ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-13313/12 от 29.03.2013 АС Костромского области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-13313/2012

г. Кострома 02 апреля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2013 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамановой О.В.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, паспортные данные в протоколе;

от ответчика: ФИО2, доверенность от 03.09.2012 № 122,

от третьих лиц: Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме и Костромскому району Костромской области – ФИО3, доверенность № 4 от 09.01.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Кострома (ОРГН 304440102000041 ИНН <***>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме, г. Кострома о признании незаконным бездействия, выразившееся в несовершении действий по государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; третье лицо - Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме и Костромскому району Костромской области

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1, Кострома, обратился в суд с заявлением к Инспекции ФНС России по городу Костроме о признании незаконным бездействия ИФНС России по городу Костроме, выразившееся в несовершении действий 16.01.2008 по государственной регистрации прекращения индивидуальным предпринимателем ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и об обязании ИФНС России по городу Костроме исключить ФИО1 из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с 16.01.2008.

Для участия в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований судом привлечено ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области.

В судебном заседании заявитель пояснил, что 16.01.2008 обратился в ИФНС России по городу Костроме с заявлением об исключении индивидуального предпринимателя ФИО1 из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. С указанного момента считал себя исключенным из ЕГРИП, предпринимательскую деятельность не осуществлял. В связи с тем, что в сентябре 2012 заявителю стало известно о факте начисления и принимаемых мер по взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предприниматель 20.12.2012 обратился с настоящим заявлением в суд.

Налоговый орган заявленные требования не признал, представил в суд реестры принятых инспекцией документов по состоянию на 15.01.2008, 16.01.2008, 17.01.2008, свидетельствующих о том, что заявитель с соответствующим заявлением не обращался. Также поиск платежных документов по платежам, уплаченным в ИФНС по городу Костроме ФИО1 с 01.01.2007 по 31.12.2008 свидетельствуют о том, что государственная пошлина в установленном размере, подлежащая уплате при обращении индивидуального предпринимателя с заявлением об исключении из ЕГРИП, не была уплачена заявителем. Также, по мнению налогового органа, заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц государственных органов.

Представитель ГУ - УПФ РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области также полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, в том числе и в связи с пропуском заявителем трехмесячного срока обращения в суд с подобным заявлением. В материалы дела представлены требования, постановления Пенсионного фонда о взыскании задолженности за счет имущества страхователя, акты камеральных проверок, решения, принятые в отношении предпринимателя ФИО1 в период с 2008-2012 год, а также доказательства направления документов в адрес страхователя.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель ФИО1, приняв решение о прекращении предпринимательской деятельности, обратился в ИФНС России по городу Костроме с заявлением об исключении индивидуального предпринимателя ФИО1 из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Со слов предпринимателя пакет необходимых документов был им представлен в налоговый орган 16.01.2008.

В сентябре 2012 года ФИО1 от судебных приставов-исполнителей узнал о взыскиваемой с него органом Пенсионного фонда задолженности по страховым взносам, пени и штрафам, начиная с 2008 года.

Полагая, что причиной начисления и взыскания страховых взносов явилось невыполнение налоговым органом своей обязанности по совершению действий по исключению предпринимателя ФИО1 из ЕГРИП с 16.01.2008, предприниматель обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по городу Костроме, выразившееся в несовершении действий 16.01.20008 по государственной регистрации прекращения индивидуальным предпринимателем ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и об обязании ИФНС России по городу Костроме исключить ФИО1 из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с 16.01.2008.

Изучив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, третьего лица, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367- О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, установленный в части 4 статьи 198 Кодекса срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.

При этом основным условием восстановления срока для судебного обжалования является уважительность причины его пропуска. В то же время законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска в тех или иных случаях. Следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.

В соответствии с пунктами 1, 7, 8 и 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) документа об уплате государственной пошлины; в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации

Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.

Согласно пунктам 1, 1.5 статьи 9 Закона о государственной регистрации в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (пункт 2 статьи 9 Закона о государственной регистрации).

В день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом указанному лицу выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения. В случае подачи заявителем документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр расписка в получении таких документов выдается многофункциональным центром, если иной способ получения расписки не указан заявителем. В ином случае, а также при получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов. При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем (пункт 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации).

Пункт 1 статьи 8 Закона о государственной регистрации устанавливает, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Представленные налоговым органом реестры принятых документов по состоянию на 16.01.2008, копии журнала входящей корреспонденции на 16.01.2008 не содержат сведений об обращении ФИО1 с заявлением и документами в порядке статьи 22.3 Закона о государственной регистрации.

В свою очередь заявителем не представлено доказательств обращения 16.01.2008 в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе не представлена и расписка в получении документов в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о государственной регистрации.

Также при исследовании вопроса об уважительности причин пропуска заявителем срока на обращение в суд с данным заявлением суд принимает во внимание представленные ГУ - УПФ РФ по городу Костроме и Костромскому району доказательства направления в адрес предпринимателя страхователя ФИО1 требований от 22.04.2009 № 237, от 14.05.2009 № 3827, от 29.06.2011 № 1890, от 31.03.2010 № 4103, от 16.05.2011 № 05402640027484, от 12.03.2012 № 05402640004563, постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от 27.01.2012 № 725, от 16.08.2010 № 245, акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 27.03.2009 № 1151, решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании от 22.04.2009 № 235. Указанные документы согласно почтовых реестров направлялись по адресу страхователя: <...>. Данный адрес соответствуют сведениям ЕГРИП.

При указанных обстоятельствах заявитель не мог не знать о начисляемых ему после 16.01.2008 страховых взносов, а при должной степени заботливости и осмотрительности должен был своевременно выяснить вопрос о выполнении налоговым органом необходимых действий по исключению его как предпринимателя из ЕГРИП в связи с его обращением 16.01.2008 с соответствующим заявлением в ИФНС России по городу Костроме.

В рассматриваемом случае суд не усматривает уважительности причин пропуска заявителем трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц налогового органа.

Пропуск заявителем установленного частью 4 статьи 198 Кодекса срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято решение, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Кострома (ОРГН 304440102000041 ИНН <***>) о признании незаконным бездействия, выразившееся в несовершении действий по государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Л.А.Максименко