ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-13933/2021 от 24.03.2022 АС Костромского области


АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-13933/2021

г. Кострома                                                                                     "25" марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 25 марта 2022 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Цветкова Сергея Владимировича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кармановской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление публичного акционерного общества «Газпром», г. Санкт-Петербург, ИНН 7736050003, ОРГН 1027700070518,

о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области, г. Кострома, по отказу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», изложенных в письмах от 02.07.2021 № 10-0630/21, от 20.07.2021 № 10-0685/21, и об обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области устранить нарушение прав и законных интересов ПАО «Газпром» путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром»,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», г. Нижний Новгород (ОГРН 1025203016332, ИНН 5260080007) в лице филиала «Ивановское линейное производственное управление магистральных газопроводов» (Ивановское ЛПУМГ), Ивановская область, Ивановский район, д. Пещеры, ООО «Газпром трансгаз Ухта», Республика Коми, г. Ухта (ОГРН 1021100731190, ИНН 1102024468),

при участии представителей:

от заявителя Ковальчук Д.А., представитель по доверенности от 06.07.2021 № 77 АГ 7555157; 

от заинтересованного лица – не явился (надлежащим образом уведомлен);

от третьих лиц – от ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» в лице филиала Ивановское ЛПУМГ; от ООО «Газпром трансгаз Ухта» - не явились (надлежащим образом уведомлены);

установил:

публичное акционерное общество «Газпром» (далее – заявитель, общество, ПАО «Газпром») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области (далее – заинтересованное лицо, кадастровая палата, ФГБУ «ФКП Росреестра») по отказу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», изложенных в письмах от 02.07.2021 № 10-0630/21, от 20.07.2021 № 10-0685/21, и об обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области устранить нарушение прав и законных интересов ПАО «Газпром» путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром». 

Кадастровая палата с требованиями заявителя не согласна, представила отзыв.

Определением суда от 08.11.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» в лице филиала «Ивановское линейное производственное управление магистральных газопроводов» (далее - ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», Ивановское ЛПУМГ), ООО «Газпром трансгаз Ухта», (далее - ООО «Газпром трансгаз Ухта»).

Ивановское ЛПУМГ поддерживает позицию заявителя, представило отзыв.

ООО «Газпром трансгаз Ухта» письменный отзыв на заявление не представило, требования заявителя не оспорило.

В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

ФГБУ «ФКП Росреестра» и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, явку в суд своих представителей не обеспечили. ФГБУ «ФКП Росреестра» и Ивановское ЛПУМГ направили письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных ФГБУ «ФКП Росреестра» и третьих лиц, поскольку обязательной явку их представителей в судебное заседание суд не признавал.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя общества, суд установил следующие обстоятельства.

ПАО «Газпром» в соответствии с требованиями части 12 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» инициированы обращения от 24.05.2021 № 66-34-852 (т. 1, л.д. 98-101), от 28.05.2021 № 717/МР29 (т. 1, л.д. 102-103) в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, принадлежащих ПАО «Газпром» и расположенных в Костромской области.

Обращения поданы эксплуатирующими организациями (ООО «Газпром трансгаз Ухта» и ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» в лице филиала «Ивановское ЛПУМГ») с представлением от имени заявителя доверенностей, необходимых для подачи документов в орган регистрации.

В ответ на обращения ФГБУ «ФКП Росреестра» заявителям направлены письма от 02.07.2021 № 10-0630/21 (т. 1, л.д. 104-106), от 20.07.2021 № 10-0685/21 (т. 1, л.д. 107-109) о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

Обосновывая невозможность внесения сведений о зонах минимальных расстояний в ЕГРН, ФГБУ «ФКП Росреестра» указало, что Правительством Российской Федерации для исполнения статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации не принято положение о зоне минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов не считаются установленными в силу закона на основании части 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Свод правил «СП 36.13330.2012. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденный Приказом Госстроя России от 25.12.2012 № 108/ГС, распространяется только на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов; до официального опубликования Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» понятие «зона минимальных расстояний до объектов» не было определено, порядок установления зон минимальных расстояний и определения их границ отсутствовал. Таким образом, по мнению кадастровой палаты сведения о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов не могут быть внесены в ЕГРН на основании пункта 1 части 2 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».    

