ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-13232/13 от 29.04.2014 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-13232/2013

г. Кострома 07 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 07 мая 2014 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Беляевой Татьяны Юрьевны при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чекрыжовой Еленой Андреевной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Вохомская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области», Костромская область, п. Вохма, ИНН 4410000883, ОГРН 1024402434957

к Территориальному отделению надзорной деятельности Вохомского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Костромской области, Костромская область, п. Вохма

о признании незаконным и отмене предписания начальника Территориального отделения надзорной деятельности Вохомского района от 21.11.2013 г. № 56/1/1,

при участии в заседании:

от заявителя – Гарбор Т.П. по доверенности от 11.12.2013 г.;

от ответчика – Буланов А.Ю., удостоверение от 15.08.2013 г. № 154292;

установил:

Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Вохомская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области» (далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному отделению надзорной деятельности Вохомского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Костромской области (далее – ТО НД Вохомского района) о признании незаконным и отмене предписания начальника Территориального отделения надзорной деятельности Вохомского района от 21.11.2013 г. № 56/1/1.

В судебном заседании представители сторон поддержали требования и возражения по основаниям, изложенным в заявлении и отзыве на него.

Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, Территориальным отделением надзорной деятельности Вохомского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Костромской области на основании распоряжения от 25.10.2013 г. № 56 (л.д. 101-103) в период с 30.10.2013 г. по 27.11.2013 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении Областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Вохомская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области».

Проверка проводилась в целях выполнения поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 07-П4-6872 и распоряжения заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 01.10.2013 г. № 19-5-1-4132.

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- в здании общежития № 1 (2-х этажное здание):

1. в двух этажном деревянном здании с признаками V степени огнестойкости размещается спальный корпус и помещения для дополнительного образования;

2. на первом этаже в части здания (блоке) где размещены спальные помещения, с левой стороны от центрального входа в здание, предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек отсутствует второй эвакуационный выход;

3. часть здания (блок) где размещены спальные помещения, не отделена от других помещений противопожарными стенами и перегородками;

4. деревянные стены с внутренней стороны, перегородки и потолки здания не отштукатурены или не покрыты огнезащитными красками или лаками;

5. план эвакуации людей в случае пожара (1-й этаж) не соответствует действительности (не обозначено помещение тамбура);

6. план эвакуации людей в случае пожара (2-й этаж) не соответствует действительности (не обозначено помещение тамбура, бытовое помещение и перегородка в помещении);

7. отсутствуют информационные знаки, мест расположения огнетушителей;

8. со второго этажа здания отсутствуют эвакуационные выходы (не менее двух);

9. здание не оборудовано каналом передачи информации на пульт централизованного наблюдения;

- в здании общежития № 2 (одноэтажное здание):

1. в здании отсутствует второй эвакуационных выход;

2. деревянные стены с внутренней стороны, перегородки и потолки здания не отштукатурены или не покрыты огнезащитными красками или лаками;

3. здание не оборудовано каналом передачи информации на пульт централизованного наблюдения.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 21.11.2013 г. № 55-ПБ (л.д. 104-106).

В целях устранения выявленных в ходе проведенной проверки нарушений надзорным органом учреждению было выдано предписание от 21.11.2013 г. № 56/1/1, согласно которому заявителю в срок до 30.03.2014 г. надлежит:

- в здании общежития № 1 (2-х этажное):

1. в двух этажном деревянном здании с характерными признаками V степени огнестойкости, исключить размещение спального корпуса совместно с помещениями для дополнительного образования (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; статья 1 Федерального закона от 24.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; пункт 1.23, таблица 6 «СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78);

2. на первом этаже в части здания (блоке) где размещены спальные помещения, с левой стороны от центрального входа в здание, предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек оборудовать второй эвакуационный выход (пункт 6.12* «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7);

3. часть здания (блок) где размещены спальные помещения, отделить от других помещений противопожарными стенами и перегородками (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; статья 37 Федерального закона от 24.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; пункт 1.26 СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78);

4. деревянные стены с внутренней стороны, перегородки и потолки здания V степени огнестойкости отштукатурить или покрыть огнезащитными красками или лаками (примечание 2 таблицы 1 пункта 1.14* СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78);

5. план эвакуации людей в случае пожара (1-й этаж) привести в соответствие с действительностью (обозначить помещение тамбура) (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; статьи 6, 37 Федерального закона от 24.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; пункт 6.2.2 «ГОСТ Р 12.2.143-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст);

