АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-14049/2021
г. Кострома 04 августа 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 04 августа 2022 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Паниной С.Л., рассмотрев дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Сервисное агентство» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоТехноМенеджмент» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 259 213 руб. 98 коп., 160 000 рублей неосновательного обогащения, 6 224 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 16.12.2020 по 21.09.2021, 52 569 руб. 54 коп. долга по договору №2020.9377 от 27.01.2020, 12 170 руб. 47 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 09.03.2020 по 16.06.2022, а также расходы на оплату государственной пошлины, (с учетом уточненных требований),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество банк "Финансовая Корпорация Открытие" (ИНН <***>, ОГРН <***>),
лицо, ведущее протокол: секретарь с/з Заверский И.Э.,
при участии в заседании:
от истца: ФИО1 (доверенность от 10.07.2019),
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 30.07.2021),
от третьего лица: не явился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Сервисное агентство»обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоТехноМенеджмент» о взыскании 259 213 руб. 98 коп., 160 000 рублей неосновательного обогащения, 6 224 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 16.12.2020 по 21.09.2021, 52 569 руб. 54 коп. долга по договору №2020.9377 от 27.01.2020, 12 170 руб. 47 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 09.03.2020 по 16.06.2022, а также расходы на оплату государственной пошлины, (с учетом уточненных требований)
Определением от 22.10.2021 привлечено третье лицо публичное акционерное общество банк "Финансовая Корпорация Открытие" (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Истец уточнил исковые требования, просит взыскать 259 213 руб. 98 коп., 160 000 рублей неосновательного обогащения, 6 224 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 16.12.2020 по 21.09.2021, 52 569 руб. 54 коп. долга по договору №2020.9377 от 27.01.2020, 12 170 руб. 47 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 09.03.2020 по 16.06.2022, а также расходы на оплату государственной пошлины.
Судом уточнение принято.
Истец представил дополнительные пояснения по делу.
Ответчик требования не признал, указав, что договор, на основании которого банк-гарант, произвел выплату по банковской гарантии, не оспаривался, тогда как признание недействительным предписания антимонопольного органа автоматически не свидетельствует о недействительности договора, подписанного по результатам проведения торгов. Результаты торгов также не оспаривались.
Относительно долга за выполненные в рамках договора услуги, то услуги на указанную сумму не подлежат оплате, так как они выполнены ненадлежащим образом, о чем истец неоднократно уведомлялся.
Рассмотрев материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В декабре 2019 года ответчиком был проведен организованный ответчиком электронный аукцион, в котором принял участие истец.
13.12.2019 года был составлен Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 1274805, согласно которому на участие в закупке было подано две заявки.
17.12.2019 года был составлен Протокол подведения итогов на участие в электронном аукционе № 1274805, согласно которому заявка общества с ограниченной ответственностью «Сервисное Агентство» была признана несоответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе, а именно, несоответствие лицензии ООО «Сервисное Агентство» №077 172 от 23.03.2016 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с видами работ (услуг): сборов отходов III, IV классов опасности, транспортирование отходов III, IV классов опасности, требованиям аукционной документации, которое выражено в том, что местами осуществления лицензируемого вида деятельности указаны: <...>, в то время как оказание услуг происходит в городе Кострома Костромской области.
Не согласившись с Протоколом подведения итогов на участие в электронном аукционе №1274805 от 17.12.2019 года ООО «Сервисное Агентство» обратилось с жалобой в УФАС Костромской области, в которой просило признать незаконным отказ в допуске к участию в электронном аукционе и признания ООО «Сервисное Агентство» победителем электронного аукциона и заключения договора.
Рассмотрев жалобу ООО «Сервисное Агентство» УФАС по Костромской области пришел к следующему.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Росприроднадзора (https://uoit.fsrpn.ru/license) лицензия ООО «Сервисное Агентство» № 077172 от 23.03.2016 г. выдана Межрегиональным управлением Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области. Согласно п. 4.49 Положения «О Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области» (размещено на официальном сайте Росприроднадзора, адрес ссылки: http://77.rpn.gov.ru/node7qt- to_dep_2017=3#qt-to_dep_2017) осуществляет лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на территории г. Москвы и Калужской области, но никак не на территории Центрального федерального округа.
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на территории Костромской области осуществляется Верхне-Волжским межрегиональным управлением Росприроднадзора в соответствии с п.4.47 Положения о Верхне-Волжском межрегиональным управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора №475 от 27.08.2019 г. (размещен на официальном сайте Росприроднадзора).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. .