Не согласившись с указанными действиями ФГБУ «ФКП Росреестра» общество обратилось в арбитражный суд с заявлением. в котором указало, что зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов возникают с момента ввода в эксплуатацию магистральных газопроводов как опасных производственных объектов, отдельного принятия решения об установлении данных зон не требуется, и данные зоны, как зоны с особыми условиями использования территорий, подлежат внесению в ЕГРН до 01.01.2025 по заявлению правообладателя. Общество полагает, что довод ФГБУ «ФКП Росреестра» об отсутствии условий, предусмотренных частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний, основан на ошибочном толковании законодательства Российской Федерации. Поскольку в рассматриваемой ситуации зоны минимальных расстояний, сведения о которых общество просит внести в ЕГРН, установлены в отношении объектов недвижимости – газопроводов, собственником которых является непосредственно ПАО «Газпром». Право собственности на данные объекты у общества возникло до момента вступления в силу положений части 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ (04.08.2018). В связи с этим, заявитель считает, что зоны минимальных расстояний являются установленными, действительными и подлежащими внесению в ЕГРН. Общество указало, что целью установления зон минимальных расстояний является обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также имущества граждан и организаций при строительстве зданий, строений и сооружений в границах вышеуказанных зон, приостановление действия ограничений, установленных в отношении зон минимальных расстояний, до момента принятия положения о зонах минимальных расстояний, решений исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении действующих магистральных и промышленных газопроводов приведет к возникновению риска причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц. По мнению заявителя, ФГБУ «ФКП Росреестра» ошибочно полагает, что до официального опубликования Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ понятие «зона минимальных расстояний до объектов» не было определено и не было законодательного регулирования данных зон, они не относились к зонам с особыми условиями использования территорий, поскольку отнесение зон минимальных расстояний к зонам с особыми условиями использования территории основывалось на комплексе норм ранее действовавшего законодательства. Таким образом, по мнению общества, действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», являются незаконными. Подробно позиция заявителя изложена в заявлении (т. 1, л.д. 8-22). 

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования в полном объеме, просил суд признать незаконными действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», изложенных в письмах от 02.07.2021 № 10-0630/21, от 20.07.2021 № 10-0685/21, и обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» устранить нарушение прав и законных интересов ПАО «Газпром» путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром».

ФГБУ «ФКП Росреестра» с требованиями заявителя не согласно, считает, что оспариваемые действия по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», изложенные в письмах от 02.07.2021 № 10-0630/21, от 20.07.2021 № 10-0685/21  соответствуют закону и не нарушают прав и интересов заявителя. В представленном отзыве (т. 2, л.д. 8-17), а также дополнительные пояснения к нему (т. 2 л.д. 104-106) ФГБУ «ФКП Росреестра» указало, что в случае удовлетворения требований заявителя могут быть затронуты интересы неограниченного количества лиц из числа собственников и арендаторов земельных участков (объектов капитального строительства), которые еще не знают и не могут знать о будущем нарушении своих прав. Кроме того, по мнению кадастровой палаты, филиал полномочиями по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не обладает, поэтому филиал самостоятельных решений не принимает. На основании изложенного, ФГБУ «ФКП Росреестра» считает требования общества необоснованными и неподлежащими удовлетворению, при этом отразило, что любое вступившее в законную силу решение суда подлежит исполнению в установленном порядке при наличии технической возможности.

Ивановское ЛПУМГ поддерживает позицию общества, просит суд заявленные требования удовлетворить, представило письменный отзыв (т. 2, л.д. 49-60), а также дополнительные пояснения к нему, в которых указало, что запись о наличии зон минимальных расстояний в ЕГРН не является записью правообразующей (зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в ЕГРН), а является записью правоподтверждающей. Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в ЕГРН с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности. По доводу кадастровой палаты о нарушении прав собственников земельных участков пояснило, что собственники земельных участков вправе оспорить законность установления границы соответствующей зоны в связи с вводом в эксплуатацию конкретного газопровода.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.

