АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
30 декабря 2010 года Дело № А29-8452/2010
Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2010 года, полный текст решения изготовлен 30 декабря 2010 года
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Н.Ф. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Воркутауголь»
к Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
о признании недействительным решения № 271 от 29.06.2010
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 (представитель по доверенности № СР/ВУ-035/10Д от 08.06.2010)
от инспекции – ФИО2 (представитель по доверенности № 05-20/10 от 28.05.2010); ФИО3 (представитель по доверенности № 05-29/20 от 07.07.2009)
установил:
Открытое акционерное общество «Воркутауголь» (далее по тексту - Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее по тексту – инспекция, налоговый орган, ответчик) № 271 от 29.06.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговый орган с предъявленными требованиями не согласен, просит в удовлетворении требований отказать, считает, что оспариваемое решение вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства. Доводы подробно изложены в отзыве, дополнениях к нему и пояснениях к судебному заседанию.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Межрайонной Инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года, представленной налогоплательщиком 01.02.2010, по результатам которой составлен акт № 249 от 18.05.2010 и вынесено решение № 271 от 29.06.2010 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено несоблюдение Обществом законодательства о налогах и сборах, выразившееся в неправильном исчислении налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года в связи с неправомерным применением Обществом налоговой ставки 0 процентов в части фактических потерь, превышающих пределы нормативов потерь, утвержденных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; Обществу предложено уплатить недоимку по НДПИ в размере 2949494 руб.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика на решение инспекции Управлением ФНС России по Республике Коми вынесено решение 319-А от 23.08.2010 об оставлении решения Инспекции без изменения, апелляционной жалобы налогоплательщика без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, ОАО «Воркутауголь» обжаловало его в судебном порядке, указав, что фактические потери угля в тоннах на указанных лавах (выемочных участках) соответствуют утвержденным потерям; отчет по форме 11-ШРП составлен в строгом соответствии с нормативными документами, в разделах отчета представлены достоверные сведения о нормативных и фактических потерях по ОАО «Воркутауголь» за 2009 год по подземным и открытым работам, при этом, нормативы потерь по каждому выемочному участку пересчитаны на фактическую добычу согласно п.1.4. «Инструкции по составлению государственной статистической отчетности о потерях угля (сланца) в недрах при подземных и открытых работах», утв. Постановлением № 255 13.12.94г., Госкомстата России по согласованию с Департаментом угольной промышленности Минтопэнерго Российской Федерации; применение налоговым органом формулы п.1.8 Инструкции по учету потерь необоснованно, поскольку данный расчет предназначен для выемочных единиц, в которых выема угля произведена полностью; расчет сверхнормативных потерь по выемочным участкам, выемка угля в которых не завершена, регламентируется п.3.21 Инструкции по учету потерь, где сверхнормативные потери по выемочному участку на погашенной его части определяются как разность между фактическими и установленными нормативными (плановыми) потерями, скорректированными по фактической добыче. По мнению заявителя, фактические потери в процентах не превышают пересчитанный им норматив потерь, а, следовательно, все фактические потери угля подлежат обложению по ставке 0 процентов.
Суд считает, что требования налогоплательщика не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.02.2010 Открытым акционерным обществом по добыче угля «Воркутауголь» представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года (т.1 л.д.43-45), согласно которой налогообложение произведено:
1) по налоговой ставке 0 процентов, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), при добыче угля каменного в части нормативных потерь (код 1010) в количестве 806646 тонн;
2) по общеустановленной налоговой ставке (код 4000) в отношении 806900 тонн угля каменного.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого за декабрь 2009 года составляет 996,72 рублей.
Спор по количеству добытого полезного ископаемого в рассматриваемом периоде, а также по определению стоимости единицы добытого полезного ископаемого между сторонами отсутствует.
Сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащего уплате за декабрь 2009 года, исчислена Обществом в налоговой декларации в сумме 32170135 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено неправомерное применением Обществом налоговой ставки 0 процентов в части фактических потерь, превышающих пределы нормативов потерь, утвержденных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок утверждения нормативов потерь установлен в Правилах утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921 (далее – Правила, Правила утверждения нормативов потерь).
В соответствии с Правилами нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и включаются в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и иной документации) и далее уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ).
Нормативы потерь и уточненные нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Федеральным агентством по недропользованию.
В порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921, Обществу утверждены уточненные нормативы потерь каменного угля при добыче на 2009 год (в процентах):
· по полям шахт «Воркутинская», «Северная», «Заполярная», «Комсомольская» Воркутского каменноугольного месторождения Протоколом ЦКР Роснедра от 15.12.2009 № 243/09-унп, утвержденным 30.12.2009;
· по участку «Восточный» (Восточный борт) Юньягинского месторождения Протоколом ТО ЦКР Роснедра по Тимано-Печерской провинции от 18.08.2009 № 3, утвержденным 18.08.2009.
