ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-9342/2011 от 15.12.2011 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru  , е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

30 декабря 2011 года Дело № А29-9342/2011

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2011 года, полный текст решения изготовлен 30 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Полицинского В.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Подсудевской Н.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» (ОГРН: 1021101121194) к Сыктывкарской таможне о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

при участии:

от заявителя: Нечаева Н.Н. (по доверенности от 14.09.2011 №160) ,

от ответчика:  Исаевская Е.В., Ярошенко М.А. (все по доверенности),

установил:

Открытое акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сыктывкарской таможни по делу об административном правонарушении № 10202000-190/2011 от 12 октября 2011 года, которым Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. на основании ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Заявитель на требованиях настаивает, ссылаясь на то, что Общество не имело правовых и фактических возможностей при подаче отчета ДО-1 идентифицировать поступивший в партии товар в качестве отдельных единиц, поскольку таможней были представлены ему сопроводительные документы на товар на иностранном языке, перевод которых на русский язык должен был в соответствии с ч.4 ст.158 ТК ТС обеспечить перевозчик при представлении в таможню; считает, что отчет формы ДО-1 составлен им в соответствии с требованиями действовавших на момент возникновения спорных правоотношений утвержденных Приказом ГТК России от 03.09.2003 №958 «Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров».

Сыктывкарская таможня требования не признала, представила отзыв на заявление, в котором изложила свои возражения против требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела и дело об административном правонарушении №10202000-190/2011, представленное ответчиком, заслушав представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Статья 16.15 КоАП РФ устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество является владельцем склада временного хранения, что лицами, участвующими в деле, признается.

Пунктом 2 статьи 23 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) установлено, что владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии со статьями 26 и 27 Таможенного кодекса Таможенного союза владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. За неисполнение своих обязанностей при временном хранении товаров владелец склада временного хранения несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно пунктам 6,7, 27 «Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров» для помещения товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации на склад временного хранения (далее СВХ), расположенный в месте прибытия, должностному лицу таможенного поста или при отсутствии таможенного поста в структуре таможни структурного подразделения таможни, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль, владелец СВХ представляет документы, содержащие следующие сведения при международной перевозке автомобильным транспортом: наименование страны отправления и страны назначения товаров; наименование и адрес отправителя и получателя товаров; количество грузовых мест, их маркировку и виды упаковок товаров; наименование, а также классификационные коды товаров (не менее первых четырех знаков) в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД); вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах). Для сообщения сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил, владелец СВХ представляет следующие документы при международной перевозке автомобильным транспортом: международную товаротранспортную накладную; имеющиеся коммерческие документы на перевозимые товары. Владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении при помещении товаров на СВХ : ДО1 - отчетность, формируемую при принятии товаров на хранение на СВХ.

Данная отчетность (ДО1) должна содержать в себе наименование получателя, реквизиты транспортных документов, наименование перевозчика, регистрационный номер транспортного средства, номер транзитной декларации или книжки МДП и сведения о товарах: дата и время помещения на склад, наименование товара, код товара (не менее четырех первых знаков)  в соответствии с ГС или ТН ВЭД, складской номер товара, количество грузовых мест, вес товара брутто или объем в кубических метрах, фактурную стоимость товара в валюте, указанной в транспортных документах, буквенный код валюты, срок временного хранения.

Согласно оспариваемому постановлению 18.04.2011 ОАО «Монди СЛПК» и Обществом с ограниченной ответственностью «КомиАгро» (далее - ООО «КомиАгро») заключен договор № 45/35-2011 на хранение товаров на складе временного хранения ОАО «Монди СЛПК».

22.06.2011 в адрес ООО «КомиАгро» (покупатель) на автотранспортном средстве М439YB177/ВМ158177 по перевозочному документу TIR№ XW66904558 поступили следующие товары: «Ротор 320 PC» по международной автомобильной накладной (далее - CMR) № NL1106150025, инвойсу № 5010187 от 15.06.2011 и «Косилка SPLENDIMO320РС», CMR№ NL1106150022, инвойсу № 5010189 от 15.06.2011, а также товар «Подборщик измельчитель Royal 30k», CMR№ 0238, инвойс № 2011-2113526 от 26.05.2011.