Порядок отстранения и отклонения заявок на участие в закупке предусмотрен в разделе 7 главы 5 Положения о закупке товаров, работ, услуг общества с ограниченной ответственностью «ЭкоТехноМенеджмент» (далее - Положение ООО «ЭТМ»),
Согласно пункта 7.1 раздела 7 главы 5 Положения ООО «ЭТМ» Комиссия вправе отклонить заявку на участие в закупочной процедуре:
-в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке;
- в случае непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств, в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке;
- в случае непредставления обязательных документов, установленных документацией о закупке;
- в случае, выявления в документах, представленных участником в составе заявки, противоречивых сведений, предполагающих двоякое толкование;
- в случае, несоответствия заявки требованиям документации о закупке, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающего установленную начальную (максимальную) цену договора;
- в случае несоответствия заявки квалификационным требованиям.
Пунктом 5 раздела 2 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе в электронной форме установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, в том числе о наличии во вторых частях заявки участников закупки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов:
копия действующей лицензии - на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с разрешенными видами деятельности - транспортирование отходов IV класса опасности (твердые коммунальные отходы).
Результаты аукциона оспорены в Костромское УФАС.
Комиссия Костромского У ФАС России установила, что в силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Основание: Пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с учетом положений настоящего Федерального закона.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».
На заседание Комиссии Костромского УФАС России представлена заявка участника закупки - общество с ограниченной ответственностью «Сервисное Агентство», в состав которой включена, в том числе, лицензия № 077 172 от 23.03.2016 года Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Указанная лицензия содержит указание на:
- место нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности - юридический адрес: 142800, <...>;
- адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: <...>.
Также, указанная лицензия № 077 172 от 23.03.2016 года подписана исполняющим обязанности начальника Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и содержит гербовою печать с указанием на Центральный Федеральный округ.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Росприроднадзора (https://uoit.fsrpn.ru/license) лицензия ООО «Сервисное Агентство» № 077 172 от 23.03.2016 г. выдана Межрегиональным управлением Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области 23.03.2016 года. Статус лицензии: действующая.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Доказательств и документов их подтверждающих о том, что представленная в заявке ООО «Сервисное Агентство» лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов опасности не может быть действующей на территории Костромской области на заседание по рассмотрению жалобы Заявителя не представлено. Не представлены, также, документы, доказывающие невозможность ООО «Сервисное Агентство» выполнить указанные услуги на территории Костромской области по договору субподряда.
Кроме того, документация об электронном аукционе содержит требование о предоставлении копии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов без привязки к какой-либо территории осуществления лицензируемого вида деятельности.
Лицензия ООО «Сервисное Агентство» № 077 172 от 23.03.2016 года соответствовала требованиям предъявляемым документацией об электронном аукционе.
Решением УФАС по Костромской области №044/07/3-442/2019 от 27.12.2019 года в действиях Аукционной комиссии заказчика были установлены нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках, а также Аукционной комиссии и Заказчику было выдано обязательное для исполнения предписание об исправлении допущенных нарушений путем отмены протокола подведения итогов на участия в электронном аукционе № 1274805 от 17.12.2019 года и пересмотра заявок участников закупок с учетом решения УФАС от 27.12.2019 №044/07/3- 442/2019.
14.01.2020 года Протоколом проведения электронного аукциона за тем же номером №1274805 с учетом Решения УФАС по Костромской области №044/07/3-442/2019 от 27.12.2019 года ООО «Сервисное Агентство» было признано победителем и 27.01.2020 года заключен договор №2020.9377 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора, определенной границами Заволжского округа городского округа города Кострома Костромской области.
Условиями конкурсной документации, на основании ст. 45, 96 Ф3№44-Ф3 от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон №44-ФЗ) предусмотрено обеспечение исполнения Контракта путем предоставления банком банковской гарантии.
На основании Договора № 20777-447-0476577 о предоставлении банковской гарантии от 16.01.2020, заключенного между ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» (далее - Гарант) и ООО «Сервисное Агентство» (далее - Принципал) в рамках заключения договора от № 2020.9377 (далее - Договор) по итогам электронного аукциона между Принципалом и ООО «ЭкоТехноМенеджмент» (далее - Бенефициар) была выдана банковская гарантия от 17.01.2020 года№ 20777-447-0476577
Согласно пункту 1.1. договора №20777-447-0476577 о предоставлении банковской гарантии от 16.01.2020, на основании письменного заявления Принципала Гарант предоставляет кредитору Принципала - ООО «ЭкоТехноМенеджмент» (Бенефициар), письменное обязательство - банковскую гарантию (далее - Гарантия) уплатить денежную сумму по предоставлению Бенефициаром письменного требования об её уплате и соответствия предъявленного требования и приложенных к нему документов условиям выданной Гарантии.
