ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-11637/13 от 21.03.2014 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-11637/2013

г. Кострома 25 марта 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2014 года

Полный текст решения изготовлен 25 марта 2014 года

Судья Арбитражного суда Костромской области Трубникова Елена Юрьевна, рассмотрев исковое заявление индивидуального предпринимателя Головиной Елены Николаевны (ОГРНИП 310443614000011, ИНН 440702410660), г. Шарья Костромской области, к Военному комиссариату Костромской области (ИНН 4401012554, ОГРН 1024400529010), г. Кострома, о взыскании 128880 рублей в счет возмещения расходов на изготовление памятников,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Ф.Ф.,

при участии в заседании:

от истца: Головина Е.Н. (паспорт), Гладкова Н.А. – представитель по доверенности от 28.01.2014 г. №2,

от ответчика: Тележкина Н.А.- представитель по доверенности от 09.01.2014 г. № 3,

установил:

индивидуальный предприниматель Головина Елена Николаевна обратилась с иском к Военному комиссариату Костромской области о взыскании 128880 рублей в счет возмещения расходов на изготовление памятников.

Истец исковые требования поддержал.

Ответчик иск не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве. Полагает, что истец не обладает правом на возмещение расходов на изготовление и установку памятников, поскольку им не представлено доказательств совершения действий по поручению родственников умерших либо иных лиц, указанных в ст.6 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Между гражданами Шороховой Л.И., Устиновой В.А., Бушневской В.Н., Никоноровой А.А., Догадаевой А.А., Поповым И.Ф. (заказчики), имеющими в силу закона право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия их погибшим (умершим) родственникам и ИП Головиной Е.Н. (исполнитель) заключены договоры на выполнение работ по изготовлению и установке надгробного памятника, по условиям которых истец обязуется изготовить надгробный памятник умершему участнику Великой Отечественной войны, а также выполнить граверные работы, произвести установку надгробного памятника (по желанию заказчика).

Во исполнение договоров на выполнение работ по изготовлению и установке надгробного памятника истец изготовил надгробные памятники участникам Великой Отечественной войны: Чиркину Ивану Николаевичу, Попову Федору Демидовичу, Виноградову Павлу Тихоновичу, Малинову Николаю Андриановичу, Лебедеву Алексею Григорьевичу , Яковлеву Геннадию Михайловичу.

Общая стоимость выполненных работ составила 128880 рублей.

Согласно пункту 4.5. Договоров заказчик доверяет исполнителю получение денежных средств на оплату работ по изготовлению и установке надгробного памятника, если заказчик в соответствии с законом наделен таким правом.

В сентябре 2013 года истцом в адрес Военного комиссариата Костромской области направлены документы на возмещение расходов на изготовление надгробных памятников.

Факт выполнения работ по изготовлению шести надгробных памятников подтвержден представленными в дело доказательствами (фото, наряд-заказы), ответчиком подтвержден.

В возмещении понесенных расходов истцу отказано, что послужило основанием обращения в суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.

Истец осуществляет деятельность по оказанию ритуальных услуг населению, в том числе по изготовлению надгробных памятников.

Статьей 24 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее -Закон о ветеранах) определено, что увековечение памяти погибших при защите Отечества является обязанностью государства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении и похоронном деле) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 установлено, что на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.

Министерство обороны Российской Федерации, исполняя названное постановление, приказом от 13.01.2008 №5 утвердило Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее - Порядок).

Согласно пункту 35 названного Порядка оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти военнослужащих, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.

Статья 5 Закона о погребении и похоронном деле предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.

Согласно положениям статьи 6 того же Закона в случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Условия пункта 4.5. Договоров на выполнение работ по изготовлению и установке надгробного памятника свидетельствует об изначальном намерении сторон выполнить работы за счет истца с последующим возмещением расходов в установленном законом порядке.

Следовательно, истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробного памятника по поручению родственника умершего, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем иска на возмещение понесенных им расходов. Ответчик же, в свою очередь, в соответствии с приведенными выше правовыми нормами обязан возместить истцу расходы на изготовление, доставку и установку памятника умершему участнику Великой Отечественной войны.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда в своем Постановлении от 28.07.2009 №5622/09, Закон о ветеранах и Закон о погребении и похоронном деле не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.

Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.

О наличии понесенных истцом расходов свидетельствует сам факт изготовления надгробных памятников в количестве шесть штук, который ответчиком признается и подтвержден документально (фотография памятника).

Размер понесенных истцом расходов по изготовлению, доставке и установке надгробных памятников подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, не превышает норм расходов денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 №460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исправительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников».

Ответчиком не оспаривается предоставление истцом всего необходимого пакета документов, предусмотренного пунктом 38 Порядка для получения компенсации произведенных затрат по изготовлению, доставке и установке надгробного памятника.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на возмещение расходов по изготовлению, доставке и установке надгробных памятников умершим участникам Великой Отечественной войны: Чиркину Ивану Николаевичу, Попову Федору Демидовичу, Виноградову Павлу Тихоновичу, Малинову Николаю Андриановичу, Лебедеву Алексею Григорьевичу, Яковлеву Геннадию Михайловичу.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика не принимаются судом, так как основаны на неправильном толковании норм права и не подтверждены материалами дела, при этом суд отмечает, что письмо Управления финансового обеспечения по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и республике Карелия Министерства обороны Российской Федерации нормативно-правовым актом не является и не может регулировать правоотношения в области возмещения затрат предпринимателя.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 168, 170, 171, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Военного комиссариата Костромской области в пользу индивидуального предпринимателя Головиной Елены Николаевны 128880 рублей основного долга, 4866 рублей 40 копеек расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный
 суд Костромской области.

Судья Е.Ю. Трубникова