ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
04 апреля 2019 года Дело № А29-9843/2018
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2019 года, полный текст решения изготовлен 04 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Паниотова С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисовой Е.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Шротт» (ИНН: <***>, ОГРН:<***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Строймонтаж–Север» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
третьи лица: ФИО1, общество с ограниченной ответственностью «ТУРАНЛЕС»
об обязании произвести ремонт пути необщего пользования
при участии:
от истца - ФИО2 - по доверенности от 28.09.2018;
от ответчика - ФИО3 – по доверенности от 15.12.2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Шротт» (далее – ООО «Шротт») обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Строймонтаж-Север» (далее – ООО «Строймонтаж-Север») об обязании ответчика за свой счет произвести ремонт пути необщего пользования от стрелочного перевода № 155 до упора, принадлежащего ООО «Строймонтаж-Север» на праве собственности и расположенного по адресу: г. Сыктывкар,
м. Човью, производственная база, кадастровый номер 11:05:22 01 13:0001:444, в соответствии с актом осмотра железнодорожного тупика ООО «Строймонтаж-Север» от 12.04.2017, составленного ООО «ПутьСервис» и Локальной сметой № 1 (локальный сметный расчет) на ремонт пути необщего пользования от стр. 155 до упора.
Определением суда от 19.09.2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1.
Определением суда от 08.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ТУРАНЛЕС» (далее - ООО «ТУРАНЛЕС»).
12.11.2018 от ООО «ТУРАНЛЕС» поступил отзыв, в котором третье лицо указывает, что не препятствует проведению ремонта ж.д. пути необщего пользования, при условии согласования «технологических окон» для проезда автотранспорта к складу. Также указано, что ответчик не обращался с предложением по вопросу ремонта пути.
Определением суда от 13.12.2018 удовлетворено ходатайство ООО «Шротт» об истребовании доказательств у Филиала ОАО «РЖД» Центральная дирекция Управления движением Структурное подразделение Северная дирекция Управления движением Сольвычегодский центр организации работы ж.д. станции Човью.
ОАО «РЖД» по запросу суда письмом от 11.02.2019 сообщило, что в настоящее время подача-уборка вагонов на путь необщего пользования ООО «Строймонтаж-Север» осуществляется до «технологического проезда».
Для устранения препятствий в оказании услуг по подаче-уборке вагонов на указанном пути в адрес ООО «Шротт» или ООО «Човский производственный участок», требуется устранить нарушения по содержанию пути необщего пользования ООО «Строймонтаж-Север», а именно: по центру ж.д. переезда находится стык - вертикальные и горизонтальные ступеньки более 5 мм; по центру с правой стороны на ж.д. переезде зазор стыка более 32 мм.; уклон отводы ширины рельсовой колеи свыше 5 ‰; разрушение переездного настила (бетонное), уровень настила ниже головки рельса на 4-5см (ЦП-566 и №2288р).
В материалы дела 18.03.2019 от истца поступило ходатайство об изменении исковых требований, согласно которому истец просит обязать ООО «Строймонтаж-Север» в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести за свой счет ремонт технологического переезда, расположенного на пути необщего пользования от стрелочного перевода № 155 до упора, принадлежащего ООО «Строймонтаж-Север» и расположенного по адресу: г. Сыктывкар, м. Човью, производственная база, кадастровый номер 11:05:22 01 13:0001:444, путем устранения нарушения по содержанию пути необщего пользования, а именно:
- по центру ж.д. переезда находится стык-вертикальные и горизонтальные ступеньки более 5 мм;
- по центру с правой стороны на ж.д. переезде зазор стыка более 32 мм;
- уклон отвода ширины рельсовой колеи свыше 5‰;
- разрушение переездного настила (бетонное), уровень настила ниже головки рельса на 4-5 см (ЦП-566 и № 2288р).
Определением арбитражного суда от 20.03.2019 судебное заседание отложено на 04.04.2019.
В материалы дела 28.03.2019 от истца поступило ходатайство об изменении исковых требований, согласно которому истец просит обязать ООО «Строймонтаж-Север» в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести за свой счет ремонт технологического переезда, расположенного на пути необщего пользования от стрелочного перевода № 155 до упора, принадлежащего ООО «Строймонтаж-Север» и расположенного по адресу: г. Сыктывкар, м. Човью, производственная база, кадастровый номер 11:05:22 01 13:0001:444, путем приведения железнодорожного переезда в нормативное состояние и устранения нарушения по содержанию пути необщего пользования, а именно: по центру ж.д. переезда находится стык-вертикальные и горизонтальные ступеньки более 5 мм; по центру с правой стороны на ж.д. переезде зазор стыка более 32 мм; уклон отвода ширины рельсовой колеи свыше 5 ‰; разрушение переездного настила (бетонное), уровень настила ниже головки рельса на 4-5 см; отсутствуют отгибаемые концы внутрь колеи контррельс с обеих сторон переезда; ширина желоба переезда составляет 130 мм, а глубина в центре переезда составляет 24 мм.