Согласно пункту 1.1. Гарантии, гарант обязуется осуществить платеж в пользу Бенефициара в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения)/частичного неисполнения Принципалом своих обязательств по Договору по требованию Бенефициара. Настоящая Гарантия обеспечивает исполнение Принципалом его обязательств перед Бенефициаром по Договору, в том числе, обязательств по возврату авансового платежа (в случае, если выплата платежа предусмотрена Договором), уплате неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных Договором, возмещения убытков (при их наличии) в случаях и на условиях, предусмотренных Договором.
Согласно пункту 1.2. Гарантии, сумма, подлежащая уплате Бенефициару по настоящей гарантии, ограничивается 5 558 647,60 рублей 00 копеек.
30 января 2020 года ООО «Сервисное Агентство» получило уведомление об одностороннем отказе от исполнения Договора от ООО «ЭкоТехноМенеджмент» с 02.02.2020.
ООО «ЭкоТехноМенеджмент» 06.02.2020 обратился с заявлением в Арбитражный суд Костромской области к УФАС по Костромской области и г. Костромы о признании недействительным решения и предписания по контролю в сфере закупок № 044/07/3-442/2019 от 27.12.2019г. (дело №АЗ1-1544/2020).
Такжке ООО «ЭкоТехноМенеджмент» (далее - Бенефициар) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» о взыскании долга по банковской гарантии №20777-447-0476577 от 16.01.2020 года в размере 5 558 647,60 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу №А40-102932/2020-26-675 от 17.08.2020, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
При этом судами установлено следующее.
Бенефициаром в период с 27.01.2020 по 30.01.2020 установлены многочисленные факты ненадлежащего исполнения обязательств по вышеуказанному договору, выраженные в нарушении графика транспортирования ТКО.
Выявленные факты зафиксированы в рамках текущего контроля качества услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов путем мониторинга и анализа деятельности Оператора в порядке п.7.1., 7.2. Договора с предоставлением в адрес Оператора копий подтверждающих документов.
В частности, 27.01.2020 выявлены и зафиксированы нарушения представленного графика вывоза ТКО по следующим адресам: ул. Е.Ермакова, д.7; ул. Почтовая, д.7; мкр. Паново, д.34; ул. Голубкова, д.П; мкр.Венеция, <...> д.З; ул. Заволжская, <...> 28.01.2020 выявлены и зафиксированы нарушения представленного графика вывоза ТКО по следующим адресам: ул. Нижне-Набережная, <...> 29.01.2020 выявлены и зафиксированы нарушения представленного графика вывоза ТКО по следующим адресам: <...>; <...>; <...>; 30.01.2020 выявлены и зафиксированы нарушения представленного графика вывоза ТКО по следующим адресам: <...> (сквер Юбилейный); <...> д.З; <...>; <...>; <...>; <...>.
Также Бенефициар указывает, что в указанную дату проводились контрольные мероприятия совместно со специалистами Управления ЖКХ Администрации города Костромы, в рамках которых обследованы контейнерные площадки по адресам: ул. Машиностроителей, д.7;ул. Машиностроителей, <...>, где выявлены нарушения представленного графика вывоза ТКО, а также составлены 2 акта совместно с представителями потребителей -юридических лиц по их жалобам по адресам: г. Кострома, мкр. Паново, <...>.
Кроме того, ООО «Сервисное Агентство» в нарушение пункта 5.1.25 договора не представило региональному оператору информацию о привлечении к работе третьего лица. Установлено, что Принципал в рамках договора аренды спецтранспорта с экипажем пользовался услугами ООО «Чистый лист», информация о котором представлена Бенефициару лишь 30.01.2020, то есть после начала исполнения Договора.
Ввиду указанных обстоятельств, 30.01.2020 ООО «ЭкоТехноМенеджмент» принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора, соответствующее уведомление вручено представителю ООО «Сервисное агентство» ФИО3 по доверенности от 26.01.2020 №3/01-20.
Согласно условиям Договора от 27.01.2020 №2020.9377 (пункт 12.5) решение ООО «ЭкоТехноМенеджмент» об одностороннем отказе от исполнения договора вступает в силу и договор считается расторгнутым через 2 (два) дня с даты надлежащего уведомления ООО «Сервисное агентство».
С учетом изложенного, договор на оказание услуг по транспортированию ТКО прекратил свое действие 02.02.2020.
Во исполнение абз. 8 п. 2.3. выданной Банковской гарантии Бенефициаром в адрес Принципала направлено 2 обращения с требованием надлежащего исполнения обязательства по договору (Исх. №08-78-7 от 29.01.2020 и Исх. №08-79- 7 от 29.01.2020).
