ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-10883/17 от 09.11.2017 АС Костромского области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-10883/2017

г. Кострома 10 ноября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2017 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Стрельникова Ольга Александровна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каревой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.», Костромская область, г. Шарья (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям, г. Кострома (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 31.08.2017 г. № 428-К/02к о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием представителей сторон в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от ответчика: ФИО1, доверенность от 11.05.2017 г. № ;

установил:

Областное государственное учреждение здравоохранения «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям от 31.08.2017 г. № 428-К/02к о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель на рассмотрение дела не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Представитель административного органа с требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв.

После перерыва представитель административного органа представил суду копии материалов административного дела.

Суд, исследовав материалы дела и доводы сторон, считает установленными следующие обстоятельства.

25 августа 2017 года специалистами отдела фитосанитарного надзора и качества зерна была проведена плановая выездная проверка ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница» г. Шарьи с целью надзора соблюдения обязательных требований согласно плана проведения плановых проверок Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям на 2017 год, утвержденного приказом от 27.12.2016 г. № 474-ОД, размещенного на сайте Генеральной прокуратуры РФ пункт №201700310812.

В ходе проведения проверки административным органом выявлено следующее нарушение - ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница» немедленно не известило федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в области карантина растений о доставке подкарантинной продукции, согласно накладных: яблоки свежие, согласно накладной от 17.08.2017г. №11008, капуста, морковь, лук, свекла, огурцы, помидоры по накладной № 11005 от 17.08.2017г.; картофель по товарной накладной № 10568 от 10.08.2017г. от поставщика ИП ФИО2; крупы в ассортименте по товарной накладной № 73430 о 15.08.2017г., перловая, гречневая, геркулес по товарной накладной № 07226 о: 27.07.2017г. от поставщика ООО «Богатырь», Ивановская область; крупа манная 5 кг. по товарной накладной ЦБ-10595 от 11.08.2017г. от поставщика ООО «Лидер Опт» г. Шарья.

Административным органом сделан вывод, что нарушение Областного государственного бюжетного учреждения здравоохранения «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 КоАП РФ, а именно: «Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)».

По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 25.08.2017 г. № 453-к/02к и вынесено постановление от 31.08.2017 г. № 428-К/02к о привлечении ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» к административной ответственности на основании статьи 10.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Учреждение обратилось в суд.

Административный орган требования не признает по основаниям, указанным в отзыве на заявление. Полагает, что факт административного правонарушения документально доказан.

Суд, оценив материалы дела и доводы сторон, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Статьей 10.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обращения подкарантинной продукции, грузов и материалов.

Объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения включает в себя действие или бездействие, состоящее в нарушении правил обращения (производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации) подкарантинной продукции, грузов и материалов.

Основы правового регулирования в области обеспечения карантина растений на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ).

В статье 2 Закона N 206-ФЗ даны определения основных понятий, используемых в настоящем Законе: подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) - это растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер; карантинный объект - это вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов; подкарантинные объекты - это земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов.

В соответствии с Перечнем подкарантинной продукции, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318, яблоки – код 0808, картофель – код 0701, крупа – код 1103 относятся к подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 32 Закона № 206-ФЗ граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны: извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

Таким образом, в обязанность юридическим и физическим лицам, обладающим объектами в области карантина растений (в том числе реализующим их), вменяется обеспечение информационного взаимодействия с уполномоченными органами.

Порядок информирования о доставке подкарантинной продукции уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на момент проведения проверки, составления протокола и вынесения оспариваемого постановления не был установлен.

В целях реализации пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений" и на основании подпункта 5.2.25(85) пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 Приказом Минсельзхоза России от 10.08.2017 г. № 390 утвержден Порядок немедленного извещения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме ( зарегистрирован в Минюсте России 29.08.2017 г. № 47997).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Данный акт опубликован на официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.08.2017, таким образом начало действия документа 09.09.2017 г.

Акт проверки датирован 25.08.2017 г., протокол составлен также 25.08.2017 г., постановление о привлечении к административной ответственности ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница» принято 31.08.2017г.

Действительная обязанность, неисполнение которой поставлено в вину ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница», на момент проведения проверки, составления акта и протокола, а также привлечения к административной ответственности, не была определена.

Привлечение к административной ответственности должно сопровождаться четким пониманием существа административно-наказуемого деяния и его состава, в том числе объективной стороны. Неопределенность правовых норм в этом случае должна толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности, с тем, чтобы избежать неоправданного и необоснованного административного преследования. Именно об этом говорят положения пункта 4 статьи 1.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.», Костромская область, г. Шарья (ОГРН <***>, ИНН <***>) – удовлетворить.

Постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям от 31.08.2017 г. № 428-К/02к о признании Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, - признать незаконным и отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Судья О.А. Стрельникова