АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
17 января 2017 года Дело № А29-8366/2016
Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2017 года, полный текст решения изготовлен 17 января 2017 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Юдиной О.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутусовой С.Л., рассмотрев в судебном заседании дело
по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>)
к администрации муниципального района «Усть-Куломский» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании убытков, судебных расходов,
при участии:
от истца: ФИО1 – предприниматель (паспорт), Попов В.Л. – по доверенности от 27.06.2016, ФИО2 – по доверенности от 07.11.2016,
от ответчика: ФИО3 – по доверенности от 09.01.2017,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Коми к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о взыскании 1 900 923 руб. 69 коп. убытков в виде недополученных доходов в связи с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом между поселениями муниципального района «Усть-Куломский» за октябрь 2014 года и 2015 год, а также судебных расходов на оплату услуг представителя.
В отзыве на иск от 01.11.2016 № 01-38/5327 администрация МР «Усть-Куломский» просит отказать в удовлетворении исковых требований; указала, что в 2015 году субсидирование на возмещение недополученных доходов автотранспортным предприятиям или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом, не производились, так как не было принято решение Совета об утверждении стоимости перевозки пассажиров в автомобильном общественном транспорте в пригородной сообщении.
В судебном заседании истец и его представители поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика поддерживает доводы, приведенные в отзыве на иск.
Представители истца и ответчика сообщили суду о согласовании между собой расчета недополученных доходов перевозчика за 2015 год на сумму 1 716 754 руб. 48 коп., представили соответствующий расчет, подписанный обеими сторонами.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, между администрацией МР «Усть-Куломский» (заказчик) и ИП ФИО1 (перевозчик) 28.12.2012 и 21.02.2013 заключены договоры № 1 и № 7 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межпоселенческим регулярным автобусным маршрутам в границах МО МР «Усть-Куломский» по следующим маршрутам:
- Зимстан – Керчомья – Усть-Кулом – Воч – Зимстан - Керчомья;
- Кебанъель – Усть-Кулом;
- Усть-Кулом – Деревянск – Руч - Аныб;
- Усть-Кулом – Дон – Усть-Кулом – Носим – Паспом;
- Усть-Кулом – Кужба – Ульяново – Озъяг.
Согласно пунктам 1.1. вышеуказанных договоров, заказчик поручает, а перевозчик обязуется осуществлять перевозки пассажиров и багажа по межпоселенческим регулярным автобусным маршрутам, оборудованным объектами транспортной инфраструктуры в соответствии с условиями договоров и конкурсной заявки.
В соответствии с условиями пункта 2.3.7. названных договоров размер провозной платы за пассажирские перевозки не может превышать размер тарифа и (или) его предельного уровня, устанавливаемого уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим государственное регулирование в области установления цен (тарифов).
Срок действия договоров № 1 от 28.12.2012 и № 7 от 21.02.2013 – до 31.12.2015 (пункты 3.1. договоров).
Как указывает истец в иске, предпринимателем в период действия договоров осуществлялись пассажирские перевозки по согласованным маршрутам, при этом размер провозной платы не превышал размер установленных тарифов, установленных Службой Республики Коми по тарифам в соответствующие периоды.
Истцом 05.11.2014 подана заявка на возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров в границах муниципального района «Усть-Куломский» за октябрь 2014 года с приложением расчетов суммы субсидий (л.д. т. 1 л.д. 23-26).
Согласно расчетам сумма подлежащих возмещению выпадающих доходов за октябрь 2014 года составила 130 967 руб. 30 коп.
Платежным поручением № 17 от 16.12.2014 администрацией перечислено предпринимателю 35 468 руб. 49 коп. в счет возмещения выпадающих доходов за октябрь 2014 года.
Таким образом, сумма задолженности за данный период составила 95 498 руб. 81 коп.
Истец письмами от 24.03.2015, от 05.05.2015, от 03.08.2015 и от 07.09.2015 направлял в адрес ответчика расчеты, связанные с возмещением выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров за 2015 года.
Письмом от 02.06.2015 администрация МР «Усть-Куломский» сообщила истцу об изменении порядка предоставления субсидий на 2015 год.
После утверждения постановлением администрации МО МР «Усть-Куломский» № 656 от 10.06.2015 порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов автотранспортным предприятиям или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом в границах муниципального района «Усть-Куломский» истец в октябре 2015 года направил ответчику расчеты с приложением необходимых документов для получения сумм компенсации выпадающих доходов за 2015 год.
Между тем, ответчиком возмещение выпадающих доходов за 2015 год не произведено.