6. план эвакуации людей в случае пожара (2-й этаж) привести в соответствие с действительностью (обозначить помещение тамбура, бытовое помещение и перегородка в помещении) (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; статьи 6, 37 Федерального закона от 24.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; пункт 6.2.2 «ГОСТ Р 12.2.143-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст);

7. установить отсутствующие информационные знаки, мест расположения огнетушителей (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункт 6.3 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97», утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.1997 N 84);

8. со второго этажа здания оборудовать эвакуационный выход (не менее двух (пункты 6.13*, 6.9, 6.15, 6.19 «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7);

9. здание оборудовать каналом передачи информации на пульт централизованного наблюдения (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункт 4.18 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10; пункт 12 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315; пункт 13.4 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования. НПБ 88-2001» утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 N 31) срок устранения август 2014 г.;

- в здании общежития № 2 (одноэтажное здание):

1. в здании оборудовать второй эвакуационный выход (пункты 6.13*, 6.15, 6.19 «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7);

2. деревянные стены с внутренней стороны, перегородки и потолки здания V степени огнестойкости отштукатурить или покрыть огнезащитными красками или лаками (примечание 2 таблицы 1 пункта 1.14* СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78);

3. здание оборудовать каналом передачи информации на пульт централизованного наблюдения (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункт 4.18 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10; пункт 12 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315; пункт 13.4 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования. НПБ 88-2001» утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 N 31) срок устранения август 2014 г.

Не согласившись с данным предписанием Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Вохомская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав доводы представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Закон № 69-ФЗ). Данный Федеральный закон также регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Статьей 6 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно статье 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки. При этом в силу положений пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.

В этой связи предписание должностного лица органа государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проверке объекта, должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им с учетом фактического технико-эксплуатационного состояния объекта обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

Заявитель указывает, что размещение спального корпуса на первом этаже здания и кружков дополнительного образования на втором этаже не создает угрозы и не приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. Также заявитель ссылается на то, что «СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения» утратили силу с 01.01.2010.

В соответствии с пунктом 1 приказа Минрегиона РФ от 01.09.2009 N 390 «О внесении изменений в СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» утвержден в новой редакции, с измененным названием - СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Согласно пункту 2 приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10 «Об утверждении свода правил «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» признаны утратившими силу с 1 января 2013 года строительные нормы и правила «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 390.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что надзорный орган в пункте 1 (здание общежития № 1) оспариваемого предписания указывает на необходимость устранения нарушения Учреждением требований строительных норм и правил, которые в свою очередь на момент вынесения предписания от 21.11.2013 № 56/1/1 признаны утратившими силу.

Кроме того, суд в соответствии с положениями части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой регламентировано, что вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, принимает в качестве доказательства незаконности указанного выше пункта предписания обстоятельства, установленные решением Вохомского районного суда от 17.01.2012 г. по делу № 2-7/2012. Данным решением суда для устранения нарушений требований закона «О пожарной безопасности», создания условий защищенности воспитанников школы, их жизни и здоровья на Учреждение возложена обязанность перенести спальные места воспитанников школы со второго этажа общежития на первый этаж. Учреждением решение суда исполнено, что не отрицается представителем надзорного органа.

Таким образом, пункт 1 предписания в отношении здания общежития № 1 2-х этажного является необоснованным и нарушающим права и законные интересы учреждения, что противоречит положениям пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Пункт 2, 8 предписания в отношении здания общежития № 1 2-х этажного и пункт 1 предписания в отношении здания общежития № 2 одноэтажного по мнению заявителя также является неправомерным, поскольку пунктом 1 части 3 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что к эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут из помещений первого этажа наружу. Представитель учреждения указывает, что в здании общежития имеется несколько запасных выходов.

СНиП 21-01-97* регулируют правоотношения в области пожарной безопасности и содержат противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой "как правило" и с условиями, при которых допускаются отступления. Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.

Исходя из части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, требования СНиП 21-01-97* являются обязательными для исполнения учреждением в процессе эксплуатации здания.

В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Пункт 6.12* СНиП 21-01-97*, которым установлено наличие не менее двух эвакуационных выходов для зданий класса Ф1 (в т.ч. Ф1.1), находится в разделе "Обеспечение безопасности людей", то есть данное требование является условием для безопасной эвакуации людей в случае пожара. Устройство второго выхода обусловлено необходимостью эвакуироваться из здания в случае задымления одного из путей эвакуации и влияет на угрозу жизни или здоровья людей.

