ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
13 ноября 2014 года Дело № А29-8365/2014
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2014 года , полный текст решения изготовлен ноября 2014 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Марковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутусовой С.Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 45 Объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о взыскании задолженности
при участии представителей:
от истца: ФИО1 – по доверенности от 04.03.2013; ФИО2 – по доверенности от 23.09.2014 №12/ТО/13-6952.
установил:
Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике (далее – истец, ГУФСИН России по Республике Коми) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 45 объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» Коми (далее – ответчик, ФКУ КП-45 ГУФСИН России по Республике Коми) о взыскании задолженности по удержаниям с осужденных в возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены за период с 01.08.2011 по 01.10.2011 в размере 1 227 330 руб. 55 коп.
Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявки в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
С учетом изложенного и принимая во внимание отсутствие возражений сторон, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство суда первой инстанции, о чем судом вынесено протокольное определение.
Как видно из дела, исковые требования о взыскании 1 227 330 руб. 55 коп. заявлены истцом вследствие ненадлежащего исполнения ФКУ КП-45 ГУФСИН России по Республике Коми (до переименования на основании Приказов ФСИН России от 21.01.2011 №16, от 04.08.2011 №454, от 20.08.2013 №478 – ФКУ ОИК-44 ГУФСИН России по Республике Коми) обязанности по перечислению в доход федерального бюджета денежных средств, удержанных в период с 01.08.2011 по 01.10.2011 из заработной платы и пенсий лиц, осужденных к лишению свободы, в целях возмещения расходов по их содержанию.
В силу статьи 107 и части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью 4 статьи 99 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Таким образом, питание и материально-бытовое обеспечение осужденных осуществляется за счет средств самих осужденных. Стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды, ежемесячно удерживается из заработка или пенсии осужденного, а с осужденных, отказывающихся от работы без уважительных причин, - из средств, имеющихся на их лицевых счетах.
Исходя из норм статьи 107 и части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также в связи с тем, что расходы по содержанию осужденных лиц несет государство (федеральный бюджет) с последующим возмещением за счет средств, удержанных из доходов указанной категории лиц, названные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет.
В соответствии с Приказами Федеральной службы исполнения наказаний от 12.04.2006 № 161, от 16.08.2010 № 361 за Федеральной службой исполнения наказаний (далее - ФСИН России), территориальными органами ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, закреплены полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренным п.2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по кодам доходов федерального бюджета в пределах их компетенции на соответствующий финансовый год.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает полномочиями по осуществлению начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Таким образом, ГУФСИН России по Республике Коми наделено полномочиями по взысканию в судебном порядке платежей, подлежащих перечислению в доход федерального бюджета в соответствии с частью 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение доводов о наличии у ответчика в лице ФКУ КП-45 ГУФСИН России по Республике Коми задолженности по платежам в доход федерального бюджета за период с 01.08.2011 по 01.10.2011 истец предоставил в материалы дела акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.10.2014, информацию о поступлении доходов в федеральный бюджет на 01.10.2011 (отчеты по форме 1-БФ, утв. в приложении №1 к приказу ФСИН России от 12.04.2006 № 161).
Как следует из указанных документов, по состоянию на 01.10.2011 года ответчик удержал с доходов осужденных лиц денежные средства в размере 6 721 900 руб. (с учетом арифметического округления), при этом на указанную дату, фактически перечислил в федеральный бюджет 793 000 руб.
Кроме этого, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по удержаниям с осужденных, за период с 01.01.2011 по 01.08.2011 в размере 4 701 599,83 руб. рассмотрены Арбитражным судом Республики Коми в деле А29-6643/2014.
Таким образом, по расчету истца, фактическая задолженность ответчика за второе полугодие 2011 года составляет 1 227 330 руб. 55 коп. (6 721 900-793 000-4 701 599,83).
Указанные обстоятельства ответчик по существу не оспаривает, однако, возражая против удовлетворения иска, указывает на пропуск истцом срока исковой давности по требованию о взыскании долга за спорный период (август, сентябрь 2011 года).
Согласно пункту 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса исковая давность, установленная гражданским законодательством Российской Федерации, не распространяется на требования Российской Федерации, возникшие:
- в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков;
- в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской Федерации;
- по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации;
- из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных в настоящем пункте обязательств.
Таким образом, срок исковой давности, установленный гражданским законодательством, не распространяется на бюджетные правоотношения по поводу предоставления на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, когда договор, предметом которого являются бюджетные средства, заключается коммерческими организациями, одна из которых является агентом Правительства Российской Федерации.
Поскольку исковые требования не вытекают из бюджетных правоотношений, перечисленных в пункте 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на них распространяются положения гражданского законодательства об исковой давности.
Общий срок исковой давности, в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлен в пределах трех лет.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются гражданским законодательством и иными законами. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Пунктами 1 и 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Пунктами 1 и 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Пунктом 2 Приказа ФСИН РФ от 16.08.2010 № 361 «Об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета подразделениями уголовно-исполнительной системы» (утратил силу с 22.01.2012 в связи с изданием Приказа ФСИН РФ от 23.01.2012 № 27) утверждена и введена в действие форма оперативной отчетности 1-БФ (Доход) «Информация о поступлении доходов в федеральный бюджет» (Приложение № 1 к приказу).
В соответствии с пунктами 3, 5 названного Приказа перечисление удержаний из заработной платы осужденных за их содержание осуществляется учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, из средств, находящихся на лицевом счете учреждения. Представление отчетов по форме 1-БФ территориальными органами ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России производится в ФБУ «Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий Федеральной службы исполнения наказаний» к 5 числу месяца, следующего за отчетным. ФБУ НИИИиПТ ФСИН России, в свою очередь обеспечивает обработку, обобщение, формирование базы данных по форме 1-БФ (Доход) и представляет в Финансово-экономическое управление ФСИН России сводный ежемесячный отчет по установленной форме не позднее 8 числа месяца, следующего за отчетным.
В связи с изложенным, представление администратору доходов федерального бюджета информации о размере средств, удержанных и зачисленных в бюджет соответствующего уровня согласно установленному порядку, производится подчиненными исправительными учреждениями ежемесячно в течение всего финансового года.
При таких обстоятельствах, истец должен был узнать о задолженности ответчика по спорным платежам за период с 01.08.2011 по 01.10.2011 не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным. Следовательно, в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации трехлетний срок исковой давности по требованиям, заявленным истцом, за последний период (сентябрь 2011 года) истек 05.10.2014.
Согласно входящему штампу Арбитражного суда Республики Коми о регистрации искового заявления, ГУФСИН России по РК за судебной защитой обратился в суд - 09.10.2014.
Таким образом, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности, по требованиям со сроками оплаты с 01 августа 2011 года по 30 сентября 2011 года, на дату обращения ГУФСИН России по Республике Коми в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением, истек.
Статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решению об отказе в иске.
Сам факт истечения срока исковой давности с учетом разъяснения, данного в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12-15.11.2001 N 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», служит самостоятельным основанием для отказа в иске и исключает необходимость исследования представленных истцом доказательств.
Учитывая изложенное, заявление ответчика о пропуске исковой давности является обоснованным, в связи с чем, арбитражный суд отказывает в удовлетворении искровых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.