ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-14312/19 от 27.02.2020 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-14312/2019

г. Кострома                                                                                       12 марта 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2020 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Мофы В.Д. при ведении протокола секретарем судебного заседания Космыниной П.В. рассмотрел в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Юбилейный 2007» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к публичному акционерному обществу «Костромская сбытовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об урегулировании разногласий по договору на поставку коммунального ресурса электрическая энергия, предоставленная в целях содержания общедомового имущества.

В судебном заседании приняли участие: от истца ФИО1 (доверенность от 12.04.2019, паспорт), от ответчика ФИО2 (доверенность от 1.01.2020, паспорт).

Суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Юбилейный 2007» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд Костромской области с иском к публичному акционерному обществу «Костромская сбытовая компания» (далее – ответчик), требуя урегулировать разногласия по договору на поставку электрической энергии, предоставляемой в целях содержания общедомового имущества.

В связи с этим истец (с учетом состоявшегося примирения сторон по вопросу о редакции п. 4.3 договора) потребовал принять в его редакции (либо исключить из договора) следующие пункты договора 2.2, 3.3.1, 4.5, 4.6, 7.1.3, 7.1.5, 7.1.9, 7.1.11, 7.1.13, 7.2.6, 7.3.5.

Ответчик представил отзыв, заявил возражения.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

26 июня 2019 года истцом (управляющая организация) и ответчиком (ресурсоснабжающая организация) подписан договор на поставку электрической энергии в целях содержания общедомового имущества.

Указанный договор составлен истцом, ответчиком подписан с протоколом разногласий.

В процессе досудебного обмена протоколами согласования разногласий стороны не смогли определить единую редакцию спорных условий договора, в связи с чем истец обратился в суд.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, суд установил следующее.

Настаивая на включении в договор п. 2.2, истец признает необходимым определить точку в электрической сети, до которой ответчик как ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса.

Ответчик заявил возражения против данного требования истца, полагая указанное условие излишним.

Применительно к редакции п. 3.3.1 стороны не достигли соглашения в вопросе о нормативном документе, в соответствии с которым подлежит исчислению объем поставленной электроэнергии в случаях непредставления сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета, о выходе из строя такого прибора, об утрате ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечении срока его эксплуатации.

В отношении п. 4.5 разногласия сторон вызвали условия о распределении обязанностей по осуществлению снятия показаний приборов учета, установленных в многоквартирных домах, и по проведению проверки состояния данных приборов.

Разногласия сторон по п. 4.6 договора заключены в определении способа уведомления ответчиком истца о планируемой проверке состояния общедомового прибора учета электрической энергии.

В пункте 7.1.3 разногласия сторон вызвал вопрос о поддержании технической документации на многоквартирный дом, содержащей сведения о площадях мест общего пользования, в актуальном состоянии.

Настаивая на включение в договор п. 7.1.5, истец указал на необходимость отражения в договоре условия об ответственности ресурсоснабжающей организации за несоблюдение показателей качества и объема электрической энергии.

Ответчик, возражая против данного условия договора, заявил, что считает его излишним.

Требуя включения в договор п. 7.1.9, истец указал на необходимость закрепления в договоре условия об обязанности ответчика принимать участие в допуске в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии.

Ответчик, возражая против указанного требования, заявил, что данная обязанность на него законом не возложена.

Настаивая на включении в договор пункта 7.1.11, истец указал на обязанность ответчика информировать истца о выявлении несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным системам многоквартирного дома.

Ответчик заявил возражения против данного условия.

Пунктом 7.1.13 договора истец намеревался закрепить в договоре условие об обязанности ответчика принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на централизованных электрических сетях.

Ответчик заявил возражения против данного условия.

Возражая против включения в договора п. 7.2.6 в предложенной ответчиком редакции, истец указал на отсутствие у ответчика права расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке.

Применительно к данному пункту ответчик настоял на собственной его редакции, полагая, что указанное право предоставлено ему законом.

В отношении п. 7.3.5 спорным условием явился абзац 2, согласно которому ответчик посчитал необходимым указать на обязанность истца возмещать расходы сетевой организации на установку общедомового прибора учета электрической энергии.

Возражая против указанного условия, истец заявил, что к предмету договора поставленный ответчиком вопрос непосредственного отношения не имеет.

По результатам анализа установленных фактических обстоятельств, норм действующего законодательства суд приходит к выводу об обоснованности иска в части в связи со следующим.

Предложенная истцом редакция п. 2.2 соответствует подп. «а» п. 18 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, в связи с чем суд признает необходимым принять п. 2.2 в следующей редакции: «Ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовой системы электроснабжения и электрической сети, предназначенной для подачи коммунального ресурса к внутридомовой системе электроснабжения».

Согласно подп. «г» п. 17 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса является существенным условием договора ресурсоснабжения.

