АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-11204/2012
г. Кострома 21 мая 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 21 мая 2013 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Сизов Александр Вениаминович
лицо, ведущее протокол: секретарь судебного заседания Молчанова В.И.
рассмотрел дело по заявлению закрытого акционерного общества Парк-отель «Берендеевка», ИНН <***>, ОГРН <***>
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, г. Кострома
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешений на строительство музейного комплекса (зданий № 17-38) по адресу: <...> Е, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов и обязании выдать разрешения на строительство музейного комплекса (зданий № 17-38) по адресу: <...> Е,
третье лицо Администрация города Костромы, Дума города Костромы
при участии в заседании: от заявителя: ФИО1, доверенность от 26.11.2012, от ответчика: ФИО2, доверенность от 04.09.2012 № 2205, от третьего лица: от администрации ФИО3, доверенность от 04.12.2012г., от Думы г. Костромы ФИО4, доверенность от 11.01.2013г. № 01-15/1,
установил:
Закрытое акционерное общество Парк-отель «Берендеевка» обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешений на строительство музейного комплекса (зданий № 17-38) по адресу: <...> Е, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем отмены принятого решения № 2640 от 08.10.2012 об отказе в выдаче разрешений на строительство музейного комплекса (зданий № 17-38), и обязании выдать разрешения на строительство музейного комплекса (зданий № 17-38) по адресу: <...> Е.
Истец заявленные требования поддержал.
Ответчик с требованиями заявителя не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
Привлеченные в дело в качестве 3-х лиц Администрация города Костромы, Дума г. Костромы считают требования истца правомерными, подлежащими удовлетворению судом, о чем представили соответствующий отзыв.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15 часов 21.05.2013г., после стороны присутствовали в прежнем составе.
Выслушав представителей сторон и третьих лиц, суд установил следующее.
Постановлением администрации Костромской области от 08.08.2008 г № 261-а «Об организации особо охраняемой территории регионального значения туристско-реакреационной местности «Парк «Берендеевка» в границах городского округа город Кострома Костромской области создана особо охраняемая природная территория регионального значения.
В соответствии с пунктом 8 Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк «Берендеевка» данная особо охраняемой природная территория организуется без изъятия земельных участков и без изменения категории земель.
Истец осуществляет деятельность по строительству объекта на особо охраняемой природной территории «Парк Берендеевка».
Для осуществления указанного вида деятельности ЗАО «Берендеевка» предоставлен на правах аренды земельный участок площадью 21143 кв.м., кадастровый номер 44:27:050502:210 от 16.03.2010г., договор аренды Д.1928.2 от 05.04.2010г. Постановлением Администрации города Костромы № 1031 от 31.05.2010г. утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <...> е.
Заявителем 11 сентября 2012 года в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области был направлен запрос № 3127 о выдаче разрешений на строительство музейного комплекса (зданий № 17-38 согласно схемы планировочной организации участка) по адресу: <...>.
08 октября 2012г. ЗАО Парк-отель «Берендеевка» получило отказ в выдаче разрешений на строительство от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с ч.6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 7 Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Думы г. Костромы от 16 декабря 2010 № 62 (далее- Правила землепользования и застройки), градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий.
Постановлением администрации Костромской области от 08.08.2008 г. № 261-а «Об организации особо охраняемой природной территории регионального значения туристско- рекреационной местности «Парк «Берендеевка» организована особо охраняемая природная территория регионального значения туристско-рекреационная местность «Парк «Берендеевка» без изъятия земельных участков и без изменения категории земель.
В силу пункта 9 статьи 16 главы 7 Правил землепользования и застройки, земельные участки в составе территории «Туристко-рекреационная местность «Парк «Берендеевка» не переведены в категорию земель особо охраняемых природных территорий и в настоящее время относятся к категории земель- земли населенных пунктов.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Данный отказ заявитель обжаловал в судебном порядке, обратившись с настоящим заявлением.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на иск, в котором он считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению поскольку, Земельный кодекс Российской Федерации подразделяет земли в Российской Федерации по целевому назначению на 7 самостоятельных категорий, в том числе, на земли населенных пунктов (п. 2 ч. 1 ст. 7 ЗК РФ); земли особо охраняемых территорий и объектов (п. 4 ч. 1 ст. 7 ЗК РФ).
Туристско-рекреационная местность «Парк «Берендеевка» организована без изъятия земельных участков и без изменения категории земель.
В соответствии с п. 9 ст. 16 главы 7 Правил землепользования и застройки земельные участки в составе указанной территории не переведены в категорию земель особо охраняемых природных территорий, и в настоящее время относятся к категории земель - земли населенных пунктов.
В силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также ч. 3 ст. 7 Правил землепользования и застройки,
утвержденных Решением Думы г. Костромы от 16 декабря 2010г. № 62 (далее -Правила землепользования и застройки), для земель особо охраняемых природных территории градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков, не устанавливаются.
Вместе с тем, Правилами землепользования и застройки (п. 9 главы 7 раздела II) для туристско-рекреационной местности «Парк «Берендеевка» установлен градостроительный регламент, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в частности, строительство музейных комплексов отнесено к условно разрешенным видам использования.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства регламентирован ст. 10 Правил землепользования и застройки, и решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения принимает глава администрации г. Костромы (п. 5 ст. 10 Правил землепользования и застройки).
В связи с вышеизложенным, Департамент не считает себя органом, наделенным полномочиями на выдачу разрешения на строительство на туристско-рекреационной местности «Парк «Берендеевка».
