ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-13870/14 от 25.05.2015 АС Костромского области


                  АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-13870/2014

г. Кострома                                                                               17 июня 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 17 июня 2015 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Беляева Татьяна Юрьевна при ведении протокола судебного заседания судебного заседания секретарем судебного заседания Вороновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" в лице филиала ОСАО "Ингосстрах" в Костромской области (п. Дорогиня) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, г. Кострома о признании незаконным распоряжения от 14.10.2014 года № 626,

при участии в заседании:

от заявителя – Ширин Д.А. по доверенности от 15.01.2015 г.;

от ответчика – Алексеева Т.В. по доверенности от 15.01.2015 г.;

установил:

открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" в лице филиала ОСАО "Ингосстрах" в Костромской области (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее – Управление) о признании незаконным распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 14.10.2014 года № 626.

В судебном заседании представитель Общества поддержал  заявленные требования.

Управление против требований заявителя возражает по мотивам, изложенным в отзыве и дополнении к нему. По мнению Управления, оно не допустило нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный Закон № 294-ФЗ) при издании распоряжения на проверку юридического лица. Полномочия административного органа на проведение мероприятий по контролю в отношении хозяйствующего субъекта - исполнителя услуг предусмотрены пунктом 5 Положения о Федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 № 412, и действия Управления не противоречат требованиям Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела), а также разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

14.10.2014 г. Управлением вынесено распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица № 626 в отношении открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" (ОГРН 1027739362474, ИНН 77050421790). В пункте 2 распоряжения указано: «Место нахождения: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 12, стр. 2. Место фактического осуществления деятельности в г. Костроме: г. Кострома, ул. Советская, д. 45 «а». 

Согласно распоряжению целью проверки является выполнение утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок, доведенного до сведения заинтересованных лиц на сайте управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области. Задачами настоящей проверки являются: проверка соблюдения требований Гражданского кодекса РФ (гл.22.23.24.25.26.27.28.29.48), Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Предметом проверки определено: соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Срок проведения проверки указан 20 рабочих дней в период с 10.11.2014 года по 05.12.2014 г.

В процесс проверки предлагалось провести следующие мероприятия:

- обследование помещений организации, в которых осуществляется оказание гражданам страховых услуг, на предмет предоставления им необходимой и достоверной информации об исполнителе и услугах;

- исследование заключаемых с гражданами договоров на оказание страховых услуг (пункт 8 Распоряжения).

Пунктом 10 Распоряжения установлен Перечень документов, предоставление которых ОАО «Ингосстрах» необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, а именно: лицензия на осуществление страховой деятельности, типовые договоры на различные страховые продукты, правила страхования, копии договоров страхования по различным страховым продуктам, заключенных с потребителями во 2 полугодии 2014 г., один по каждому виду договора, с приложениями.

Данное распоряжение получено Обществом 22.10.2014 и зарегистрировано за входящим номером № 90405.

В рамках проведения проверки Управлением в адрес Общества было направлено требование № 7707-03 от 12.11.2014 г. о предоставлении документов, указанных в п. 10 распоряжения: лицензии на осуществление страховой деятельности, типовых договоров на различные страховые продукты, правил страхования, копий договоров страхования по различным страховым продуктам, заключенных с потребителями во 2-м полугодии 2014 г., один по каждому виду договора с приложениями. Также в требовании было указано, что на дату проведения проверки 10.11.2014 и до настоящего времени (12.11.2014) Обществом документы по распоряжению от 14.10.2014 №  626 представлены не были.

Требование Управления, полученное ОСАО Ингосстрах» 17.11.2014. входящий номер 98328, исполнено не было, запрашиваемые документы Общество не предоставило.

Действия Общества были квалифицированы Управлением как воспрепятствование законной деятельности должностного лица государственного органа (надзора), что повлекло невозможность проведения проверки.

В отношении Общества был составлен протокол от 26.12.2014 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Учитывая эти обстоятельства, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления №  626 от 14.10.2014 г.

Как следует из заявления Общества 01.09.2014 филиал ОСАО "Ингосстрах", расположенный по адресу:  г. Кострома, ул. Советская, д. 45 «а» был ликвидирован на основании решения Совета директоров Общества от 25.08.2014 № 08/14. В этот же день открыт новый филиал ОСАО "Ингосстрах" по адресу: Костромская область, Макарьевский район,  п. Дорогиня, ул. Строительная, д. 3., который в ежегодном плане проверок не фигурирует. Поэтому проверка не могла быть проведена как в отношении старого филиала, поскольку он ликвидирован, так и в отношении нового филиала, поскольку не истек трехлетний срок, являющийся в силу закона основанием для включения такого филиала в план проведения проверок.

Кроме того, считает заявитель, Управление не обладает полномочиями по осуществлению контроля над страховыми организациями и осуществлению страхового надзора, который в силу статьи 30 Закона об организации страхового дела возложен на Банк России. Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 № 412 таких полномочий не содержит. Поэтому Управление не вправе требовать  предоставления Обществом документов, указанных в пункте 10 спорного распоряжения.