22.06.2011 прибывшие в адрес ООО «КомиАгро» товары были помещены на СВХ ОАО «Монди СЛПК» и учтены по документу отчета (далее - Д0-1) № 10202070/230611/000189 кладовщиком ОАО «Монди СЛПК» М.Н. Лыюровой, который представлен 23.06.2011 на Эжвинский таможенный пост.

Согласно указанным в Д01 № 10202070/230611/000189 сведениям на СВХ Общества был помещен товар: «Подборщик измельчитель ROYAL30К», вес брутто 8252 кг, фактурная стоимость 55085,96 евро, количество занимаемых грузовых мест-6.

Таможенный орган установил, что 23 июня 2011 года Общество представило в таможню отчетность ДО-1, содержащую недостоверные сведения о товаре «Подборщик измельчитель ROYAL30К», в том числе о количестве грузовых мест (графа 6 Д0-1), весе брутто (графа 7 Д0-1), фактурной стоимости (в графе 8 Д0-1), поскольку фактически в отчетности ДО1 указаны как относящиеся к товару «Подборщик измельчитель ROYAL30К» сведения о количестве грузовых мест, весе брутто, фактурной стоимости, являющиеся совокупными сведениями о трех отдельных товарах: «Подборщик измельчитель ROYAL30К», «Ротор 320 PC» и «Косилка SPLENDIMO320РС», при этом указание на два последних товара в отчетности отсутствует, но имеется ссылка на сопроводительные документы (CMR), относящиеся к ним.

Установив при рассмотрении дела об административном правонарушении факт представления Обществом в таможню 23 июня 2011 года отчетности ДО-1, содержащей недостоверные сведения, в том числе о товаре «Подборщик измельчитель Royal 30k» ответчик вынес оспариваемое постановление.

Общество, не согласившись с постановлением Сыктывкарской таможни, оспорило его в суде.

Суд считает, что действия Общества правильно квалифицированы административным органом как совершение правонарушения, предусмотренного ст.16.15 КоАП РФ, поскольку представленная заявителем 23 июня 2011 года в таможню отчетность ДО1 содержала недостоверные сведения, чего по существу Общество не оспаривает.

Приводимые Обществом доводы об отсутствии вины в совершении правонарушения, поскольку недостоверность отчетности обусловлена тем обстоятельством, что сопроводительные документы на товары «Ротор 320 PC» и «Косилка SPLENDIMO320РС», полученные от таможни, были исполнены на иностранном языке, что препятствовало идентификации товаров, не соответствуют положениям ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.

Из материалов дела видно, что все три товара поступили на СВХ и приняты кладовщиком Лыюровой М. 22 июня 2011 года в 17-30, и отчетность ДО1 составлена Лыюровой 22 июня 2011 года сразу после поступления товара на склад, без принятия каких-либо мер к установлению характеристик поступившего товара.

Согласно письму Общества в таможню от 16 сентября 2011 года (л.д.85) кладовщику Лыюровой М.Н., составившей ДО1, было известно о поступлении на одном транспортном средстве товаров, отличающихся по коду ТН ВЭД ТС.

Не отрицал этого и ведущий специалист по входящей логистике ОАО «Монди СЛПК» Ширяев В.В., согласно объяснениям которого от 02 сентября 2011 года (л.д.81), ему было известно, что в соответствии с товаросопроводительными документами на СВХ поступили три товара разных по коду ТН ВЭД ТС и наименованию. Более того, данное должностное лицо внесло изменение в отчетность ДО1, исправив первоначально правильно указанную в отчетности Лыюровой фактурную стоимость товара «Подборщик измельчитель ROYAL30К».

Суд считает, что представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, является результатом ненадлежащего выполнения своих должностных обязанностей соответствующими должностными лицами Общества, поскольку в случае возникновения неясностей либо вопросов в отношении характеристик поступившего товара, необходимо было принять меры к разъяснению их, а не предоставлять в таможню недостоверную отчетность.

