ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-8372/16 от 08.12.2016 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

12 декабря 2016 года Дело № А29-8372/2016

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2016 года, полный текст решения изготовлен 12 декабря 2016 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Маклаковой С.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Репа М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Муниципальному унитарному предприятию «Ухтаводоканал» муниципального образования городского округа «Ухта» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании задолженности,

при участии:

от истца: не явился,

от ответчика:  ФИО1 по доверенности №10-221 от 24.10.2016

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о взыскании с МУП «Ухтаводоканал» муниципального образования городского округа «Ухта» 33264304,88 руб. задолженности по перечислению части прибыли в местный бюджет с зачислением в доход бюджета муниципального образования городского округа «Ухта». До вынесения судом решения истцом уточнены исковые требования, просит взыскать задолженность по перечислению части прибыли на 2013 и 2013 годы, от иных требований истец отказался от иска.

Ответчик отзывом на иск отклонил исковые требования, указав, что предприятие своевременно произвело оплату части прибыли, исчисленной по нормативу от суммы чистой прибыли, задолженности не имеется.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие «Ухтаводоканал» МОГО Ухта создано на основании постановления Главы администрации г.Ухта от 04.04.2001 №271 «Об учреждении муниципального унитарного предприятия «Ухтаводоканал» и решения Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Ухта» от 13.04.2001 №172.

В соответствии со ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, иные неналоговые доходы.

К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся, в том числе, доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, от передачи имущества в залог, в доверительное управление; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (ст. 42 БК РФ).

В силу ст. 62 БК РФ часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, относится к неналоговым доходам местных бюджетов.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, относится к доходам местных бюджетов.

Собственник имущества в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, предприятие обязано осуществлять перечисление части прибыли в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 22.12.2005 г. N 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что предусмотренное п. 1 ст. 295 ГК РФ и ст. 17 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право собственника на получение части прибыли от использования находящегося в хозяйственном ведении имущества реализуется путем ежегодного получения части прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Решением Совета МОГО Ухта от 02.11.2011 №79 утвержден Порядок исчисления и перечисления части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городского округа «Ухта».

Согласно п. 1.2. Порядка его действие направлено на обеспечение реализации собственником имущества муниципальных унитарных предприятий МОГО «Ухта» (далее - собственник) своего права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении указанных предприятий (далее - часть прибыли).

В соответствии с п. 2.1. Порядка размер части прибыли муниципального унитарного предприятия МОГО «Ухта», подлежащей перечислению собственнику, ежегодно устанавливается решением Совета МОГО «Ухта» при утверждении бюджета на соответствующий год в виде норматива отчисления от чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты установленных законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В силу п.2.2. Порядка Предприятие самостоятельно исчисляет сумму части прибыли, подлежащей перечислению собственнику, исходя из норматива отчисления, установленного решением Совета МОГО «Ухта» на соответствующий финансовый год, и суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) отчетного периода, сформированной в соответствии с нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Из анализа вышеперечисленных документов усматривается, что размер части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, может быть установлен решением Совета МОГО «Ухта» раз в год при утверждении бюджета на соответствующий год в виде норматива отчисления.

Ст. 9 Решения Совета МОГО «Ухта» от 14.12.2011 № 84 «О бюджете МОГО «Ухта» на 2012 год», установлено, что муниципальные унитарные предприятия МОГО «Ухта» перечисляют в бюджет МОГО «Ухта» 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении муниципальных унитарных предприятий МОГО «Ухта» после уплаты установленных законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей.

Статьей 10 Решения Совета МОГО Ухта от 12.12.2013 №251, 12.12.2014 №361 «О бюджете МОГО Ухта» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов установлено, что муниципальные унитарные предприятия МОГО Ухта перечисляют в бюджет МОГО Ухта 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении муниципальных унитарных предприятий МОГО Ухта после уплаты установленных законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденному Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, отчет о прибылях и убытках - финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

В этой связи при определении размера чистой прибыли, с которого унитарное предприятие производит отчисления в бюджет, должен учитываться показатель чистой прибыли, отраженный в отчете о прибылях и убытках, представленном Предприятием в составе годовой бухгалтерской отчетности.

Из бухгалтерского баланса отчета о прибылях и убытках МУП «Ухтаводоканал» за 2012 года следует, что чистая прибыль Предприятия составила 1550 тыс. руб.

Таким образом, размер прибыли, подлежащий перечислению ответчиком в бюджет, на основании отчета о прибылях и убытках за 2012 года составит 775000 руб. (50%).

Из бухгалтерского баланса отчета о прибылях и убытках МУП «Ухтаводоканал» за 2013 года следует, что чистая прибыль Предприятия составила 1723000 руб., 50 % чистой прибыли МУП «Ухтаводоканал» составит 861500 руб.

В соответствии со ст.65 АПК РФ истцом не представлены доказательства, подтверждающие недостоверность бухгалтерских документов, представленных ответчиком по делу.

Аудиторскими заключениями ООО Аудит-Эксперт подтверждена достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия за 2012 год, 2013 гг.

Согласно п. 2.4. Порядка перечисление части прибыли производится предприятием в местный бюджет МОГО «Ухта» по итогам финансового года, не позднее чем в десятидневный срок после дня, установленного для предоставления бухгалтерской отчетности за год.

Из материалов дела видно, что ответчик своевременно платежными поручениями №1674 от 09.04.2013 и №1749 от 07.04.2014 перечислил истцу соответственно 775000 руб. и 861500 руб. части прибыли.

При таких обстоятельствах суд считает размер требований истца недоказанным и не подлежащим удовлетворению.

Кроме того ответчиком заявлено о пропуске исковой давности по требованию истца о взыскании суммы долга за 2012 год (т.2 л.д.107).

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в пункте 15 постановления, истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Поскольку исковое заявление по настоящему делу подано 09.08.2016, о чем свидетельствует отметка Почты России на конверте, а обязанность по перечислению денежных средств наступила в апреле 2013 года, суд полагает, что истцом пропущен трехлетний срок исковой давности для предъявления в суд рассматриваемых требований.

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца в соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ, ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья С.В. Маклакова