По расчетам истца размер выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров за 2015 год составил 1 805 424 руб. 88 коп.
Общий размер задолженности по возмещению выпадающих доходов за октябрь 2014 года и за 2015 год составил 1 900 923руб. 69 коп.
Претензией от 06.07.2016 (т. 1 л.д. 58-59) ИП ФИО1 потребовал от администрации погашения задолженности в сумме 1 900 923 руб. 69 коп. Данная претензия получена ответчиком 07.07.2016 (т. 1 л.д. 60).
Поскольку ответчик оплату выпадающих доходов не произвел, истец обратился в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Оценив представленные по делу доказательства, правовые позиции сторон по спору, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично в силу следующего.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Постановлением администрации МО «Усть-Куломский» от 10.12.2013 № 1827 утверждена муниципальная программа «Территориальное развитие». В приложении № 5 к указанной программе регламентирован порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов автотранспортным предприятием и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом между поселениями в границах муниципального района «Усть-Куломский».
В соответствии с данным Порядком предоставление субсидий осуществляется администрацией муниципального района «Усть-Куломский». Размер выделяемой субсидии определяется как разница между расчетной и фактической суммой доходов перевозчиков, полученных от реализации всех видов билетов за проезд. Расчетная сумма дохода определяется расчетным путем исходя из действующего тарифа на перевозку пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом и рассчитывается в соответствии с приложением N 2 к Порядку.
Согласно пункту 2.3. Порядка субсидии предоставляются перевозчикам, заключившим договора с Администрацией на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межпоселенческим регулярным автобусным маршрутам в границах муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский».
Для получения субсидий перевозчики представляют в Администрацию следующие документы:
1) заявку для предоставления субсидий (приложение N 1 к Порядку);
2) заверенная в установленном законодательством порядке копия документа, подтверждающего полномочия представителя;
3) расчет суммы субсидий за отчетный месяц (приложение N 2 к Порядку) с приложением копий первичных оправдательных документов, заверенных в установленном порядке, копии реестра перевозок;
4) документы, подтверждающие фактически применяемые размеры провозной платы на маршрутах (пункт 2.4. Порядка).
В соответствии с условиями пунктов 2.9. и 2.10. Порядка в течение пяти рабочих дней, с момента получения утвержденного расчета, Управление Администрации готовит проект постановления Администрации и соглашение (приложение N 3 к Порядку), организует подписание соглашения со стороны Администрации и перевозчиков и направляет с приложениями в отдел бухгалтерского учета и отчетности Администрации в течение трех рабочих дней со дня подписания сторонами соглашения для исполнения финансовых обязательств Администрации по условиям соглашения и постановления о предоставлении субсидий. Предоставление субсидий Администрацией осуществляется один раз в месяц.
Отказом для предоставления субсидий Перевозчикам являются:
- несвоевременное предоставление заявки с документами, указанными в пункте 2.4 Порядка;
- неполное предоставление Пакета Документов;
-предоставление информации в документах в искаженном и недостоверном виде;
- предоставление расчета суммы субсидий не соответствующей форме приложения N 2 к Порядку или с арифметическими ошибками (пункт 2.11 Порядка).
Согласно пункту 2.12. Порядка в случае отказа Управление Администрации готовит и направляет мотивированный отказ в адрес перевозчиков в течение трех рабочих дней с момента завершения проверки.
Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от 10.06.2015 № 656 утвержден новый Порядок предоставления субсидии, который определяет механизм предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов автотранспортным организациям или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом в границах МО МР «Усть-Куломский», возникающих в связи применением стоимости перевозки пассажиров в автомобильном общественном транспорте в пригородном сообщении, по внутрирайонным междугородним маршрутам.
Согласно данному Порядку предоставления субсидий критерием отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий за счет средств бюджета МО МР «Усть-Куломский» в рамках данного Порядка является применение стоимости перевозки пассажиров в автомобильном общественном транспорте в пригородном сообщении, по внутрирайонным междугородним маршрутам на территории МО МР «Усть-Куломский» в размере, рекомендуемом к применению Советом МР «Усть-Куломский».
Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете МО МР «Усть-Куломский» в форме субсидий на возмещение недополученных доходов автотранспортным организациям или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом в пригородном сообщении и по внутрирайонным междугородним маршрутам в границах МО МР «Усть-Куломский», является администрация муниципального района «Усть-Куломский».
Субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортное обслуживание по регулярным автобусным маршрутам на территории муниципального района «Усть-Куломский» при соблюдении следующих условий:
- применение получателями субсидий стоимости перевозки пассажиров в автомобильном общественном транспорте в пригородном сообщении и по внутрирайонным междугородним маршрутам в размере, рекомендуемом решением Совета МР «Усть-Куломский»;
- наличия у получателей субсидии договоров на выполнение перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам в границах МО МР «Усть-Куломский»;
- ведение раздельного учета доходов и расходов, связанных с выполнением перевозок на территории МО МР «Усть-Куломский» в разрезе автобусных маршрутов;
- выполнение получателями субсидий условий, предусмотренных пунктом 2.5 настоящего Порядка (пункт 2.2. Порядка).
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка главный распорядитель заключает с получателями субсидий соглашения о возмещении недополученных доходов в соответствии с ведомственной, функциональной классификацией и классификацией операций сектора государственного управления расходов бюджета на текущий финансовый год (с учетом принятых и неисполненных обязательств).
Согласно пункту 2.5. Порядка для получения субсидии получатели субсидий представляют главному распорядителю:
- счета-фактуры (счета) на сумму фактически сформировавшихся недополученных доходов;
- расчет фактически сформировавшихся недополученных доходов по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;
- сведения о расходах от выполнения перевозок по форме согласно приложению « 2 к настоящему Порядку;
- приказ о применении рекомендуемой стоимости проезда;
- документы, подтверждающие размер выручки от продажи билетов по перевезенным платным пассажирам за отчетный период.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 названной статьи, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно представленным в дело расчетам выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров, приложенных к заявке истца на предоставление субсидии за октябрь 2014 года сумма субсидий на возмещение выпадающих доходов составляет 130 967 руб. 30 коп. (т.1 л.д. 24-26).
Расчеты произведены с применением предельных максимальных уровней тарифа на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом на территории МР «Усть-Куломский», утвержденных приказами Службы Республики Коми по тарифам № 109/12 от 19.12.2012 и № 62/3 от 14.10.2014 (2,25 руб. и 2,50 руб. за 1 км пробега).
Указанные расчеты в соответствии с установленным Порядком и заявкой для предоставления субсидии направлены в администрацию и получены 05.11.2014 (т.1 л.д. 23).
Отказа в принятии заявки от администрации не последовало, возражений по расчету суммы выпадающих доходов не заявлено, однако, оплата произведена частично, в размере 35 468 руб. 49 коп. (т.1. л.д.27), задолженность составляет 95 498 руб. 81 коп.
Ответчиком в материалы дела представлено соглашение о 25.11.2014 на возмещение недополученных доходов за октябрь 2014 года (т.2 л.д. 4-6) с указанием суммы субсидии 35 468 руб. 49 коп., однако, соответствующий согласованный расчет на указанную сумму в деле отсутствует, истец настаивает на обоснованности первоначального расчета размера выпадающих доходов, ответчик же документально указанную в соглашении сумму не обосновал, обоснованных возражений по расчету истца не заявил. Субсидия за остальные месяцы 2014 года (ноябрь и декабрь) ответчиком выплачена в 2015 году, из объяснений представителя ответчика в ходе рассмотрения дела следует, что на оплату долга по субсидии за октябрь 2014 года денежных средств, предусмотренных по соответствующей статье расходов муниципального образования, не хватило.
При таких обстоятельствах ограничение возмещения документально обоснованных выпадающих доходов от перевозок истца, не опровергнутых ответчиком, является неправомерным, а убытки истца, понесенные в связи с осуществлением пригородных автобусных перевозок, признаются судом подлежащими возмещению в полном размере.
Расчет суммы выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров за 2015 год произведен истцом с применением предельного максимального уровня тарифа на перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории МР «Усть-Куломский» - 2,50 руб. за 1 км пробега, утвержденного приказом Службы Республики Коми по тарифам № 62/3 от 14.10.2014.
По представленному в судебном заседании расчету недополученных доходов, согласованному (подписанному) заказчиком и перевозчиком, размер недополученных доходов за 2015 год составляет 1 716 754 руб. 48 коп.
При расчете учтена себестоимость перевозок в размере 6 779 195 руб. 98 коп.; при этом размер выручки по перевезенным платным пассажирам составил 3 474 209 руб., сумма возмещения по социальным проездным билетам – 997 782 руб. 50 коп., выручка от реализации социальных проездных билетов – 590 450 руб.
При этом отсутствие соглашения о возмещении недополученных доходов основанием для отказа во взыскании субсидии не является, остальные условия Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от 10.06.2015 №656 стороной истца выполнены.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Представитель ответчика в заседании суда подтвердил согласование с истцом расчета недополученных доходов по пригородному автобусному сообщению за 2015 год в сумме 1 716 754 руб. 48 коп., однако ссылается на невозможность выплаты перевозчику субсидий в возмещение выпадающих доходов в связи с отсутствием соответствующих расходов бюджета муниципального образования на 2016-2017 годы.
