ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-10626/15 от 28.04.2016 АС Костромского области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-10626/2015

г. Кострома

29 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2016 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Мосунов Денис Александрович, при ведении протокола секретарем судебного заседания Рагимовой Ф.Ф.к., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Заволжье», ИНН <***>, ОГРН <***> к Государственной жилищной инспекции Костромской области о признании недействительным предписания от 13.10.2015 № 38-39,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, генеральный директор, приказ от 01.11.2006 № 1

от ответчика: ФИО2, паспорт, доверенность от 13.01.2016, ФИО3, доверенность от 02.11.2015;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Заволжье» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Костромской области от 13.10.2015 № 38-39.

К участию в деле для дачи пояснений были привлечены Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Заволжье» на основании лицензии от 17.04.2015 г. № 44-000027 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.

В Государственную жилищную инспекцию Костромской области 14.07.2015 г. поступило заявление собственника квартиры № 18 многоквартирного дома по адресу <...> «а» ФИО4 по вопросу правильности начисления платы за коммунальные услуги на подогрев воды и холодное водоснабжение, предоставленные на общедомовые нужды.

Инспекцией 04.08.2015 г. на основании приказа начальника государственной жилищной инспекции Костромской области № 1782 от 20.07.2015 г. была проведена внеплановая документарная проверка юридического лица.

В ходе проведения проверки установлено, что многоквартирный дом № 8А по Березовому проезду в городе Костроме находится в управлении OOО «Заволжье».

Между управляющей организацией ООО «3аволжье» и ОАО «КОЭК» заключен договор поставки тепловой энергии в горячей воде от 14.05.2013 г. № 1939. Получателем средств от населения за горячее водоснабжение (в том числе за подогрев воды и подогрев воды на ОДН) является ОАО «КОЭК», расчёт платы производит ОАО «ЕИРКЦ».

Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учёта тепловой энергии ВКТ-7-02, зав. № 96886.

Расчет платы за горячее водоснабжение производится по данным установленного коллективного (общедомового) прибора учета.

В соответствии с представленным отчетом архивных данных тепловычслителя за период с 25.05.2015 по 26.06.2015 объем потребленной тепловой энергии составил 30,267 Гкал. В соответствии с копией счета-извещения за июнь 2015 года собственника квартиры № 18, дома № 8а Березовый проезд объем, потребленный по общедомовому прибору учета составил 678,632 куб.м. (объем потребленной тепловой энергии 30,237 Гкал /0,0446 Гкал количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб, м. холодной воды) - 678,632 куб.м.),

Начисление платы за горячее водоснабжение (далее - ГВС) производится в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354).

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учёта или общим (квартирным) прибором учёта, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 19.12.2014 г. № 14/480 на 2015 год установлен тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ОАО "КОЭК", поставляемую потребителям города Костромы, на 2015 год, согласно которому с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. тариф на компонент на тепловую энергию для населения от собственных источников тепловой энергии составляет 1706,16 руб.Гкал.

Постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ № 10/394 от 17.12.2010 года утверждено количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб. м. холодной воды на обеспечение централизованного горячего водоснабжения в жилых домах на территории городского округа город Кострома, в размере 0,0446 Гкал на 1 куб. м.

Стоимость 1 куб.м. на подогрев воды ГВС составляет 1706.16 руб./Гкал *0.0446 Гкал/куб.м = 76.09 руб./куб.м.

Начисление платы за коммунальные услугу на ОДН регламентируется п.  44 Правил № 354. Согласно абз. 2.3 п. 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услуги на общедомовые нужды в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов находящихся в управлении управляющей организации, не должен превышать установленного норматива потребления.

Норматив потребления коммунальной услуги по ГВС на ОДН  установлен Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 28.05.2013 N 4-НП и составляет 0,026 куб, м./кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД В месяц.

По данным платежного документа собственника жилого помещения № 18 в расчете участвует норматив потребления 0,026 кум./кв.м., площадь дома 3818.3 кв. м., в том числе площадь жилых и нежилых помещений - 3511,8 кв.м.. площадь мест общего пользования – 306,5 кв.м., площадь квартиры 61,8 кв.м.

Сумма начисленной платы за подогрев воды в июне 2015 года по кв. №18. оборудованной индивидуальным прибором учета ГВС составляет 76,09 руб./куб.м. * 4 куб.м. - 304,38 руб.

