ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-14418/13 от 26.03.2014 АС Костромского области


                  АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-14418/2013

г. Кострома                                                                                 28 марта 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 28 марта 2014 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубевой Ж.К.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 10.02.2014 № 55 исх-539/14;

от ответчика: ФИО2, доверенность от 20.01.2014 № 172,

от  третьих лиц: от ФИО3 - ФИО4, паспортные данные в протоколе, доверенность от 27.03.2013, от ООО «КЮФ «Топаз» - ФИО5, паспортные данные в протоколе, доверенность от 24.01.2014 № 1/14

рассмотрев заявление Администрации города Костромы, г. Кострома, к Департаменту строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, г. Кострома, третьи лица: ООО «КЮФ «Топаз», г.Кострома, ФИО3, г. Кострома, о признании недействительным предписания от 29.10.2013 № 45,

установил:

Администрация города Костромы (далее- заявитель, Администрация) обратилась в суд с заявлением о признании недействительным предписания департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области (далее – Департамент) об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 29.10.2013 № 45.

Для участия в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований судом привлечены общество с ограниченной ответственностью «Костромская ювелирная фабрика «Топаз» (далее - ООО «КЮФ «Топаз), гражданин ФИО3

В судебном заседании заявитель пояснил суду, что по результатам, проведенной уполномоченным лицом департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области внеплановой проверки соблюдения Администрацией города Костромы законодательства о градостроительной деятельности при выдаче ООО «КЮФ «Топаз» и гражданину ФИО3 исходно-разрешительной документации на строительство и ввод объектов  в эксплуатацию выявлено:

- градостроительные планы земельных участков по адресам: <...> Ключевская, 1, приняты с нарушением статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), утвержденного генерального плана города Костромы и Правил землепользования и застройки;

- заявления на выдачу разрешительной документации на реконструкцию, строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объектов приняты Администрацией города Костромы с нарушением требований ГрК РФ;

- публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: <...>, проведены в отсутствии граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, что нарушает требования статьи 40 ГрК РФ;

- исходно-разрешительная документация на реконструкцию  и строительство объектов по адресам: <...> не соответствует представленным правоустанавливающим документам;

- Администрацией города Костромы в нарушение части 5 статьи 26 ГрК РФ, статьи 7 Закона Костромской области от 28.05.2007 № 150-4-ЗКО «О документах территориального планирования муниципальных образований Костромской области не утвержден план реализации генерального плана города Костромы по выводу промышленных объектов с территорий, занятых жилыми домами.

Администрации вручено предписание департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области от 29.10.2013 № 45 в срок до 30.12.2013 отменить выданные разрешения на реконструкцию и строительство объектов, отмены градостроительных планов земельных участков, принятию мер к приостановке реконструкции и строительства спорных объектов. Также предписано в срок до 30.12.2013 разработать и утвердить план реализации генерального плана города Костромы, предусматривающего поэтапный вынос предприятий ювелирных фабрик в промышленную зону, а также привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований градостроительного законодательства при оформлении и выдаче исходно-разрешительной документации.

Администрация обратилась в суд с заявлением о признании указанного предписания недействительным, так как полагает, что при оформлении исходно-разрешительной документации на строительство и реконструкцию спорных объектов, утверждению градостроительных планов земельных участков уполномоченными должностными лицами не было допущено нарушений действующего законодательства.

ООО «КЮФ «Топаз» и представитель ФИО3 поддержали позицию заявителя.

Департамент заявленные требования не признал. Суду пояснил, что допущенные уполномоченными лицами Администрации нарушения при выдаче разрешительной документации на строительство и реконструкцию объектов привели к незаконному строительству промышленных объектов в жилой зоне, что нарушает права граждан.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

В связи с обращениями граждан поселка Селище города Костромы о нарушениях градостроительного законодательства при строительстве объектов на территории ООО «КЮФ «Топаз» по ул. Городской, 1а, и земельном участке по пр. Ключевскому, 1, принадлежащем ФИО3,  департаментом строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области проведена внеплановая проверка соблюдения Администрацией города Костромы законодательства о градостроительной деятельности при выдаче ООО «КЮФ «Топаз» и ИП ФИО3 исходно-разрешительной документации на строительство и ввод объектов  в эксплуатацию.

