ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-11593/12 от 31.01.2012 АС Костромского области




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-11593/2012

г. Кострома «04» февраля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена «31» января 2012 года

Полный текст решения изготовлен 04» февраля 2013 года

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Беляевой Татьяны Юрьевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекрыжовой Еленой Андреевной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авторим.ком», г. Кострома, ИНН 4401131713, ОГРН 1124401001230,

к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме,

о признании незаконным и отмене сообщения о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения от 03.04.2012 г. № 10/14-48 в отношении ООО «Авторим.ком» и обязании ИФНС по г. Костроме применить к ООО «Авторим.ком» упрощенную систему налогообложения,

при участии в заседании:

от заявителя – Мельникова А.О. по доверенности от 10.01.2013 г.;

от ответчика – Островский Г.В. по доверенности № 89 от 12.04.2012 г.;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Авторим.ком» (далее – ООО «Авторим.ком», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (далее – Инспекция, ИФНС по г. Костроме) о признании незаконным и отмене сообщения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме от 03.04.2012 № 10/14-48 о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в отношении ООО «Авторим.ком» и обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Авторим.ком» о переходе на упрощенную систему налогообложения.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что вновь созданные организации фактически заявляют не о переходе на упрощенную систему налогообложения, а об изначальном ее выборе, волеизъявление и действия налогоплательщика направлены на применение упрощенной системы налогообложения с момента регистрации юридического лица. Общество также обратило внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь зарегистрированная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, при этом Глава 26.2 Кодекса не содержит положений о том, что пятидневный срок является пресекательным. Таким образом, факт подачи заявления по истечении установленного срока не может служить основанием для отказа налогоплательщику в выборе специального режима налогообложения.

Ответчик против заявленных требований возражает, считает, что поскольку налогоплательщиком нарушен срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, установленный пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекция обоснованно направила ему сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме N 26.2-5, утвержденной приказом ФНС России от 13.04.2010 NММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Кроме того инспекция считает, что оспариваемое сообщение не устанавливает для налогоплательщика возможность или невозможность применения упрощенной системы налогообложения, поэтому не влечет никаких правовых последствий и прав налогоплательщика не нарушает.

Представители сторон в судебном заседании поддержали свои требования и возражения, изложенные в заявлении, отзыве и дополнениях к ним.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.

16.02.2012 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Костроме в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» была внесена в единый государственный реестр юридических лиц запись о создании юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Авторим.ком», выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 44 № 000810480 (л.д. 14).

14.03.2012 обществом в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Костроме по почте (опись вложения – л.д. 11) было направлено заявление от 20.02.2012 о переходе на упрощенную систему налогообложения (Форма № 26.2-1) (л.д. 10).

В связи с неполучением ответа на свое заявление Общество письмом от 29.08.2012 повторно обращается в Инспекцию с просьбой дать подтверждение о возможности применения им упрощенной системы налогообложения или мотивированный отказ в применении указанного режима (л.д. 40).

26.09.2012 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Костроме в ответ на запрос общества изготовлен и направлен дубликат сообщения от 03.04.2012 № 10/14-48 о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения по причине нарушения сроков, установленных статьей 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Дополнительно в письме от 26.09.2012 № 14-48/2394 (л.д. 7) отмечено, что вышеуказанное сообщение налогового органа ранее (05.04.2012) направлялось на юридический адрес ООО «Авторим.ком». Дубликат сообщения получен Обществом 06.10.2012 и зарегистрирован за входящим номером № 334.

Не согласившись с сообщением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме от 03.04.2012 № 10/14-48 о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (ФОРМА № 26.2-5), общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Изучив представленные доказательства, учитывая мнение сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ предусмотрено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Из приведенной нормы права не следует, что срок, указанный в пункте 2 статьи 346.13 НК РФ, является пресекательным, и нарушение этого срока является безусловным основанием для отказа в переводе на упрощенную систему налогообложения.