Третьи лица Дума города Костромы и Администрация города Костромы в материалы дела представили отзыв на иск из которых следует, что при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк "Берендеевка», уполномоченным органом на выдачу разрешений на строительство является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Оценив доводы сторон, третьих лиц и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определен состав земель в Российской Федерации. Согласно части 1 данной статьи земли по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов (пункт 2) и земли особо охраняемых территорий и объектов (пункт 4).
Статья 8 Кодекса устанавливает порядок отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую. В частности, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (часть 1 статьи 8 Кодекса).
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 земельного кодекса Российской Федерации.
Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 2 статьи 94 Кодекса предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2)природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 1882/09 сформулирована правовая позиция, согласно которой факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации Костромской области от 08.08.2008 г. № 261-а «Об организации особо охраняемой природной территории регионального назначения туристско-рекреационной местности «Парк Берендеевка» организована особо охраняемая природная территория регионального значения туристско-рекреационная местность «Парк Берендеевка» без изъятия земельных участков и без изменения категории земель.
В соответствии с п. 1 ст.16 Решения Думы города Костромы от 16.12.2010г. №62 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Костромы» в перечень- территориальных зон, выделенных на Карте градостроительного зонирования территории города Костромы выделены зоны особо охраняемых природных территорий регионального уровня (Р-1).
В пункте 9 ст.16 Решения указано, что использование земель особо охраняемых природных территорий (зона Р-1) определяется уполномоченными органами исполнительной власти Костромской области в соответствии с федеральными законами. В составе зоны Р-1 (зона особо охраняемых природных территорий регионального уровня) расположены объекты - государственные памятники природы регионального значения в число которых входит туристско-рекреационная местность Парк «Берендеевка».
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая
природная территория.
При этом необходимо отметить, что законодателем в основу определения уполномоченного на выдачу разрешения лица положен критерий нахождения особо охраняемой территории, в пределах которой предполагается осуществление строительства, в ведении указанного лица, независимо от принадлежности особо охраняемой природной территории к той или иной категории земель.
В соответствии с пунктами 14, 15 Положения «Об особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк Берендеевка», утвержденного постановлением Администрации Костромской области от 8 августа 2008 года № 261-а, особо охраняемая природная территория туристско-рекреационная местность «Парк Берендеевка» находится в ведении Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, на который возлагается государственный контроль режима особой охраны указанной особо охраняемой природной территории.
Согласно пункту 67.1 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 29.10.2009 года № 247, указанный департамент наделен полномочиями по выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять (осуществлялось) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), находящейся в ведении Департамента.
Таким образом, в силу указанных выше норм органом уполномоченным на выдачу разрешений ЗАО «Берендеевка» является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
То обстоятельство, что земельный участок отнесен к числу земель населенных пунктов, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям и не исключает действие в отношении данного земельного участка правового режима, введенного для земель особо охраняемых природных территорий.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Решения Думы города Костромы № 62 от 16.12.2010 (в редакции Решения Думы города Костромы от 31.05.2012 № 54) в перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории города Костромы выделены зоны особо охраняемых природных территорий регионального уровня (Р-1). В п. 9 ст. 16 Решения указано, что в составе зоны Р-1 расположены объекты – государственные памятники природы регионального значения, в том числе туристско-рекреационная местность «Парк Берендеевка» для которого установлены представленные ниже градостроительных регламенты, в таблице 3 поименованы условно разрешенные виды использования земельных участков, в частности под строительство объектов капитального строительства культурного и досугового назначения, в том числе музеи (п. 7 таблицы), разрешение на строительство которых в соответствии с частью 5 статьи 10 Правил выдается главой администрации города Костромы.
Ответчик (Департамент) руководствуясь указанными выше положениями Думы об установлении градостроительного регламента для земельного участка туристско-рекреационная местность «Парк Берендеевка», считает, что разрешение на условно разрешенный вид использования участка (строительство музейных комплексов) должно выдаваться администрацией города Костромы.
Однако, Решение Думы города Костромы от 31 мая 2012 года № 54 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Костромы» вступило в силу со дня его официального опубликования - 8 июня 2012 года, обратная сила указанному решению не придана, следовательно, оно может распространяться только на правоотношения, возникающие после 7 июня 2012 года.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и ч. 3 ст. 7 Правил землепользования, утвержденных решением Думы № 62 от 16.11.2010г. (в том числе в редакции решения № 294 от 08.12.2011)- градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий. В п. 9, главы 7, раздела 2 Правил прямо указано на не распространение градостроительных регламентов на туристко- рекреационную местность «Парк Берендеевка».
Кроме того в соответствии с п. 11 ст. 5 Правил в редакции от 31.05.2012г. прямо указано, что градостроительные планы земельных участков выданные до вступления в силу настоящих правил сохраняют свое действие.
Постановлением администрации города Костромы № 1031 от 31.05.2010 утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <...> (особо охраняемая природная территория «Парк Берендеевка»), согласно которому для данного земельного участка градостроительный регламент не установлен.
Таким образом, доводы ответчика не могут быть приняты судом, заявленные требования истца, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы истца по государственной пошлине суд относит на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Решение Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 08.10.2012г. № 2640 об отказе закрытому акционерному обществу Парк-отель «Берендеевка» в выдаче разрешений на строительство музейного комплекса (зданий № 17-38) по адресу: <...> Е признать незаконным и отменить.
Обязать Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области выдать разрешения на строительство музейного комплекса (зданий № 17-38) по адресу: <...> Е.
Взыскать с Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в пользу закрытого акционерного общества Парк-отель «Берендеевка», <...>, ИНН <***>, ОГРН <***> расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.В. Сизов