Анализ представленных для проверки документов свидетельствует, ООО «КЮФ «Топаз» на принадлежащем ему земельном участке по адресу: <...>, намерено осуществлять реконструкцию пристройки к производственному корпусу хозяйственно-бытового назначения.

Администрацией города Костромы 20.12.2012 ООО «КЮФ «Топаз» выдано разрешение на строительство «Реконструкция пристройки к производственному корпусу хозяйственно-бытового назначения» № RU44328000-497.

Данное разрешение выдано на основании градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением Главы города Костромы от 25.04.2008 № 659 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: ул. Городская, 1а». Разрешенное использование – «предприятие по изготовлению ювелирных изделий, офисы, конторы, административные службы». При этом, градостроительный план земельного участка выдан в отношении двух смежных, но не объединенных в один земельных участков с кадастровым номером 44:27:090508:0085, площадью 5090,62 кв.м и с кадастровым номером  44:27:090508:0192, площадью 1427, 99 кв.м. Оба земельных участка принадлежат на праве собственности ООО «КЮФ «Топаз» (свидетельства о государственной  регистрации права от 19.10.2007 и от 28.05.2008).

По мнению Департамента, градостроительный план в соответствии с требованиями статьи 44 ГрК РФ может быть выдан только в отношении одного земельного участка.

Также Администрацией в нарушение пункта 14 статьи 1 ГрК РФ выдано разрешение на реконструкцию части объекта капитального строительства - пристройки. Реконструируемый объект примыкает к существующему зданию, что влечет изменение его параметров. Следовательно, необходимо получить разрешение на реконструкцию всего здания.

Кроме того, решением Думы города Костромы от 16.12.2010 № 62 утверждены «Правила землепользования и застройки города Костромы», согласно которых спорная территория относится к зоне Ж-1 (зона малоэтажной, жилой застройки).

Согласно пункту 2 данного решения принятые до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Костромы нормативные правовые акты города Костромы по вопросам землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей Правилам землепользования и застройки города Костромы.

Частью 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Поскольку имеются жалобы жителей данной зоны на превышение шума от эксплуатации данного объекта, разрешение на реконструкцию данного объекта должно быть отменено, а сама реконструкция приостановлена.

Также установлено, что 21.12.2011 Администрацией города Костромы ООО «КЮФ «Топаз»выдано разрешение  на строительство мастерской по срочному ремонту ювелирных изделий по адресу: <...> № RU4432800-488. Данное разрешение выдано на основании градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 04.05.2011 № 864 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <...>». Земельный участок, площадью 1049 кв.м,  находится в собственности ООО «КЮФ «Топаз» (свидетельство о государственной регистрации права от 10.03.2011).

В отношении разрешительной документации на строительство мастерской по срочному ремонту ювелирных изделий Департамент также усмотрел нарушение градостроительного регламента. Поскольку Правилами землепользования и застройки города Костромы спорная территория относится к зоне Ж-1 (зона малоэтажной, жилой застройки).

Кроме этого, согласно проектной документации строительство мастерской предусматривает строительство 2-этажного здания, примыкающего к существующему производственному корпусу, т.е., по мнению Департамента, предполагается изменение параметров существующего объекта капитального строительства, что в соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ требует получение разрешение на реконструкцию всего здания, а не на строительство части здания.

 Также, предполагая этот вариант как правильный (осуществление реконструкции здания производственного корпуса в целом), требуется наличие утвержденного градостроительного плана трех смежных участков, так как производственное здание расположено на двух смежных участках. По мнению Департамента, указанные обстоятельства влекут недействительность градостроительного плана земельного участка.

