АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
29 апреля 2013 года Дело № А29-9189/2012
Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2013 года, полный текст решения изготовлен 29 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Князевой А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коняевой Н.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Домсервис» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительным решения в части
при участии:
от заявителя: не явился____________________________________________
от ответчика: ФИО1 (по доверенности от 11.03.2013 № 05-05/1864)_____________________________________________________
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Домсервис» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Коми УФАС России от 22.08.2012 № 05-03/7390 в части признания ООО «Домсервис» нарушившим пункт 1 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий МУ «УЖКХ» в виде уведомления хозяйствующих субъектов путем направления писем № 07-5741 от 03.11.2009 и № 07-4980 от 14.09.2010 относительно видов и размеров затрат, подлежащих включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах за 2010 и 2011 годы и действий общества в части включения в плату затрат согласно письмам № 07-5741 от 03.11.2009 и № 07-4980 от 14.09.2010, что привело к повышению и поддержанию цен на услуги по управлению многоквартирными домами.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилсервис» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Коми УФАС России от 22.08.2012 № 05-03/7390 в части признания ООО «УК «Жилсервис» нарушившим пункт 1 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий МУ «УЖКХ» в виде уведомления хозяйствующих субъектов путем направления писем № 07-5741 от 03.11.2009 и № 07-4980 от 14.09.2010 относительно видов и размеров затрат, подлежащих включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах за 2010 и 2011 годы и действий общества в части включения в плату затрат согласно письмам № 07-5741 от 03.11.2009 и № 07-4980 от 14.09.2010, что привело к повышению и поддержанию цен на услуги по управлению многоквартирными домами.
Определением суда производства по делам по заявлению ООО «Домсервис» и ООО «УК «Жилсервис» объединены в одно производство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ФИО2, Муниципальное учреждение Управление жилищно – коммунального хозяйства Администрации МОГО «Ухта», муниципальное унитарное предприятие «Общий дом» МОГО «Ухта», ООО «Управляющая компания «Дом», ООО «Строительно- монтажное управление № 13».
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела рассматривается в отсутствие заявителей и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В отзыве и в дополнениях к отзыву Коми УФАС России заявленные требования не признало.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа, суд установил следующее.
Решением Коми УФАС России от 22.08.2012 № 05-03/7390 МУ «УЖКХ», МУП «Общий дом», ООО «УК «Жилсервис», ООО «Домсервис» признаны нарушившими требования части 1 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий МУ «УЖКХ» в виде уведомления хозяйствующих субъектов путем направления писем № 07-5741 от 03.11.2009 и № 07-4980 от 14.09.2010 относительно видов и размеров затрат, подлежащих включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах за 2010 и 2011 годы и действий МУП «Общий дом», ООО «УК «Жилсервис», ООО «Домсервис» в части включения в плату затрат согласно письмам № 07-5741 от 03.11.2009 и № 07-4980 от 14.09.2010, что привело к повышению и поддержанию цен на услуги по управлению многоквартирными домами в 2010 и 2011 годах.
Не согласившись с решением Коми УФАС России в части признания ООО «Домсервис» и ООО «УК «Жилсервис» нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции ООО «Домсервис» и ООО «УК «Жилсервис» обратились за защитой нарушенных прав в судебном порядке.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как установлено материалами дела, ООО «УК «Жилсервис» в 2009 году заключены договоры управления многоквартирными домами с собственниками жилых помещений многоквартирных домов сроком на 3 года.
Приложениями к договорам явились перечни планируемых работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно перечням на 2010 год планируемых работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к работам и услугам по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме отнесено управление - 1 руб. 36 коп. за 1 кв. м.
Фактически, к таким затратам отнесены затраты на оказание услуг по управлению многоквартирными домами, затраты на оказание услуг по сбору и начислению платы за содержание и ремонт жилого помещения, затраты на оказание услуг по техническому сопровождению проведения, общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в соответствии с письмом МУ «УЖКХ» от 03.11.2009.
Согласно перечням на 2011 год планируемых работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к работам и услугам по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме отнесено управление, к затратам на работы и услуги по содержанию общего имуществе собственников помещений в многоквартирном доме отнесено управление - 1 руб. 45 коп за 1 кв. м.
Фактические затраты на управление включили в себя затраты в соответствии с письмом МУ «УЖКХ» от 14.09.2010 года.
ООО «Домсервис» в 2010 году заключены договоры управления многоквартирным домами с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирных домов сроком на 3 года.
Приложениями к договорам явились перечни планируемых работ и услуг I содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно перечням на 2010 год планируемых работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к работам и услугам по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном до отнесено управление домами, сбор и начисление платежей за содержание жилого помещения, проведение общих собраний, к затратам на работы и услуги по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме отнесены затраты по управлению домами - 61 коп. за 1 кв. м., затраты по сбору и начислению платы гражданам за содержание жилья - 61 коп. за 1 кв. м., затраты по проведению общих собраний - 14 коп.