В соответствии с ч.3 ст.2.1 КоАП РФ ответственность физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Суд приходит к выводу, что, действуя в пределах обычной предпринимательской осмотрительности, в том числе, реализуя предусмотренное законодательством право на осмотр поступившего на СВХ товара, Общество могло выполнить установленную законом публичную обязанность и представить в таможню отчетность, содержащую достоверные сведения о товаре.

При этом суд учитывает, что Обществу было известно лицо, которому предназначался товар и у которого возможно было получить информацию о товаре, необходимая информация могла быть получена у перевозчика при помещении товара на СВХ; из сопроводительных документов на товары, видно, что они имеет различные коды ТН ВЭД, занимают разное количество грузовых мест, грузоотправители товаров различны и находятся в разных странах.

Кроме того, по мнению суда, должностное лицо, в обязанности которого входит учет и прием товаров на СВХ, должно быть обучено юридическим лицом, работником которого является, правилам и требованиям, предъявляемым к оформлению международных перевозочных документов, и навыкам работы с ними.

Непринятие мер к назначению на должность лица, подготовленного соответствующим образом к работе по учету и приему товаров на СВХ, также свидетельствует о вине юридического лица в совершении правонарушения, поскольку юридическое лицо несет ответственность за действия своего работника.

В материалах административного дела имеется должностная инструкция кладовщика БМТО СВХ ОАО «Монди СЛПК», в соответствии с которой, кладовщик имеет право запрашивать информацию, необходимую для помещения, хранения и выдачи товаров со склада временного хранения у соответствующих служб предприятия.

Статьей 11 ТК ТС предусмотрена возможность получения заинтересованным лицом консультации в таможенном органе, в том числе связанной с заполнением документов, которые подлежат представлению таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, которой Общество не воспользовалось.

Суд не считает основательной ссылку Общества на положения ст.158 ТК РФ, устанавливающие, что при представлении документов, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства - члена таможенного союза, на территорию которого прибыли товары, перевод сведений, содержащихся в таких документах, обеспечивается перевозчиком или иным заинтересованным лицом, поскольку никаких обязанностей по переводу документов на таможенный орган данная норма не возлагает и регулирует правоотношения, возникающие при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза, а не при помещении их на склад временного хранения.

Сам же заявитель в силу положений ст.4 ТК ТС является заинтересованным лицом, а согласно пунктам 6 и 7 приведенных выше Правил обязанность по представлению соответствующих документов, содержащих информацию о товаре, в таможенный орган возложена на владельца СВХ.

Таким образом, положения ст.ст.4,158,23,26,27, 168 ТК ТС в совокупности с пунктами 6 и 7 Правил… не исключают возможность перевода соответствующих документов и самим Обществом.

Суд также учитывает, что в силу частей 4 и 5 ст.194 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от имени перевозчика документы и сведения в месте прибытия могут быть представлены таможенному органу любым иным лицом, действующим по поручению перевозчика. В случае представления таможенному органу в месте прибытия стандартных перевозочных (транспортных) документов, форма и содержание которых установлены международными соглашениями в области транспорта, участницей которых является Российская Федерация, перевод таких документов на русский язык не требуется, если документы составлены на английском или другом иностранном языке, предусмотренном в качестве международного стандарта составления перевозочных (транспортных) документов.

Никаких доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что международные перевозочные документы на поступившие на СВХ товары не соответствовали положениям ч.5 ст.194 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" заявитель суду не привел, а таможня в судебном заседании сослалась на отсутствие необходимости в переводе документов..

Суд приходит к выводу, что вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ст.16.15 КоАП РФ, полностью доказана материалами дела об административном правонарушении, а административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. назначено заявителю Сыктывкарской таможней в соответствии с положениями ч.3 ст.4.1 КоАП РФ.

Оснований для назначения заявителю наказания в виде предупреждения не имеется, т.к. ранее Общество привлекалось к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст.16.15 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой признание оспариваемого постановления незаконным, судом не установлено, и Обществом о наличии таковых не заявлено.

В удовлетворении требований Общества о признании незаконным и отмене постановления Сыктывкарской таможни по делу об административном правонарушении №10202000-190/2011 от 12 октября 2011 года надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10202000-190/2011 от 12 октября 2011 года отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке и вступает в силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья В.Н. Полицинский