Нормативный объем на подогрев воды на ОДН за июнь 2015 г. по кв.№18 должен составлять 0,140 куб.м. (306,5 кв.м./3511,8 кв.м.*0,026 куб.м./кв.м. * 61.8 кв.м).

Фактически собственнику жилого помещения № 18 к оплате за подогрев на ОДН за июнь 2015 г. предъявлено в размере 7,434 куб.м. (422,4294 куб.м./3511,8 кв.м * 61.8 кв.м).

Установлено, что выставленные объемы значительно превышают нормативный объем. Установлено нарушение порядка начисления платы за подогрев воды для ГВС на ОДН потребителю коммунальных услуг, проживающем в данном доме.

Между управляющей организацией и МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 0286 от 17.03.2014 года. Получателем средств населения является МУП г. Костромы «Костромагорводоканал». Расчёт платы производит ОАО «ЕИРКЦ».

Тарифы на холодное водоснабжение для населения МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» утверждены постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 19.12.2014 г. № 14/473 с 01.01.2015 г. -21,77 руб./куб.м., с 01.07.2015 г. - 23.86 руб./куб.м.

Многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета ХВС РС32-30-А-1. зав. № 044255.

В соответствии с приложенными к обращению платежными документами в июне 2015 г. объем, потребленный по общедомовому прибору учета, составил 898 куб.м.

Объем потребленной коммунальной услуги по ХВС для распределения на ОДН по МКД составил за июнь 2015 г. 211,301 куб.м.

По результатам проверки Инспекция пришла к выводу, что ООО «Заволжье» начисление платы на ОДН производится с нарушением требований абз. 2 и 3 п. 44 Правил № 354.

По  результатам проверки составлен акт проверки № 25-39 от 04.08.2015 г. ООО «Заволжье» выдано предписание № 25-39 от 04.08.2015 г.  прекратить  начисление платы за коммунальную слугу по ГВС на ОДН (компонент-подогрев) и за холодное водоснабжение на ОДН собственнику помещения в объемах, превышающих норматив потребления коммунальной услуги предоставленной на ОДН.

Инспекцией на основании приказа начальника государственной жилищной инспекции Костромской области № 2536 от 13.10.2015 г. была проведена внеплановая документарная проверка ООО «Заволжье» с целью контроля исполнения ранее выданного предписания № 25-39 от  04.08.2015 г.

В ходе проведения проверки было установлено, что по данным платежного документа сентябрь 2015 года собственника квартиры № 18, дома № 8 «а» Березовый проезд в г. Костроме сформированного на сайте ЕИРКЦ OOО «Заволжье» начисление платы коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды (компонент-подогрев) собственнику также производится  с нарушением требований абз. 2 и 3 п. 44 Правил № 354.

Сумма начисленной платы за подогрев воды ИТП (индивидуального теплового пункта) в сентябре 2015 года по кв. № 18 оборудованной индивидуальным прибором учета ГВС (горячего водоснабжения): 82,33 руб./куб.м * 2 куб.м = 164,67 руб.

Нормативный объем на подогрев воды на ОДН (за июнь 2015 г. по кв.№18 должен составлять 0,140 куб.м. (0,026 куб.м/кв.м. * 306,5 кв.м / 3511,8 кв.м. * 61.8 кв.м).

Фактически собственнику жилого помещения № 18 к оплате за подогрев на ОДН сентябрь 2015 г. предъявлено в объеме 4,700 куб.м. (267,1087 куб.м. / 3511.8 кв.м. * 61.8 кв.м.).

Нормативный объем потребления по холодному водоснабжению на ОДН за сентябрь 20105 г. по кв. №18 должен составлять 0,140 куб.м. (0,026 куб.м. /кв.м. * 306,5 кв.м. / 3511,8 кв.м. * 61,8 кв.м.).

Фактически собственнику жилого помещения к оплате за холодное водоснабжение на ОДН за сентябрь 2015 г. предъявлено в объеме 0,233 куб.м. (13,251 куб.м. / 3511,8 кв.м * 61,8 кв.м).

Таким образом, собственнику жилого помещения предъявлено к оплате за сентябрь 2015 года объёмы подогрев воды на ОДН и холодного водоснабжения на общедомовые нужды в объёме, превышающем нормативные.