Постановлением Администрации города Костромы от 05.08.2011 № 1815 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <...>» принято без учета требований части 4 статьи 40 ГрК РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 40 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных  статьей 39 настоящего Кодекса.

В нарушение части 4 статьи 39 ГрК РФ при принятии постановлении отсутствовали сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства непосредственно каждому лицу - правообладателю земельного участка, имеющего общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.

Продление разрешения на строительство мастерской по срочному ремонту ювелирных изделий по адресу: <...> № RU4432800-488 от 21.12.2011 до 23.06.2014 произведено без заявления ООО «КЮФ «Топаз».

Указанные нарушения свидетельствуют о незаконности данного разрешения, необходимости его отмене и приостановке строительства.

Также проверена исходно-разрешительная документация -градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство административно-бытового корпуса к производственному зданию литера В-В1, по адресу: <...>.

Администрацией города Костромы 27.11.2012 выдано разрешение на строительство № RU 44328000-449  «административно-бытового корпуса к производственному зданию литера В-В1» по адресу: <...>.

Данное разрешение выдано на основании градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 15.09.2009 № 1657 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <...>». Согласно градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 44:27:09 05 08:0006  основными видами разрешенного использования земельного участка являются здания коммунально-складские и производственные предприятия, для которых не требуется  установление санитарно-защитных зон, объекты технического и инженерного обеспечения предприятия, бытового обслуживания, санитарно-технические сооружения, офисы, конторы, магазины, административные службы.

Земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО3 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.02.2014, повторное, взамен свидетельства от 06.08.2009).

Согласно Правил землепользования и застройки города Костромы спорная территория относится к зоне Ж-5/ (зона развития многоэтажной жилой застройки,  преимущественно 5-этажная).

Следовательно, вид разрешенного использования «производственные предприятия, для которых не требуется  установление санитарно-защитных зон», установленный градостроительным планом земельного участка не соответствует градостроительному регламенту, установленному для данной зоны.

Частью 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Поскольку имеются жалобы жителей данной зоны на превышение шума от эксплуатации данного объекта, разрешение на реконструкцию данного объекта должно быть отменено, а сама реконструкция приостановлена.

Кроме этого, установлено, что разрешение на строительство административно-бытового корпуса к производственному зданию литера В-В1 № RU 44328000-449 от 27.11.2013 продлено до 20.07.2014 без соответствующего заявления, продление является незаконным.

В ходе проверки не представлен план реализации генерального плана города Костромы. Ранее постановлением Администрации города Костромы от 17.03.2009 утвержден план реализации генерального плана города Костромы на 2009-2010 годы.

В соответствии  с частью 3 статьи 7 Закона Костромской области  от 28.05.2007 № 150-4-ЗКО «О документах территориального планирований муниципальных образований Костромской области» план реализации документов территориального планирования муниципальных образований утверждается на срок не менее чем два года, по истечении которого  подготавливается новый план на следующий срок продолжительностью не менее двух лет.

План реализации генерального плана города Костромы после 2010 года , не разработан, не утвержден и на проверку не представлен.

По результатам проверки ведущим специалистом-экспертом подготовки административно-правовых актов и контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области на основании акта проверки от 29.10.2014 администрации города Костромы выдано предписание от 28.10.2013 № 45 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности.

Администрации предписано в срок до 30.12.2013:

1) Реконструкция пристройки к производственному корпусу хозяйственно-бытового назначения по адресу: <...> (ООО «КЮФ «Топаз»):

- отменить разрешение на реконструкцию «пристройки к производственному корпусу хозяйственно-бытового назначения» от 20.12.2012;

- отменить градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением города Костромы от 25.04.2008;

- принять меры к приостановке реконструкции к производственному корпусу хозяйственно-бытового назначения.