В ходе судебного заседания представитель истца уточнила заявленные требования, исключив из них требовании в отношении последнего пункта (отсутствуют отгибаемые концы внутрь колеи контррельс с обеих сторон переезда; ширина желоба переезда составляет 130 мм, а глубина в центре переезда составляет 24 мм), о чем сделана отметка на ходатайстве об изменении исковых требований (л.д.62).
Представитель истца в судебном заседании требования поддержала с учетом уточнений.
Ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ООО «Строймонтаж-Север» является собственником железнодорожного подъездного пути необщего пользования, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, м. Човью, производственная база, протяженностью 500 метров, кадастровый номер 11:05:22 01 13:0001:444, от стрелочного перевода № 155 и оказывает ООО «Шротт» услуги по пропуску вагонов на железнодорожный тупик № 7, протяженностью 135,8 м., расположенного на производственной базе по адресу: г. Сыктывкар, промузел Човью.
ООО «Шротт» владеет железнодорожным тупиком № 7, протяженностью 135,8 м., расположенного на производственной базе по адресу: г. Сыктывкар, промузел Човью на основании Договора аренды железнодорожного пути № 11-11/13 от 12.11.2013.
Как указал истец, основная хозяйственная деятельность ООО «Шротт» непосредственно связана с использованием железнодорожных вагонов для отправки заготовленного черного лома в адрес контрагентов. При этом осуществление хозяйственной деятельности затруднительно без пропуска вагонов через железнодорожный подъездной путь необщего пользования ответчика, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, м. Човью, производственная база, протяженностью 500 м. Данное обстоятельство подтверждено постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 по делу № А29-5918/2017.
Актом осмотра железнодорожного тупика ООО «Строймонтаж-Север» от 12.04.2017, составленного ООО «ПутьСервис», на железнодорожном тупике требуется выполнить ремонтные работы по замене шпал, рельс и настила, в противном случае нет гарантии безаварийного прохода вагонов.
В соответствии с письмом ООО «Строймонтаж-Север» исх. № 041 от 17.04.2017 ООО «Шротт» уведомлено о капитальном ремонте путей необщего пользования ООО «Строймонтаж-Север» с 10.05.2017 на неопределенный срок. В связи с этим, подача- уборка ж.д. платформ, вагонов невозможна.
ООО «Шротт» в письме № б/н от 13.11.2017 обратилось в ООО «Строймонтаж-Север» с просьбой выслать копию акта комиссионного обследования путей необщего пользования ООО «Строймонтаж-Север», на основании которого принято решение о капитальном ремонте железнодорожного полотна, предоставить информацию какие выполнены работы по замене железнодорожного полотна на путях необщего пользования ООО «Строймонтаж-Север», сообщить причины, если работы по замене железнодорожного полотна не велись и/или не ведутся на текущий день. 24.11.2017 данное письмо вручено ООО «Строймонтаж-Север», но ответ на него не поступил.
По состоянию на май 2018 года ремонт путей необщего пользования, расположенных по адресу: г. Сыктывкар, м. Човью, производственная база, протяженностью 500 метров, кадастровый номер 11:05:22 01 13:0001:444, от стрелочного перевода № 155, не осуществлен. Подача-уборка ж.д. платформ, вагонов невозможна.
Истец полагает, что неосуществление ремонта путей необщего пользования является незаконным бездействием ООО «Строймонтаж-Север», а ООО «Шротт» умышленно чинятся препятствия в пользовании указанным путем необщего пользования.
Претензия истца о необходимости завершения ремонта путей оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с исковым заявлением.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
В соответствии со статьей 2 Закона от 24.12.2002 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Статьей 17 указанного Федерального закона установлено, что железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Согласно пункту 1 приложения № 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286 (далее – Правила № 286) при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
Пунктом 17 Правил № 286 предусмотрено, что техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) к содержанию сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования обеспечивается в порядке, установленном, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании норм и правил, а также технической документации.
В соответствии с пунктом 3.1. Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» от 14.11.2016 № 2288р (далее – Инструкция № 2288р) установлены условия пропусков поездов по стыкам с вертикальными и горизонтальными ступеньками (таблица 3.1.). При величине ступеньки более 5 мм движение по путям прекращается.
Таблица № 4 Приложения № 1 Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства Правил № 286 также содержит условия пропусков поездов по стыкам с вертикальными и горизонтальными ступеньками. При величине ступеньки более 5 мм движение по путям прекращается.
В соответствии с пунктом 32 Приложения № 1 Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства Правил № 286 в стыках рельсов при их укладке должны оставляться зазоры для того, чтобы при изменении температуры воздуха рельсы могли изменять свою длину.
