РЕШЕНИЕ
г. Кострома Дело № А31-1081/2007-21
«30» октября 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2007г.
Арбитражный суд Костромской областив составе:
председательствующего судьиАвдеевой Натальи Юрьевны ,
лицо, ведущее протокол: Авдеева Наталья Юрьевна
рассмотрел в судебном заседании дело по искуУправления по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Костромской области, г. Кострома
(наименование истца)
к Костромской таможне, г. Кострома;
(наименование ответчика)
3-е лицо: 35-пожарная часть, г. Волгореченск Костромской области,
УВД Костромской области, г. Кострома
об обязании произвести оформление и выдачу паспортов транспортных средств автомобилей
при участии в заседании:
от заявителя –конс. ФИО1 по дов. от 09.01.2007 № 1-15, пасп. 3406 850105 выдан 13.04.2007 442- 002
от ответчика: гл. гос. инспектор ФИО2 по дов. от 02.05.2007 № 02-19/2382, уд. ГС № 063300
3-е лицо: 35-ПЧ- начальник ФИО3, уд. ФПС № 00450 выд. 14.09.2006;
УВД КО – ст. гос. инсп. ФИО4 по дов. от 21.02.2007 №1/1, уд. КСР № 013000 выд. 10.01.2007
установил:
Управление по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Костромской области, г. Кострома, обратилось в Арбитражный суд Костромской области с требованием к Костромской таможне, г. Кострома, и Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Костромской области, третье лицо: 35-пожарная часть, г. Волгореченск Костромской области, со следующими требованиями:
- установить факт таможенной регистрации транспортных средств (с выдачейпаспортов транспортных средств) 2-х пожарных автомобилей - ЗИЛ-131автоцистерн АЦ-40 (131) номера: - двигателя - 886649, шасси, рамы - 746390,год выпуска - 1996;двигателя - 313820, шасси, рамы - 622945, год выпуска – 1997;
- обязать Государственную инспекцию безопасности дорожного движения УВД Костромской области и Костромскую таможню произвести установленным порядком регистрацию указанных транспортных средств.
Определением суда от 05 февраля 2006 года ответчик Государственная инспекция безопасности дорожного движения УВД Костромской области заменен на надлежащего ответчика - Управление внутренних дел Костромской области.
Определением суда от 05 февраля 2006 года производство по делу в части требований обязать Управление внутренних дел Костромской области произвести регистрацию указанных транспортных средств прекращено, Управление внутренних дел Костромской области исключено из числа ответчиков.
Требование Управления по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Костромской области об установлении факта таможенной регистрации транспортных средств 2-х пожарных автомобилей рассмотрено в рамках дела № А31-8876/2006-21.
Заявитель уточнил требования, просит обязать Костромскую таможню произвести оформление и выдачу паспортов транспортных средств автомобилей ЗИЛ-131автоцистерна АЦ-40(131), двигатель номер 886649, шасси номер 746390,год выпуска - 1996;ЗИЛ-131автоцистерна АЦ-40(131), двигатель номер 313820, шасси номер 622945, год выпуска – 1997.
Определением суда от 20 марта 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление внутренних дел Костромской области.
Заявитель Управление по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Костромской области требования мотивирует тем, что две пожарные машины с момента приобретения находится в 35-пожарной части, имущество, находящееся в подведомственных частях, находится в оперативном управлении Управления по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Костромской области и является собственностью субъекта Российской Федерации – Костромской области; указанные машины были ввезены в 1997 году с территории Республики Беларусь, в связи с чем не подлежали таможенному оформлению, однако таможенное оформление они проходили - одна в Московской восточной таможне, другая в Сыктывкарской таможне; документы, подтверждающие их приобретение у продавца, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, и таможенное оформление, органами ГИБДД УВД Костромской области 23 июля 2001 года были направлены в Костромскую таможню для выдачи паспортов транспортных средств на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999 года № 942-р и Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, однако Костромской таможней эти документы были утеряны.