Ответ на вышеуказанные обращения получен Бенефициаром 31.01.2020 (Исх. №20 от 31.01.2020). На основании изложенного, ООО «ЭкоТехноМенеджмент» дважды в адрес ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» направлялись требования о выплате суммы банковской гарантии.
В частности, 05.02.2020 в адрес Банка посредством электронной почты и почтовой связи направлено требование о выплате суммы банковской гарантии с предоставлением расчета и документов, перечисленных в Банковской гарантии.
По результатам рассмотрения Бенефициаром получен отказ в связи с ненадлежащим оформлением пакета документов на бумажном носителе и отсутствием ЭЦП на документе в электронном виде (ответы от 06.02.2020 и 19.02.2020).
В связи с этим ООО «ЭкоТехноМенеджмент» направлено повторное требование от 13.03.2020, в удовлетворении которого Банком также отказано (ответ от 27.03.2020).
Судом установлено, что Гарант принял на себя обязательство в случае нарушения Принципалом обязательств перед Бенефициаром по Договору уплатить Бенефициару денежные средства в размере ответственности Принципала перед Бенефициаром за неисполнение своих обязательств по Договору.
Размер ответственности Принципала за допущенные им нарушения при исполнении Договора должен быть определен в соответствии с условиями, предусмотренными Договором. В данном случае виды и размер ответственности Принципала оговорены в разделе 8 Договор «Ответственность сторон».
В частности, за ненадлежащее исполнение Принципалом обязательств по Договору, выраженное в нарушении графика транспортирования твердых коммунальных отходов предусмотрена ответственность в п. 8.4. Договора: Региональный оператор Бенефициар) направляет Оператору (Принципал) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения оператором обязательства, предусмотренного Договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договором срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных Оператором (п. 8.5. Договора). Не согласившись с односторонним отказом Регионального оператора от исполнения Договора, Оператор направил в адрес Регионального оператора претензию о несогласии и возобновлении исполнения договора.
Вступившим в законную силу 03.11.2020 Решением Арбитражного суда Костромской области от 01.07.2020 по делу №АЗ 1-1544/2020, оставленным без изменения Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020, решение У ФАС по Костромской области от 27.12.2019№044/07/3-442/2019 в соответствии с которым были пересмотрены итоги электронного аукциона и составлен новый протоколом проведения электронного аукциона за тем же номером №1274805, где ООО «Сервисное Агентство» было признано победителем и 27.01.2020 года и заключен договор №2020.9377 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора, определенной границами Заволжского округа городского округа города Кострома Костромской области, было признано недействительным.
При этом суды всех инстанций, в качестве основания признания решение УФАС по Костромской области от 27.12.2019№044/07/3-442/2019 пришли к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоТехноМенеджмент» (далее ООО «ЭТМ», Общество, заявитель), г. Кострома, обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - Костромское У ФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от и предписания от27.12.2019 № 044/07/3-442/2019.
Для участия в деле третьими лицами привлечены ООО «Сервисное Агентство», Московская обл., г. Ступино, и ООО «Эконтранс», г. Кострома.
Ответчику выдано предписание об исправлении допущенного нарушения путем отмены протокола подведения итогов на участие в спорном электронном аукционе и пересмотра участников закупок, что по мнению заявителя, привело к необоснованному допуску к участию в аукционе участнику закупки, не имеющему надлежащей лицензии перед другим участником, имевшем такую лицензию.
ООО «ЭТМ», являясь заказчиком торгов, 26.11.2019 на официальном сайте в сети Интернет в единой информационной в сфере закупок разместило документацию об аукционе в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (лот № 11 Оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Заволжского округа городского округа город Кострома Костромской области). Начальная (максимальная) цена договора составила 65782811,88 руб. 13.12.2019 был составлен Протокол рассмотрения заявок на участие в данном электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано две заявки - ООО «Сервисное Агентство» и ООО «Экотранс».
17.12.2019 был составлен протокол подведения итогов на участие в электронном аукционе, согласно которому заявка ООО «Сервисное Агентство» была признана несоответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе, так как представленная ООО «Сервисное Агентство» во второй части заявки копия лицензии от 23.03.2016 № 077172 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности содержала указание на место нахождение и место осуществления лицензируемого вида деятельности: <...>, , адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: <...>.
ООО «Сервисное Агентство» обратилось в антимонопольный орган с жалобой на неправомерные действия комиссии заказчика по отказу в допуске к участию в электронным аукционе. Комиссия Костромского У ФАС, по результатам рассмотрения жалобы пришла к выводу о том, что ООО «ЭТМ», установив в пункте 5 раздела 2 «Информационной карты аукциона» требование о наличии во второй части заявки копии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с разрешенными видами деятельности транспортирование отходов IV класса опасности (твердые коммунальные отходы), неправомерно отклонила заявку ООО «Сервисное Агентство».