По результатам проверки составлен акт проверки от 13.10.2015 г. № 28-39., инспекция пришла к выводу о неисполнении Обществом предписания № 25-39 от 04.08.2014 г.

В связи с этим Обществу было вынесено новое предписание № 38-39 от 13.10.2015 г. о прекращении начисления платы за коммунальную услугу по ГВС на ОДН (компонент-подогрев) а также о прекращении начисления платы за ХВС на ОДН собственнику помещения № 18 в доме в объемах, превышающих норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН в соответствии с пунктом 44 Правил № 354.

Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в суд.

Как пояснил заявитель, горячее водоснабжение дома осуществляется путем  подогрева холодной воды в индивидуальном тепловом пункте, расположенном в доме (бойлер). Услуга  по горячему водоснабжению отсутствует. Дом имеет закрытую систему водоснабжения.

Для расчета коммунальной услуги горячее водоснабжение и холодное водоснабжение на общедомовые нужды применяются нормативы, утвержденные постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области № 4-НП от 28.05.2015 г.

Инспектором не был учтен факт того, что общедомовой прибор учета холодного водоснабжения считает потребление по двум услугам – холодного водоснабжения и горячего водоснабжения.

Таким образом, в акте проверки нормативный объем потребления по ХВС на ОДН рассчитан неверно, так как норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды, утвержденный постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области № 4-НП от 28.05.2015 г. и составляющий 0,026 куб. м /кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц, должен применятся и к ХВС и к ГВС то есть расчет должен быть 0,026 куб.м. * 2 * 306,5 кв.м. / 3511 кв.м * 61,8 куб.м = 0,28 м.куб.

В квитанции за сентябрь собственнику предъявлен  объем ХВС на ОДН ниже нормативного, в размере 0,233 куб.м. то есть в пределах норматива.

На данном основании считает, что предписание выдано на основании ошибочных расчетов.

Также просит учесть, что Инспекцией в расчетах применяется количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб.м. холодной воды на обеспечение централизованного горячего водоснабжения в размере 0,0446Гкал на 1 куб.м., в то время, как дом имеет закрытую систему горячего  водоснабжения.

Также считает, что расчет платы за коммунальную услугу по ГВС на ОДН должен осуществляться по формуле № 24, утвержденной  Правилами № 354, которая подразумевает двухкомпонентный тариф, который на сегодняшний день не принят, принят коэффициент, который Общество оспаривает в суде общей юрисдикции.

Также считает, что инспекцией нарушены требования  Закона № 294-ФЗ,  так как Общество не получало приказ о проведении проверки в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 294-ФЗ. Приказ был получен вместе с актом проверки. Общество не располагало сведениями о проведении  в отношении него проверки. Инспекция нарушила требования части 1, 3 статьи 14, пункты  2,3, 5  статьи 18 Закона № 294-ФЗ, что является грубым нарушением влечет признание результатов проверки недействительными  на основании статьи 20 Закона № 294-ФЗ. Также считает, что предписание является неисполнимым, так как не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые должны быть совершены во исполнение предписания. Также указывает на то что начисление и рассылку квитанций об оплате производит ОАО «ЕИРКЦ».

Жилищная инспекция представила отзыв, требования не признает.

По данным платежного документа, за сентябре 2015 года собственника квартиры № 18, многоквартирного дома, объем тепловой энергии, потребленный домом, в соответствии с показаниями прибора учета за сентябрь 2015 года составляет 25,758 Гкал. Объем потребленный в жилых и нежилых помещениях по коммунальной услуге по горячему водоснабжению (компонент - подогрев) составляет 310,4249 куб.м. Объем для распределения на общедомовые нужду по горячему водоснабжению (компонент - подогрев) по указанному многоквартирному дому составляет 267,1087 куб. м.

Нормативный объем на общедомовые нужды по горячему водоснабжению (компонент - подогрев) в целом по дому составляет 7,969 куб.м (0,026 куб, м /кв. м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества  в многоквартирном доме, в месяц * площадь мест общего пользования 306,5 кв.м.