Таблицей 10 предусмотрено, что максимальная номинальная величина стыкового зазора при максимальных температурах не может быть более 22 мм и 18 мм при длине рельсов 25 м и 12,5 м соответственно.
В соответствии с пунктом 9 Приложения № 1 Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства Правил № 286 не допускается эксплуатация ж.д. пути при уклоне отвода ширины колеи более 0,005.
В соответствии с пунктом 20 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237 настил железнодорожного переезда должен соответствовать конструкции, утвержденной владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Величины возвышения междурельсового настила над верхом рельсов, отклонения верха головки рельса железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно поверхности покрытия и отдельные углубления и впадины в покрытии междурельсового пространства (настиле) должны соответствовать требованиям технических регламентов.
Пунктом 15 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237 все обустройства ж.д переездов должны соответствовать требования ПТЭ и технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3.6.4. Инструкции № 2288р не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 20 мм.
Как указано в пункте совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Как определено частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При рассмотрении дела № А29-5918/2017 судом было установлено, что ООО «Строймонтаж-Север» является собственником путей необщего пользования, расположенных по адресу: г. Сыктывкар, м. Човью, производственная база, протяженностью 500 метров, кадастровый номер 11:05:22 01 13:0001:444, от стрелочного перевода № 155, ООО «Строймонтаж-Север» обязано на железнодорожном пути оказывать услуги по пропуску вагонов ООО «Шротт», так как указанный договор пользования является публичным договором; ООО «Строймонтаж-Север» обязано заключить договор на оказание слуг по пропуску вагонов по указанному пути (в редакции ООО «Шротт»).
20.07.2018 между ООО «Строймонтаж-Север» (владелец) и ООО «Шротт» (пользователь) заключен договор на оказание услуг по пропуску вагонов, в соответствии с пунктом 1.1. которого владелец оказывает услуги по пропуску вагонов пользователя по железнодорожному подъездному пути необщего пользования, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, м. Човью, производственная база,- протяженностью 500 метров, кадастровый номер 11:05:22 01 13:0001:444, от стрелочного перевода №. 155, а пользователь обязуется оплачивать владельцу услуги по пропуску, вагонов в размерах и в порядке, предусмотренных настоящим договором (т.2, л.д.77-78).
Железнодорожный путь предоставляется для подачи, уборки локомотивом Перевозчика, железнодорожного подвижного состава (вагонов) на примыкающий, тупик № 7, принадлежащий пользователю (пункт 1.2. договора).
Согласно пункту 3.2. договора владелец обязуется пропускать вагоны по железнодорожному пути; не препятствовать прохождению железнодорожного транспорта для нужд пользователя по железнодорожному пути, указанного в пункте 1 договора; содержать за свой счет железнодорожный путь в надлежащем состоянии, позволяющем беспрепятственно пользоваться им в соответствии с целями, указанными в пункте 1 договора, в том числе производить его очистку в зимнее время за свой счет.
Факт необходимости проведения ремонта ж.д. переезда в целях безаварийного прохода вагонов на ж.д. тупик, принадлежащий ООО «Шротт», подтверждается материалами дела, в том числе письмом ОАО «РЖД» (т.2, л.д.49), представленном по запросу суда, и ответчиком по существу не оспаривается.
Довод ответчика об отсутствии в данном случае нарушения прав истца судом отклоняется, поскольку права истца нарушаются в связи с невозможностью пользоваться ж.д. путем на основании заключенного по результатам рассмотрения дела № А29-5918/2017 между сторонами договора 20.07.2018.
Довод ответчика о том, что в настоящее время не представляется возможным произвести ремонт на ж.д. переезде в связи с отсутствием согласия собственника земельного участка, судом отклоняется.
В материалы дела 12.11.2018 от ООО «ТУРАНЛЕС», являющегося собственником земельного участка, на котором расположен ж.д. переезд, поступил отзыв, в котором третье лицо указывает, что не препятствует проведению ремонта ж.д. пути необщего пользования, при условии согласования «технологических окон» для проезда автотранспорта к складу. Также указано, что ответчик не обращался с предложением по вопросу ремонта пути.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Строймонтаж-Север» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести за свой счет ремонт технологического переезда, расположенного на пути необщего пользования от стрелочного перевода № 155 до упора, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью «Строймонтаж-Север» и расположенного по адресу: г. Сыктывкар, м. Човью, производственная база, кадастровый номер 11:05:22 01 13:0001:444, путем приведения железнодорожного переезда в нормативное состояние и устранения нарушения по содержанию пути необщего пользования, а именно: по центру ж.д. переезда находится стык - вертикальные и горизонтальные ступеньки более 5 мм; по центру с правой стороны на ж.д. переезде зазор стыка более 32 мм; уклон отвода ширины рельсовой колеи свыше 0,005 м.; разрушение переездного настила (бетонное), уровень настила ниже головки рельса на 4-5 см.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строймонтаж-Север» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Шротт» 6000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.