ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-14128/2022 от 26.07.2023 АС Костромского области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156000, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-14128/2022

г. Кострома

27 июля 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 27 июля 2023 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Мосунов Денис Александрович, при ведении протокола секретарем Юргиной Ю.А., после перерыва секретарем Шабаровой К.И., рассмотрев дело по заявлению ООО Специализированный застройщик «Мегаполис» (ОГРН 1044469010783, ИНН 4414009735) о признании недействительным заключения Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 01.11.2022 № 130-22 об использовании земельного участка в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, действия градостроительных регламентов на которые не распространяются в части установления предельной этажности и иные требования для зоны среднеэтажной жилой застройки, определенных в соответствии приказом Министерства культуры РФ от 12.07.2022 № 1195 «Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Кострома Костромской области»,

Третье лицо: Администрация города Костромы.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Голикова С.А., доверенность от 12.01.2023, диплом, Обищенко О.В., доверенность от 23.01.2023 № 1,

установил:

ООО Специализированный застройщик «Мегаполис» (ОГРН 1044469010783, ИНН 4414009735) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным заключения Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 01.11.2022 № 130-22 об использовании земельного участка в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, действия градостроительных регламентов на которые не распространяются в части установления предельной этажности и иные требования для зоны среднеэтажной жилой застройки, определенных в соответствии приказом Министерства культуры РФ от 12.07.2022 № 1195 «Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Кострома Костромской области».

Представители ответчика, третьего лица в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.07.2023 г. до 26.07.2023 г.

После перерыва представители сторон, третьего лица, представитель заявителя Обищенко О.В. в суд не явились.

В соответствии со статьями 123, 163, 200 АПК РФ дело рассмотрено без участия не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Инспекцией, по охране объектов культурного наследия Костромской области 01.11.2022 г. выдано заключение №130-22 об использовании земельного участка в границах территорий памятников и. ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, действия градостроительных регламентов на который не распространяются.

В заключении установлены требования в отношении проектируемого объекта, планируемого Обществом к строительству на земельном участке, расположенном в границах территории объекта культурного наследия, по адресу: г.Кострома, ул.Калиновская, 5,7,9, ул.Ленина 74 и 76, кадастровый номер земельного участка 44:27:040408:507.

Установленные в заключении требования в отношении проектируемого объекта обоснованы приказом Министерства культуры РФ от 12.07.2022г. №1195 «Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Кострома Костромской области», вступившего в законную силу 24.09.2022 г:

Общество посчитав, что заключение в отношении проектируемого объекта является недействительным ввиду незаконного установления вышеуказанных требований, установленных приказом Министерства культуры РФ от 12.07.2022г. №1195. обратился в арбитражный суд.

Как указывает Общество, оно является собственником земельного участка с кадастровым номером 44:27:040408:507 площадью 5022 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: г.Кострома, ул.Калиновская, 5, 7, 9 ул.Ленина 74 и 76. Указанный земельный участок был образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 44:27:040408:280, 44:27:040408:28, 44:27:040408:31, 44:27:040408:219, 44:27:040408:501, образования земельного участка с кадастровым номером 44:27:040408:502 и перераспределения его с землями, государственная собственность на которые не разграничена.

Земельный участок сформирован 06.10.2022г. в соответствии с документацией по планировке территории, ограниченной улицами Ленина, Калиновской, Маяковского, утвержденной постановлением Администрации города Костромы от 29.06.2022г. №1307.

Постановление Администрации города Костромы от 29.06.2022 г. №1307 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Ленина, Калиновской, Маяковского» издано в соответствии со ст.ст.41, 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ. «Об утверждении Правил подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального значения». от 27.07.2017г. № 887, Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 18.12.2008г. №212, Правилами землепользования и застройки города Костромы, утвержденными постановлением Администрации города Костромы от 28.06.2021г. №1130.

Документация по планировке территории в процессе подготовки к утверждению была согласована Министерством культуры РФ 06.04.2022г. -письмом №4735-12-02. Процедура согласования документации по планировке территории исторических поселений федерального значения установлена приказом Министерства культуры РФ от 31.07.2013г. №1062 «Об утверждении Положения о порядке согласования проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, подготовленных применительно к территориям 7 .исторических поселений федерального значения». Решение Министерства культуры РФ о согласовании документации по планировке территории свидетельствует о соответствии проекта планировки территории и проекта межевания территории утвержденному предмету охраны исторического поселения федерального значения город Кострома.

