АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-14765/2017
г. Кострома
12 февраля 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 9 февраля 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2018 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Мосунов Денис Александрович, при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубовой М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы
к Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области
о признании незаконным бездействия Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, выраженного в длительном не рассмотрении обращения Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 31.05.2017 № 02-30-исх-50/17 и непредставлении запрашиваемого пакета документов;
обязании Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области рассмотреть обращение Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 31.05.2017 № 02-30-исх-50/07 и предоставить проектную документацию по сохранению объектов культурного наследия (стадия – эскизный проект реставрации) в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 29.12.2017 № 47;
от ответчика: ФИО2, доверенность от 28.07.2017 № 11-дов.,
установил:
Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, г. Кострома обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, г. Кострома о признании незаконным бездействия Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, выраженного в длительном не рассмотрении обращения Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 31.05.2017 № 02-30-исх-50/17 и непредставлении запрашиваемого пакета документов; обязании Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области рассмотреть обращение Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 31.05.2017 № 02-30-исх-50/07 и предоставить проектную документацию по сохранению объектов культурного наследия (стадия – эскизный проект реставрации) в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 06.02.2018 г. по 09.02.2018 г.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Нежилое здание (литера А) с кадастровым номером 44:27:040202:116, площадью 602,4 кв.м. расположенное по адресу: <...> («Жилой дом А.И. Солодовникова, 1-я пол. XIX в.») является собственностью муниципального образования городской округ город Кострома и включено в состав казны.
В соответствии с Положением об Управлении имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 23.03.2015 № 604, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (далее - Управление) является функциональным органом Администрации города Костромы и осуществляет от имени города Костромы реализацию прав владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Костромы, в том числе земельными участками и водными объектами, распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Костромы, государственная собственность на которые не разграничена, а также обеспечивает реализацию прав граждан на жилище.
В отношении указанного объекта было принято решение о включении в прогнозный план приватизации муниципального имущества города Костромы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденный решением Думы города Костромы от 24.11.2016 года № 239.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон № 178-ФЗ) к решению об условиях приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, должны прилагаться копии охранного обязательства на объект культурного наследия и паспорт объекта культурного наследия.
Пунктом 5 статьи 29 Закона № 178-ФЗ установлено, что в отношении объектов культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, состояние которого признается неудовлетворительным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) и который приватизируется путем продажи на конкурсе, в соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом представляется согласованная в порядке, установленном Законом № 73-ФЗ, проектная документация по сохранению объекта культурного наследия (стадия - эскизный проект реставрации), которая включается в состав конкурсной документации.
Согласно Положению об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, утвержденного Постановлением Губернатора Костромской области от 16 ноября 2015 г. № 206 «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области» к полномочиям Инспекции отнесено, в том числе, подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с Законом № 73-ФЗ, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия (п.п. 19,20).
Управление, руководствуясь приведенными нормами Закона № 179-ФЗ и Закона № 73-ФЗ письмом от 31.05.2017 г. № 02-30-исх-50/17 обратилось в Инспекцию по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее - Инспекция) с требованием оформить охранные обязательства, акты технического состояния и представить паспорт объекта культурного наследия в отношении указанного нежилого здания.
Так как запрошенные документы представлены не были, письмом от 30.08.2017 г. № 02-31исх-115-1/17 Управление повторно обратилось в Инспекцию с требованием ускорить выдачу запрашиваемых документов. При этом часть запрашиваемых документов, а именно паспорт объекта культурного наследия и охранное обязательство, поступили в Управление 23.10.2017 г.
Управление считает, что требование о представлении документов должно было быть исполнено Инспекцией в 30-дневный срок со дня регистрации письменного обращения в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Проанализировав административные регламенты по предоставлению Инспекцией государственных услуг, перечень которых утвержден Приказом Инспекции от 08.02.2016 г. № 13 «О назначении ответственным за реализацию Федерального закона от 27.06.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области», а так же административного регламента предоставления инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного Приказом инспекции от 09.10.2017 г. № 120 следует, что средний срок ответа на обращение и подготовки соответствующей документации, предоставления государственной услуги составляет от 7 до 30 дней, для государственной услуги по согласованию проектной документации 45 дней. При этом данный срок Инспекцией значительно превышен.