Управление Роспотребнадзора по Костромской области о намерении осуществлять лицензируемую деятельность на территории Костромской области, а также привлечь к выполнению работ по контракту субподрядную организацию.
В связи с указанными обстоятельствами комиссия Костромского УФАС усмотрела в действиях ООО «ЭТМ» нарушение положений части 6 статьи 3 Закона о закупках. Решением Костромского УФАС от 27.12.2019 № 044/07/3-442/2019 жалоба ООО «Сервисное Агентство» признана обоснованной, аукционная комиссия заказчика, нарушившей часть 6 статьи 3 Закона о закупках. Аукционной комиссии и ООО «ЭТМ» выдано предписание от 27.12.2019 о прекращении нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках в срок до 27.01.2020 путем отмены протокола подведения итогов на участие в электронном аукционе № 1274805 от 17.12.2019 и пересмотра заявок участников закупки с учетом решения от 27.12.2019 № 044/07/3-442/2019 и действующего законодательства.
Заявка данного участника была отклонена комиссией как несоответствующая требованиям, установленным в документации об электронном аукционе на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Заволжского округа городского округа город Кострома Костромской области.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организаторов торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися. А также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор отходов представляет собой прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
В силу статьи 9 Закона об отходах производства, пункта 30 части 1 статьи Закона о лицензировании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В приложении к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, приведен Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно части 1.1 статьи 15 Закона о лицензировании приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором на основании заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии, указываются виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности. В силу части 2 статьи 9 Закона о лицензировании юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц). Исходя из указанных норм, для осуществления деятельности по транспортировке отходов I-IV класса опасности на территории определенного субъекта Российской Федерации необходимо указание в лицензии места, где лицензиат имеет право осуществлять деятельность по транспортировке. Право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
Осуществление деятельности по адресу, не указанному в лицензии, может повлечь привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах ООО «Сервисное Агентство» не могло участвовать в спорной закупке в связи отсутствием указания в предоставленной лицензии на место осуществления деятельности - город Кострома, Заволжский район.
Обжалуемые решение Костромского У ФАС о признании жалобы обоснованной, аукционную комиссию ООО «ЭТМ», нарушившей часть 6 статьи 3 Закона о закупках, и предписание, направленное на отмену протокола подведения 7 итогов на участие в спорном электронном аукционе и пересмотр заявок участников являются недействительным, поскольку влекут необоснованный допуск к участию в аукционе участника, не соответствующего установленным законодательством требованиям, в данном случае не имеющим надлежащей лицензии перед участниками, имеющими такую лицензию, что противоречит целям Закона о защите конкуренции. Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08.11.2019 № 303-ЭС19-20744 и в Определении от 10.08.2018 № 301-КГ18-2640.
Так, согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Истец полагает, что договор №2020.9377 от 27.01.2020 года на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора, определенной границами Заволжского округа городского округа города Кострома Костромской области, в связи с признанием решения У ФАС по Костромской области от 27.12.2019№044/07/3-442/2019 недействительным, является ничтожным с момента заключения, так как заключался на основании решения УФАС по Костромской области от 27.12.2019№044/07/3-442/2019. Более того, является ничтожным вне зависимости от признания его таковым.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 167 ГК РФ, ООО «Сервисное Агентство» не могло совершать те нарушения, которые, по мнению Бенефициара, послужили основанием одностороннего отказа Бенефициара от исполнения договора, тем более нести юридически значимые последствия таких нарушений, постольку поскольку договор недействителен с момента его заключения.
Тем не менее, Бенефициар 08.12.2020 года обратился с требованием к Гаранту (ПАО Банк «Открытие») о платеже на сумму 160 000 рублей по банковской гарантии № 20777-447- 0476577 от 17.01.2020 года, предоставленной в рамках Договора о предоставлении банковской гарантии №20777-447-0476577 от 16.01.2020.
15.12.2020 года Гарант (ПАО Банк «Открытие») осуществил платеж в размере 160 000 рублей, в связи с чем предъявил регрессное требование исх.№01-4-10/46198 в адрес ООО «Сервисное Агентство».
Платежным поручением №150 от 15.04.2021 года ООО «Сервисное Агентство» перечислило Гаранту (ПАО Банк «Открытие») 160 000 рублей.