Таким образом, если дальнейшая эксплуатация зданий и сооружений, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действующими нормативными документами, приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, то компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

В соответствии с понятиями, данным в статье 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» аварийный выход - дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

Согласно пункту 6.9 СНиП 21-01-97* Выходы являются эвакуационными, если они ведут:

а) из помещений первого этажа наружу непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку;

б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

в) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в а и б, выход в помещение категории А или Б допускается считать эвакуационным, если он ведет из технического помещения без постоянных рабочих мест, предназначенного для обслуживания вышеуказанного помещения категории А или Б.

Пунктом 6.19 СНиП 21-01-97*, предусмотрено, что выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара.

Материалами дела подтверждается, что на первом этаже в части здания (блоке) где размещены спальные помещения, с левой стороны от центрального входа в здание, предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек, со второго этажа здания и в здании общежития № 2 отсутствует второй эвакуационный выход. Следовательно, данные пункты предписания являются обоснованным и подлежащим исполнению, поскольку отсутствие второго эвакуационного выхода, эвакуационных выходов на втором этаже, в случае возникновения пожара создает реальную угрозу жизни и здоровью находящихся в здании людей.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Вохомского районного суда от 23.12.2013 г. по делу № 12-48/2013 подтверждено отсутствие в здании общежития № 1 на первом этаже в части здания (блоке) где размещены спальные помещения, с левой стороны от центрального входа в здание, предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек и в здании общежития № 2 (одноэтажное здание) второго эвакуационного выхода.

Согласно пункту 7.4 СНиП 21-01-97* части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

Пунктом 5.12 СНиП 21-01-97* определено, что противопожарные преграды предназначены для предотвращения распространения пожара и продуктов горения из помещения или пожарного отсека с очагом пожара в другие помещения.

В соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» потивопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются на следующие типы: 1) противопожарные стены; 2) противопожарные перегородки; 3) противопожарные перекрытия; 4) противопожарные разрывы; 5) противопожарные занавесы, шторы и экраны; 6) противопожарные водяные завесы; 7) противопожарные минерализованные полосы.

Таким образом, необходимость отделить часть здания (блок) где размещены спальные помещения, от других помещений противопожарными стенами и перегородками, установленная в пункте 3 предписания является обоснованной и исполнимой.

Согласно пункту 7.1. СНиП 21-01-97* предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. К ним относятся, в том числе ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что стены в ходе ремонта в 2000 году были покрыты панелями МДФ, не требующими покрытия огнезащитными красками или лаками, однако соответствующие доказательства, в том числе сертификаты соответствия, подтверждающие огнестойкость использованных для отделки строительных материалов Учреждением в материалы дела не представлены.

Следовательно, суд приходит к выводу о правомерности пункта 4 предписания в отношении здания общежития № 1 (2-х этажного здания) и пункта 2 предписания в отношении здания общежития № 2 (одноэтажного здания).

Пунктами 5, 6 предписания на учреждение возложена обязанность привести в соответствие с действительностью план эвакуации людей в случае пожара (1-й этаж) (обозначить помещение тамбура) и план эвакуации людей в случае пожара (2-й этаж) (обозначить помещение тамбура, бытовое помещение и перегородка в помещении).

Пунктом 6.2.2 Национального стандарта Российской Федерации «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля. ГОСТ Р 12.2.143-2009», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст, предусмотрено, что при проведении работ по реконструкции или перепланировке здания, сооружения, транспортного средства, объекта в план эвакуации должны быть внесены соответствующие изменения.

Материалами дела, в том числе планами БТИ I и II этажей от 29.11.2000 г. подтверждается несоответствие плана эвакуации людей в случае пожара (1-й этаж) в части отсутствия помещения тамбура (коридора), и плана эвакуации людей в случае пожара (2-й этаж) в части отсутствия помещения тамбура (коридора), бытового помещения и перегородки в помещении.

Таким образом, пункты 5, 6 предписания являются законными, обоснованными и подлежащими исполнению.

Пунктом 7 оспариваемого предписания учреждению надлежит установить отсутствующие информационные знаки, мест расположения огнетушителей.