Данные обстоятельства накладывают на Управление дополнительные затраты по содержанию имущества.
Кроме того, в отношении указанного объекта культурного наследия выставлено предписание от 09.06.2017 г. № 107-17/01 КС об устранении выявленных нарушений, обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия и составлен протокол об административном правонарушении от 22.09.2017 года на основании которого постановлением Свердловского районного суда города Костромы от 25.10.2017 г. по делу 5-503/2017 Администрация города Костромы привлечена к административной ответственности с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Данное обстоятельство доказывает нахождение объекта в неудовлетворительном состоянии на основании чего и требуется проектная документация по сохранению объекта культурного наследия (стадия - эскизный проект реставрации) в соответствии с пунктом 5 статьи 29 Закона № 178-ФЗ.
Таким образом, своим бездействием Инспекция ставит в зависимость Управление в части получения необходимых по закону документов, без которых последнее не может осуществлять реализацию прав распоряжения муниципальным имуществом в соответствии с законным интересом, а так же данные обстоятельства напрямую влияют на невозможность исполнения предписания Инспекции и угрозу повторного привлечения Администрации города Костромы к административной ответственности за неисполнение Предписания.
Такое длительное незаконное бездействие нарушает права и законные интересы собственника, в полномочия которого входит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Костромы, тем самым у Управления возникают препятствия правомерно реализовывать полномочия в соответствии с гражданским и земельным законодательством, а именно владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом, в том числе получать прибыль от его использования в местный бюджет.
В судебном заседании, состоявшемся 09.02.2018 г. представитель заявителя поддержал заявленные требования, пояснил, что письмом от 01.11.2017 г. № 02-30исх-96/17 Управление еще раз обращалось в Инспекцию с требованием предоставить проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия (стадия эскизный проект реставрации), но данное обращение также было оставлено без ответа.
Инспекция представила отзыв, пояснив следующее.
Оформление охранных обязательств осуществляется инспекцией в соответствии со ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, а также приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)».
Оформление охранных обязательств не является государственной услугой, не требует заявления собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, в связи с чем действие Закона № 210-ФЗ на данную сферу правоотношений не распространяется. Оформление охранных обязательств осуществляется инспекцией в плановом порядке.
Принимая во внимание заявление Управления от 31.05.2017 № 02-30исх- 50/17, поступившее в Инспекцию 05.06.2017 вх. № 2271, в план-график утверждения охранных обязательств на 3 квартал 2017 года был включен объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.И. Солодовникова. 1-я пол. XIX в.», на 4 квартал объект культурного наследия «Участок культурного слоя на территории и вблизи первого кремля. XII-XVIII века».
Утверждению охранного обязательства предшествует утверждение предмета охраны объекта культурного наследия.
Утверждение предмета охраны объектов культурного наследия осуществляется инспекцией в соответствии с требованиями Закона Костромской области от 11.01.2007 № 106-4-ЗКО «О нормативных правовых актах Костромской области», разработка предмета охраны требует значительных временных затрат, поскольку при его составлении анализируются и описываются все конструктивные и архитектурные элементы объекта культурного наследия.
Проект приказа Инспекции «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.И. Солодовникова, 1-я пол. XIX в.», расположенного по адресу: <...>» в период с 13.09.2017 по 27.09.2017 проходил процедуру общественного обсуждения. Утвержден предмет охраны был приказом Инспекции от 02.10.2017 № 118.
После утверждения предмета охраны и составления акта технического состояния приказом инспекции от 18.10.2017 № 124 было утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.И. Солодовникова, 1-я пол. XIX в.»; приказом Инспекции от 18.10.2017 № 126 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Участок культурного слоя на территории и вблизи первого кремля», XII-XVIII вв., расположенного в границах земельного участка по адресу: <...>. После утверждения указанные правовые акты направлены в адрес Управления.
В соответствии с п. 5 ст. 29 Закона № 178-ФЗ проектная документация по сохранению объекта культурного наследия (стадия - эскизный проект реставрации) представляется: федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, находящегося в федеральной собственности; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо структурным подразделением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - в отношении объекта культурного наследия, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; местной администрацией либо входящим в ее структуру и уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевым (функциональным) или территориальным органом - в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, находящегося в собственности муниципального образования.