Кроме этого, 17.03.2022 г. документация по планировке территории была согласована Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области.

Ранее Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области согласовала Обществу архитектурные решения планируемого к строительству многоэтажного многоквартирного жилого дома переменной этажности 12-14 этажей в части паспорта отделки фасадов (Заключение Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 20.07.2022г. о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным. градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения).

Планируемое строительство многоквартирного жилого дома переменной этажности 12-14 этажей в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории является завершающим этапом строительства многоквартирного жилого дома на пересечении транспортных магистралей улицы Ленина и улицы Калиновской.

Первый этап строительства указанного многоквартирного жилого дома переменной этажности 12-14 этажей, расположенного на пересечении транспортных магистралей улицы Ленина и улицы Калиновской, завершен Обществом 24.11.2017 г. путем введения в эксплуатацию 12-этажной секции с присвоением объекту недвижимости адреса: г. Кострома, ул. Ленина, д.70 (разрешение на строительство от 23.07.2015г., разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от - 24.11.2017г.).

Оспариваемое заключение Инспекции от 01.11.2022 г. получено Обществом в целях обращения в Администрацию города Костромы с заявлением об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 44:27:040408:507 в связи с расположением земельного участка в границах территорий памятников и ансамблей, действия градостроительных регламентов на которые не распространяются.

Заключение обосновано приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.07.2022 г. №1195 «Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Кострома Костромской области», разрешающим на планируемом участке строительства среднеэтажную жилую застройку с предельным количеством 6 надземных этажей, и не допускающим многоэтажную жилую застройку переменной этажности 12-14 этажей.

Считает, что оспариваемое заключение незаконно, поскольку обосновано нормативным правовым актом, не подлежащим применению в силу ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Действие приказа Министерства культуры Российской Федерации от 12.07.2022 г. №1195, вступившего в законную силу 24.09.2022 г., не распространяется на правоотношения по проектированию и строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 44:27:040408:507, поскольку указанные правоотношения возникли до введения в действие указанного приказа.

Администрация представила отзыв, пояснив следующее.

Постановлением Администрации города Костромы от 29.06.2022 № 1307 утверждена документации по планировке территории, ограниченной улицами Ленина, Калиновской, Маяковского, в виде проекта планировки с проектом межевания территории в составе проекта планировки. В соответствии с указанной документацией земельный участок расположен в зоне размещения многоквартирных домов.

Документацией по планировке территории установлены виды разрешенного использования земельного участка: многоквартирные жилые дома; историко-культурная деятельность. На земельном участке проектом планировки территории предлагается строительство многоэтажного многоквартирного жилого дома переменной этажности (12-14 этажей).

Документация по планировке территории согласована с Минкультом России письмом от 06.04.2022 № 4735-12-02.

Учитывая изложенное, виды разрешенного использования, требования к этажности объекта капитального строительства, установленные в заключении не соответствуют документации по планировке территории.

При подготовке градостроительного плана Управлением сопоставлены виды разрешенного использования из Заключения и проекта планировки территории.

При этом, в соответствии с Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 18.12.2008 № 212 земельный участок расположен в функциональной зоне многоэтажной жилой застройки, которая в силу пункта 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 части 1 Правил соответствует территориальной зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-4), в которой предусмотрено, в том числе размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше (многоэтажная жилая застройка (высотная застройка); многоквартирных домов этажностью от шести до восьми этажей (среднеэтажная жилая застройка).читывая, что в заключении многоэтажная многоквартирная жилая застройка не предусмотрена, а этажность ограничена 6 этажами, в градостроительный план земельного участка включена среднеэтажная жилая застройка и историко-культурная деятельность, требования к параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке указаны в соответствии с заключением.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка явились заключение Инспекции и документация по планировке территории. Однако, выявленные противоречия в части установления в Заключении видов разрешенного использования и требований к предельной этажности, не соответствующих документации по планировке территории делают невозможной реализацию указанной документации в части строительства на земельном участке многоэтажного многоквартирного жилого дома (12-14 этажей).

Инспекция представила отзыв, пояснив следующее.