Нормативный объём на общедомовые нужды по горячему водоснабжению (компонент- подогрев) за сентябрь 2015 г. по кв. №18 должен составлять 0,140 куб: м (0,026 куб.м./кв.м. *306,5 кв.м./3511 кв.м. *61,8 кв.м.

Фактически, собственнику жилого помещения к оплате за подогрев на общедомовые нужды за сентябрь 2015 г. предъявлено в объеме 4,700 куб.м.

Таким образом, начисление платы за коммунальные услуги по ГВС на ОДН (компонент подогрев) собственнику помещения произведено с нарушением требований абз. 2 и 3 п. 454 Правил №354 в объемах, превышающих норматив потребления коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды.

Постановлением департамента Топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 28 мая 2013 года № 4-нп утвержден норматив потребления коммунальной услуги по -горячему водоснабжению на общёдомовыё нужды 0,026 куб. м./кв.м. общей пощади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц, и отдельно, норматив потребления коммунальной услуги холодному водоснабжению на общедомовые нужды 0,026 куб.м/кв.м. Норматив 0,52 (0,026*2) на который ссылается ООО «Заволжье» не утверждался.

Нормативный объем потребления по холодному водоснабжению на общедомовые нужды за сентябрь 2015 г. по кв.№18 должен составлять 0,140 куб. м (0,026 куб.м/кв.м * 306,5 кв.м / 3511,8 кв.м. * 61,8 кв.м)

Фактически собственнику жилого помещения № 18 к оплате за холодное водоснабжение на общедомовые нужды за сентябрь 2015 г. предъявлено в объеме 0,233 куб.м. (13,251 куб.м. / 3511,8 кв.м. * 61,8 кв.м.).

Доводы Общества о необходимости применения в данном случае формулы № 24 установленной правилами № 354 считает несостоятельным, так как порядок расчет норматива определен в формуле № 15.

Доводы Общества том, что инспекцией нарушены требования Закона № 294-ФЗ считает несостоятельными, так как проверка была документарной и  нарушения, на которые ссылается Общество, не были допущены, так как такие требования к документарным проверкам не установлены.

Довод о том, что Общество не производит начисление по ГВС и ХВС  на ОДН и не является получателем денежных средств считает не состоятельным, так как дом находится в управлении Общества и оно как управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг. Обязанность по расчету платы за коммунальные услуги и выставлению расчетных документов возложена законом на управляющую организацию. То, что Общество поручило другой организации производить начисления и выставлять счета не освобождает ее от исполнения установленной законом обязанности.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на лице, оспаривающем акт, решение, действие (бездействие).

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ).

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки выяснению подлежит наличие или отсутствие у заявителя предусмотренной законом обязанности по проведению требуемых мероприятий и исполнимость изложенного в предписании требования.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации такое составное понятие как плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в числе прочего плату за коммунальные услуги.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией (пункт 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 28.05.2013 N 4-НП утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов на территории Костромской области,  которые составляют 0,026 куб. м /кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц.

Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 17.12.2010 N 10/394 утверждено  количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 кубического метра холодной воды на обеспечение централизованного горячего водоснабжения в жилых домах на территории городского округа город Кострома, в размере 0,0446 Гкал на 1 куб. м.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 19.12.2014 N 14/480 утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Костромская областная энергетическая компания" потребителям городского округа город Кострома, на 2015-2017 годы который составляет с 01.07.2015 1846,06 руб./Гкал.

Согласно пункта 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.

Согласно абзацам 2, 3 пункта 44 Правил № 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Согласно пункту 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Исходя из абзаца 45 пункта 54 Правил № 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом исходя из пункта 22(1) в приложении № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.

В силу пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354 (пункт 44 Правил N 354).

Исходя из Правил №  354 при наличии общедомового прибора учета холодной воды объема коммунального ресурса на ОДН определяется по формуле 11 Приложения 2 к Правилам № 354 как разность между показаниями общедомового прибора учета холодной воды и объемами потребления холодной воды в жилых и нежилых помещениях, определенных по приборам учета и нормативам потребления холодной воды, и объемов потребления горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) по приборам учета или по нормативам потребления ГВС. Полученный объем холодной воды распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями МКД пропорционально занимаемой площади.

