ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-1376/07 от 10.07.2007 АС Костромского области

РЕШЕНИЕ

  г. Кострома Дело №А31-1376/2007-7

«10» июля2007 г.

Судья арбитражного суда Костромской области Беляева Т.Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Ореховского сельского

поселения Галичского муниципального района Костромской области

(наименование заявителя)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

(Росприроднадзора) по Костромской области

(наименование заинтересованного лица)

Третьи лица: Департамент финансов администрации Костромской области;

Комитет охраны окружающей природной среды и природопользования

Администрации Костромской области (Облкомприрода)

об оспаривании постановления о привлечении

к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя – глава Ореховского сельского поселения Транчуков А.А.,

от ответчика – вед спец. отдела админ.-прав. работы и эколог. экспертизы

Перстнева А.П. по дов. № 02-18/870 от 02.07.07.

от Департамента финансов КО – зам. нач. юр. отдела Курохтина О.С. по дов. №

10-06/2 от 10.01.06.

от Облкомприроды – спец. Сизова Н.А. по дов. № 539 от 22.05.07.

установил:

Администрация Ореховского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области (далее – Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области (далее – Управление, Росприроднадзор) от 23.03.2007 г. № 03/13-07 о привлечении к административной ответственности по статье 9.2 КоАП РФ.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент финансов Костромской области, Комитет охраны окружающей природной среды и природопользования администрации Костромской области.

В судебном заседании Администрация заявленные требования поддержала.

Росприроднадзор против заявленных требований возражает, считает привлечение Администрации к административной ответственности законным и обоснованным, подробно изложив свои доводы в отзыве на заявление (л.д. 24-26).

Департамент финансов Костромской области по вопросу реализации областной целевой программы «Экология и природные ресурсы Костромской области на 2006-2010 годы», включающей ремонт плотины на р. Ликша, пояснил, что одобренная постановлением губернатора области от 01.11.2005 № 689 программа Костромской областной Думой не утверждена, в связи с чем, не была включена в перечень областных целевых программ, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2006 и 2007 год и как следствие в законах области об областном бюджете на 2006 и 2007 годы денежные средства на ее реализацию не предусматривались, финансирование не осуществлялось.

Представитель Комитета охраны окружающей природной среды и природопользования Администрации Костромской области поддержал выступление Департамента финансов.

Исследовав представленные доказательства, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд установил.

23 марта 2007 года Управлением Росприроднадзора по Костромской области была проведена целевая, плановая проверка соблюдения Администрацией Ореховского сельского поселения Галичского муниципального района требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) - плотины на р. Ликша у д. Новиково Галичского района Костромской области.

В результате проверки было выявлено, что администрацией Ореховского сельского поселения нарушены требования: статей 8, 9, 15, 19  Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997г. № 117-ФЗ, пунктов 2, 3 Положения «Об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнических сооружений, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации, либо не имеющего собственника», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 № 237, а именно, не обеспечено и не организовано:

- проведение регулярных обследований ГТС, в том числе паводковых и визуальных обследований технического состояния гидротехнического сооружения;

- квалификация работников, прошедших обучение в специальных учебных центрах, занятых эксплуатацией ГТС;

- финансовое обеспечение мероприятий (финансовые и материальные резервы) по безопасной эксплуатации ГТС, по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС;

- ведение контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий: отсутствуют журналы контрольных наблюдений, отсутствует проектная, техническая и исполнительная документация, не ведется наблюдения за уровнем воды в водохранилище;

- разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии плотины, в том числе не проводятся мероприятия по подготовке гидротехнического сооружения к пропуску весеннего половодья (укреплению плотины, ремонту, подготовке водосбросного сооружения, нет ответственного за безопасную эксплуатацию ГТС и др. организационно-технических мероприятий, предназначенных для обеспечения безопасности ГТС н предотвращения аварии);

- страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений;

- разработка и согласование в установленном порядке Правил эксплуатации по безопасности ГТС.

Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 23.03.2007 № 03/13-07 и протоколе об административном правонарушении от 23.03.2007 № 3/13-07.

23 марта 2007 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области вынесено постановление № 03/13-07 о привлечении Администрации Ореховского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области к административной ответственности по статье 9.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Посчитав принятое постановление незаконным, Администрация обжаловала его в арбитражный суд, требуя отмены. В обоснование заявленных требований она указала, что администрация сельского поселения не имеет возможности ни сделать технический паспорт ГТС, ни принять на работу специалиста в отсутствие указанной должности в штатном расписании, ни провести обучение требуемой квалификации специалиста по эксплуатации ГТС в виду дефицитности бюджета поселения и отсутствия финансирования на указанные цели; ГТС не эксплуатировалось со времен ее постройки, угрозы для затопления плотина не представляет.

Рассмотрев заявление, суд приходит к выводу об его удовлетворении.

Статьей 9.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения.

Согласно статье 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований, в том числе обеспечение необходимой квалификацией работников, обслуживающих гидротехническое сооружение (статья 8 Федерального закона).

Риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация (статья 15 Федерального закона).

Соответствующие обязанности, аналогичные вышеназванным, собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации установлены в пункте 3 Положения «Об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 № 237.

В соответствии с пунктом 2 названного Положения эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации этого сооружения, утверждаемыми по согласованию с органом государственного надзора.