Спорный земельный участок по адресу: г. Кострома, ул. Калиновская, 5, 7, 9, ул. Ленина, 74 и 76, с кадастровым номером 44:27:040408:507, расположен в границах объекта культурного наследия федерального значения «Участок-культурного слоя города между Еленинской, Калиновской, Марьинской улицами и вспольем», XVIII-XIX вв.

Объект принят под государственную охрану постановлением администрации Костромской области от 09.04.2007 №66-а «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, представляющих историко-культурную ценность, к объектам культурного наследия регионального значения», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации 27.11.2015 № 22699-р за № 441540361150006 в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

Заключение об использовании земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, действия градостроительных регламентов на который не распространяются (далее - Заключение), в отношении земельного участка по адресу: г. Кострома, ул.Калиновская, 5, 7, 9, ул. Ленина, 74 и 76, кадастровый номер земельного участка 44:27:040408:507 площадью 5022 кв.м подготовлено инспекцией, как уполномоченным органом в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 20.10.2008 № 372-а «Об уполномоченных органах по использованию земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются», на основании статьи 36 Градостроительного кодекса РФ в связи с его расположением в границах территории объекта культурного наследия федерального значения. Правомочие инспекции на выдачу такого заключения истцом не оспаривается.

В соответствии с приказом Минкультуры России № 418, Минрегиона России № 339 от 29.07.2010 «Об утверждении перечня исторических поселений» город Кострома является историческим поселением федерального значения.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Костромы, утвержденными постановлением Администрации города Костромы от 28.06.2021 № 1130, положения, предусмотренные разделом 4 Правил, рекомендуется применять до утверждения, в том числе, границ территории исторического поселения федерального значения города Костромы.

Приказом Минкультуры России от 12.07.2022 №1195 утверждены предмет охраны, границы территории и требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Кострома Костромской области» (далее - Приказ). Приказ зарегистрирован в Минюсте России 13.09.2022 за № 70049 и вступил в законную силу 24.09.2022.

Земельный участок с кадастровым номером 44:27:040408:507 поставлен на государственный кадастровый учет 06.10.2022, право собственности ООО «СК «Мегаполис» на земельный участок зарегистрировано 28.10.2022.

В соответствии с Приказом Участок входит в границы исторического поселения город Кострома Костромской области и расположен в зоне современной среднеэтажной застройки до 5-ти этажей (Р-5), предусматривающей возможность строительства жилых домов не выше 6 этажей, один из которых мансардный (часть 12 раздела II приложения № 4 к приказу Минкультуры России от 12.07.2022 №1195, графическая часть приложение № 5).

Выданное Обществу заключение носит информационный характер для определения заинтересованным лицом возможностей и ограничений в отношении Участка, поскольку в нем воспроизводятся сведения. утвержденные Приказом Минкультуры РФ №418, Минрегиона РФ №. 339 от 29.07.2010 «Об утверждении перечня исторических поселений», Приказом Минкультуры России от 12.07.2022 №1195, а также содержится информация об объекте культурного наследия, внесенная в АИС «Единый государственный реестр культурного наследия», и мерах по обеспечению его сохранности в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В заключении указана информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, предназначенного для строительства на земельном участке, и имеющихся в отношении земельного участка ограничениях по условиям охраны объектов культурного наследия. Заключение не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в вышеперечисленных актах в отношении территории, на которой расположен земельный участок.

Соответственно, непосредственно с указанным заключением не связано возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей заинтересованных лиц.

Проект планировки территории, ограниченной улицами Ленина, Калиновской, Маяковского, утвержден постановлением администрации города Костромы от 29.06.2022 №1307 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Ленина, Калиновской, Маяковского».

В соответствии с приказом Минкультуры России от 31.07.2013 № 1062 «Об утверждении Положения о порядке согласования проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения» указанный проект планировки территории до своего утверждения был также согласован инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области 17.03.2022 и Минкультуры России 06.04.2022. Предметом согласования являлась полнота и достоверность сведений об объектах культурного наследия, исторически ценных градоформирующих объектах, зонах охраны и защитных зонах объектов культурного наследия.