Проведение плановой проверки в отсутствие предусмотренных законом оснований в силу части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ, по мнению заявителя, является грубым нарушением, в связи с чем, обжалуемое распоряжение Управления подлежит отмене.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как указано в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Таким образом, для признания незаконным ненормативного акта государственного органа необходимо наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие ненормативного акта требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушение прав и законных интересов заявителя в результате принятия оспариваемого акта.

В рассматриваемом случае предметом спора является распоряжение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области о проведении плановой выездной проверки юридического лица.

Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 г. № 412 утверждено Положение о Федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей (далее – Положение).

Согласно Положению федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя, в том числе организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациямиилиуполномоченнымииндивидуальными предпринимателями,импортерами) требований, установленныхмеждународными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в сферу действия законодательства о защите прав потребителей отнесены отношения, одной из сторон в которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иныминормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 2 указанного постановления Пленума Верховного суда РФ, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров Закон о защите прав потребителей применяется в части не урегулированной специальными законами.

С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аналогичное разъяснение содержится в письме Роспотребнадзора о 23.07.2012г. № 01/8179-12-32.

Из приведенного следует, что отношения по договорам страхования (личного или имущественного), где стороной договора выступает гражданин-потребитель, регулируются Законом о защите прав потребителей в части, не урегулированной специальным законом.

Таким образом, полномочия Управления на проведение мероприятий по контролю в отношении Общества предусмотрены вышеуказанными нормами права, в связи с чем, доводы заявителя в указанной части являются несостоятельными.

Порядок организации и проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Частью 1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (части 2 и 3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ).

В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) указываются в частности наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки (часть 4 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ).

В силу положений пункта 6 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом (часть 5 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

В данном случае в Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Костромской области, утвержденный 29.11.2013 руководителем Управления, за номером 460 (т.1, л.д. 128) включено открытое  страховое акционерное общество «Ингосстрах» по месту осуществления деятельности: Костромская область, г. Кострома, ул. Советская, д. 45 «а» с указанием даты проведения проверки 10.11.2014. Ежегодный план проведения плановых проверок размещен на официальном сайте Управления http://44.rospotrebnadzor.ru/. Проверка согласована и включена в Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2014 год Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Таким образом, предусмотренные Федеральным законом № 294-ФЗ требования по включению проведения плановой проверки Общества в ежегодный план проведения проверок юридических лиц и согласования ее с органами прокуратуры административным органом соблюдены.

Согласно части 11 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ).

На основании части 2 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ  выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона № 294-ФЗ  срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Таким образом, плановая выездная проверка может проводиться как  по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, так и по месту фактического осуществления деятельности, которым является, к примеру, филиал юридического лица (при этом проведение проверки возможно как в одном месте, так и в нескольких).     Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (часть 1).

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки (часть 2).

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (п. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ).

Проанализировав указанные нормы, суд приходит к выводу о том, что со стороны Управления при издании оспариваемого распоряжения отсутствуют нарушения положений Федерального закона № 294-ФЗ.

Проведение выездной проверки назначено в отношении юридического лица по месту осуществления Обществом деятельности на территории Костромской области – филиала, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 45 «а».

Доказательства назначения плановой проверки до истечения трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица  либо превышения общего срока проведения проверки (шестьдесят рабочих дней) в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.

Копия распоряжения была направлена Обществу по адресу: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 12, стр. 2 заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 15600568878602) 15.10.2014 г., что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 1 и была вручена ему 22.10.2014 г., что подтверждается информацией с сайта Почты России.

Согласно подпункту "а" пункта 10 Положения должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) информацию и документы по вопросам защиты прав потребителей.

Перечень документов, указанный в оспариваемом распоряжении, не выходит за пределы предмета проверки, в связи с чем, доводы Общества подлежат отклонению судом.

Центральный банк Российской Федерации, на который ссылается Общество, как на лицо, осуществляющее государственный контроль в области страхования, не уполномочен проводить проверки соблюдения хозяйствующими субъектами требований, установленных законодательством о защите прав потребителей.

В данном случае предметом спора является ненормативный акт административного органа, вынесенный в отношении юридического лица, а не действия по исполнению оспариваемого ненормативного акта. Сами по себе действия по исполнению акта надзорного органа не могут свидетельствовать о недействительности такого акта, поскольку являются следствием принятия оспариваемого акта, а не его причиной. Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя изданным Управлением распоряжением на проведение плановой выездной проверки  в отношении ОСАО «Ингосстрах» суду не представлено.

Ликвидация филиала в г. Костроме сама по себе не свидетельствует о том, что административный орган не вправе запрашивать у юридического лица документы в связи с осуществляемой им деятельностью по месту нахождения филиала и за период его деятельности. Иное бы означало то, что ликвидация филиала перед началом проверки, о которой было известно юридическому лицу задолго до ее проведения, и создание нового филиала по другому адресу, имело целью уклонения от проверки и ухода от ответственности в случае выявления нарушений закона.

В части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах распоряжение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области от 14.10.2014 № 626, признанию недействительным не подлежит, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

На основании изложенного, суд, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                           Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

                           Судья                                       Т.Ю. Беляева