Как следует из материалов дела, жилищная инспекция пришла к выводу о том, что управляющая организация производит расчет платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды на ГВС в многоквартирном доме, в объемах превышающих норматив, руководствуясь в расчетах формулой № 15 Правил № 354.

Вместе с тем, в пункте 22(1) Приложения № 2, устанавливающего порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, установлено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.  Из данной формулы следует, что объем горячей воды  предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, подаваемой в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, - по формуле 11.2, предусмотренной настоящим приложением.

Таким образом, при определении объема  горячей воды  предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, должна была применяться формула № 11.2, а не формула № 15.

Формула № 15, которой руководствовалась  инспекция, в данном случае не подлежит применению, так как исходя из пункта 17 Правил №  354 данная формула применяется для расчета коммунального ресурса, в том числе на  ГВС на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета. В данном случае из материалов дела следует, что дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета.

Доводы Общества о необходимости применения в данном случае формулы № 24 установленной правилами № 354 также несостоятельны, так как размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, должен определяется по формуле № 20.2 Правил № 354.

В части расчета по ХВС на общедомовые нужды жилищной инспекцией подлежала применению формула № 11, а не № 15, которая была применена инспекцией при расчетах. Как уже было отмечено,  данная формула применяется для расчета коммунального ресурса, в том числе на  ГВС на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета. В данном случае расчет должен бы быть произведен по формуле № 11.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание основано на неверных расчетах, что свидетельствует о его незаконности.

По доводам управляющей организации о том, что при расчете платы за коммунальную услугу возможно применение двойного норматива потребления коммунальной услуги 0,026 куб. м./кв.м., и о применении при расчете формулы № 24 Правил № 354 суд также исходит из следующего.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Отношения, связанные с предоставлением услуг непосредственно гражданам регулируются Правилами N 354. Пунктом 38 Правил N 354 установлено, что при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей, к которым пунктом 2 указанного документа отнесены лица, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В силу части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

При этом значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду, значение компонента на тепловую энергию рассчитывается исходя из тарифа на тепловую энергию (п. п. 90, 92 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 1 Положения о департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, утвержденного  Постановлением Администрации Костромской области от 31.07.2012 N 313-а департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов).

Управляющая организация, производя расчет платы за коммунальную услугу по как по ГВС для ХВС так и ГВС для  ХВС на ОДН, использовала норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды, утвержденный постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области № 4-НП от 28.05.2015 г. и составляющий 0,026 куб. м/кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц, путем его умножения на два (0,026*2=0,052) что следует из приведенных организацией расчетов.

Вместе с тем, при оказании в данном случае коммунальной услуги управляющей организацией для полного учета расходов ХВС для ГВС на ОДН мог быть применен только двухкомпонентный тариф, который должен быть установлен уполномоченным на то органом регулирования тарифов на территории Костромской области, то есть Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие утверждение органом регулирования тарифов  двухкомпонентного тарифа на 2015 г.

При отсутствии данного тарифа управляющая организация  не имела законных оснований для использования для расчета платы  за коммунальную услугу по ГВС для  ХВС на ОДН двойного норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды, утвержденного постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области № 4-НП от 28.05.2015 г. Данные действия управляющей организации являются незаконными.

Ссылку управляющей организации в обоснование своих доводов на акт проверки от 04.02.2015 г. № 17-35, в котором, по мнению управляющей организации, инспектор Государственной жилищной инспекции Костромской области признал правомерным подобный расчет платы на ГВС для ХВС на ОДН суд отклоняет, поскольку данный акт какого-либо доказательственного значения  для рассматриваемого дела не имеет.

Кроме того, производя различные вычисления и расчеты в обоснование пре своих доводов, управляющая организация не ссылается на соответствующие формулы, утвержденные Правилами  № 354.

Кроме того, суд приходит к выводу неисполнимости оспариваемого предписания, исходя из следующего.

Предписание представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки. При этом в силу положений пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.

Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для определенной организации, принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер.

Тем самым, вынесение предписания влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить некоторые действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.

При этом одним из критериев законности предписания является и исполнимость, поскольку оно обеспечивается мерами государственного принуждения, в частности, административной ответственностью за нарушение установленного в нем срока исполнения (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Предписание следует считать законным, если вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для определенной организации установить наличие допущенного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения. При этом совершение данных действий должно привести к исполнению предписания.