ООО «Сервисное Агентство» считает, что Бенефициар, предъявив требование об оплате банковской гарантии по ничтожному договору, в связи с отсутствием убытков и с нарушением условий банковской гарантии злоупотребил правом и получил неосновательно обогащение, в размере выплаченной ему суммы по банковской гарантии. Полученные суммы истец рассматривает как неосновательное обогащение ответчика и просит выплаченные банку суммы взыскать.
Истец просит взыскать и долг за оказанные услуги.
При указанных обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество - неосновательное обогащение.
Согласно части 2 статьи 1107 ГК РФ, на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно статье 395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Таким образом, при сумме неосновательного обогащение проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6 224 руб. 93 коп.
Далее, в рамках исполнения Договора № 2020.9377 от 27 января 2020 года, заключенного между ООО «Сервисное Агентство» (далее — Оператор), и ООО «ЭкоТехноМенеджмент» (далее — Региональный оператор), Оператор принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора № 1, определенной границами Заволжского округа городского округа город Кострома Костромской области, а Региональный оператор обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно разделу 3 Договора «Цена контракта, порядок оплаты и сверки расчетов по контракту», п. 3.4, Региональный оператор производит оплату по настоящему Договору Оператору за фактически оказанные услуги по транспортированию ТКО в соответствующем расчетном периоде, в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет Оператора.
Согласно п.3.3 Договора расчетным периодом по исполнению услуг по вывозу ТКО является календарный месяц.
Оператор фактически оказывал услуги в период с 27 января 2020 года по 01 февраля 2020 года включительно, что подтверждают акты приемки оказанных услуг, подписанные Региональным оператором.
30 января 2020 года ООО «Сервисное Агентство» получило со стороны Регионального оператора уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора со 02 февраля 2020 года.
Однако, уведомление об одностороннем расторжении договора не является основанием для отказа в оплате за фактически оказанные услуги, предоставленные в период с 27.01.2020 года по 01.02.2020 года включительно.
Стоимость услуг, оказанных в январе 2020 года составляет: 161 993,60 (сто шестьдесят одна тысяча девятьсот девяносто три рубля 60 копеек).
Стоимость услуг, оказанных в феврале 2020 года составляет: 49 852,22 (сорок девять тысяч восемьсот пятьдесят два рубля 22 копейки).
Таким образом, общая сумма задолженности Регионального оператора по оплате оказанных Оператором и принятых Региональным оператором услуг, с учетом частичной оплаты по состоянию на 22 декабря 2020 года составляет 89 566, 78 рублей.
Так, согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество - неосновательное обогащение.
Согласно части 2 статьи 1107 ГК РФ, на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно статье 395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Определение поставщика регламентируется Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 настоящие Правила устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(далее - Федеральный закон), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
Тем самым, порядок проведения аукциона, по результатам которого предоставляется право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, регламентируется положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Федерального закона, регламентирующие изменение и расторжение контракта.
ООО «ЭТМ» в период с 27.01.2020 по 30.01.2020 установлены многочисленные факты ненадлежащего исполнения обязательств по вышеуказанному договору, выраженные в нарушении графика транспортирования ТКО.
Выявленные факты зафиксированы в рамках текущего контроля качества услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов путем мониторинга и анализа деятельности ООО «Сервисное агентство» в порядке пунктов 7.1., 7.2. Договора с предоставлением в адрес Оператора копий подтверждающих документов.
Ввиду указанных обстоятельств, 30.01.2020 «ЭкоТехноМенеджмент» принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
В связи с тем, что специальный порядок, предусмотренный Правилами, не распространяется на изменение и расторжение контракта, то в части одностороннего отказа от заключения договора следует руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно части 1, 2 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Пунктом 12.4 Договора предусмотрено, что ООО «ЭТМ» вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения настоящего договора, в случае нарушения ООО «Сервисное агентство» его существенных условий. При этом под нарушением существенных условий понимается наступление такого события, при котором в течение календарного года по вине Оператора были допущены (1 и более раз) нарушения графика вывоза твердых коммунальных отходов, подтвержденные соответствующими актами.
Условиями Договора от 27.01.2020 №2020.9377 (пункт 12.5) предусмотрено, что решение ООО «ЭкоТехноМенеджмент» об одностороннем отказе от исполнения договора вступает в силу и договор считается расторгнутым через 2 (два) дня с даты надлежащего уведомления ООО «Сервисное агентство».
С учетом изложенного, договор на оказание услуг по транспортированию ТКО прекратил свое действие 02.02.2020.
Таким образом, ООО «ЭТМ», руководствуясь положениями действующего законодательства РФ и условиями договора, правомерно реализовало порядок одностороннего отказа от исполнения договора.