В соответствии с Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, согласованной с Госгортехнадзором России 01.03.1996 и утвержденной Минтопэнерго России 11.03.1996 (далее по тексту – Инструкция по учету потерь), фактические потери определяются с выделением сверхнормативных потерь по каждой выемочной единице (участку) и в целом по шахте (пункт 1.7.).
Сверхнормативные потери по выемочной единице (участку) вычисляют как разность между фактическими и нормативными (плановыми) потерями, пересчитанными на фактическую добычу по формуле Пп.п. = Д*Пп / (100-Пп), где:
· Пп.п. – пересчитанные на фактическую добычу нормативные (плановые) потери, тыс. тонн;
· Д – фактическая добыча, тыс. тонн;
· Пп – утвержденные нормативные (плановые) потери по выемочной единице (участку), %.
Сверхнормативные потери в целом по шахте – это сумма сверхнормативных потерь по выемочным единицам (участкам).
Количество фактических потерь каменного угля подтверждено Обществом формой федерального государственного статистического наблюдения № 11-ШРП «Сведения о потерях угля (сланца) в недрах (подземные и открытые работы) за 2009 год» (т.2 л.д.54-60) и налоговым органом не оспаривается.
По результатам камеральной проверки установлено превышение количества фактических потерь над нормативными, пересчитанными на фактическую добычу, на 73980 тонн, в том числе:
1) по шахте «Северной» на 65779 тонн (лава 212-з пласт Мощный – 4853 тонн, лава 412-з пласт Пятый – 60926 тонн);
2) по шахте «Воркутинской» (лава 632-ю пласт Тройной) на 1518 тонн;
3) по шахте «Заполярной» (лава 514-с пласт Четвертый) на 6684 тонн.
По мнению налогового органа, налогообложение 73980 тонн фактических потерь, превышающих нормативные, по налоговой ставке 0 процентов произведено налогоплательщиком неправомерно.
Суд считает выводы налогового органа обоснованными и соответствующими требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п.1.8 Инструкции по учету потерь нормативные (плановые) потери, пересчитанные на фактическую добычу, рассчитываются по следующей формуле: Пп.п. = Д*Пп / (100-Пп), где:
− Пп.п. – пересчитанные на фактическую добычу нормативные (плановые) потери, тыс. тонн;
− Д – фактическая добыча, тыс. тонн;
− Пп – утвержденные нормативные (плановые) потери по выемочной единице (участку), %.
Исходя из положений вышеуказанной Инструкции, превышение фактических потерь по каждой выемочной единице (участку) над нормативными (плановыми) потерями, пересчитанными на фактическую добычу, признается сверхнормативными потерями.
Согласно указанной формуле должно соблюдаться равенство между отношением плановых потерь к сумме плановой добычи и плановых потерь и отношением нормативных (плановых) потерь, пересчитанных на фактическую добычу, к сумме фактической добычи и нормативных (плановых) потерь, пересчитанных на фактическую добычу.
В нарушение указанного порядка (принципа) расчета налогоплательщик определяет норматив потерь в процентах исходя из соотношения плановых потерь к сумме плановых потерь и фактической добычи.
В рассматриваемом случае, учитывая отклонение фактической добычи от плановой, должно пересчитываться абсолютное количество нормативных (плановых) потерь (в тоннах) по выемочной единице (участку) с применением утвержденных Федеральным агентством по недропользованию процентов нормативных потерь.
Общество фактически при исчислении налога по ставке 0 процентов при добыче в части нормативных потерь применило проценты нормативов потерь, отличные от утвержденных на 2009 год Федеральным агентством по недропользованию (Протокол ЦКР Роснедра от 15.12.2009 № 243/09-унп, утвержденный 30.12.2009), то есть определило норматив потерь исходя из фактической добычи и плановых потерь (отношения плановых потерь к сумме плановых потерь и фактической добычи) (приложение № 1 к решению, т.1 л.д.26):
· по лаве 212-з пласта Мощного шахты «Северной» норматив потерь, утвержденный Федеральным агентством по недропользованию составляет 23,6%, Обществом применен норматив потерь в размере 24,3%;
· по лаве 412-з пласта Пятого шахты «Северной» норматив потерь, утвержденный Федеральным агентством по недропользованию составляет 25,9%, Обществом применен норматив потерь в размере 51,1%;
· по лаве 632-ю пласта Тройного шахты «Воркутинской» норматив потерь, утвержденный Федеральным агентством по недропользованию составляет 1,2%, Обществом применен норматив потерь в размере 1,4%;
· по лаве 514-с пласта Четвертого шахты «Заполярной» норматив потерь, утвержденный Федеральным агентством по недропользованию составляет 23,9%, Обществом применен норматив потерь в размере 25,9%.
