АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-11203/2012
г. Кострома 24 января 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 24 января 2013 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "Солигаличский консервный завод", Костромская область, ж/д ст. Солигалич (ОГРН 1064433017043, ИНН 4426002999) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области, г. Кострома о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 04-090/2012 от 11.10.2012,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Большаков В.М., доверенность от 16.11.2012 № 16-11-2012;
от ответчика: Фролова С.А., доверенность от 19.12.2012 № 02-18/4155, удостоверение № 1033; Красавин А.Р., доверенность от 23.07.2012 № 02-18/2242, удостоверение № 1424,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Солигаличский консервный завод», Костромская область, Солигаличский район, ж/д ст. Солигалич, д.14 (далее - ООО «Солигалчский консервный завод»), обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области (далее – Росприроднадзор, административный орган) от 11.10.2012 № 04-090/2012 о признании ООО «Солигаличский консервный завод» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях и назначении Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В судебном заседании заявитель пояснил суду, что по результатам проверки соблюдения ООО «Солигаличский консервный завод» природоохранного законодательства уполномоченным лицом Росприроднадзора 10.10.2012 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Постановлением Росприроднадзора от 11.10.2012 № 04-090/2012, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей. Общество обжаловало указанное постановление в суд, так как полагает, что не является субъектом ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. ООО «Солигаличский консервный завод» не осуществляет деятельность по обращению с отходами, не является обладателем лицензии на осуществления данной специализированной деятельности.
Административный орган заявленные требования не признал, обжалуемое постановление считает законным и обоснованным.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения и.о. руководителя управления Росприроднадзора по Костромской области от 18.09.2012 № 123-П была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Солигаличский консервный завод" требований природоохранного законодательства.
ООО "Солигаличский консервный завод", осуществляет деятельность по адресу: Костромская область, ж/д ст. Солигалич, д. 14. В результате проверки выявлены факты нарушения Обществом требований Федерального закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ); Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ); Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 г. № 30; Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 г. № 721.
По результатам проведенной проверки административным органом составлен акт проверки от 11.10.2012 № 19/11-12, с указанием выявленных нарушений. А именно:
- в ходе осуществления хозяйственно-производственной деятельности на предприятии образуются отходы производства и потребления I-V класса опасности (отработанные ртутьсодержащие лампы, мусор от бытовых помещений, зола древесная, золошлаки от сжигания углей, лом и отходы черных и цветных металлов, ягодный и фруктовый жмых, жидкие бытовые отходы и др.). При этом согласованные паспорта на отходы I-V класса опасности отсутствуют. Основание: статья 14 Федерального закона № 89-ФЗ;
- не разработан Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Основание: статья 26 Федерального закона № 89-ФЗ; статья 67 Федерального закона № 7-ФЗ;
- не представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год. Основание: статья 11 Федерального закона № 89-ФЗ;
- лица, допущенные к обращению с отходами I-V класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с отходами I-V класса опасности. Основание: статья 15 Федерального закона № 89-ФЗ;
- не ведется учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов. Основание: пункт 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ; Порядок учета в области обращения с отходами.
В бездействии Общества Рсприроднадзор усмотрел признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Уполномоченным лицом административного органа в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении № 04-090/2012 от 10.10.2012.
На основании указанного протокола об административном нарушении вынесено постановление от 11.11.2012 № 04-090/2012 о назначении административного наказания. Данным постановлением ООО "Солигаличский консервный завод" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Солигаличский консервный завод" обжаловало указанное постановление в суд, так как полагает, что Общество не осуществляет деятельность по обращению с отходами, не имеет специальной лицензии на занятие данной деятельностью. Следовательно, по мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2 и 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 Федерального закона № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3).
Из пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, который устанавливает требования к содержанию и представлению указанной отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, отчетный период составляет один календарный год (пункт 4); отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5).
Статья 19 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 89- ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона № 89-ФЗ порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Материалами дела доказано, что на момент проверки у Общества: отсутствовали паспорта отходов I- IV класса опасности; не разработан порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; не представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год; допущенный к обращению с отходами 1-4 классов опасности электрик Степанов М.Л. не имеет профессиональной подготовки (отсутствуют соответствующие удостоверения); в Обществе не ведется учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина заявителя в совершении административного правонарушения подтверждена материалами дела.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Основания для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного судом не усматриваются.
Доводы заявителя, основанные на утверждении о том, что Общество не осуществляет хозяйственную (предпринимательскую) деятельность по обращению с отходами, следовательно, не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, отклоняются судом, поскольку законодательно установленных оснований для ограничения субъектного состава лиц, осуществляющих деятельность по накоплению отходов, и субъектного состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, не имеется.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная обществом с ограниченной ответственностью "Солигаличский консервный завод" за рассмотрение заявления по платежному поручению от 29.10.2012 № 522, подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято решение, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Солигаличский консервный завод", Костромская область, ж/д ст. Солигалич, д. 14 (ОГРН 1064433017043, ИНН 4426002999) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области № 04-090/2012 от 11.10.2012 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей, - отказать.
Обществу с ограниченной ответственностью "Солигаличский консервный завод", Костромская область, ж/д ст. Солигалич, д. 14 (ОГРН 1064433017043, ИНН 4426002999) выдать справку на возврат государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченной по платежному поручению от 29.10.2012 № 522.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Л.А.Максименко