Вместе с тем в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела гидротехническое сооружение – плотина на р. Ликша, д. Новиково Галичского района была построена колхозом «Искра» в 1977 году с целью искусственного орошения пахотных земель, лугов, пастбищ скота и отдыха жителей близлежащих населенных пунктов. С момента строительства плотина не использовалась и с 1998 года стала бесхозной, о чем свидетельствуют паспорт водохранилища (л.д. 43-52), письма Комитета по водному хозяйству Костромской области «Костромаоблкомвод» от 19.05.1998 № 536-538 (л.д. 55), Комитета природных ресурсов по Костромской области от 12.02.2002 № 334 (л.д. 54).

21 марта 2003 года глава самоуправления Галичского района своим распоряжением № 90-р закрепил бесхозное гидротехническое сооружение за МП ЖКХ администрации района (л.д. 40).

Далее распоряжением главы самоуправления Галичского района от 10.06.2003 № 192-р плотина балансовой стоимостью 50164 рубля принята в муниципальную собственность района и передана муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства администрации района на праве хозяйственного ведения с постановкой на баланс (л.д. 52).

В соответствии с Законом Костромской области от 15.08.2006 № 63-4-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований со статусом «городское поселение», «сельское поселение» указанный объект передан распоряжением главы администрации Галичского муниципального района от 28.09.2006 № 444-р в муниципальную собственность Ореховского сельского поселения (л.д. 11). 30 ноября 2006 года плотина по акту приема-передачи здания (сооружения) передана из ведения МП ЖКХ Галичского района Администрации Ореховского сельского поселения.

Согласно справке Администрации Галичского муниципального района от 30.05.2007 № 433 и № 434 технической документации на гидротехническое сооружение, расположенное на р. Ликша у д. Новиково, не имеется, денежных средств на его содержание не выделялось (л.д.79, 80). В период с сентября 2002 года по ноябрь 2006 работы по содержанию ГТС из-за отсутствия денежных средств не проводились, что подтверждается письмом муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Галичского района Костромской области от 22.05.2007.

На основании части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении заявления судом установлено, что у Администрации отсутствует финансовая возможность по соблюдению норм и правил безопасности по содержанию переданного ей имущества – гидротехнического сооружения (плотины) на р. Ликша. Так бюджет Ореховского сельского поселения на 2007 год предусматривает общий объем поступлений доходов по основным источникам в размере 1735030 рублей, при этом расходная часть бюджета утверждена в сумме 1827830 рублей, то есть бюджет является дефицитным. При этом расходы на содержание плотины в местном бюджете не предусмотрены.

Как следует из проекта областной целевой программы «Экология и природные ресурсы Костромской области на 2006-2010 годы», одобренной губернатором Костромской области постановлением от 01.11.2005 № 689 на разработку проектно-сметной документации на ремонт плотины на р. Ликша, д.Новиково и сам ремонт плотины предусматривалось финансирование программы за счет средств областного и федерального бюджетов в сумме соответственно 0,5 млн. рублей и 15,4 млн. рублей, что почти в десять раз превышает бюджет Ореховского сельского поселения. Таким образом, реальной возможности, в том числе финансовой по содержанию плотины в надлежащем состоянии Администрация не имеет и указанное бремя для нее является непосильным, также у нее отсутствуют квалифицированные специалисты по обслуживанию ГТС. Согласно письму первого заместителя губернатора Костромской области от 28.05.2007 № 2065-30-1 (л.д. 78) в Костромской области отсутствуют областные специализированные организации по эксплуатации ГТС.

Суд учитывает также, что с момента застройки плотины до ее передачи администрации сельского поселения ни ее собственники, ни эксплуатирующая организация не осуществляли деятельности по ремонту и поддержанию надлежащего состояния и безопасности ГТС. Денежные средства из областного бюджета на указанные цели также не выделялись, что подтвердил в судебном заседании представитель Департамента финансов Костромской области. Согласно акту комиссионного обследования ГТС от 08.06.07. (л.д.77), в том числе с участием представителя ГО и ЧС района: гидротехническое сооружение (плотина) на р.Ликша не используется по прямому назначению (орошение полей); не представляет ценности для администрации Галичского муниципального района и Ореховского сельского поселения. (не востребована); не представляет угрозы затопления для близлежащих населенных пунктов д.Новиково и д.Подольское.

Управлением Росприроднадзора не представлено доказательств наличия у Администрации возможности соблюдения правил и норм, предусмотренных статьей 9.2 КоАП РФ.

Данные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности органом надзора вины заявителя в совершении вышеуказанного административного правонарушения.

Невиновность лица в совершении административного правонарушения свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ. Требования заявителя подлежат удовлетворению, а постановление Управления Росприроднадзора от 23.03.2007 № 03/13-07 о привлечении его к административной ответственности – признанию незаконным.

Доводы Управления о нарушении Администрацией срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, установленный ст. 30.1 КоАП РФ отклоняется судом в виду следующего. 23.03.2007 Администрация Ореховского сельского поселения обратилась в Галичский районный суд с жалобой на постановление Роспироднадзора № 03/13-07 от 23.03.2007. Определением судьи Галичского районного суда Костромской области от 26.03.2007 материалы дела об административном правонарушении направлены по подведомственности в Арбитражный суд Костромской области. Арбитражным судом заявление Администрации оставлялось без движения, и после устранения установленных при подаче заявления нарушений принято им к своему производству. Таким образом, суд считает причины пропуска срока уважительными.

Судебные расходы не распределялись, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области от 23.03.2007 г. № 03/13-07 о привлечении Администрации Ореховского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области к административной ответственности, предусмотренной в статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в апелляционную инстанцию через Арбитражный суд Костромской области.

Судья Т.Ю.Беляева