В противном случае предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.

Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его недействительность.

Из формулировки, изложенной предписании, следует, что управляющей организации необходимо прекратить начисление начисления платы за коммунальную услугу по ГВС на ОДН (компонент-подогрев) а также прекратить начисление платы за ХВС на ОДН собственнику помещения в объемах, превышающих норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН в соответствии с пунктом 44 Правил № 354.

При этом ни в акте проверки, ни в предписании не указаны формулы, и нормативы, в соответствии с которыми управляющая организация должна производить расчет платы за коммунальную услугу, и применение которых приведет к соблюдению управляющей организацией требований Правил № 354, что в конечном итоге и должно привести к надлежащему исполнению предписания.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что как жилищная инспекция, так и управляющая организация при расчете платы за коммунальную услугу по ГВС на ОДН использовали неверные формулы, установленные Правилами № 354. Формулы, подлежащие применению при расчетах платы за коммунальную  услугу, так и подлежащие применению нормативы  в предписании также не указаны.

С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд приходит к выводу, что изложение предписания в подобной форме не отвечает критериям конкретности, четкости и определенности. Суд считает, что сформулированное подобным образом предписание, не содержащее в себе ссылок на подлежащие применю в расчетах как формулы Правил № 354, так и нормативы, которыми следует руководствоваться при определении размера платы за коммунальную услугу, делает его фактически неисполнимым.

Так из формул, утвержденных Правилами № 354, следует, что при расчете используются как установленные  нормативы потребления, так и учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, наличии либо отсутствие коллективного (общедомового) прибора учета, и другие обязательные составляющие, размер же платы за коммунальную услугу является арифметическим результатом этих вычислений. Соответственно, указание в предписании формул и нормативов, подлежащих применению и которыми следует руководствоваться при осуществлении расчетов, как раз и может свидетельствовать  о конкретности, четкости и определенности предписания.

Из формулировки предписания не ясно, на основании каких  данных и каким образом управляющая организация должна производить расчет платы за коммунальную услугу, и соответственно, применив соответствующую формулу и нормативы при расчете, прекратить начисление платы сверх норматива.

На данном основании суд приходит к выводу, что предписание  является не исполнимым и нарушает  права и законные интересы заявителя.

Доводы заявителя о том, что инспекцией нарушены требования  Закона № 294-ФЗ,  так как Общество не получало приказ о проведении проверки в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 294-ФЗ. Приказ был получен вместе с актом проверки. Общество не располагало сведениями о проведении  в отношении него проверки. Инспекция нарушила требования части 1, 3 статьи 14, пункты  2, 3, 5  статьи 18 Закона № 294-ФЗ, что является грубым нарушением влечет признание результатов проверки недействительными  на основании статьи 20 Закона № 294-ФЗ суд отклоняет, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи  20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Перечень грубых нарушений установлен  в части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ.

В частности  к грубым нарушениям относится нарушение требований, части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля), предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона 294-ФЗ), частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки) (пункт 6 части 2 статьи 20 Закона 294-ФЗ).

Из материалов дела следует, что документарная проверка производилась на основании приказа Государственной жилищной инспекции Костромской области, по результатам проверки был составлен акт проверки, приказ и акт проверки были выручены (направлены) управляющей организации.

Нарушение же требований  пунктов  2, 3, 5  статьи 18 Закона № 294-ФЗ, законодателем к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки, не отнесено.

Другие доводы заявителя суд отклоняет, поскольку они основаны на неверном толковании норм законодательства с учетом выводов, изложенных в решении.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения; определяет дальнейшую судьбу вещественных доказательств, распределяет судебные расходы, а также решает иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.

В соответствии частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  государственная пошлина входит в состав судебных расходов.

Глава 24 АПК РФ не устанавливает каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, поэтому вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в отношении сторон по делам искового производства по правилам главы 9 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах расходы по уплате государственной пошлин подлежат отнесению на жилищную инспекцию.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Предписание Государственной жилищной инспекции Костромской области от 13.10.2015 № 38-39 признать  недействительным.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции <...>,  в пользу ООО «Заволжье», <...>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рубелей.

Исполнительный лист на взыскание расходов по уплате государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                Д.А. Мосунов