Указанный объект культурного наследия в собственности Костромской области не находится и ранее не находился, в связи с чем проектная документация Инспекцией предоставлена быть не может.
На данном основании просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения требования о признании недействительным (незаконным) оспариваемого решения публичного органа власти необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на лице, оспаривающем акт, решение, действие (бездействие).
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ).
В соответствии частями 1 и 2 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
В статье 29 Закона № 178-ФЗ установлены особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия.
Согласно части 1 статьи 29 Закона № 178-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а также путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества при условии их обременения требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, требованиями к сохранению таких объектов, требованиями к обеспечению доступа к указанным объектам.
В соответствии с часть 2 статьи 29 Закона № 178-ФЗ решение об условиях приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, должно содержать информацию об отнесении такого объекта к объектам культурного наследия, включенным в реестр объектов культурного наследия.
К решению об условиях приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, должны прилагаться копии охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр объектов культурного наследия, утвержденного в порядке, предусмотренном статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", и паспорта объекта культурного наследия, предусмотренного статьей 21 указанного Федерального закона (при его наличии), а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона, - копии иного охранного документа и паспорта объекта культурного наследия (при его наличии).
В отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, состояние которого признается неудовлетворительным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии) и который приватизируется путем продажи на конкурсе, в соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом представляется согласованная в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектная документация по сохранению объекта культурного наследия (стадия - эскизный проект реставрации), которая включается в состав конкурсной документации.
В орган по управлению государственным или муниципальным имуществом указанная проектная документация представляется:
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, находящегося в федеральной собственности;
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо структурным подразделением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - в отношении объекта культурного наследия, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
местной администрацией либо входящим в ее структуру и уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевым (функциональным) или территориальным органом - в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, находящегося в собственности муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 73-ФЗ отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 9.2 Закона N 72-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе: подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (пункт 11); принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр (пункт 12).
В соответствии с частью 1 статьи 21Закона N 73-ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ охранное обязательство утверждается: актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
В соответствии с частью 9 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения, порядок подтверждения лицом, указанным в пункте 11 настоящей статьи, выполнения содержащихся в нем требований устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Приказом Минкультуры России от 01.07.2015 N 1887 "О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)" утвержден порядок подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия"
Согласно подпункту 2 пункта 3 указанного Порядка охранное обязательство утверждается: актом органа охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Перечень, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в Перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно пункта 4 указанного Порядка к охранному обязательству прилагается паспорт объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) (при его наличии).
Постановлением Губернатора Костромской области от 16.11.2015 N 206 утверждено Положение об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области".
Согласно пункту 1 Положения Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее - инспекция) является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области и осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации и нормативно-правовому регулированию в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия).
В соответствии с пунктом 19 Положения в полномочия Инспекции входит подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно пункта 20 Положения в полномочия инспекции входит осуществление выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Согласно пункта 24 Положения в полномочия Инспекции входит утверждение предметов охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, и границ территории таких объектов.
Как следует из материалов дела, нежилое здание (литера А) с кадастровым номером 44:27:040202:116, площадью 602,4 кв.м. расположенное по адресу: <...> («Жилой дом А.И. Солодовникова, 1-я пол. XIX в.») является собственностью муниципального образования городской округ город Кострома и включено в состав казны.
Органом местного самоуправления в отношении указанного объекта было принято решение о включении в прогнозный план приватизации муниципального имущества города Костромы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденный решением Думы города Костромы от 24.11.2016 года № 239.
В связи с этим Управление, руководствуясь приведенными нормами Закона № 179-ФЗ и Закона № 73-ФЗ письмом от 31.05.2017 г. № 02-30-исх-50/17 обратилось в Инспекция с требованием оформить охранные обязательства, акты технического состояния и представить паспорт объекта культурного наследия в отношении нежилого здание (литера А) с кадастровым номером 44:27:040202:116, площадью 602,4 кв.м. расположенного по адресу: <...> («Жилой дом А.И. Солодовникова, 1-я пол. XIX в.»), земельного участка с кадастровым номером 44:27:040202:356 площадью 1452 кв.м. по адресу <...>
Так как запрошенные документы представлены не были, письмом от 30.08.2017 г. № 02-31исх-115-1/17 Управление повторно обратилось в Инспекцию с требованием ускорить выдачу запрашиваемых документов. При этом паспорт объекта культурного наследия и охранное обязательство, поступили в Управление 23.10.2017 г.