Предмет охраны исторического поселения город Кострома Костромской области был определен на основании исследований в ходе разработки проектной документации, на основании которой издан Приказ. В частности, введенный в эксплуатацию в 2017 г. 12-ти этажный жилой дом, построенный ООО «Мегаполис» в 2015-2017 гг. в приложении №5 к Приказу был обозначен как здание современной застройки, диссонирующее с характером исторической градостроительной среды, а территория левобережной части города Костромы., включающая в себя Участок, была отнесена Приказом к предмету охраны исторического поселения город Кострома Костромской области композиционно-видовые связи (панорамы (п. 6 ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», раздел 7 Приказа).

При этом положений, предусматривающих возможность завершения ранее согласованных Минкультуры России проектов планировок территории, вошедших в территорию исторического поселения, Приказ и иные нормативные правовые акты не устанавливают.

Достаточных оснований полагать, что виды и параметры разрешенного использования не могли быть установлены в соответствии с правовыми актами Минкультуры России не имеется.

Считает, что нарушения прав заявителя оспариваемым заключением не усматривается.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6
совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации
и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О
некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 59 Закона № 73-ФЗ историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

На основании пункта 2 статьи 59 Закона № 73-ФЗ предмет охраны исторического поселения включает в себя: 1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами; 2) планировочную структуру, включая ее элементы; 3) объемно-пространственную структуру; 4) композицию и силуэт застройки -соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов; 5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); 6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

Перечень исторических поселений федерального значения, предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке (пункт 6 статьи 59 Закона № 73-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 60 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

По правилам пункта 10 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, действующим законодательством не допускается осуществление градостроительной деятельности в историческом поселении без принятия мер к обеспечению сохранности объектов культурного наследия.

В силу статьи 3 Закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно статье 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

По смыслу статьи 30 ГрК РФ в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства разрабатываются Правила землепользования и застройки (часть 1).

Правила землепользования и застройки включают в себя, помимо прочего, градостроительные регламенты (пункт 3 части 2).

Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Пунктом 3 части 1 статьи 38 ГрК РФ предусмотрено, что предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений.

Постановлением Администрации города Костромы от 28.06.2021 № 1130 в соответствии со статьями 30, 31, 32 ГрК РФ утверждены Правила землепользования и застройки города Костромы (далее – Правила № 1130).

Разделом 4 Правил № 1130 в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, законодательством о градостроительной деятельности и земельным законодательством предусматриваются положения по регулированию землепользования и застройки территорий города Костромы в целях формирования правового режима сохранения историко-культурного наследия исторического поселения федерального значения города Костромы (пункт 4.1.1 Правил № 1130).

На основании пункта 4.1.2 Правил № 1130 положения, предусмотренные настоящим разделом, рекомендуется применять до утверждения границ территории исторического поселения федерального значения города Костромы (подпункт «а»).

Приказом Минкультуры России от 12.07.2022 № 1195 утверждены предмет охраны, границы территории и требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Кострома Костромской области» (далее – Приказ № 1195). Приказ № 1195 зарегистрирован в Минюсте России 13.09.2022 за № 70049 и вступил в законную силу 24.09.2022.

Таким образом, с даты вступления в силу Приказа Минкультуры России от 12.07.2022 № 1195 положения раздела 4 Правил № 1130 к рассматриваемым правоотношениям не применимы.

В соответствии с Приказом Минкультуры России от 12.07.2022 № 1195 земельный участок с кадастровым номером 44:27:040408:507 входит в границы исторического поселения город Кострома Костромской области и расположен в зоне современной среднеэтажной застройки до 5-ти этажей (Р-5), предусматривающей возможность строительства жилых домов не выше 6 этажей, один из которых мансардный (часть 12 раздела II приложения № 4 к приказу Минкультуры России от 12.07.2022 №1195, графическая часть приложение № 5).

Поскольку у Инспекции отсутствовали правовые основания не руководствоваться Приказом Минкультуры России от 12.07.2022 № 1195, Инспекция при подготовке оспариваемого заключения правомерно указала на ограничения в отношении этажности и высоты объекта капитального строительства, установленные в поименованном Приказе.

Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ).

В силу ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка.

Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса РФ является необходимым условием реализации права застройки.