2) Строительство мастерской по срочному ремонту ювелирных изделий по адресу: <...> (ООО «КЮФ «Топаз»):

- отменить разрешение на строительство «мастерской по срочному ремонту ювелирных изделий» от 21.12.2011;

- отменить градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением главы города Костромы от 04.05.2011 № 864;

- отменить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: <...>, утвержденное постановлением Администрации города Костромы от 05.08.2011 № 1815,  и провести  публичные слушания с соблюдением требований части 4 статьи 40 ГрК РФ;

- принять меры к приостановке строительства мастерской по срочному ремонту ювелирных изделий.

3) Строительство административно-бытового корпуса к производственному зданию литера В-В1 (отдельно стоящее здание) по адресу: <...> (застройщик ФИО3):

- отменить разрешение на строительство «административно-бытового корпуса к производственному зданию литера В-В1 (отдельно стоящее здание)»;

- отменить градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением Администрации города Костромы от 15.09.2009 № 1657;

- принять меры к приостановке строительства административно-бытового корпуса к производственному зданию литера В-В1.

4) Разработать и утвердить план реализации генерального плана города Костромы, предусматривающий поэтапный вынос предприятий  ювелирных фабрик в производственную зону.

5) Принять меры к ответственности к должностным лицам, виновным в нарушении законодательства о градостроительной деятельности при выдаче исходно-разрешительной документации в нарушение генерального плана города Костромы и правил землепользования и застройки города Костромы.

Администрация обжаловала указанное предписание в судебном порядке.

Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, третьих лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с  частью 1.1 статьи 6.1 ГрК РФ  Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно  статьи 8.1 ГрК РФ  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 8.1 ГрК РФ).

Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций (часть  2 статьи  8.1 ГрК РФ).

Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны, в том числе, направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений (часть 3 статьи  8.1 ГрК РФ).

Постановлением губернатора Костромской области от 20.04.2010 № 85 утверждено Положение о департаменте строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 64 Положения Департамент контролирует соблюдение органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности; соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Градостроительного  кодекса Российской Федерации; соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

В соответствии с подпунктом 16 пункта 76 Положения для осуществления своих полномочий и выполнения возложенных функций Департамент имеет право осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе, проводить проверку деятельности органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций.

В силу подпункта 9 пункта 77 Положения департамент при выполнении возложенных на него функций обязан в случае выявления фактов нарушения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности: направлять в органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений; направлять в органы прокуратуры информацию о фактах нарушения законов для принятия мер прокурором; принимать меры, необходимые для привлечения руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со  статьей 41 ГрК РФ  подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Согласно  части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 ГрК РФ).

Из содержания  части 3 статьи 44 названного Кодекса следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Данная  норма содержит исчерпывающий перечень условий, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка.

 Частью 5 указанной статьи установлено, что форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время такая  форма утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 (действует с 14.07.2011).

Из  части 5 статьи 41 Гр К РФ следует, что градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.

 Частью 1 статьи 46 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части  8. 1 статьи 45 настоящего Кодекса.

В соответствии с  частью 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16  не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.

Данная правовая норма подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку градостроительный план запрошен заявителем применительно к ранее сформированному земельному участку, находящемуся в собственности заявителя, расположенному на уже застроенной территории.

Таким образом, изложенные нормы предусматривают обязанность органа местного самоуправления обеспечить подготовить, утвердить и выдать градостроительный план по заявлению обратившегося лица.

Материалы дела свидетельствуют, что Администрацией города Костромы по заявлению ООО «КЮФ «Топаз», в собственности которого находятся земельные участки площадью 1427,99 кв.м, 5090,62 кв.м, 1049 кв.м, расположенные по адресу: <...>, с разрешенным использованием для эксплуатации объектов промышленного назначения,  подготовлены и  утверждены градостроительные планы земельных участков:

- по адресу: <...>, площадью 0,6519 га, с разрешенным видом использования «предприятие по изготовлению ювелирных изделий, офисы, конторы, административные службы (постановление от 25.04.2008). Градостроительный план  выдан в отношении двух смежных участков.