Заинтересованное лицо Костромская таможня считает заявление не подлежащим удовлетворению, указывая, что единая таможенная территория образована и таможенный контроль на границе Российской Федерации и Республики Беларусь отменен лишь в отношении товаров, происходящих с территории Российской Федерации и Республики Беларусь, тогда как страной происхождения машин из содержания представленных копий документов является Украина; паспорта выдаются таможенными органами на основании заявления, поданного в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник транспортных средств или шасси, только в том случае, если не требуется таможенного оформления машин, что в данном случае места не имеет, поскольку не подтверждено в установленном порядке происхождение данных машин с территории Республики Беларусь; при таможенном оформлении паспорта транспортных средств выдаются таможней по месту таможенного оформления, Костромская таможня таможенное оформление спорных машин не производила, кроме этого, на момент ввоза и на момент направления документов, если бы даже это имело место, Правила, на основании которых таможенный орган по месту регистрации собственника может выдать паспорт, не действовали, они действуют с июня 2005 года; документы не были получены, что подтверждается журналом входящей корреспонденции, установить, что было направлено и достаточно ли было тех документов для выдачи ПТС, невозможно; факт таможенной регистрации одной из машин ничем не подтвержден, паспорта транспортных средств могли быть выданы при таможенном оформлении, если оно проводилось.
Третье лицо 35-пожарная часть считает заявление подлежащим удовлетворению по тем же основаниям, что и заявитель.
Представитель третьего лица УВД Костромской области пояснил, что документы письмом ГИБДД УВД Костромской области 23 июля 2001 года были направлены простой почтовой связью, в связи с чем доказательств их получения адресатом не имеется; органы УВД Костромской области не имеют оснований как для выдачи паспорта транспортного средства на спорные автомашины, так и для постановки их на учет при отсутствии паспортов транспортных средств.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил:
По грузовой таможенной декларации № 24318/04117/0004444 через Московскую восточную таможню ООО «Группа предприятий «Спецавтотехника» ввезен на территорию Российской Федерации пожарный автомобиль АЦ-40(131)137А, 1996 года выпуска, двигатель номер 888649, шасси номер 0746390, кузов номер 746390, что подтверждено сообщением Московской восточной таможни от 15 декабря 2005 года № 23-18/13563.
Грузополучатель 35-я пожарная часть УГПС УВД Костромской области получила от грузоотправителя ЗАО «ИМЭКС», г. Минск, по товарно-транспортной накладной № 005828 за ноябрь 1997 года (заказчик – Волгореченский трубный завод) пожарную автомашину АЦ-40(131)137А, шасси номер 0746390, двигатель номер 888649, и по товарно-транспортной накладной № 005856 от 26 ноября 1997 года пожарную автомашину АЦ-40, шасси номер 622945.
Право собственности ЗАО «ИМЭКС», г. Минск, на пожарную автомашину АЦ-40(131)137А, шасси номер 0746390, двигатель номер 888649, подтверждается сведениями, содержащимися в выданном 13 ноября 1997 года в установленном порядке транзитном номере (рт 9780 77 RUS).
Между Волгореченским трубным заводом и Управлением государственной противопожарной службы Костромской области 16 июня 1999 года был заключен договор № 126/ВД, согласно которого Волгореченский трубный завод обязался передать Управлению государственной противопожарной службы Костромской области материальные ценности и относящиеся к ним документы, в том числе пожарная техника для подразделений УГПС – два автомобиля АЦ-40(131).
Костромская таможня письмом от 16 октября 2002 года № 08-09/5352 в адрес Пожарной части № 35 сообщила о подтверждении Московской восточной таможней таможенного оформления пожарного автомобиля АЦ-40(131)137А по грузовой таможенной декларации № 24318/04117/0004444 и необходимости обратиться для получения паспорта транспортного средства по месту таможенного оформления, а также о том, что Сыктывкарская таможня не подтвердила таможенного оформления пожарного автомобиля.
На основании распоряжения Департамента имущественных отношений администрации Костромской области от 31 августа 2005 года № 594 внесено в реестр государственного имущества Костромской области имущество, закрепленное за 35-ой пожарной частью по охране г. Волгореченск Костромской области, в том числе два пожарных автомобиля ЗИЛ-131.
Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации Костромской области от 31 августа 2005 года № 595 государственное имущество Костромской области согласно перечням основных средств, включая два пожарных автомобиля ЗИЛ-131, передано 35-ой пожарной части по охране г. Волгореченск Костромской области, на праве оперативного управления.
Пожарной частью № 35 УГПС УВД Костромской области в адрес Костромской таможни направлено заявление (без указания даты) о выдаче паспортов транспортных средств на специальные пожарные автомобили:
- пожарный автомобиль ЗИЛ-131 (цистерна), двигатель номер 886649, шасси номер 746390, кузов номер отсутствует, год выпуска 1996,
- пожарный автомобиль ЗИЛ-131 (цистерна), двигатель номер 313820, шасси номер 622945, кузов номер отсутствует, год выпуска 1997.
Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
На основании Соглашения «О таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь» от 06.01.95 г. между Россией и Беларусью был создан Таможенный союз. Указанным Соглашением установлен порядок, в соответствии с которым создавалась единая таможенная территория и отменялись таможенный контроль и оформление при перемещении товаров между государствами - участниками. При этом режим единой таможенной территории распространяется в отношении товаров, происходящих с территории государств - участников Таможенного союза, а также товаров происходящих с территории третьих государств, но выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации.
Решением Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28.04.99 г. № 2 «О завершении формирования единого таможенного пространства Союза Беларуси и России» определено, что таможенная территория Республики Беларусь и таможенная территория Российской Федерации образуют пространство этих двух стран, на котором не применяется таможенный контроль и таможенное оформление, взимание пошлин в отношении товаров гражданского назначения, происходящих с территорий этих стран.
В соответствии с Указом Президента РФ от 25.05.95 г. № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь», п. 1 Постановления Правительства от 23.06.95 г. № 583 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 25.05.95 г. № 525» (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.08.2000 г. № 619) таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь, отменен.
Согласно п. 5 Указания ГТК РФ от 28.11.96 г. № 01-14/1310 «О таможенном оформлении товаров» в отношении ввозимых на таможенную территорию при ввозе товаров с территории Республики Беларусь на таможенную территорию России товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, не осуществляется таможенное оформление и таможенный контроль при условии подтверждения их статуса для таможенных целей документами, представляемыми таможенным органом РФ для подтверждения происхождения товаров из государств-участников. Если статус товаров не подтвержден представленными документами, такие товары подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в общеустановленном порядке в соответствии с таможенным законодательством.
Пунктом 10 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 г., а также ст. 34 ТК РФ определено, что для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификат о происхождении товара формы СТ-1.
Согласно Договору о создании Союзного государства от 08.12.99 г. формирование единого таможенного пространства предполагалось завершить лишь к 2002 году (п. 6 Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства).
Таким образом, единая таможенная территория образована и таможенный контроль на границе Российской Федерации и Республики Беларусь отменен лишь только в отношении товаров, происходящих с территории Российской Федерации и Республики Беларусь.
Транспортные средства, происходящие из третьих стран и выпущенные на территории Республики Беларусь для свободного обращения, должны перемещаться через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами, предусмотренными Таможенным кодексом РФ.
Статус транспортных средств, происходящих с территории Республики Белоруссия или выпущенных для свободного обращения на территории Республики Белоруссия, в отношении которых при выдаче ПТС таможенное оформление не производится, должен быть подтвержден документами, указанными в п. 4 указания ГТК России от 28.11.96 г. № 01-14/1310, либо иными документами, подтверждающими выпуск транспортных средств на территории Республики Белоруссия для свободного обращения и перечисление уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов на счет Представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Белоруссия.
Довод Костромской таможни о том, что страной происхождения пожарного автомобиля АЦ-40(131)137А, двигатель номер 888649, шасси номер 746390,год выпуска 1996, и пожарного автомобиля АЦ-40(131)137А, двигатель номер 313820, шасси номер 622945, год выпуска 1997, является Украина, подтвержден имеющимися в деле документами и не опровергнут какими-либо объективными доказательствами.
Доказательств иного (документов, указанных в п. 4 указания ГТК России от 28.11.96 г. № 01-14/1310, либо иных документов, подтверждающих происхождение машин с территории Республики Белоруссия либо их выпуск на территории Республики Белоруссия для свободного обращения и перечисление уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов на счет Представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Белоруссия) Управлением по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Костромской области не представлено.