Выданное Обществу заключение носит информационный характер для определения заинтересованным лицом возможностей и ограничений в отношении Участка, поскольку в нем воспроизводятся сведения. утвержденные Приказом Минкультуры РФ №418, Минрегиона РФ №. 339 от 29.07.2010 «Об утверждении перечня исторических поселений», Приказом Минкультуры России от 12.07.2022 №1195, а также содержится информация об объекте культурного наследия, внесенная в АИС «Единый государственный реестр культурного наследия», и мерах по обеспечению его сохранности в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Вз указана информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, предназначенного для строительства на земельном участке, и имеющихся в отношении земельного участка ограничениях по условиям охраны объектов культурного наследия. Заключение не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в вышеперечисленных актах в отношении территории, на которой расположен земельный участок.

Соответственно, непосредственно с указанным заключением не связано возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей заинтересованных лиц.

В соответствии с положениями статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельною участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются, в том числе, сведения, содержащиеся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - ФГИС ТП). Информация о принятии Минкультуры России Приказа опубликована во ФГИС ТП 14.09.2022.

Проект планировки территории, ограниченной улицами Ленина, Калиновской, Маяковского, утвержден постановлением администрации города Костромы от 29.06.2022 №1307 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Ленина, Калиновской, Маяковского».

В соответствии с приказом Минкультуры России от 31.07.2013 № 1062 «Об утверждении Положения о порядке согласования проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения» указанный проект планировки территории до своего утверждения был также согласован инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области 17.03.2022 и Минкультуры России 06.04.2022. Предметом согласования являлась полнота и достоверность сведений об объектах культурного наследия, исторически ценных градоформирующих объектах, зонах охраны и защитных зонах объектов культурного наследия.

Как указывает Инспекция и что признается судом обоснованным, предмет охраны исторического поселения город Кострома Костромской области был определен на основании исследований в ходе разработки проектной документации, на основании которой издан Приказ. В частности, введенный в эксплуатацию в 2017 г. 12-ти этажный жилой дом, построенный ООО «Мегаполис» в 2015-2017 гг. в приложении №5 к Приказу был обозначен как здание современной застройки, диссонирующее с характером исторической градостроительной среды, а территория левобережной части города Костромы., включающая в себя Участок, была отнесена Приказом к предмету охраны исторического поселения город Кострома Костромской области композиционно-видовые связи (панорамы (п. 6 ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», раздел 7 Приказа).

При этом положений, предусматривающих возможность завершения ранее согласованных Минкультуры России проектов планировок территории, вошедших в территорию исторического поселения, Приказ и иные нормативные правовые акты не устанавливают.

В соответствии с положениями статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты должны соблюдаться в обязательном порядке. Отклонение от требований градостроительных регламентов возможно исключительно в установленных законодательством Российской Федерации случаях. Согласно статье 40 ГрК РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

Ограничения, установленные Приказом, являются действующими, их обязательное соблюдение, а также использование при подготовке градостроительных планов земельных участков, расположенных в границах территории исторического поселения город Кострома, является необходимым с момента вступления в законную силу Приказа.

В соответствии с п. 1 ст. 60 Федерального закона № 73-ФЗ градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с Федеральным законом № 73, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Довод Общества о том, что на дату принятия Инспекцией оспариваемого заключения Администрацией города Костромы была утверждена градостроительная документация 29.06.2022 г. не опровергает вывод о законности заключения от 01.11.2022.

Как следует из материалов дела, Общество обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы с заявлением от 15.12.2022 о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 44:27:040408:507, имеющим местоположение: город Кострома, улица Калиновская, 5, 7 и 9, улица Ленина, 74. и 76. Распоряжением начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы от 11.01.2023 № 6-р утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 44:27:040408:507.

Постановлением Администрации города Костромы от 29.06.2022 № 1307 утверждена документация по планировке территории, ограниченной улицами Ленина, Калиновской, Маяковского, в виде проекта планировки с проектом межевания территории в составе проекта планировки. В соответствии с указанной документацией земельный участок расположен в зоне размещения многоквартирных домов.

17.03.2022 г. документация по планировке территории была согласована Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области.

Документация по планировке территории согласована с Минкультом России письмом от 06.04.2022 № 4735-12-02.

В соответствии с приказом Минкультуры России от 31.07.2013 № 1062 «Об утверждении Положения о порядке согласования проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения» предметом согласования являлась полнота и достоверность сведений об объектах культурного наследия.

Следовательно, согласование проекта планировки территории Инспекцией не противоречит последующим действиям по изданию заключения.

Иные доводы заявителя подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность его позиции.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Д.А. Мосунов