Вместе с тем, вывод Общества о том, что пересчету на фактическую добычу подлежат проценты нормативов потерь, утвержденных Федеральным агентством по недропользованию, не следует из положений Инструкции по учету потерь и противоречит положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921 и Налогового кодекса Российской Федерации.
Инструкцией по учету потерь и Постановлением Госгортехнадзора РФ от 24.11.1999 № 85 «Об утверждении Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ» установлено, что при изменении геологических, гидрогеологических и горнотехнических условий разработки месторождения или отработки отдельных выемочных единиц, технологии добычных работ, а также технико-экономических показателей, учитываемых при нормировании (планировании) потерь, ранее установленные нормативы потерь должны быть своевременно пересмотрены, вновь согласованы с органами Госгортехнадзора РФ и утверждены в установленном порядке.
Доказательства внесения соответствующих изменений в утвержденные уточненные нормативы потерь на 2009 год и утверждения их в установленном порядке Обществом не представлены. Федеральным агентством по недропользованию указанные сведения в Федеральную налоговую службу в порядке, установленном пунктом 2 Правил, не направлялись.
При этом применение нормативов потерь, не соответствующих утвержденным в установленном порядке, не предусмотрено ни законодательством о налогах и сборах, ни законодательством о недропользовании.
Ссылку заявителя на пп.3.19, 3.20, 3.21 Инструкции по учету потерь и указаний на то, что «…первоначально определяется соблюдение нормативных (плановых) размеров целиков (п. 3.19), по местам образования потерь, выявляются причины, приведшие к превышению плановых размеров (п. 3.20) и производится расчет сверхнормативных потерь по выемочному участку (3.21)…» суд считает необоснованной и неприменимой к рассматриваемой ситуации.
Согласно п.3 Правил утверждения нормативных потерь - в зависимости от конкретных условий нормативы потерь уточняются и утверждаются в порядке, предусмотренном п. 2 Правил.
В силу п.1 ст.342 НК РФ налогообложению по налоговой ставке 0 процентов подлежат потери в пределах нормативов, утвержденных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в данном случае, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2001 г. № 921. Иного порядка утверждения нормативных потерь, в пределах которой налогоплательщик претендует на льготную ставку налогообложения, не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 3.21 Инструкции по учету потерь сверхнормативные потери по выемочному участку на погашенной его части определяются как разность между фактическими и установленными нормативными (плановыми) потерями, скорректированными по фактической добыче. Следовательно, порядок определения сверхнормативных потерь, указанный в разделе 3 «Определение размеров и учет потерь угля при добыче» Инструкции по учету потерь, аналогичен предусмотренному в разделе 1 «Общие положения» Инструкции по учету потерь (пункт 1.8.) и противоречия (расхождения) между ними отсутствуют.
Анализ условий, заложенных в плане развития горных работ, на который также ссылается налогоплательщик, не применим при определении количества нормативных потерь полезных ископаемых, подлежащих налогообложению НДПИ по нулевой налоговой ставке.
Наличие протокола органа Ростехнадзора по согласованию плана развития горных работ на предстоящий год, содержащего решение по согласованию нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, является только обязательным условием для проведения проверки и предварительного рассмотрения материалов, необходимых для рассмотрения и утверждения уточненных нормативов потерь. Согласование органом Ростехнадзора нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче не является залогом их утверждения Федеральным агентством по недропользованию в согласованном размере.
Так, по шахтам «Северная» (лавы 212-з пласт Мощный, 412-з пласт Пятый), «Воркутинская» (лава 632-з пласт Тройной), «»Заполярная» (лава 514-с пласт Четвертый) Федеральное агентство по недропользованию утвердило нормативы потерь в размере, отличном от согласованного при рассмотрении планов развития горных работ (т.2 л.д.115).
Использование нормативов, согласованных в планах развития горных работ без их соответствующего утверждения Федеральным агентством по недропользованию в установленном порядке налоговым законодательством не предусмотрено.
Суд считает, что заявитель в нарушение ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих доказательств правомерности применения неутвержденных в установленном порядке нормативов потерь, в пределах которых претендует на применение нулевой ставки налогообложения по НДПИ; примененный заявителем порядок расчета нормативных потерь при исчислении налога на добычу полезных ископаемых не основан на положениях действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, налогообложению по общеустановленной налоговой ставке за декабрь 2009 года подлежат 880880 тонн каменного угля (806900 тонн добытого угля + 73980 тонн фактических потерь, превышающих нормативные). Сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащего уплате за декабрь 2009 года, должна составить 35119629 рублей (880880 тонн * 996,72 рублей * 4%). Оспариваемое решение налогового органа соответствует действующему законодательству, не нарушает права налогоплательщика, в связи с чем, оснований для признания его недействительным не имеется.
Нарушение иных существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющихся основанием для отмены решения инспекции в соответствии с положениями п.14 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации, судом не установлено.
В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Судья Ж.А. Василевская