ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-1385/16 от 07.06.2016 АС Костромского области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-1385/2016

г. Кострома 16 июня 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 16 июня 2016 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балакиревым А.С.

с участием представителей сторон:

от заявителя: не явился (уведомление в деле);

от ответчика: Пасхин А.В., доверенность от 11.01.2016 № 3, удостоверение от 03.02.2014 № 544;

рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания», Костромская область, г. Шарья, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шарье Костромской области (межрайонное), Костромская область, г. Шарья, о признании недействительным в части решения от 23.11.2015 № 054 024 15 РВ 0000103/18,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (далее – заявитель, Общество, ООО «Управляющая компания»), Костромская область, г. Шарья, обратилось в суд с заявлением к Управлению Пенсионного Фонда России (государственное учреждение) в г. Шарье Костромской области (межрайонное) (далее - Управление пенсионного фонда, Управление ПФР) о признании недействительным решения от 23.11.2015 № 054 024 15РВ 0000103/18 в части начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующих сумм пени и штрафа в связи с невключением ООО «Управляющая компания» в облагаемую базу сумм компенсации за использование работниками личного автомобиля в служебных целях за период 2012-2014 г.г. в размере 52547, 40 руб., а также непринятых к зачету, но произведенных страхователем расходов на выплату пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 19977, 29 руб.

В судебное заседание 07.06.2016 заявитель не прибыл, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее заявитель поддержал заявленные требования, суду пояснил, что в результате проверки Управлением пенсионного фонда необоснованно доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на суммы компенсации за использование работниками Общества личного автомобиля в служебных целях. Общая сумма выплаченной в 201202014 годах компенсации составила 52457, 40 руб. По мнению заявителя, указанные выплаты правомерно не включены им в облагаемую базу, поскольку носили компенсационный характер, предусмотрены коллективным договором, приказами руководителя, выплачивались в соответствии с фактическим временем использования личного транспорта в служебных целях, отраженному в табеле учета за каждый месяц, размер выплаченной компенсации не превысил норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 92 – 1200 рублей в месяц. Также, необоснованно, по мнению заявителя, в облагаемую базу включена сумма не принятых к зачету, но произведенных страхователем расходов на выплату пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в размере 19977, 29 руб., так как указанная сумма не может автоматически быть квалифицирована как выплаты в пользу работников в рамках трудовых отношений.

Управление пенсионного фонда заявленные требования не признало. Выплата компенсации работникам за использование личного транспорта в служебных целях на общую сумму 52457, 40 руб. неправомерно не включена Обществом в облагаемую базу в отсутствии документального подтверждения расходов работников на использование личного транспорта в служебных целях. Обществом не доказан факт постоянного разъездного характера работы работников, получивших спорную компенсацию. Также Управление полагает, что суммы начисленных работнику выплат, не принятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования, признаются объектом обложения страховыми взносами на общих основаниях. Обществом выводы территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 19977, 29 руб., изложенные в решении от 13.11.2015 № 453, не оспорены.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Управлением ПФР (государственное учреждение) в г. Шарье Костромской области (межрайонное) проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО «Управляющая компания» за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.

В ходе проверки выявлен факт неправомерного включения Обществом выплат компенсации за использование личного транспорта в служебных целях на общую сумму 52547,40 руб. плотникам Демашову Д.В., Жохову В.Ю., Круглову П.П., Беляеву В.Е., начальнику производственного отдела Червякову С.А.

По мнению проверяющих, оплата организацией расходов работников, связанных с использованием личного транспорта, не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей, в размере, определяемом соглашением между организацией и работником. При этом, размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работниками личного транспорта для целей трудовой деятельности. Организация должна располагать копиями документов, как подтверждающих право собственности работника на используемое имущество, так и подтверждающими расходы, понесенные им при использовании данного имущества в служебных целях. Также из должностных инструкций плотников следует, что «возможен разъездной характер работы», из должностной инструкции начальника производственного отдела следует, что «предусмотрен разъездной характер работы», что означает, что выполняемая плотниками и начальником производственного отдела работа не носит постоянного разъездного характера, а выплаты в размере 52547, 40 рублей подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Также на основании справки регионального отделения Фонда социального страхования от 14.08.2015 в ходе выездной проверки ООО «Управляющая компания» Фондом не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований нормативных актов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2012-2014 г.г. в размере 19977, 29 руб. Указанная сумма также включена проверяющими в облагаемую базу для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование.

Решением Управления ПФР от 23.11.2015 ООО «Управляющая компания» привлечено к ответственности по части 4 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 2 913 руб. Данным решением Обществу начислены страховые взносы в размере 14564, 96 руб., пени в сумме 559, 16 руб.

ООО «Управляющая компания» обратилась в суд с заявлением о признании недействительным указанного решения в части начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующих сумм пени и штрафа в связи с невключением ООО «Управляющая компания» в облагаемую базу сумм компенсации за использование работниками личного автомобиля в служебных целях за период 2012-2014 г.г. в размере 52547, 40 руб., а также непринятых к зачету, но произведенных страхователем расходов на выплату пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 19977, 29 руб.

Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для упомянутых плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, названных в статье 9 Закона.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для данных плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда, не предназначенными для возмещения физическим лицам конкретных затрат, связанных с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.

Статьей 188 Кодекса определено, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

По смыслу указанных норм, сумма компенсации, выплачиваемая организацией сотруднику за использование личного имущества (транспорта, мобильного телефона), не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели) в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником.

Таким образом, компенсация, выплачиваемая работнику за использование личного автомобиля в служебных целях, не подлежит обложению страховыми взносами в пределах размера, установленного соглашением между организацией и работником.

Как следует из материалов дела, исходя из специфики деятельности ООО «Управляющая компания» и отдаленности расположения обслуживаемых домов должностными инструкциями плотников предприятия и начальника производственного отдела предусмотрен разъездной характер работы. Использование работниками личного автотранспорта в служебных целях при разъездном характере работ подтверждается:

- приказами руководителя о выплате денежной компенсации;

- путевыми листами, подтвержденными наряд-заданиями, в которых указана дата и место выезда.

Возможность выплаты указанной компенсации и ее размер установлен в пункте 10.10 коллективного договора Общества, в соответствии с которым при использовании работником Общества личного автомобиля для служебных поездок, работникам выплачивается денежная компенсация согласно постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 92.

В проверяемый период за использование личного легкового автомобиля для служебных поездок, работникам ежемесячно выплачивалась компенсация в пределах нормы в размере 1 200 руб.

В материалы дела заявителем представлены табели учета рабочего времени, ежемесячные путевые листы с указанием собственника транспортного средства, марки автомобиля и наряды-задания по каждому рабочему дню месяца для данного работника, из которых следует, что личный автотранспорт использовался также и для перевозки других работников и для доставки материала на объект.

Данные документы подтверждают понесенные работниками расходы на содержание, износ, амортизацию личных автомобилей, используемых в служебных целях.

Указанные выплаты производились сотрудникам на основании приказов директора Общества.

При этом из акта проверки и решения следует, что при проверке документы, подтверждающие экономическую обоснованность произведенных выплат, а также использования транспортных средств в служебных целях, Пенсионным фондом не анализировались.

Учитывая изложенное, установленные на основании локальных актов организации спорные выплаты носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 Трудового кодекса РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Названные выплаты направлены на компенсацию расходов работника за использование личного автомобиля в служебных целях на основании статьи 188 Трудового кодекса РФ. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) и из страховых взносов, начисляемых в соответствии с указанным Законом и Федеральным законом N 212-ФЗ.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 5 части 1 статьи 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ недоимка определена как сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законом срок.

Таким образом, расходы, понесенные заявителем в счет начисленных страховых взносов по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и непринятые к зачету, являются неуплаченными страховыми взносами (недоимкой) по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. И в данном случае страхователь обязан вернуть сумму непринятых к зачету расходов на счет Фонда, то есть уплатить страховые взносы в сумме непринятых расходов.

Следовательно, спорные суммы, выплаченные по листкам нетрудоспособности, а также в качестве страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые ФСС к зачету в счет уплаты страховых взносов, не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений. В связи с этим на них не начисляются страховые взносы по всем видам страхового обеспечения.

Отказ ФСС в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения не изменяет природу страхового случая. Ошибка страхователя является риском «за его счет» в связи с отказом Фонда в принятии к зачету произведенных расходов и не влечет отказа застрахованному лицу в выплате пособия по временной нетрудоспособности.

При указанных основаниях суд полагает правомерными доводы заявителя о недействительности оспариваемого решения в части начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующих сумм пени и штрафа в связи с невключением ООО «Управляющая компания» в облагаемую базу сумм компенсации за использование работниками личного автомобиля в служебных целях за период 2012-2014 г.г. в размере 52547, 40 руб., а также непринятых к зачету, но произведенных страхователем расходов на выплату пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 19977, 29 руб.

Поскольку требования Общества удовлетворены, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на орган Пенсионного фонда РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шарье Костромской области (межрайонное) от 23.11.2015 № 054 024 15 РВ 0000103/18 признать недействительным в части начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующих сумм пени и штрафа в связи с невключением обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» в облагаемую базу:

- сумм компенсации за использование работниками личного автомобиля в служебных целях за период 2012 – 2014 г.г. в размере 52547 рублей 40 копеек;

- не принятых к зачету, но произведенных страхователем расходов на выплату пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 19977 рублей 29 копеек.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шарье Костромской области (межрайонное), Костромская область, г. Шарья, ул. Ленина, дом 15, ОГРН 1134436000291, ИНН 4407012776, зарегистрированного в качестве юридического лица 15.10.2013, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания», Костромская область, г. Шарья, ул. Микрорайон 1, дом 21А, ОГРН 1084436000550, ИНН 4407009300, зарегистрированного в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Костромской области 18.01.2008, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Л.А.Максименко