Фактически вновь созданные организации заявляют не о переходе на упрощенную систему налогообложения, а о ее первоначальном выборе. Поэтому заявление о применении упрощенной системы носит заявительный (уведомительный) характер, не зависит от решения налогового органа и не связано с ним.

Нормы главы 26.2 Налогового кодекса РФ не предоставляют налоговому органу права запретить или разрешить налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, а нарушение налогоплательщиком организационного срока подачи заявления, установленного пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, не лишает его права на применение упрощенной системы налогообложения.

Материалами дела установлено, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано обществом с нарушением пятидневного срока, исчисляемого с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (налогоплательщик поставлен на учет в налоговом органе по месту нахождения 16.02.2012, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения направлено обществом в инспекцию 14.03.2012).

При этом заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения представлено после получения свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, то есть после того, как заявитель официально получил статус вновь зарегистрированной организации, тем самым получил возможность выбора, какую систему налогообложения он будет применять. Соответствующее заявление направлено в инспекцию до истечения установленного статьей 346.19 НК РФ налогового или отчетного периода, то есть до возникновения у ООО «Авторим.ком» обязанности исчислять и уплачивать налог.

В силу пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 346.13 НК РФ праву налогоплательщика на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения корреспондирует обязанность налогового органа на его рассмотрение (пункт 2 статьи 22, подпункт 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ). В силу пункта 1 статьи 22 НК РФ налогоплательщику гарантируется административная и судебная защита его прав и законных интересов.

В связи с этим подлежат отклонению доводы Инспекции о том, что ею правомерно в ответ на заявление общества направлено сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. Направление такого сообщения не предусмотрено Налоговым Кодексом Российской Федерации. Напротив, из приведенных выше норм Кодекса следует, что заявление общества о переходе на упрощенную систему налогообложения должно было быть принято и рассмотрено налоговым органом.

Доводы Инспекции о том, что в сообщении не имеется выводов об отказе либо об удовлетворении заявления налогоплательщика о применении упрощенной системы налогообложения, сообщение носит уведомительный характер и не нарушает права заявителя, судом не принимаются, поскольку опровергаются материалами дела.

Направленное обществу сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-5) свидетельствует не только о том, что заявление налогоплательщика оставлено без рассмотрения, но и о том, что общество фактически не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Действия налогового органа, выразившиеся в незаконном отказе обществу в применении упрощенной системы налогообложения, нарушают права заявителя ввиду того, что препятствуют налогоплательщику в ходе своей деятельности применять упрощенную систему налогообложения.

Довод Инспекции о пропуске заявителем трехмесячного срока обращения в суд, не принимается, поскольку представленные в материалы дела пояснения УФПС Костромской области – Филиала ФГУП «Почта России» свидетельствую о том, что заказное письмо № 15600048295547 от 11.04.2012 направленное в адрес ООО «Авторим.ком» возвращено 14.05.2012 за истечением срока хранения. Таким образом, Обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов с момента получения дубликата оспариваемого сообщения, а именно с 06.10.2012.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое сообщение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме от 03.04.2012 № 10/14-48 о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины суд относит на налоговый орган.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования общества с ограниченной ответственностью «Авторим.ком» (ИНН 4401131713, ОГРН 1124401001230), г. Кострома удовлетворить.

Признать сообщение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме от 03.04.2012 № 10/14-48 о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в отношении ООО «Авторим.ком», незаконным и отменить.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Костроме устранить нарушения законных прав и интересов ООО «Авторим.ком» путем рассмотрения заявление общества с ограниченной ответственностью «Авторим.ком» о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме, место нахождения: г. Кострома, ул. Кузнецкая, 9, зарегистрированной в качестве юридического лица инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Костроме 20.12.2004, ИНН 4401007770, ОГРН 1044408640902, в пользу общества с ограниченной ответственность «Авторим.ком», место нахождения: 156000, Костромская область, Костромской район, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 34А, зарегистрированного в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Костроме 16.02.2012, ИНН 4401131713, ОГРН 1124401001230, судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины по платежному поручению № 370 от 31.10.2012 г. в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационный инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Т.Ю. Беляева