- по адресу: <...>, площадью 0,1049 га, с разрешенным видом  использования «предприятие по изготовлению ювелирных изделий, офисы, конторы, административные службы» (постановление  от 25.04.2008). При этом, градостроительный план земельного участка выдан в отношении трех смежных земельных участков.

С учетом того обстоятельства, что все участки принадлежат заявителю на праве собственности, имеют один и тот же вид разрешенного использования и в связи с отсутствием в ГрК РФ прямого указания на невозможность осуществления строительства объекта на нескольких смежных земельных участков у администрации города Костромы при утверждении градостроительных планов данных земельных участков отсутствовали основания для отказа ООО «КЮФ «Топаз» в выдаче градостроительных планов в отношении смежных, но необъединенных в один земельных участков.

Также Администрацией города  Костромы по заявлению ФИО3, в собственности которого находится земельный участок по адресу: <...>, площадью 4, 372, 77 кв.м, разрешенное использование для эксплуатации объектов промышленного предприятия (производство ювелирных изделий), утвержден градостроительный план земельного участка с разрешенным использованием «здания коммунально-складские и производственные предприятия, для которых не требуется  установление санитарно-защитных зон, объекты технического и инженерного обеспечения предприятия, бытового обслуживания, санитарно-технические сооружения, офисы, конторы, магазины, административные службы (постановление от 15.09.2009).

Доводы Департамента о несоответствии данных градостроительных планов требованиям градостроительного регламента отклоняются судом.

Согласно частям 1, 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

4) видов территориальных зон;

5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Согласно части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

«Правила землепользования и застройки города Костромы» утверждены решением Думы города Костромы от 16.12.2010 № 62.

Согласно  пунктам 10, 11 статьи 5 указанных Правил разрешения на строительство, выданные до вступления в силу настоящих Правил, действуют вплоть до истечения сроков их действия или наступления иных обстоятельств, прекращающих их действие. Указанные разрешения действуют также в случае продления сроков их действия или переоформления переуступки прав на строительство иным лицам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 Градостроительные планы земельных участков, выданные до вступления в силу настоящих Правил, сохраняют свое действие.

Департаментом ни в ходе проверки, ни в судебном заседании не представлены доказательства того, что использование данных участков и строящихся (реконструируемых) на них объектах капитального строительства опасны для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия. В судебное заседание третьими лицами  представлены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным нормам  уровней шума и предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ от ранее построенных и  уже действующих на спорных земельных участках ювелирных производств. Данных о вредном воздействии строящихся объектов (мастерская по срочному ремонту ювелирных изделий и административно-бытовой корпус) в материалы дела не представлено.

При этом, реконструкция пристройки к производственному корпусу хозяйственно-бытового назначения (ул.Городская, 1а) не начата. Административно-бытовой корпус к производственному зданию (пр.Ключевской, 1)  представляет из себя бытовое помещение (раздевалка и столовая).

Градостроительный план земельного участка по строительство мастерской по срочному ремонту ювелирных изделий по адресу: <...>, утвержден постановлением Администрации города Костромы от 04.05.2011 № 864 с учетом  действующих Правил землепользования и застройки города Костромы. Осуществление на данном участке строительства объекта бытового обслуживания не противоречит виду разрешенного использования, установленного для зоны Ж-1 Правил землепользования, разрешающего строительство в указанной зоне объектов бытового обслуживания.  Доказательств вредного воздействия данного объекта на окружающую среду и здоровье людей также не представлено.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.  Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган  заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением указанных в части  статьи 51 ГрК РФ документов.

Согласно части 21.1 статьи 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае:

1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Как следует из текста обжалуемого предписания в части отмены исходно-разрешительной документации в отношении строительства административно-бытового корпуса к производственному зданию литера В-В1 (отдельно стоящее здание) по адресу: <...>, основанием для отмены разрешения на строительство указанного объекта явилось свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 21.02.2013.