Согласно перечням на 2011 год планируемых работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к работам и услугам по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отнесено управление домами, сбор и начисление платежей за содержание жилья, проведение общих собраний, к затратам на работы и услуги по содержанию об имущества собственников помещений в многоквартирном доме отнесены затраты по управлению домами - 65 коп. за 1 кв. м., затраты по сбору и начислению платежей гражданам за содержание жилья - 65 коп. за 1 кв. м., затраты по проведению общих собраний - 15 коп.
Фактически затраты по управлению домами, затраты по сбору и начислению платежей гражданам за содержание жилья, затраты по проведению общих собраний включили затраты по управлению многоквартирными домами, затраты на оказание услуг по сбору и начислению платы за содержание и ремонт жилых помещений, затраты на оказание услуг по техническому сопровождению проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в соответствии с письмом МУ «УЖКХ» от 14.09.2010 №07-4980.
Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 16.11.2010 № 458 «О внесении изменений в Положение о муниципальном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации «Ухта» утверждено Положение о муниципальном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации муниципального образования городского округа «Ухта» в новой редакции (далее - Положение о МУ «УЖКХ»).
По пункту 2 раздела 1 Положения МУ «УЖКХ» МУ «УЖКХ» является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», входящим в структуру администрации муниципального образования городского округа «Ухта», созданным с целью реализации на территории муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - МО ГО «Ухта») законодательства Российской Федерации и Республики Коми, а также полномочий по решению вопросов местного значения в области жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности, благоустройства территории населенных пунктов МО ГО «Ухта», ритуальных услуг.
По пункту 1 раздела 2 Положения основными задачами Управления являются, в том числе:
-реализация на территории МО ГО «Ухта» государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
-организация управления муниципальным жилищным фондом МО ГО «Ухта»;
-регулирование тарифов на территории МО ГО «Ухта» в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и МОГО «Ухта».
По пункту 2 раздела 2 Положения о МУ «УЖКХ» Управление в соответствии с возложенными на него задачами:
-осуществляет организационно-методическое руководство в сфере жилищно- коммунального хозяйства;
-организует содержание муниципального жилищного фонда;
-осуществляет координацию деятельности организаций отрасли жилищно-коммунального комплекса и оперативный контроль за содержанием и эксплуатацией жилых зданий, объектов коммунального комплекса и внешнего благоустройства, входящих в сферу деятельности МУ «УЖКХ», вне зависимости от их принадлежности и ведомственной подчиненности;
-организует от имени МО ГО «Ухта» - собственника помещений в многоквартирных домах общие собрания собственников помещений в таких домах.
МУ «УЖКХ» в адрес управляющих компаний направлено письмо от 03.11.2009 № 07-5741.
В письме МУ «УЖКХ» даны указания управляющим компаниям относительно видов и размеров затрат, подлежащих включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2010 год. К таким затратам отнесены затраты на оказание услуг по управлению многоквартирными домами в размере 61 коп. за 1 кв. м., затраты на оказание услуг по сбору и начислению платы за содержание и ремонт жилого помещения 61 коп. за 1 кв.м., затраты на оказание услуг по техническому сопровождению проведения, общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах 14 коп. за 1 кв.м.
МУ «УЖКХ» в адрес управляющих компаний направлено письмо от 14.09.2010 № 07-4980.
В письме МУ «УЖКХ» даны указания адресатам относительно видов и размеров затрат, подлежащих включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2011 год. К таким затратам отнесены затраты на оказание услуг по управлению многоквартирными домами в размере 65 коп. за 1 кв. м., затраты на оказание услуг по сбору и начислению платы за содержание и ремонт жилого помещения 65 коп. за 1 кв. м., затраты на оказание услуг по техническому сопровождению проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах 15 коп. за 1 кв. м.
Из писем МУ «УЖКХ» от 03.11.2009 № 07-5741, от 14.09.2010 № 07-4980 не следует, что письма носят обязательный характер.
По мнению административного органа, в действиях МУ «УЖКХ» в виде уведомления хозяйствующих субъектов путем направления писем относительно видов и размеров затрат, подлежащих включению в плату в
действиях МУП «Общий дом», ООО «УК «Жилсервис», ООО «Домсервис» в виде включения в плату затрат согласно письмам содержатся нарушения пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Действия МУ «УЖКХ» в виде уведомления хозяйствующих субъектов путем направления писем относительно видов и размеров затрат, подлежащих включению в плату и действия МУП «Общий дом», ООО «УК «Жилсервис», ООО «Домсервис» в виде включения в плату затрат согласно письмам по мнению Коми УФАС России, привели к повышению и поддержанию цен на услуги по управлению многоквартирными домами (включающими в себя услуги по управлению многоквартирными домами, услуги по сбору и начислению платы за содержание и ремонт жилых помещений, услуги по техническому сопровождению», проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах) в размере 1 руб. 36 коп. за 1 кв. м. в 2010 году, 1 руб. 45 коп. за 1 кв. м. в 2011 году для собственников помещений многоквартирных домов, заключивших договоры управления многоквартирными домами с МУП «Общий дом», ООО «УК «Жилсервис», ООО «Домсервис», и как следствие, по мнению, ответчика, могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в границах МО ГО «Ухта».
Частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему
капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 10 статьи 155 Жилищного кодекса предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Из указанных положений Жилищного кодекса следует свободный рыночный порядок формирования размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Данный размер платы должен устанавливаться, исходя из предложений управляющих организаций, действующих на конкурентных принципах.
По пункту 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, МУП «Ухтажилфонд» (ООО «Ухтажилфонд»), МУП «Общий дом», ООО «УК «Дом», ООО «СМУ № 13», ООО «УК «Жилсервис», ООО «Домсервис» являются общих хозяйствующими субъектами.
Товарный рынок услуг по управлению многоквартирными домами в границах МО ГО «Ухта» в 2010 году являлся конкурентным.
Участниками такого товарного рынка в 2010 году согласно обзору состояния услуг конкурентной среды на товарных рынках услуг по управлению многоквартирными домами на территориях МО ГО «Ухта» в 2010 году явились МУП «Ухтажилфонд», МУП «Общий дом», ООО «УК «Дом», ООО «СМУ-13», ООО «Ремонт и услуги», ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», ООО «УК «Жилсервис», ООО «Ухтинская Управляющая Компания», ООО «Домсервис», ООО «Управляющая компания Техстрой», ООО «Газпром трансгаз Ухта», согласно информации, размещенной на официальном сайте МО ГО «Ухта» в сети «Интернет» - МУП «Ухтажилфонд», МУП «Общий дом», ООО «УК «Дом», ООО «СМУ-13», ООО «Ремонт и услуги», ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», ООО «УК «Жилсервис», ООО «Ухтинская Управляющая Компания», ООО «Управляющая компания «Домсервис», ООО «Газпром трансгаз Ухта».
Товарный рынок услуг по управлению многоквартирными домами в границах МО ГО «Ухга» в 2011 году являлся конкурентным.
Участниками такого товарного рынка в 2011 году по информации, размещенной на официальном сайте МО ГО «Ухта» в сети «Интернет», явились МУП «Ухтажилфонд», МУП «Общий дом», ООО «УК «Дом», ООО «СМУ-13», ООО «Ремонт и услуги», ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», ООО «УК «Жилсервис», ООО «Ухтинская Управляющая Компания», ООО «Управляющая компания «Домсервис», ООО «Газпром трансгаз Ухта».
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган, в частности, обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В силу пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых принимает решения и выдает хозяйствующим субъектам и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, заявление юридического лица.
На основании пункта 3 статьи 44 Федерального закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N 135-ФЗ комиссия антимонопольного органа вправе прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции).
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что включив в плату затраты в точном соответствии с письмами МУ «УЖКХ» управляющие компании отказались от самостоятельных действий по определению размера платы за управление домами, сбором и начислением платежей за содержание жилья, проведение общих собраний.
Так, заявителями представлены в материалы дела сметы затрат, связанных с управлением многоквартирными домами в том числе с приложением подтверждающих данные расчеты документов, включая плановые сметы общеэксплуатационных затрат на 2010 и 2011 годы, с расчетами прочих расходов на содержание руководителей, специалистов, служащих, приказы об установлении тарифной ставки по предприятиям, часовые тарифные ставки оплаты труда работников, прочие документы в обоснование планируемых расходов.
Кроме того, ответчиком не опровергнут довод заявителей о том, что фактически именно собственниками жилых помещений решались вопросы о включении тех либо иных работ в перечень выполняемых управляющими компаниями работ и услуг по содержанию общего имущества.
Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности совершения МУ «УЖКХ», заявителями как хозяйствующими субъектами согласованных действий, которые отвечают признакам нарушения антимонопольного законодательства.
По смыслу приведенной нормы для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления как несоответствующих статье 16 Федерального закона N 135-ФЗ, антимонопольному органу необходимо установить одновременно следующие обстоятельства: наличие непредусмотренных законом соглашения между указанными лицами или их согласованных действий; доказательства наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции вследствие указанных соглашения или согласованных действий.
Такие доказательства, в материалах дела также отсутствуют.
В связи с отсутствием доказательств наличия согласованных действий, отвечающих признакам нарушения антимонопольного законодательства, решение Коми УФАС России подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным (недействительным) решение Коми УФАС России от 22.08.2012 № 05-03/7390 в части признания ООО Домсервис, ООО Управляющая компания «Жилсервис» нарушившими требования статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» (пункт 1).
Взыскать с Коми УФАС России в пользу ООО «Домсервис», ООО Управляющая компания «Жилсервис» 2000 руб. уплаченной госпошлины в пользу каждого.
Выдать исполнительные листы.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья А.А. Князева