Предложенная истцом редакция п. 3.3.1 соответствует содержанию подп. «в» п. 21(1) правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, в связи с чем суд признает необходимым принять п. 3.3.1 договора в следующей редакции: «В случаях выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, истечения срока его эксплуатации, а также в случае непредставления управляющей организацией сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, определяется за расчетный период (расчетный месяц) согласно подп. «в» п. 21(1) правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124».

Необходимость включения в договор пункта 4.5 обусловлена требованиями подп. «д», «е», «е(1)» п. 18 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

Определяя редакцию данного пункта, суд учитывает то, что собственники подавляющей части многоквартирных домов, находящихся в управлении истца, приняли решение о заключении с ответчиком прямых договоров оказания коммунальной услуги электроснабжения. В отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых не приняли решение о заключении с ответчиком прямых договоров, сторонами в рамках договора ресурсоснабжения заключено агентское соглашение, в соответствии с которым ответчик осуществляет начисление и сбор коммунальной платы за коммунальную услугу электроснабжения.

Также суду стороны пояснили, что в практике их взаимоотношений обмен информацией осуществляется посредством электронной почты.

Ввиду указанных обстоятельств суд признает необходимым принять пункт 4.5 в следующей редакции: «В многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о заключении прямых договоров о предоставлении коммунальной услуги электроснабжения, ресурсоснабжающая организация обязана в срок до 26-го числа текущего месяца посредством электронной почты передавать управляющей организации информацию о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иную информацию, используемую для определения объемов потребления коммунального ресурса. Также ресурсоснабжающая организация в срок не менее чем за 1 сутки посредством электронной почты обязана уведомлять управляющую организацию о проведении проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния с целью обеспечения права представителей управляющей организации участвовать в таких проверках.

В многоквартирных домах, собственники помещений в которых не приняли решение о заключении прямых договоров о предоставлении коммунальной услуги электроснабжения, управляющая организация обязана в сроки не позднее 26-го числа текущего месяца посредством электронной почты передавать ресурсоснабжающей организации сведения о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, если иное не предусмотрено агентским соглашением, заключенным сторонами. Также управляющая организация обязана в срок не менее чем за 1 сутки посредством электронной почты уведомлять ресурсоснабжающую организацию о проведении проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния с целью обеспечения права представителей ресурсоснабжающей организации участвовать в таких проверках».

В связи с тем, что в редакции п. 4.6 разногласия у сторон вызвал частный вопрос о порядке и сроке уведомления ответчиком истца о предстоящей проверке суд с учетом подп. «д» п. 18 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, и пояснений сторон признает возможным принять спорный пункт в следующей редакции: «Ресурсоснабжающая организация вправе получить доступ к коллективному (общедомовому) прибору учета с целью снятия его показаний, проверки состояния. О проведении проверки ресурсоснабжающая организация обязана уведомить управляющую организацию не менее чем за 1 сутки путем направления сообщения посредством электронной почты».

В вопросе о редакции п. 7.1.3 договора ответчик предложил включить в договор условие об обязанности истца поддерживать техническую документацию на многоквартирные дома в актуальном состоянии.

Суд признает, что указанный довод ответчика соответствует подп. «а» п. 4 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, согласно которому актуализация технической документации на многоквартирный дом является составляющей одного из стандартов осуществления деятельности по управлению. Порядок актуализации технической документации на многоквартирный дом определен вышеуказанными правилами.

В связи с этим, а также с учетом положения подп. «е» п. 6 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, суд признает необходимым принять п. 7.1.3 в следующей редакции: «Использовать в расчетах по договору представленные управляющей организацией сведения о площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Актуализация указанных сведений осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе  правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416».

В отношении редакции п. 7.1.5 договора суд признает данный пункт, содержащим существенное условие об ответственности ресурсоснабжающей организации за нарушения требований к объему и качеству поставляемой электрической энергии, в связи с чем отклоняет довод ответчика об исключении данного пункта из договора.

Определяя редакцию данного пункта, суд учитывает положения п. 20, п. 24 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, в связи с чем принимает п. 7.1.5 в следующей редакции: «Поставлять электрическую энергию, объем и качество которой позволят управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. В случае нарушения требований к объему и качеству поставляемой электрической энергии ресурсоснабжающая организация несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, в том числе обязана возместить управляющей организации, понесенные в связи с допущенным нарушением убытки».

Применительно к редакции п. 7.1.9 суд признает обоснованным довод истца об обязанности ответчика принимать от истца заявки на допуск в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии, т.к. данный довод основан на положениях п. 153 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Возражения ответчика по данному вопросу суд отклоняет, т.к. не усматривает препятствий для ответчика принять заявку истца и передать ее для рассмотрения соответствующей сетевой организации. 

В связи с этим суд принимает п. 7.1.9 в следующей редакции: «Принимать заявки управляющей организации о допуске в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также принимать необходимые меры к рассмотрению данных заявок».