Нормы пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97», утвержденные Приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.1997 N 84 (далее – НПБ 166-97) распространяются на переносные и передвижные огнетушители (общей массой до 400 кг), предназначенные для тушения пожаров классов A, B, C, E, и устанавливают требования к выбору, размещению, техническому обслуживанию огнетушителей, а также к техническому оснащению организаций, осуществляющих перезарядку и испытания огнетушителей.

Согласно пункту 6.3 НПБ 166-97 в помещениях, насыщенных производственным или другим оборудованием, заслоняющим огнетушители, должны быть установлены указатели их местоположения.

Материалами дела, в том числе представленными надзорным органом фотоматериалами подтверждается, что не у всех огнетушителей имеются информационные знаки, мест расположения огнетушителей, что самим заявителем не отрицается, вследствие чего, суд признает пункт 7 предписания законным, обоснованным и подлежащим исполнению.

Пунктом 9 в отношении здания общежития № 1 (2-х этажного) и пунктом 3 в отношении здания общежития № 2 (одноэтажного здания) предписания от 21.11.2013 г. № 56/1/1 надзорным органом вменена обязанность оборудовать данные здания каналом передачи информации на пульт централизованного наблюдения.

По мнению заявителя данные пункты предписания являются необоснованными, поскольку пункт 13.4 НПБ 88-2001 носит рекомендательный характер.

Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313, установлены обязательные для применения и исполнения требования пожарной безопасности.

Нормы пожарной безопасности (НПБ) содержат общие принципы, количественные и качественные критерии обеспечения пожарной безопасности, требования пожарной безопасности к группам однородных объектов защиты на стадиях их проектирования, строительства, реконструкции и изготовления, а также к пожарно-технической продукции, системам и средствам обеспечения пожарной безопасности, видам деятельности (работам, услугам) и методам испытаний в этой области ("Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум", утв. МЧС РФ)

В частности, НПБ 110-03 регламентирует защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) посредством основных требований пожарной безопасности (пункт 1), которые, что следует из содержания названного документа, в зависимости от способа установления могут быть как обязательными, так и добровольными для исполнения.

Пункт 12 НПБ 110-03 устанавливает, что перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала на "01", определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из их технических возможностей.

Данная норма в части оборудования зданий и помещений пожарной автоматикой с передачей сигнала на "01" не содержит императивных предписаний, а лишь устанавливает субъекта (соответствующее территориальное подразделение ГПС МЧС России) и критерии принятия решения (целесообразность и наличие технической возможности у зданий и сооружений) по реализации указанной меры пожарной безопасности.

Изложенное позволяет сделать вывод, что пункт 12 НПБ 110-03 сам по себе не является обязательным требованием пожарной безопасности, становится таковым применительно к конкретному объекту лишь в случае его включения в установленном порядке в перечень зданий и сооружений, подлежащих оборудованию пожарной автоматикой с передачей сигнала на "01".

Аналогичный характер носит норма, изложенная в пункте 13.4 Норм и правила проектирования «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования. НПБ 88-2001», утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 N 31.

Следовательно, на момент вынесения оспариваемого предписания пункт 12 НПБ 110-03 и пункт 13.4 НПБ 88-2001 не являются для заявителя обязательным требованием пожарной безопасности, поэтому требование об устранении их нарушений не подлежит включению в предписание от 21.11.2013 № 56/1/1.

При таких обстоятельствах пункт 9 в отношении здания общежития № 1 (2-х этажного) и пункт 3 в отношении здания общежития № 2 (одноэтажного здания) предписания от 21.11.2013 г. № 56/1/1 являются необоснованным и неисполнимым, нарушающим права и законные интересы учреждения, что противоречит положениям пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости признания предписания начальника Территориального отделения надзорной деятельности Вохомского района от 21.11.2013 г. № 56/1/1 в части требований предъявляемых к зданию общежития № 1 (двухэтажное здание) в пунктах 1, 9; к зданию общежития № 2 (одноэтажное здание) в пункте 3 недействительным и не подлежащим исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать предписание начальника Территориального отделения надзорной деятельности Вохомского района от 21.11.2013 г. № 56/1/1 в части требований предъявляемых к зданию общежития № 1 (двухэтажное здание) в пунктах 1, 9; к зданию общежития № 2 (одноэтажное здание) в пункте 3 незаконным и отменить.

В удовлетворении остальной части требований Областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Вохомская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Т.Ю. Беляева