Ненадлежащее исполнение обязательств со стороны ООО «Сервисное агентство» в рамках договора от 27.01.2020 №2020.9377 послужило основанием для применения мер ответственности, предусмотренной условиями договора.
В частности, ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» (далее - Гарант) выдана банковская гарантия от 17.01.2020 №20777-447-0476577 о том, что ООО «Сервисное агентство» (ОГРН <***>), именуемое в дальнейшем Принципал, и ООО «ЭкоТехноМенеджмент», именуемое в дальнейшем Бенефициар, будут заключать договор по результатам определения поставщика на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (лот № 11 Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Заволжского округа городского округа город Кострома).
В соответствии с пунктом 1.1 настоящей Банковской гарантии Гарант обязуется осуществить платеж в пользу Бенефициара в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения)/частичного неисполнения Принципалом своих обязательств по Договору по требованию Бенефициара. Настоящая гарантия обеспечивает исполнение Принципалом его обязательств перед Бенефициаром по договору, в том числе обязательств по возврату авансового платежа (в случае, если выплата авансового платежа предусмотрена Договором), уплате неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных Договором, возмещению убытков (при их наличии) в случаях и на условиях, предусмотренных Договором.
Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязательств предусмотрена разделом 8 Договора.
На основании изложенного, с учетом количества выявленных фактов ненадлежащего исполнения обязательств со стороны Истца ООО «ЭТМ» обратилось к Гаранту в лице ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» с требованием об оплате суммы банковской гарантии от 17.01.2020 №20777-447- 0476577 в размере 160 000 рублей.
По результатам рассмотрения Требования ООО «ЭТМ» ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» выплачена сумма в полном объеме.
Таким образом, ООО «ЭТМ» действовало в рамках заключенного договора между сторонами, в том числе руководствуясь его положениями об ответственности сторон.
Полученные от Гаранта денежные средства признать неосновательным обогащением оснований не имеется..
В свою очередь, в рамках настоящего дела действия Истца направлены на то, чтобы избежать привлечения к ответственности, предусмотренной условиями заключенного договора, в виде взыскания Ответчиком суммы банковской гарантии, которая была перечислена Ответчику за установленные факты нарушения обязательств по договору.
Вышеуказанный банк в порядке регресса обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа, которое было удовлетворено, вступило в законную силу (дело №А66-3118/2021).
Доводы Истца о том, что заключенный договор №2020.9377 от 27.01.2020 является ничтожным в связи с признанием недействительным предписания и решения УФАС по Костромской области на основании Решения Арбитражного суда Костромской области по делу А31-1544/2020 основаны на неверном толковании действующего законодательства РФ.
ООО «ЭТМ» в рамках дела №АЗ 1-1544/2020 принимало меры по оспариванию Предписания и Решения УФАС по Костромской области, которыми жалоба ООО «Сервисное агентство» на действия Аукционной комиссии ООО «ЭТМ» при определении результата аукциона на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Заволжского округа города Костромы признана обоснованной.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 01.07.2020 по делу №АЗ 1-1544/2020, оставленным без изменения Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.04.2021, Предписание и Решение УФАС по Костромской области признаны недействительными.
Вместе с тем, судом в рамках дела исследовалась правомерность позиции УФАС по Костромской области, направленной на признание незаконными действий Аукционной комиссии ООО «ЭТМ» в части подведения итогов электронного аукциона.
Проведение самого аукциона в судебном порядке не оспаривалось и незаконным не признавалось.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ.
Тем самым, незаконными признаны выводы УФАС по Костромской области о нарушениях в действиях аукционной комиссии, но сама процедура проведения аукциона была и остается действительной. Правовой оценки законности аукциона не было.
Таким образом, договор был заключен не на основании отмененного Решения УФАС по Костромской области, а на основании результатов аукциона.
Кроме того, предписанием и решением, признанными недействительными в судебном порядке, вопрос о правовой оценке заключения договора от 27.01.2020 №2020.9377 также никак не затрагивался.
Тем самым, признание незаконным предписания УФАС по КО не влечет выводов о ничтожности договора признает заключенный между сторонами договор недействительным.
ООО «Сервисное агентство» принимались меры к оспариванию действий ООО «ЭТМ» в части одностороннего отказа от исполнения договора по делу А31-3892/2020.
В рамках вышеуказанного дела Истцом заявлялись аналогичные доводы относительно признания незаконным одностороннего отказа от исполнения договора в связи с его ничтожностью в виду признания недействительным предписания и решения УФАС по Костромской области на основании Решения Арбитражного суда Костромской области по делу АЗ 1-1544/2020.
Решением Арбитражного суда Костромской области (резолютивная часть объявлена 08.10.2021) в удовлетворении исковых требований ООО «Сервисное агентство» отказано.