В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном указанным Кодексом для охранных зон.

Понятие зоны с особыми условиями использования территорий приведено в пункте 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Под зоной с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 6, 25 статьи 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о местоположении границ ЗОУИТ подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.

На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации, Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Пунктом 8 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения.

На основании статьи 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ, за исключением зон, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены, в том числе: порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ, за исключением случаев, если федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

По общему правилу, если иное не предусмотрено статьей 106 ЗК РФ, установление, изменение, прекращение существования ЗОУИТ осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (пункт 6 статьи 106 Кодекса).

Статьей 32 Закона № 218-ФЗ установлен порядок внесения сведений в ЕГРН о ЗОУИТ.

Так, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 32 указанного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ.

Согласно части 16 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действующей в спорный период) (далее - Закон № 342-ФЗ), до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 настоящей статьи.

Положение об охранных зонах трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) Правительством Российской Федерации не утверждено.

Между тем, в силу пункта 3 части 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) до 1 января 2025 года ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ.

В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в части 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9 статьи 26 Закона № 342-ФЗ).

В пункте 1 письма Минэкономразвития Российской Федерации от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий» указано, что в ряде случаев в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны, действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) определено, что опасными производственными объектами в соответствии с названным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к этому закону, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон № 69-ФЗ) границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

Пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.

Порядок установления охранных зон на трубопроводы в спорный период регламентировался Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики России от 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России № 9 от 22.04.1992 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов № 9).

Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов № 9 для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) предусмотрено установление охранной зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.

Сводом правил «СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы», утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 № 108/ГС (далее – Свод правил «СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы»), определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.

Применение положений актуализированной редакции Свода правил «СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы» при определении минимально допустимого расстояния от оси трубопроводов, в том числе возведенных до введения в действие данных норм, также соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 Обзора судебной практики № 2 (2016)).

Следовательно, законодательством предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях. Указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках. Действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.

Само по себе внесение в ЕГРН названных сведений по заявлению собственника (владельца) трубопроводов в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирования о границах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения не свидетельствует о незаконности соответствующего решения (записи) уполномоченного органа в отсутствие доказательств нарушения этим прав и законных интересов каких-либо лиц.

В силу пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083 «Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов и о внесении изменений в Положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах» (далее - Правила охраны магистральных газопроводов № 1083), сведения о границах минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наряду с этим в соответствии с пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов № 1083 при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования. Подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением.

В соответствии с приложением 1 к Закону № 116-ФЗ магистральный газопровод, по которому течет легковоспламеняющееся вещество, является опасным производственным объектом.

Согласно абзацу 2 статьи 1 Закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Пунктом 1 статьи 3 названного закона определено, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 2 статьи 3 Закона № 116-ФЗ).

Статья 9 Закона № 116-ФЗ закрепляет обязанности субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в том числе обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта. С учетом изложенного, поскольку ограничения в использовании земельных участков в зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов установлены законодательно, сведения о них подлежат внесению в ЕГРН. Наличие сведений об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в ЕГРН способствует предотвращению, в том числе незаконного строительства в данных зонах, информирует граждан и организации об опасности осуществления различных видов деятельности, направлены на предотвращение и минимизацию последствий аварийных ситуаций, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 06.10.2015 № 2318-О, от 23.06.2016 № 1394-О, от 27.03.2018 № 701-О, от 28.06.2018 № 1543-О, установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности (в границах охранных зон, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения) направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.

На основании вышеизложенного, с учетом положений ЗК РФ, Закона № 342-ФЗ, Правил охраны магистральных трубопроводов № 9 и № 1083, при отсутствии в ЕГРН сведений о границах охранных зон трубопроводов, созданных до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ, правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования указанного закона установлена ЗОУИТ, вправе направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и представление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН (часть 12 статьи 26 Закона № 342-ФЗ).