Копия грузовой таможенной декларации № 24318/04117/0004444 не может быть принята в качестве доказательства получения ООО «Группа предприятий «Спецавтотехника» пожарной автомашины, происходящей с территории Республики Беларусь, поскольку указанный в ней товар получен декларантом от предприятия «Свитанок», г. Чернигов, Украина, страна происхождения также указана Украина. Кроме этого, указанная копия частично является нечитаемой и содержит данные, содержание которых нельзя установить достоверно, подлинника данного документа не имеется.
Помимо изложенного, согласно сообщению Московской восточной таможни, по грузовой таможенной декларации № 24318/04117/0004444 ввезен пожарный автомобиль, номер двигателя которого (888649) отличается от номера двигателя автомобиля, на который истец просит обязать выдать паспорт транспортного средства (886649).
Таким образом, довод Управления по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Костромской области о том, что спорные пожарные автомашины не подлежали таможенному оформлению не нашел подтверждения в судебном заседании.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999 года № 942-р Государственному таможенному комитету РФ было предписано обеспечить выдачу в установленном порядке паспортов транспортных средств при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Республики Белоруссия транспортных средств, подлежащих регистрации в Российской Федерации.
В соответствии с Указаниями ГТК России от 28.11.96 г. № 01-14/1310 выдача ПТС должна производиться:
- на транспортные средства, происходящие с территории Республики Белоруссия, без таможенного оформления;
- на транспортные средства, оформленные таможенными органами Республики Белоруссия без перечисления взысканных таможенных пошлин и налогов в федеральный бюджет Российской Федерации, только после их таможенного оформления с уплатой установленных таможенных пошлин и налогов.
В соответствии с пунктами 57, 58 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года № 496/192/134, паспорта выдаются таможенными органами на основании заявления, поданного в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник транспортных средств или шасси:
- после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств;
- при обращении ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств или шасси в федеральную собственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- при обращении взыскания на ввозимые на территорию Российской Федерации транспортные средства или шасси по обязательствам их собственников;
- на ввозимые из Республики Беларусь транспортные средства или шасси:
страной происхождения которых является Республика Беларусь;
происходящие с территории Российской Федерации либо выпущенные для свободного обращения на территории Российской Федерации, если их ввоз осуществляется после вывоза из Российской Федерации в Республику Беларусь, за исключением временного ввоза транспортных средств.
Довод Костромской таможни о том, что при таможенном оформлении паспорта транспортных средств выдаются таможней, осуществившей их таможенное оформление, соответствует действующему законодательству и ничем не опровергнут.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Костромская таможня таможенного оформления спорных пожарных машин не производила.
Довод Костромской таможни о том, что документы, направленные Управлением ГИБДД УВД Костромской области письмом 23 июля 2001 года для выдачи паспортов транспортных средств, Костромской таможней не были получены, не опровергнуты какими-либо объективными доказательствами.
Кроме этого, судом принимается также довод Костромской таможни о том, что в настоящее время невозможно установить, каково содержание направленных документов и достаточно ли было их для выдачи паспортов транспортных средств.
Как на момент ввоза, так и на момент направления из Управления ГИБДД в Костромскую таможню документов, нормативно установленной обязанности Костромской таможни выдать паспорта транспортных средств на спорные машины не имелось.
Помимо изложенного, ни Управление по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Костромской области, ни Пожарная часть № 35 не являются лицами, осуществившими ввоз пожарных автомобилей ЗИЛ-131 (цистерна), двигатель номер 886649, шасси номер 746390, кузов номер отсутствует, год выпуска 1996, и ЗИЛ-131 (цистерна), двигатель номер 313820, шасси номер 622945, кузов номер отсутствует, год выпуска 1997.
Исходя из изложенного требование Управления по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Костромской области удовлетворению не подлежит.
На основании и руководствуясь ст.ст. 167, 169, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Управлению по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Костромской области, г. Кострома, в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения, в кассационном порядке - в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалоб через арбитражный суд Костромской области.
Судья Н.Ю. Авдеева.