Департаментом не приведено законных оснований для прекращения действия разрешения на строительство спорного объекта.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ  реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Рассматривая законность выданных Администрацией ООО «КЮФ «Топаз» разрешений:

-  на реконструкцию «пристройки к производственному корпусу хозяйственно-бытового назначения» от 20.12.2012;

- на строительство «мастерской по срочному ремонту ювелирных изделий» от 21.12.2012,

суд полагает, что указанные разрешения выданы с соблюдением требований указанных норм ГрК РФ. Из материалов дела следует, что пристройка к производственному корпусу хозяйственно-бытового назначения изначально строилась, вводилась в эксплуатацию и регистрировалась как самостоятельный объект. Наличие общей стены  мастерской и производственного корпуса не подтверждает существование единого объекта, поскольку представленный проект рассматривает примыкающий объект как самостоятельное строение. Департаментом не представлено доказательств того, что реконструкция и строительство спорных объектов приведут к изменению каких-либо параметров других также самостоятельных объектов капитального строительства, к которым спорные объекты примыкают. Основания для прекращения действий указанных разрешений, предусмотренных частью 21.1  статьи 51 ГрК РФ, применительно к данным разрешениям также  отсутствуют.

Также как следует из приложения к акту проверки от 29.10.2013  продление разрешений на строительство мастерской по срочному ремонту ювелирных изделий (ул.Городская, 1а) и на строительство административно-бытового корпуса к производственному зданию литера В-В1 (пр. Ключевской, 1) произведено без соответствующих заявлений застройщиков. По мнению Департамента, это также является основанием для отмены указанных разрешений.

В соответствии с частью 20 статьи 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по  заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

Заявителем в материалы дела представлено заявление ООО «КЮФ «Топаз» от 02. 11.2012 о продлении срока действия разрешения на строительство мастерской по срочному ремонту ювелирных изделий и заявление ФИО3 от 10.07.2013 о продлении срока действия разрешения на строительство административно-бытового корпуса к производственному зданию литера В-В1.

  При указанных основаниях продление срока действия спорных разрешений на строительство является законным. При этом, суд обращает внимание на то обстоятельство, что указанное основание не включено в обжалуемое предписание  в перечень оснований для отмены разрешений на строительство данных  объектов.

При рассмотрении законности разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: <...> (мастерская по срочному ремонту ювелирных изделий), утвержденное постановлением Администрации города Костромы от 05.08.2011 № 1815, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Часть 4 указанной статьи предусматривает, что вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных  статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

Согласно частям 4, 5  статьи 39 ГрК РФ комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 40 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации. глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Публичные слушания проводятся в соответствии с Порядком организации и проведения публичных слушаний по вопросам местного значения города Костромы, утвержденном решением Думы города Костромы от 21 февраля 2006 г. № 16. Согласно части 4 статьи 6 Порядка организации и проведения публичных слушаний по вопросам местного значения города Костромы оповещением жителей города Костромы о проведении публичных слушаний является публикация и размещение на сайте Думы города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" одновременно акта о назначении публичных слушаний и информационного сообщения о проведении публичных слушаний, а также иные способы, определенные органом, ответственным за подготовку и проведение публичных слушаний.

В целях уведомления заинтересованных лиц о данном мероприятии проведено информирование путем опубликования в общественно-политическом еженедельнике «Костромские ведомости» № 43 от 10.06.2011 и размещения на официальном сайте думы города Костромы постановления о назначении публичных слушаний с повесткой и оповещением.

Явка на публичные слушания является волей заинтересованных лиц, отсутствие правообладателей смежных земельных участков на публичных слушаниях не является нарушением порядка их проведения.

Таким образом, публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: <...> проведены в строгом соответствии со статьей 40 ГрК РФ и Порядка организации и проведения публичных слушаний по вопросам местного значения города Костромы оповещением жителей города  Костромы.