На основании изложенного, учитывая, что обоснованность размера взыскиваемых выпадающих доходов подтверждается материалами дела, надлежащие доказательства необоснованности взыскания этих расходов либо доказательств субсидирования истца из муниципального бюджета в полной сумме в материалы дела не представлены, исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 1 812 253 руб. 29 коп. убытков в виде недополученных доходов по пригородному автобусному сообщению, в том числе: 95 498 руб. 81 коп. – за октябрь 2014 года и 1 716 754 руб. 48 коп. – за 2015 год путем взыскания с муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» в лице администрации муниципального района «Усть-Куломский» за счет казны муниципального образования.
По результатам рассмотрения дела истец просит взыскать с ответчика судебные издержки на оплату услуг представителя, понесенные в размере 30 000 руб.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащих выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В подтверждение факта и размера понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя заявителем представлено соглашение на оказание юридических услуг № 47 от 04.07.2016, заключенный между адвокатом Поповым В.Л. и ИП ФИО1 (клиент) (т. 1 л.д. 154).
В соответствии с пунктом 1 соглашения клиент поручает, а адвокат принимает на себя обязательство оказать клиенту юридическую помощь в связи с участием в качестве представителя ФИО1 в Арбитражном суде Республики Коми по иску о взыскании с администрации МР «Усть-Куломский» убытков, причиненных истцу в результате перевозки пассажиров.
Согласно пункту 2 договора, адвокат обязуется: изучить представленные клиентом документы и проинформировать клиента о возможных вариантах решения проблемы; подготовить необходимые документы: претензионное письмо, исковое заявление; предоставлять интересы клиента в суде во время рассмотрения указанного дела.
Пунктом 3 договора определено, что стоимость услуг определяется в размере 30 000 руб.
После выполнения адвокатом работ подписывается акт приема-передачи выполненных работ (пункт 4 соглашения).
Оказание юридических услуг в рамках названного соглашения подтверждается актом приема-передачи выполненных работ от 13.10.2016, подписанным сторонами без возражений относительно объема и качества оказанных услуг.
Согласно данному акту стоимость услуг составила 30 000 руб., в том числе: консультирование клиента – 2 000 руб.; подготовка претензионного письма – 2 000 руб.; подготовка искового заявления – 6 000 руб.; представительство в суде – 20 000 руб.
Оплата истцом оказанных по договору юридических услуг подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № 47 от 02.09.2016.
Материалами дела подтверждается факт того, что представителем Поповым В.Л., оказывались юридические услуги, в том числе подготовлены исковое заявление, претензионное письмо ответчику от 06.07.2016, пояснения к иску; обеспечена явка в качестве представителя истца в судебные заседания по делу (13.10.2016, 08.11.2016, 05.12.2016, 10.01.2017).
Таким образом, факт несения истцом расходов на оплату юридических услуг по договору в сумме 30 000 руб. 00 коп. подтвержден материалами дела.
В то же время из суммы подлежащих распределению судебных издержек истца следует исключить стоимость услуг по консультированию клиента в размере 2 000 руб. (согласно акту приема-передачи выполненных работ), поскольку такая услуга не является необходимой для реализации права истца на обращение в суд и получена по усмотрению клиента. Таким образом, относимыми к судебному рассмотрению дела издержками истца признаются расходы на оплату юридических услуг в размере 28 000 руб.
Частями 2, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1).
Взыскание расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является элементом судебного усмотрения и, как представляется, направлено на пресечение злоупотреблений правом и на недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд при определении разумных пределов на оплату услуг представителя по настоящему делу, сопоставив расходы истца с фактическим объемом услуг, выполненных представителем, и стоимостью аналогичных юридических услуг, сложившейся в регионе, признает разумными расходы истца на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб. (подготовка претензии и иска – 5 000 руб., представительство в суде – 20 000 руб.).
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку исковые требования ИП ФИО1 удовлетворены частично, к возмещению истцу за счет ответчика причитаются судебные издержки на представителя пропорционально удовлетворенной сумме иска, что составляет 23 835 руб.
Согласно приведенной выше норме процессуального закона расходы по государственной пошлине также относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» в лице администрации муниципального района «Усть-Куломский» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) за счет казны муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>) 1 812 253 руб. 29 коп. убытков, 30 516 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины и 23 835 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
2. В удовлетворении иска в остальной части отказать.
3. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
4. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья О.П. Юдина