Судом установлено, что законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия прямо не урегулирован вопрос о сроках и порядке рассмотрения обращений, поступивших в соответствующий уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в данной области.
В означенной ситуации, учитывая положения части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), суд считает возможным применить аналогию закона, так как спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами.
В целях определения разумного срока для передачи Управлением заявки организации в регистрирующий орган необходимо применить положения Федерального закона 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", регулирующего сходные отношения.
Так, согласно пункту 1 статьи 12 названного закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Таким образом, Инспекцией было допущено незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении обращения Управления, выраженного в письме от 31.05.2017 № 02-30-исх-50/17, в 30-дневный срок.
Вместе с тем, данное обращение было рассмотрено Инспекцией, что подтверждается письмом Инспекции от 20.10.2017 г. №01-22/1482 (получено 23.10.2017 г., о чем имеется отметка на письме), и были выполнены требования Управления в части предоставления паспорта объекта культурного наследия и охранного обязательства на момент обращения Управления с заявлением в суд.
Управлением не представлено доказательств, подтверждающих, что нерассмотрением Инспекцией его обращения в течение 30-дневного срока со дня первоначального обращения (31.05.2017 г.) и по состоянию на 23.10.2017 г. нарушены его права и законные интересы как субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности, созданы препятствия в осуществлении экономической деятельности.
Суд признает состоятельным довод Инспекции о том, что оформление охранных обязательств не является государственной услугой, не требует заявления собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, в связи с чем действие Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на данную сферу правоотношений не распространяется. Оформление охранных обязательств осуществляется инспекцией в плановом порядке.
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 199 АПК заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием, бездействием, и предъявить требование о признании акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными. Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае признания акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
Кроме того, судебной защите подлежит только то право, которое в результате удовлетворения заявленных требований может быть восстановлено.
Из заявления Управления следует, что оно просит восстановить нарушенное право путем обязания Инспекции рассмотреть обращение Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 31.05.2017 № 02-30-исх-50/07.
Вместе с тем, данное обращение Инспекцией рассмотрено, паспорт объекта культурного наследия и охранное обязательство поступили в Управление 23.10.2017 г.
Таким образом, избранный Управлением способ восстановления нарушенного права с учетом фактических обстоятельств в данной части не может быть применен.
Довод Управления о том, что Инспекцией допущено незаконное бездействие, выразившееся в не предоставлении проектной документации по сохранению объектов культурного наследия (стадия – эскизный проект реставрации) суд признает несостоятельным исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 29 Закона № 178-ФЗ проектная документация по сохранению объекта культурного наследия (стадия - эскизный проект реставрации) представляется:
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, находящегося в федеральной собственности;
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо структурным подразделением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - в отношении объекта культурного наследия, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
местной администрацией либо входящим в ее структуру и уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевым (функциональным) или территориальным органом - в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, находящегося в собственности муниципального образования.
Как указывает Управление, нежилое здание (литера А) с кадастровым номером 44:27:040202:116, площадью 602,4 кв.м. расположенное по адресу: <...> («Жилой дом А.И. Солодовникова, 1-я пол. XIX в.») является собственностью муниципального образования городской округ город Кострома и включено в состав казны.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что данный объект культурного наследия находится в собственности Костромской области.
Таким образом, Инспекция не является органом государственной власти, уполномоченным в силу положений части 5 статьи 29 Закона № 178-ФЗ на предоставление проектной документации по сохранению объектов культурного наследия (стадия – эскизный проект реставрации).
Исходя из буквально смысла части 5 статьи Закона № 178-ФЗ таким органом в отношении объекта, находящегося в муниципальной собственности, является местная администрацией либо входящий в ее структуру и уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевой (функциональный) или территориальный орган.
Поскольку в представленном случае отсутствует совокупность условий, необходимая для удовлетворения заявленных требований (несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривался судом, поскольку стороны от ее уплаты освобождены (пункт 1.1 части 1 статьи 333.37 НК РФ).
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования – отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Д.А. Мосунов