Суд отклоняет доводы ответчика о необходимости исключения из договора п. 7.1.11 ввиду несоответствия данных доводов подп. «в» п. 18 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

В связи с этим суд принимает п. 7.1.11 в следующей редакции: «Ресурсоснабжающая организация обязана в течение 1 суток посредством электронной почты информировать управляющую организацию о выявленном факте несанкционированного подключения к внутридомовой системе электроснабжения».

Суд отклоняет требование истца о включении в договор п. 7.1.13, содержащего указание на обязанность ответчика принимать меры к своевременной ликвидации аварий на централизованных электрических сетях, т.к. указанная обязанность возложена на собственника электрических сетей.

Суд признает иск обоснованным в части возражений истца относительно включения в договор п. 7.2.6, в соответствии с которым ответчик наделяется правом расторгнуть договор путем одностороннего отказа от его исполнения.

Судом установлено, что редакция спорного пункта определена ответчиком на основании п. 30 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

Вместе с тем указанный пункт предусматривает возможность для ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от исполнения договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.

Возможности расторжения в одностороннем порядке по инициативе ресурсоснабжающей организации договора на поставку коммунального ресурса в целях содержания общедомового имущества вышеуказанные правила не предусматривают.

Суд признает иск обоснованным в части возражений истца относительно включения в договор абз. 2 п. 7.3.5, в соответствии с которым на истца возлагается обязанность возмещения расходов сетевой организации по установке общедомового прибора учета.

Суд полагает, что спорное условие выходит за пределы предмета настоящего договора, затрагивает интересы сторонних лиц, по своему содержанию является неоднозначным ввиду возможности возникновения различных ситуаций в разрешении вышеуказанного вопроса.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск удовлетворить в части.

Принять в следующей редакции пункты договора от 26 июня 2019 года

Пункт 2.2 принять в редакции: «Ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовой системы электроснабжения и электрической сети, предназначенной для подачи коммунального ресурса к внутридомовой системе электроснабжения».

Пункт 3.3.1 принять в редакции: «В случаях выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, истечения срока его эксплуатации, а также в случае непредставления управляющей организацией сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, определяется за расчетный период (расчетный месяц) согласно подп. «в» п. 21(1) правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124».

Пункт 4.5 принять в редакции: «В многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о заключении прямых договоров о предоставлении коммунальной услуги электроснабжения, ресурсоснабжающая организация обязана в срок до 26-го числа текущего месяца посредством электронной почты передавать управляющей организации информацию о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иную информацию, используемую для определения объемов потребления коммунального ресурса. Также ресурсоснабжающая организация в срок не менее чем за 1 сутки посредством электронной почты обязана уведомлять управляющую организацию о проведении проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния с целью обеспечения права представителей управляющей организации участвовать в таких проверках.

В многоквартирных домах, собственники помещений в которых не приняли решение о заключении прямых договоров о предоставлении коммунальной услуги электроснабжения, управляющая организация обязана в сроки не позднее 26-го числа текущего месяца посредством электронной почты передавать ресурсоснабжающей организации сведения о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, если иное не предусмотрено агентским соглашением, заключенным сторонами. Также управляющая организация обязана в срок не менее чем за 1 сутки посредством электронной почты уведомлять ресурсоснабжающую организацию о проведении проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния с целью обеспечения права представителей ресурсоснабжающей организации участвовать в таких проверках».

Пункт 4.6 принять в редакции: «Ресурсоснабжающая организация вправе получить доступ к коллективному (общедомовому) прибору учета с целью снятия его показаний, проверки состояния. О проведении проверки ресурсоснабжающая организация обязана уведомить управляющую организацию не менее чем за 1 сутки путем направления сообщения посредством электронной почты».

Пункт 7.1.3 принять в редакции: «Использовать в расчетах по договору представленные управляющей организацией сведения о площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Актуализация указанных сведений осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе  правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416».

Пункт 7.1.5 принять в редакции: «Поставлять электрическую энергию, объем и качество которой позволят управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. В случае нарушения требований к объему и качеству поставляемой электрической энергии ресурсоснабжающая организация несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, в том числе обязана возместить управляющей организации, понесенные в связи с допущенным нарушением убытки».

Пункт 7.1.9 принять в редакции: «Принимать заявки управляющей организации о допуске в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также принимать необходимые меры к рассмотрению данных заявок».

Пункт 7.1.11 принять в редакции: «Ресурсоснабжающая организация обязана в течение 1 суток посредством электронной почты информировать управляющую организацию о выявленном факте несанкционированного подключения к внутридомовой системе электроснабжения».

Исключить из договора пункты 7.1.13, 7.2.6, абзац 2 п. 7.3.5.

Взыскать с публичного акционерного общества «Костромская сбытовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Юбилейный 2007» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 6000 рублей государственной пошлины.

Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Костромской области.

Судья                                                                                                                      В.Д. Мофа