При этом правообладатель зданий, сооружений предоставляет сведения о границах ЗОУИТ (графическое описание местоположения границ зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН (пункт 11 статьи 106 ЗК РФ).

Внесение сведений в ЕГРН об охранной зоне объекта газоснабжения является фиксацией границ такой зоны, а не фактом ее установления. Охранная зона считается установленной в силу нормы права и независимо от наличия сведений о такой зоне в ЕГРН.

Из материалов дела следует, что зоны минимальных расстояний, сведения о которых ПАО «Газпром» заявляло для внесения в ЕГРН с представлением пакета документов, установлены в отношении объектов - газопроводов, собственником которых является ПАО «Газпром». Право собственности на данные объекты у общества возникло - 04.08.2018.

В рассматриваемом случае ПАО «Газпром» предоставило в ФГБУ «ФКП Росреестра» необходимые для внесения в ЕГРН сведения о ЗОУИТ. В свою очередь, кадастровая палата не внесла в ЕГРН информацию, предоставленную обществом, что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.

Доказательства несоответствия представленных обществом в орган кадастрового учета сведений о ЗОУИТ, а также нарушения прав и законных интересов каких-либо лиц, в связи с внесением в ЕГРН указанных сведений, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, подпунктом 1.1 пункта 1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», отдельными полномочиями органа регистрации прав» (действовавшего в период спорных правоотношений) предусмотрено, что ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах в том числе муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.

Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 01.06.2021 № П/0241 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» (далее – Порядок № П/0241) ведение ЕГРН осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, ведения ЕГРН (далее соответственно - федеральный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее соответственно - территориальные органы, орган регистрации прав).

Ведение ЕГРН осуществляется в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН (далее - ФГИС ЕГРН). При ведении ЕГРН применяются системы координат, предусмотренные Федеральным законом (далее - система(ы) координат). Ведение ЕГРН осуществляется с учетом зон картографической проекции системы координат (в случае их наличия) и с обеспечением связи между сведениями ЕГРН смежных зон картографической проекции (пункт 3 Порядка № П/0241).

Таким образом, лицом, которое должно предоставить сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний является ПАО «Газпром», а государственным органом, обязанным внести в ЕГРН данные сведения - ФГБУ «ФКП Росреестра». В рассматриваемом случае, ПАО «Газпром» предоставило в кадастровую палату необходимые для внесения в ЕГРН сведения о зонах минимальных расстояний.

В свою очередь ФГБУ «ФКП Росреестра» от исполнения своих обязанностей
уклонилось и не внесло в ЕГРН информацию, предоставленную ПАО «Газпром», что привело к нарушению прав и законных интересов ПАО «Газпром», являющегося собственником объектов недвижимого имущества, в отношении которых установлены зоны минимальных расстояний.

Довод ФГБУ «ФКП Росреестра» о возможности установления спорных зон исключительно на основании нормативного правового акта органов государственной власти подлежит отклонению, поскольку положения статьи 56 ЗК РФ предусматривают возможность установления ограничений прав на землю не только на основании актов исполнительных органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, решения суда, но и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон, которые могут быть установлены по заявлению правообладателя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив доказательства, представленные сторонами в материалы дела, по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по отказу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», изложенных в письмах от 02.07.2021 № 10-0630/21, от 20.07.2021 № 10-0685/21 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, о принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В связи с тем, что судом действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром» признаны незаконными, подлежат удовлетворению и требования заявителя в части возложения на ФГБУ «ФКП Росреестра» обязанности по устранению допущенного нарушения.

Мерой, направленной на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, является  обязание ФГБУ «ФКП Росреестра» устранить нарушения путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до двадцати четырех объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», указанных в заявлениях от 24.05.2021 № 66-34-852, от 28.05.2021 № 717/МР29.

Указанный способ отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.

Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования публичного акционерного общества «Газпром», адрес: г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. Муниципальный округ Лахта-Ольгино, пр-кт Лахтинский, д. 2, к. 3, стр. 1, ИНН 7736050003, ОРГН 1027700070518 – удовлетворить.

Признать незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области, г. Кострома, по отказу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», изложенных в письмах от 02.07.2021 № 10-0630/21, от 20.07.2021 № 10-0685/21 и обязать устранить нарушения путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», а именно:

1. Зона минимальных расстояний до ГРС Галич;

2. Зона минимальных расстояний до Газопровода Буй-Галич в составе стройки «Газопровод Буй-Галич, Костромская область»;

3. Зона минимальных расстояний до Пускового комплекса «Газопровод-отвод к г. Буй»;

4. Зона минимальных расстояний объекта «Газопровод-отвод к г. Нерехта» на территории Нерехтского района Костромской области;

5. Зона минимальных расстояний объекта «Сооружение-газопровод-отвод к ГРС «Кострома-4» на территории Костромской области;

6. Зона минимальных расстояний объекта «Газопровод-отвод к ГРС п. Никольское» на территории Костромской области;

7. Зона минимальных расстояний объекта «Линейное сооружение-газопровод-отвод и газораспределительная станция» Кострома-3» на территории Костромской области;

8. Зона минимальных расстояний объекта «Здание газораспределительной станции «Кострома-4»;

9. Зона минимальных расстояний объекта «Линейное сооружение-Газопровод-отвод и газораспределительная станция «Кострома-3»;

10. Зона минимальных расстояний объекта «Сооружение (Газопровод-отвод к п. Рудино)» на территории Костромской области, Нерехтский район;

11. Зона минимальных расстояний объекта «Газопровод-отвод к г. Кострома-2»;

12. Зона минимальных расстояний объекта «Сооружение (Газопровод-отвод к п. Рудино)»;

13. Зона минимальных расстояний объекта «Газопровод-отвод к ГРС «Кострома-4» на территории Костромской области;

14. Зона минимальных расстояний объекта «Здание ГРС п. Никольское» на территории Костромской области;

15. Зона минимальных расстояний объекта «Газопровод-отвод (Лупинг) к г. Кострома от 62 км до ГРС №2 в г. Кострома»;

16. Зона минимальных расстояний объекта «Здание ГРС г. Нерехта» на территории Нерехтского района Костромской области;

17. Зона минимальных расстояний объекта «Линейное сооружение-газопровод-отвод и газораспределительная станция «Кострома-3»;

18. Зона минимальных расстояний объекта «Газопровод-отвод к ГРС «Волжский» на территории Костромской области;

19. Зона минимальных расстояний объекта «Линейное сооружение-Газопровод-отвод и газораспределительная станция «Волгореченск»;

20. Зона минимальных расстояний объекта «Линейное сооружение-газопровод-отвод и газораспределительная станция «Волгореченск»;

21. Зона минимальных расстояний объекта «Газопровод-отвод к ГРС «Волжский» на территории Костромской области;

22. Зона минимальных расстояний объекта «Газопровод-отвод к Нерехтской межколхозной свинофабрике» на территории Костромской области, Нерехсткий район;

23. Зона минимальных расстояний объекта «Газопровод-отвод к г. Нерехта» на территории Нерехтского района Костромской области;

24. Зона минимальных расстояний объекта «Линейное сооружение-газопровод-отвод и газораспределительная станция «Приволжск», газораспределительная станция «Фурманов».

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, зарегистрированного в качестве юридического лица 26.04.2001 Государственным учреждением Московская регистрационная палата, в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области, г. Кострома, п. Новый, д. 3, в пользу публичного акционерного общества «Газпром», адрес: г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. Муниципальный округ Лахта-Ольгино, пр-кт Лахтинский, д. 2, к. 3, стр. 1, ИНН 7736050003, ОРГН 1027700070518, зарегистрированного в качестве юридического лица 25.02.1993 Государственным учреждением Московская регистрационная палата, 6000 (шесть тысяч) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месячного срока со дня его принятия или в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную  силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                       С.В. Цветков