков истцом не доказана, документы, представленные в обоснование факта повреждения вагона, оформлены в нарушением установленных законом требований. С размером убытков ответчик также не согласен. Доводы подробно изложены в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему.

В судебном заседании, назначенном на 10.12.2012, объявлялся перерыв до 09 час. 00 мин. 17.12.2012 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о перерыве в судебном заседании размещалась на информационном стенде в помещении суда и на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Картотеке арбитражных дел.

После перерыва от истца в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступило заявление об уточнении размера требований, в соответствии с которым ОАО «Первая грузовая компания» просит взыскать с ответчика 367221,01 руб. убытков, связанных с повреждением вагона.

Уточнения требований судом принимаются.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

12 декабря 2008 года между ОАО «Первая грузовая компания» (исполнитель) и ОАО «Воркутауголь» (заказчик) заключен договор № ДД/ФЯрв-37/8, по условиям которого исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов заказчика в вагонах исполнителя, перевозимых по территории Российской Федерации (за исключением перевозок на о.Сахалин, ЖДЯ, ЯЖД), а заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в порядке и объеме, предусмотренных настоящим договором.

Под услугами по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов заказчика в вагонах исполнителя понимается предоставление заказчику пригодных в техническом и коммерческом отношении вагонов в количестве, согласованном в заявке к договору, полностью отвечающих требованиям, предъявляемым к подвижному составу, используемому для перевозок грузов, признаки которого будут указаны в заявке к договору для участия в процессе перевозки грузов заказчика; диспетчерский контроль за продвижением вагонов, а также выполнение иных обязанностей, установленных в п.4.1. настоящего договора.

В соответствии с п.5.10 договора в случаях повреждения вагонов по вине заказчика (грузоотправителя, грузополучателя) заказчик возмещает исполнителю стоимость ремонта вагонов, стоимость подготовки к ремонту, а также платежи за перевозку вагонов к месту проведения подготовки к ремонту, подачу вагонов к месту ремонта, а также за перевозку вагонов после осуществления ремонта на железнодорожную станцию, указанную исполнителем. Определение ремонтопригодности и объема восстановления вагонов производится специализированными предприятиями. В случае ремонта вагонов силами заказчика последний предоставляет исполнителю акты формы ВУ-23М, ВУ-36М, акт приемки-передачи выполненных работ и направляет вагон на железнодорожную станцию, указанную исполнителем.

При невозможности восстановления вагонов заказчик в течение 30-ти календарных дней с даты получения соответствующего требования исполнителя выплачивает исполнителю стоимость вагонов с учетом износа или передает в собственность исполнителя равноценные вагоны.

Договор вступает в силу с даты подписания и действует по 31.12.2009, а в части расчетов до их полного выполнения.

Срок действия настоящего договора продлевается на каждый последующий календарный год, если ни одна из сторон не позднее, чем за 30 календарных дней до окончания действия договора письменно не уведомит другую сторону о своем намерении расторгнуть настоящий договор.

Как следует из материалов дела, 3 марта 2012 года в 19 час. 40 мин. при проведении маневровых работ на подъездном пути структурного подразделения ОАО «Воркутауголь» «Воркутинское транспортное предприятие» (шахтный пост шахты «Воргашорская») произошло столкновение групп вагонов с последующим сходом хвостового груженого полувагона № 55419485. Причиной схода вагона послужило несоответствие перевода стрелок на путь производства маневровой работы.

Факт повреждения вагона подтверждается актом о повреждении вагона № 16 от 03.03.2012, составленным по форме ВУ-25, актом общей формы от 03.03.2012, составленными по форме ГУ-23 ВЦ, а также актом комиссионного осмотра от 03.03.2012.

Согласно указанным актам в результате столкновения вагонов детали и узлы кузова принадлежащего истцу вагона № 55419485 повреждены до степени исключения (более чем на 50%).

Акт о повреждении вагона № 16 от 03.03.2012, акт общей формы и акт комиссионного осмотра от 03.03.2012 подписаны представителями перевозчика (ОАО «РЖД») и структурного подразделения ОАО «Воркутауголь» «Воркутинское транспортное предприятие».

Согласно уведомлению на ремонт вагона № 10, выданному представителем перевозчика на Пункте технического осмотра ст.Мульда Сев.ж.д. 12.03.2012, обнаружена неисправность рамы вагона № 55419485, влекущая изъятие вагона из эксплуатации.

Согласно инвентарной карточке объекта основных средств от 31.01.2012 остаточная стоимость поврежденного вагона составляла 378696 руб. 67 коп. По состоянию на 31.03.2012 остаточная стоимость вагона составила 367221 руб. 01 коп.

Претензией от 12.03.2012 исх. № ПЗ/ФЯрв/Д-458/12 истец предлагал ответчику в течение 30 дней с момента получения претензии возместить стоимость поврежденного вагона в добровольном порядке. Отказ возместить убытки ОАО «Первая грузовая компания» послужил основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.

Статей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

По смыслу ст.ст.15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать одновременное наличие совокупности следующих элементов: противоправное поведение (действия или бездействие) причинившего вреда лица, его вины, причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшими у потерпевшего неблагоприятными последствиями, а также размер убытков.

Факт причинения вреда структурным подразделением ответчика, а равно и причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникновением убытков истца, подтверждается актом о повреждении вагона № 16 от 03.03.2012 и актом общей форма от 03.03.2012 и актом комиссионного осмотра от 03.03.2012. Со стороны ответчика акты подписаны представителем структурного подразделения ОАО «Воркутаголь» - ФИО3, действующим по доверенности. Содержание квалификационных требований бригадира освобожденного цеха осмотра и ремонта вагонов участка ремонта железнодорожной техники и доверенности подтверждают, что ФИО3 является уполномоченным лицом ОАО «Воркутаголь», вправе подписывать акты общей формы, акты о повреждении вагона и коммерческие акты.

С учетом представленных истцом документов, суд считает доказанным размер убытка, подлежащего возмещению ответчиком. На необходимость возмещения ущерба в размере стоимости вагона с учетом износа указывает абзац 4 пункта 5.10 договора № ДД/ФЯрв-37/8 от 12.12.2008.

Согласно ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В нарушение положений ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации доказательства отсутствия своей вины и возможности восстановления вагона ответчик не представил; размер убытка, подлежащего возмещению, не опроверг. Из пояснений представителя ОАО «Первая грузовая компания» следует, что вагон № 55419485 до настоящего времени находится на территории ОАО «Воркутауголь», следовательно, у ответчика имелась возможность определить стоимость поврежденного вагона. В рамках судебного разбирательства ходатайство о проведении экспертизы ответчиком не заявлено.

Доводы ответчика о том, что истцом не был составлен акт формы ВУ-10, утвержденный Инструкцией по исключению из инвентаря вагонов от 25.12.1986 № ЦЧУ-ЦВ/4433, отклоняются, поскольку данная инструкция предназначалась для применения принадлежащими Министерству путей сообщения и другим министерствам и ведомствам предприятиями и организациями. Перечень повреждений зафиксирован в перечисленных выше актах, а возмещение убытков, связанных с повреждением вагона, по условиям заключенного между сторонами договора, производится исходя из стоимости вагона с учетом износа, т.е. не предполагает учет стоимости запасных частей и материалов, подлежащих снятию.

На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям. Сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 248 руб. 03 коп. подлежит возврату истцу.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с открытого акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» в пользу открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» 367221 руб. 01 коп. убытков, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 10344 руб. 42 коп.

2. Возвратить из федерального бюджета 248 руб. 03 коп. излишне уплаченной государственной пошлины.

3. Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

4. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Н.С. Огородникова