ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-9005/19 от 24.09.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

01 октября 2019 года     Дело № А29-9005/2019

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2019 года , полный текст решения изготовлен октября 2019 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Скрипиной Е.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бердниковой А.Е.,

рассмотрев в судебном заседании 24.09.2019г. дело по иску

Отдела министерства внутренних дел России по Сыктывдинскому району (ИНН:1109012581, ОГРН:1151109000052)

к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (ИНН:<***>; ОГРН:<***>)

к Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

об обязании  передать в федеральную собственность нежилые помещения,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное профессиональное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум», Министерство внутренних дел по Республике Коми

при участии в судебном заседании:

от истца:              ФИО1 – по доверенности от 18.12.2018,

от ответчика:      ФИО2 – по доверенности от 30.01.2019,

ФИО3 – по доверенности от 26.08.2019,

от третьего лица:         ФИО4 – по доверенности от 08.11.2018,

ФИО5 – по доверенности от 16.01.2017,

установил:

Отдел министерства внутренних дел России по Сыктывдинскому району (Истец) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (Министерство, ФИО6) и к Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми (ФИО6) об обязании передать в федеральную собственность нежилые помещения общей площадью 50,2 кв.м., расположенные по адресу: <...>.

Ответчики отклонили исковые требования Истца, изложив свои доводы в письменных отзывах на иск, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Государственное профессиональное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум» (Учреждение), Министерство внутренних дел по Республике Коми Третьи лица изложили позицию по иску.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.

Согласно решению Министерства РК имущественных и земельных отношений от 05.02.2018 № 105 «О закреплении государственного имущества Республики Коми на праве оперативного управления» балансодержателем нежилых помещений общей площадью 50,2 кв.м., расположенных по адресу: <...> (Объект) является Государственное профессиональное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум».

В настоящее время в указанных помещениях расположено отделение по вопросам миграции ОМВД России по Сыктывдинскому району по Договору безвозмездного пользования № Б 09-18 от 16.02.2018.

Письмом от 05.03.2018 № 01-57/1903-04 Министерством была согласована передача Объекта в безвозмездное пользование ОМВД, на неопределенный срок для круглосуточного использования в качестве служебных помещений, с возмещением затрат на содержание.

02.04.2018г. Истец обращался в Министерство и в Учреждение с предложением о передаче Объекта в федеральную собственность.

19.11.2018г. с аналогичным предложением Истец обратился к Ответчикам как о передаче Объекта в федеральную собственность, так и закреплении помещений на праве оперативного управления за Истцом.

Поскольку указанными лицами Истцу отказано в передаче Объектов, он обратился в суд с указанными требованиями, со ссылкой на Федеральный закон от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции», пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011г. №250 «Вопросы организации полиции» и Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011г. №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 4 Закона о полиции).

В силу части 2 статьи 48 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с частью 9 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.

Согласно данной норме находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.2013 N 10278/13, в случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой).

Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением определенного Законом N 122-ФЗ порядка.

Согласно Указам Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции", от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", Уставу учреждение входит в состав полиции и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, осуществляющего охрану имущества граждан и организаций на договорной основе.

Иск мотивирован ссылкой на часть 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе согласно части 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество. Имущество, используемое подразделениями органов внутренних дел с учетом перераспределения полномочий, в силу вышеизложенных норм, признается собственностью Российской Федерации, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в сфере правопорядка, внутренней безопасности и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации.

Исходя из приведенной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в частности, Законом о полиции в отношении имущества, используемого органами полиции).

Однако в данном случае судом установлено следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 11.06.2019 (далее - ЕГРН) правообладателем нежилого здания с кадастровым номером 11:04:1001012:196, расположенного по адресу Республика Коми, <...> (далее - Здание), является Республика Коми, о чем в ЕГРН 28.08.2006 сделана запись регистрации № 11-11-01/010/2006-732, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.08.2006 № 11 АА 427039.

В соответствии с данными ЕГРН с 15.11.2006 за государственным профессиональным учреждением «Коми республиканский агропромышленный техникум» зарегистрировано право оперативного управления, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации №11-11-01/073/2006-106.

Подпунктами «д», «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» установлено, что для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить документы:

- подтверждающие право собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования на предлагаемые к передаче земельные участки как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости);

- согласие (письмо) государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо).

Таким образом, согласно правоустанавливающим документам Здание является единым объектом недвижимости, спорные Объекты не являются обособленными и поставленными на кадастровый учет, в связи с чем передача спорных Объектов в федеральную собственность не представляется возможной.

