АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
18 февраля 2013 года Дело № А29-9366/2012
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2013 года, полный текст решения изготовлен 18 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шишкина В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сусловым М.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконным в части решения № 11/12-12864 от 31.07.2012
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 17.09.2012
от ответчика: Гелей О.А. по доверенности от 07.02.2013
от третьего лица: не явились
установил:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее – Общество, заявитель, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми (далее – Кадастровая палата, ответчик, орган кадастрового учета) о признании незаконным решения № 11/12-12864 от 31.07.2012 в части отказа в связи с отсутствием у ОАО «РЖД» права на обращение в орган кадастрового учета и требованием исключить из резолютивной части оспариваемого решения указания на то, что с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
Определением суда от 09.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее также – Территориальное управление Росимущества в РК, ТУ Росимущества в Республике Коми).
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился, настаивая на отказе в удовлетворении данных требований и ссылаясь на неправильное применение норм права со стороны заявителя, а также на тот факт, что оспариваемое решение органа кадастрового учета на момент подачи заявления в суд утратило свою юридическую силу.
Подробно свои доводы Кадастровая палата изложила в отзыве на заявление от 26.12.2012 и дополнении к нему (л.д. 104-106 том 1).
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направило.
Вместе с тем, Территориальным управлением Росимущества в РК в суд представлен отзыв и дополнения к нему от 30.01.2013 и 06.02.2013 (л.д. 144 том 1, л.д. 31 том 2) в которых ТУ Росимущества в Республике Коми придерживается позиции заявителя и считает, что ОАО «РЖД» является надлежащим лицом при обращении в орган кадастрового учета с заявлениями об учете частей земельного участка, право на обращение которого закреплено положениями п. 4 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» как арендатора земельного участка, то есть лица, в пользу которого установлено данное обременение. Также, ссылаясь на статью 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», третье лицо считает заявленные требования Общества правомерными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, с заявлением об учете частей земельного участка, образующихся на земельном участке с кадастровым номером 11:05:0000000:25 (далее – земельный участок), находящемся в федеральной собственности, в филиал Кадастровой палаты по Республике Коми 04.07.2012 обратился арендатор земельного участка, в лице представителя ОАО «РЖД» по доверенности от 01.06.2012 (л.д. 14 том 1). В пункте 1.1. заявления Общество просило осуществить государственный кадастровый учет изменений указанного объекта недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи с: - образованием части с учетным номером 1 объекта недвижимости; - изменением иных сведений о кадастровом инженере земельного участка.
В числе документов, прилагаемых к заявлению, был представлен договор аренды земельных участков, являющихся федеральной собственностью и представленных открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» от 01.07.2007 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми за № 267/№395-НОДЮ с соответствующими приложениями (л.д. 15-21 том 2), сроком действия на 49 лет (пункт 2.1. договора).
В числе арендованных ОАО «РЖД» земельных участков из земель населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, расположенных по адресу: Республика Коми, территория МОГО «Сыктывкар», площадью 283.7587 га, значится и земельный участок с кадастровым номером 11:05:0000000:25 (пункт 1.1 договора). Данный земельный участок в числе прочих арендован для эксплуатации железной дороги и объектов железнодорожного транспорта.
Договор аренды от 01.07.2007 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 17 сентября 2007 года, о чем имеется отметка и штамп указанной службы со всеми необходимыми реквизитами (оборотная сторона л.д. 21 том 1).
По результатам рассмотрения указанного заявления Общества, решением отдела кадастрового учета филиала Кадастровой палаты по Республике Коми от 31.07.2012 № 11/12-12864 ОАО «РЖД» было отказано в учете частей указанного земельного участка, в том числе по основаниям обращения с заявлением ненадлежащего лица (л.д. 13 том 1). Вторым основанием для отказа явилось не соответствие требованиям Закона необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию.
Также в данном решении, в целях устранения причин отказа собственнику земельного участка или лицу, в пользу которого установлено ограничение (обременение) предложено обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об учете части объекта недвижимости, представив межевой план, оформленный в соответствии с Требованиями в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Не согласившись с принятым решением отдела кадастрового учета филиала Кадастровой палаты по Республике Коми, Общество обжаловало его в суд только в части отказа в связи с отсутствием у ОАО «РЖД» права на обращение в орган кадастрового учета, требуя также исключить из резолютивной части оспариваемого решения указание на то, что с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
Суд, исследовав материалы дела и заслушав представителей сторон, приходит к выводу об обоснованности части заявленных Обществом требований, на основании следующего.
Как указано в части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Из части 2 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ следует, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона № 221-ФЗ, с заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.
ОАО «РЖД» обратилось в Кадастровую палату с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (указанного земельного участка) в связи с образованием части данного объекта недвижимости.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Статья 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» относит аренду недвижимого имущества к одному из видов ограничений (обременений), стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества.
Поскольку ОАО «РЖД» является арендатором земельного участка, использующего его на основании договора аренды от 01.07.2007, который зарегистрирован в УФРС по РК 17.09.2007 под регистрационным № 11-11-01/086/2007-144 и срок аренды составляет 49 лет, то данное Общество является лицом, в пользу которого установлены обременения права собственности на земельный участок обстоятельством его аренды, дающим право данному заявителю на обращение с заявлением как об учете изменений объектов недвижимости, так и об учете частей объектов недвижимости.
Таким образом, ОАО «РЖД» является надлежащим лицом при обращении в орган кадастрового учета с указанными заявлениями.
Доводы ответчика о наличии договора субаренды на спорный земельный участок, которые опровергаются представителем заявителя, ничем не подтверждены документально, в связи с чем, данные доводы не могут быть приняты судом.
Также в суд не представлено и документов об утрате законной силы оспариваемого решения. При этом, если оспариваемое решение и утратило свою юридическую силу, само по себе оно ограничило право Общества на обращение с повторным заявлением в орган кадастрового учета.
Соответственно суд приходит к выводу о том, что решение филиала Кадастровой палаты по Республике Коми об отказе в учете изменений объекта недвижимости № 11/12-12864 от 31.07.2012, в части отказа в осуществлении кадастрового учета в связи с отсутствием у Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» права на обращение в орган кадастрового учета, то есть в связи с обращением с заявлением о кадастровом учете ненадлежащего лица, подлежит признанию недействительным, так как незаконно ограничивает данное Общество в праве на обращение с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета.
В остальной части заявленных требований об исключении из резолютивной части оспариваемого решения указания на то, что с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо, суд отказывает в их удовлетворении, так как сам факт признания данного решения в указанной части недействительным исключает дальнейшее применение этого решения в сфере рассматриваемых правоотношений.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной заявителем государственной пошлины в размере 2 000 руб., подлежат отнесению на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми об отказе в учете изменений объекта недвижимости № 11/12-12864 от 31.07.2012, в части отказа в осуществлении кадастрового учета в связи с отсутствием у Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» права на обращение в орган кадастрового учета, то есть в связи с обращением с заявлением о кадастровом учете ненадлежащего лица.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать после вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления решения в полном объеме.
Судья В.В. Шишкин