ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-12053/13 от 30.01.2014 АС Костромского области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-12053/2013

г. Кострома

03 февраля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2014 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Стрельникова Ольга Александровна, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Найденовой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Костромское авиапредприятие", г. Кострома, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области, г. Кострома, третье лицо – Межрайонный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области, г. Кострома, о признании незаконным решения от 01.11.2013 № 22586/30 об отказе в предоставлении отсрочки и обязании устранить допущенные нарушения,

при участии:

от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности №01/2014 от 09.01.2014, паспортные данные указаны в протоколе,

от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности №4 от 09.01.2014, удостоверение № 278,

установил:

ОАО «Костромское авиапредприятие» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району от 01.11.2013 года № 22586/30 об отказе в предоставлении отсрочки, а также просит обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области предоставить отсрочку в соответствии с заявлением ОАО «Костромское авиапредприятие» от 04.10.2013 года № 1-1/205-1321.

Суд, исследовав материалы дела и доводы сторон, считает установленными следующие обстоятельства.

ОАО «Костромское авиапредприятие» 07.10.2013 г. обратилось в ГУ УПФР по г. Костроме и Костромскому району Костромской области в порядке статьи 37 Федерального закона от 02.10.2013 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с заявлением от 04.10.2013 года № 1-1/205-1321 о предоставлении отсрочки исполнения актов, на основании которых производится принудительное взыскание задолженности через службу судебных приставов.

05.11.2013 года ОАО «Костромское авиапредприятие» был получен ответ от 01.11.2013 года № 22586/30 ГУ- УПФР по г. Костроме и Костромскому району Костромской области, в соответствии с которым ОАО «Костромское авиапредприятие» отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки.

ОАО «Костромское авиапредприятие» считает отказ в предоставлении отсрочки незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Президента РФ от 29.03.2010 № 384 и Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2010 № 604-р 100 % акций ОАО «Костромское авиапредприятие», находившиеся в федеральной собственности, были переданы в государственную собственность Костромской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области.

Основным источником финансирования ОАО «Костромское авиапредприятие» является бюджет Костромской области.

Ввиду недостаточности собственных оборотных средств и отсутствия стабильного финансирования из бюджета, предприятие не имеет возможности отвлечения крупных денежных средств. Так, в соответствии с бухгалтерским балансом по состоянию на 31 декабря 2012 года (код строки 1370, страница 4 баланса) непокрытый убыток предприятия составил 33 012 тыс. руб., а по состоянию на 30 июня 2013 года уже 44 013 тыс. рублей. Кредиторская задолженность (код строки 1520, страница 4 баланса) за тот же период выросла с 51 470 тыс. рублей до 56 560 тыс. рублей.

ОАО «Костромское авиапредприятие» является единственной в регионе организацией, имеющей сертификат эксплуатанта, позволяющий выполнять регулярные, чартерные перевозки пассажиров и грузов, только Заявитель на территории Костромской области имеет право выполнять авиационные работы (санитарная авиация, авиалесоохрана в пожароопасный период), имеет в своей структуре сертифицированную службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения.

Кроме того, ОАО «Костромское авиапредприятие» во исполнение договоров, заключаемых с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области на основании Постановлений Администрации Костромской области от 28.01.2013 года № 17-а и № 18-а, осуществляет социально значимые перевозки пассажиров в труднодоступные районы Костромской области, а также является единственным в области предприятием, которое оказывает услуги по авиационному обеспечению плановой и экстренной медицинской помощью населения региона.

Основными кредиторами ОАО «Костромское авиапредприятие» являются ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области и Инспекция федеральной налоговой службы по городу Костроме.

Задолженности, находящейся на принудительном взыскании в службе судебных приставов, в пользу юридических и физических лиц, а также Фонда социального страхования РФ ОАО «Костромское авиапредприятие» не имеет.