Согласно пункту 7 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться в установленных законом порядке.

Также пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:

- если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, для возникновения собственности по безвозмездной передаче имущества в федеральную собственность должно быть в совокупности два условия: нахождение имущества в собственности не допускается, такое имущество используется федеральными органами государственной власти.

В данном случае имущество находится в собственности Республики Коми, поскольку в  силу пункта   14  части 2  статьи  263  Федерального  закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», где указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение    общедоступного    и   бесплатного    среднего    профессионального образования.

Согласно пунктам 3.2, 3.4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с запросом Правительства Москвы» положениями части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, являющимися предметом рассмотрения по указанному делу и определяющими порядок (процедуру) безвозмездной передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность, предусматривается, в частности, что находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом (абзацы девятый - одиннадцатый).

По смыслу названных положений части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая воисполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке.

Отсюда усматривается намерение законодателя не допустить передачу имущества против воли субъекта Российской Федерации, в собственности которого оно находится, Правительство Российской Федерации закрепило в Постановлении от 13 июня 2006 года № 374, что для принятия федеральным органом государственной власти решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность необходимо предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта Российской Федерации в федеральную собственность (подпункт «а» пункта 2).

Таким образом, закрепленный в части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предполагает необходимость волеизъявления субъектов Российской Федерации на такую передачу, достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные правомочия субъектов Российской Федерации и гарантии государственной собственности субъектов Российской Федерации, в том числе вытекающие из статей 5 (часть 3), 8 (часть 2), 35 (части 2 и 3), 55 (часть 3) и 72 (пункт «г» части 1) Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи.

Конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, выявленный в данном Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

На основании пунктов 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 данной статьи.

Согласно пункту 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Согласно пункту «о4» статьи 6 Закона Республики Коми от 4 декабря 2000 г. № 76-РЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Коми» орган по управлению государственным имуществом осуществляет функции и полномочия собственника государственного имущества Республики Коми при распоряжении имуществом государственными учреждениями Республики Коми, а также согласование сделок автономных и бюджетных учреждений Республики Коми, связанных с распоряжением особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным автономным или бюджетным учреждением за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 08.12.2015 № 496, установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в сфере имущественных отношений, земельных отношений, управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Коми, в том числе государственным жилищным фондом Республики Коми, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в указанной сфере.

Письмом от 13.12.2018 № 09-27/1206 Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми передачу Объектов из республиканской в федеральную собственность не согласовало, так как данные помещения в дальнейшем будут участвовать в образовательном процессе в соответствии с Уставом Учреждения.

Письмом от 26.12.2018 № 01-52/10524-04 Министерство также указало, что передача Объектов из государственной собственности Республики Коми в федеральную собственность не представляется возможным.

Кроме того, на основании пункта 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ передача имущества, закрепленного за государственными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий.

Письмом от 13.12.2018 № 01-17/2129 Учреждение сообщило, что Объекты не могут быть переданы из республиканской в федеральную собственность, так как эти площади в дальнейшем могут быть использованы для образовательных целей.

В отзыве на заявление ОМВД России по Сыктывдинскому району об обязании передать в федеральную собственность недвижимое имущество от 11.07.2019 № 01-17/1303, Министерство и Учреждение полагают недопустимым удовлетворение исковых требований ОМВД России по Сыктывдинскому району о передаче в федеральную собственность Объектов.

Также на земельный участок под Зданием зарегистрировано право собственности Республики Коми, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.12.2011 на объект права: Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания учебно-производственных зданий, общая площадь 53 355 кв.м., адрес объекта: Республика Коми, <...>, кадастровый (или условный) номер: 11:04:1001012:158, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.12.2011 сделана запись регистрации № 11-11-01/210/2011-439 (далее - Земельный участок).

На основании решения Министерства (до принятия Указа Главы Республики Коми от 03 ноября 2015 г. № 115 «Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми» наименование - Агентство Республики Коми по управлению имуществом) «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка» от 02.04.2014 № 185, Земельный участок предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации и обслуживания учебно-производственных зданий.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все  прочно   связанные  с  земельными  участками   объекты   следуют  судьбеземельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Поскольку Объекты не являются обособленными, и составляют единый объект недвижимости - Здание, принцип единства судьбы Земельного участка, в данном случае, не может быть соблюден.

Таким образом, передача части помещений Здания без земельного участка под ними, также не представляется возможным.

Учитывая изложенное, исковые требования Истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                   Е.С. Скрипина