Представленный в материалы дела ситуационный план земельного участка по адресу: ул. Городская, 1а свидетельствует, что отклонение от предельных параметров  направлено на исключение отступа от юго-восточной и юго-западной границ земельного участка в сторону других земельных участков, находящихся в собственности самого ООО «КЮФ «Топаз» и не затрагивает интересы  других смежных землепользователей.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: <...> (мастерская по срочному ремонту ювелирных изделий), утвержденное постановлением Администрации города Костромы от 05.08.2011 № 181, незаконным и подлежащим отмене в связи с непроведением публичных слушаний.

Решением Думы города Костромы от 18.12.2008 № 212 утвержден Генеральный план города Костромы.

В соответствии с Генеральным планом города Костромы территория, на которой размещены объекты принадлежащие ООО «КЮФ Топаз» и ФИО3, находится в зоне промышленных и коммунально-складских объектов и предназначена для резервирования под многоэтажную застройку преимущественно 5-ти этажную. Расчетный срок Генерального плана города Костромы, на который определены все основные проектные решения - 2025 год.

Мероприятия по развитию основных функциональных зон для обеспечения размещения объектов капитального строительства предусматривают резервирование территорий на перспективу (за пределами расчетного срока) для новых жилых зон общей площадью 428,5 га для размещения жилой застройки с целью обеспечения перспективных потребностей в развитии жилых зон.

Согласно пункту  1.6. Генерального плана расчетный срок Генерального плана города Костромы, на который определены все основные проектные решения - 2025 год.

Таким образом, реконструкция указанных территорий путем выноса производства предусмотрена после 2025 года на свободные площадки, которые планируется осваивать на землях, в настоящее время прилегающих к городу Костроме, и, в перспективе, включенных в границы города.

Закон Костромской области от 28.05.2007 № 150-4-ЗКО «О документах территориального планирования муниципальных образований Костромской области» устанавливает объекты местного значения, состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов.

Статья 7 указанного закона предусматривает, что реализация документов территориального планирования муниципальных образований Костромской области осуществляется в соответствии с планами реализации схем территориального планирования муниципальных районов, планами реализации генеральных планов поселений, планами реализации генеральных планов городских округов, которые утверждаются главами местных администраций, в течение трех месяцев со дня утверждения соответствующих документов территориального планирования.

Планы реализации документов территориального планирования муниципальных образований подготавливаются на основании планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) (часть 1 статьи 7).

 В состав плана реализации документа территориального планирования муниципального образования входят мероприятия со сроками их реализации: подготовка проекта правил землепользования и застройки или внесение изменений в правила землепользования и застройки (в случае плана реализации генерального плана;  подготовка документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства местного значения, посредством которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения таких объектов, а также устанавливаются границы зон резервирования для принятия решений о резервировании земель с последующим изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков из состава таких земель для муниципальных нужд, связанных с размещением и строительством объектов инженерно-технической и транспортной инфраструктуры местного значения; подготовка проектной документации строительства объектов капитального строительства местного значения; резервирование земель для муниципальных нужд; изъятие земельных участков для муниципальных нужд; создание объектов местного значения на основании документации по планировке территории в соответствии с программами, утвержденными местной администрацией (часть 2 статьи 7).

 План реализации документов территориального планирования муниципальных образований утверждается на срок не менее чем два года, по истечении которого подготавливается новый план на следующий срок продолжительностью не менее двух лет. В указанный план ежегодно вносятся изменения в связи с подготовкой и принятием местного бюджета (часть 3 статьи 7).

Поскольку Генеральным планом города Костромы относит спорные территории к существующим производственным зонам, подлежащим реорганизации после 2025 года, предписание  контролирующего органа Администрации города в срок до 30.12.2013 разработать и утвердить план реализации генерального плана города Костромы, предусматривающий поэтапный вынос предприятий ювелирных фабрик в производственную зону, является необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Предписание Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области от 29.10.2013 № 45 признать недействительным.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                Л.ФИО6