Свидетельством того, что предприятие находится в сложной финансовой ситуации является то, что по заявлению УФНС по Костромской области в конце 2012 года была инициирована процедура банкротства.

Однако, в связи с тем, что предприятием основной долг был погашен, во введении процедуры наблюдения было отказано (дело А31-9932/2012). Кроме того, 23.01.2013 года заместителем Губернатора Костромской области ФИО3 было направлено обращение в адрес Управления федеральной службы судебных приставов по Костромской области с просьбой отложить применение мер принудительного исполнения.

В связи с наличием задолженности все расчетные счета предприятия в настоящий момент арестованы, предприятие лишено возможности осуществлять операции путем безналичного перечисления.

С 15.07.2011 года службой судебных приставов обращено взыскание на денежные средства, поступающие в кассу предприятия. В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО4 размер обращенного взыскания составлял 70%. 2.10. 2013 года судебным приставом-исполнителем ФИО5 вынесено постановление об ограничении проведения расходных операций по кассе, в соответствии с которым предприятию запрещен расход денежных средств в размере 80% от суммы, ежедневно поступающей в кассу должника.

Кроме того, на имущество, используемое предприятием в своей производственной деятельности, наложен арест.

Таким образом, с учетом принимаемых в рамках исполнительного производства мер, ОАО «Костромское авиапредприятие» лишено возможности в обычном режиме вести производственную деятельность.

Затруднены взаиморасчеты с поставщиками, возможность закупки авиаГСМ, оплата коммунальных услуг, командировочных расходов летного отряда (направление работников на медицинскую комиссию, подтверждение квалификации, продление свидетельств пилота), а также использование автотранспорта, задействованного при выполнении сертификационных требований в части обеспечения авиационной безопасности, поискового и аварийно-спасательного обеспечения, т.к. существует угроза его реализации.

Все вышеперечисленные причины отрицательно сказываются на производственной деятельности предприятия и лишают его возможности эффективной работы, что отражается на его платежеспособности.

В рамках сводного исполнительного производства подлежит взысканию значительная для предприятия сумма задолженности в пользу ГУ УПФР по г.Костроме и Костромскому району Костромской области, а именно 20 582 037 рублей 71 копейка (по состоянию на 25.09.2013 года в соответствии с актом сверки, предоставленным ПФР).

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2013 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Приостановление совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения на период предоставления отсрочки в значительной степени бы позволило предприятию более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, и, как следствие, улучшить свое финансовое положение.

ГУ Управления пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району заявленные требования не признает.

Обоснованием отказа послужил п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ, который предусматривает право органа контроля за уплатой страховых взносов предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности страховым взносам, пеням и штрафам в случаях, которые предусмотрены только федеральным  законом. Однако порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения данной задолженности законодателем не установлены.

Суд, оценив материалы дела и доводы сторон, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Пунктом 11 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам могут быть предусмотрены только федеральным законом.

Данный факт свидетельствует о строгом ограничении законодателем права органов контроля за уплатой страховых взносов по предоставлению отсрочек (рассрочек) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам.

Указанная норма права закрепляет исключительно за федеральным законодателем право установления порядка и оснований предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по упомянутым взносам.

Следовательно, ни органы исполнительной власти, ни Пенсионный фонд Российской Федерации не вправе определять порядок и основания предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.

Учитывая, что до настоящего момента ни Закон 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих указанный механизм, у Управления не имелось оснований для предоставления Обществу отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 №16929/12, принятого в целях единообразия применения арбитражными судами норм права, поэтому подлежит применению к рассмотрению настоящего спора.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку нарушений законодательства при вынесении решения от 01.11.2013 года № 22586/30 об отказе в предоставлении отсрочки не установлено, то заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 197- 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования открытого акционерного общества "Костромское авиапредприятие", г. Кострома, о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области, г. Кострома, от 01.11.2013 № 22586/30 - отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании и приобщена к делу.

Судья О.А. Стрельникова