Таким образом, правовых оснований для взыскания с ООО «ЭТМ» неосновательного обогащения не имеется. Общество действовало в рамках действующего законодательства РФ как при проведении аукциона, так и в рамках договорных отношений с ООО «Сервисное агентство».
В части доводов о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги в размере 89 566,78 рублей требования также удовлетворению не подлежат.
В рамках заключенного договора от 27.01.2020 №2020.9377 000 «Сервисное агентство» оказывало услуги по транспортированию ТКО в период с 27.01.2020 по 01.02.2020 включительно.
ООО «ЭТМ» получены счета и акты приемки оказанных услуг по договору за услуги, оказанные в вышеназванный период, на сумму 211 845,82 рублей.
Со стороны ООО «ЭТМ» приняты меры к оплате суммы за фактически оказанные услуги в размере 159 276,28 рублей.
Обоснование позиции Ответчика в части непринятых услуг на сумму 52 569,54 рублей неоднократно доводилось до Истца в рамках переписки сторон (письма от 10.02.2020 №16-136, от 28.02.2020 №16-187).
Согласно пункту 1.1 Договора Региональный оператор поручает, а Оператор принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора № 1, определенной границами Заволжского округа городского округа город Кострома Костромской области, а Региональный оператор обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора
В соответствии с условиями договора оператор передает Региональному оператору счет на оплату услуг, акт приемки оказанных услуг, составленный по форме Приложения № 5 к настоящему договору, а также прилагает копии отчетных документов, в срок, не позднее 5-го (пятого) числа месяца, следующего за расчетным периодом. Видео-, фотоматериалы, подтверждающие факты погрузки твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных настоящим договором, предоставляются Региональному оператору ежедневно с возможностью их идентификации по времени и месту создания одним из следующих способов:
13.12.2020 путем размещения информации в согласованном Сторонами программном комплексе;
13.12.2021 путем предоставления информации в электронном виде на цифровом носителе;
13.12.2022 путем предоставления указанной информации на бумажном носителе.
Операторам, не предоставившим информацию, подтверждающую факт оказания услуг в виде: фотоматериалов с возможностью их идентификации по времени и месту создания, информацию по количеству контейнеров, объему ТКО/КГО, вывезенного с каждой контейнерной площадки, иные документы, подтверждающие факт вывоза / невывоза ТКО, допуск на территорию АМСК ООО «ЭТМ» подлежит ограничению.
В случае же разгрузки Оператором ТКО на объекте обезвреживания в нарушение условий по предоставлению вышеуказанной информации, услуги по транспортированию ТКО Региональным оператором оплате не подлежат (пункт 3.5 Договора).
Вместе с тем, ООО «Сервисное агентство» в рамках исполнения обязательств по договору документы, подтверждающие факты погрузки твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов с возможностью их идентификации по времени и месту создания, не предоставлялись.
Так, в рамках Договора ООО «Сервисное агентство» оказывало услуги с использованием специализированного транспорта ГАЗ 3307 г/н <***>. Данный спецтранспорт не оснащен системой ГЛОНАСС и/или GPS ГЛОНАСС с возможностью передачи информации в региональную информационно-навигационную систему Костромской области.
Тем самым, установление фактического оказания услуг на территории Заволжского округа города Костромы в рамках Договора при использовании вышеуказанного спецтранспорта не представлялось возможным.
Таким образом, условия договора от 27.01.2020 №2020.9377, предусмотренные пунктом 3.6, устанавливают правоотношения между сторонами при условии разгрузки Оператором ТКО на объекте обезвреживания в нарушение условий по предоставлению информации, подтверждающей факт оказания услуг.
Руководствуясь вышеназванным пунктом 3.6 Договора, что выставленный объем оказанных услуг в размере 25,15 тонн на сумму 52 569,54 рублей с использованием специализированного транспорта ГАЗ 3307 г/н <***>, не оснащенного системой ГЛОНАСС, оплате не подлежит.
В остальной части услуги по транспортированию оплачены в полном объеме, что подтверждается представленными в дело документами.
Таким образом, требования истца следует признать неправомерными.
Судебные расходы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в иске отказать.
Выделить в отдельное производство требования общества с ограниченной ответственностью «Сервисное агентство» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоТехноМенеджмент» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 52 569 руб. 54 коп. долга по договору №2020.9377 от 27.01.2020, 12 170 руб. 47 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 09.03.2020 по 16.06.2022, а также расходы на оплату государственной пошлины,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество банк "Финансовая Корпорация Открытие" (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия, а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Костромской области.
Судья С.Л. Панина