ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-14921/20 от 15.06.2021 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156000, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-14921/2020

г. Кострома                                                                           29 июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 29 июня 2021  года.

Арбитражный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Авдеевой Натальи Юрьевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Владимировой С.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Префектуры Центрального административного округа города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>) к публичному акционерному обществу "Совкомбанк" (ОГРН <***>, ИНН <***>)  о взыскании 183732 рублей убытков,

третьи лица: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (ИНН <***>), государственное бюджетное учреждение города Москвы "Автомобильные дороги Центрального административного округа" (ИНН <***>), ФИО1,

при участии:

от истца: представитель не явился,                       

от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 15.03.2021,

от третьих лиц: представители не явились,

установил:

Префектура Центрального административного округа города Москвы обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу "Совкомбанк" о взыскании 183732 рублей убытков, понесенных в результате демонтажа самовольно возведённого строения.

Истец представителя в суд не направил.

Ответчик требования не признал.

На основании частей 1 и 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

Префектура Центрального административного округа города Москвы является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы. Префектура действует на основании Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» (далее - положение о Префектуре).

На основании о Префектуре Префектура Центрального административного округа города Москвы действует в сфере градостроительной деятельности с целью предотвращения и противодействия самовольному строительству, в связи с чем на нее возложены следующие полномочия: обеспечение в установленном Правительством Москвы порядке выполнения мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, уведомление собственников (правообладателей) зданий, строений, сооружений (помещений в них) или их законных представителей по вопросам, касающимся восстановления внешних поверхностей здания, строения, сооружения (в том числе крыш и фасадов) после сноса самовольных построек или после освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, благоустройство территорий после сноса самовольных построек, освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, восстановление внешних поверхностей зданий, строений, сооружений (в том числе крыш и фасадов) после сноса самовольных построек или после освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также размещение сообщений о планируемом сносе самовольных построек на информационных щитах в границах земельных участков, на которых созданы (возведены) самовольные постройки.

Правительством Москвы принято постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (в редакции постановления Правительства Москвы от 19.09.2018 № 1123-ПП) (далее - постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП), регулирующее организацию реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.

Приложением № 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 №819-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (далее - Приложение № 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП).

Во исполнение пункта 3.3 Приложения № 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведено обследование земельного участка по адресу: <...>, в результате которого подтверждено незаконное (нецелевое) использование данного земельного участка, о чем составлен акт 01.10.2018 № 9014527.

В Акте 01.10.2018 № 9014527 указано, что земельный участок с адресными ориентирами: <...>, используется для размещения незаконного объекта без оформленных в установленном порядке документов (возведены опоры, стены, перекрытия и иные строительные элементы); земельно-правовые отношения не оформлены; на земельном участке расположено двухэтажное нежилое здание общей площадью 624,3 м2, находящееся в собственности АКБ «РосЕвроБанк» (АО) (ИНН <***>) (запись в Едином государственном реестре недвижимости от 02.03.2017 №77:01:0003002:1051- 77/011/2017-1). К указанному зданию возведена пристройка площадью 48,8 м2, учтенная в обмерном плане 1-го этажа по состоянию на 20.04.2018.

Информация о наличии разрешения на строительство (реконструкцию) объекта, о предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции), а также об оформлении разрешительной документации на строительства (реконструкцию) объекта отсутствуют.

Как указал истец, земельно­-правовые отношения по данным электронного ресурса Департамента городского имущества города Москвы «Информационная система Реестра единых объектов недвижимости города Москвы» (ИС РЕОН) на спорный земельный участок не оформлены.

На основании обследования, проведенного на указанном земельном участке, подтвержден факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка.

После получения Префектурой Центрального административного округа города Москвы Акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 01.10.2018 № 9014527, в целях реализации пункта 2.6 и пункта 4.1.1 приложения № 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП осуществлен комплекс мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка по адресу: <...>, а именно: силами ГБУ г.Москвы «Автомобильные дороги ЦАО» произведен демонтаж незаконно размещенной пристройки площадью 48,8 м2, о чем составлен акт от 10.10.2018, подписанный комиссией в составе представителей ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги ЦАО» и управы Таганского района г. Москвы (Комиссионный акт от 10.10.2018).

Согласно Акту от 12.10.2018 № 9014621  Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о подтверждении пресечения незаконно (нецелевого) использования земельного участка незаконно размещенная пристройка площадью 48,8 м2, располагавшаяся по адресу: <...>, демонтирована.

Согласно Титульному списку объектов, демонтированных на территории Центрального административного округа города Москвы в 2018 году, общая стоимость работ по демонтажу 12 объектов составила 3122268,54 руб. (титульный список на сумму 3122268,54 руб.), в том числе, согласно пункту 9 данного титульного списка, стоимость работ по демонтажу пристройки площадью порядка 48,8   м2, располагавшейся по адресу: <...>, составила 183732 рубля.

Указанная сумма затрат на демонтаж самовольных объектов рассчитана исходя из нормативов затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) государственными бюджетными учреждениями города Москвы в сфере жилищно- коммунального хозяйства и благоустройства в качестве основных видов деятельности на 2017 год, утвержденных распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 08.12.2016 № 05-01-06-285/6 (Приложение № 1 к распоряжению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 08.12.2016 № 05-01-06-285/6), согласно пункту 307 которого норматив затрат за проведение работ по освобождению земельных участков путем сноса самовольных построек - объектов капитального строительства в виде пристроенных и надстроенных помещений площадью до 500 кв.м, из иных материалов в порядке, установленном правовыми актами города Москвы, составляет 3765 рублей в расчете на 1 м2.

Согласно реестру платежных поручений на общую сумму 41633837 рублей 40 копеек по оплате работ по сносу объектов самовольного строительства, в рамках финансового обеспечения выполнения Государственного задания ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги ЦАО» в 2018 году, Префектурой Центрального административного округа города Москвы платежным поручением от 26.12.2018 №2347 были оплачены работы ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги ЦАО» по демонтажу объектов по титульному списку на сумму 3122268 рублей 54 копейки, в который вошла стоимость работ за демонтаж пристройки площадью порядка 48,8 м2 на земельном участке по адресу: <...>, в размере 183732 рубля.

28.09.2018 между АКБ «РосЕвроБанк» (АО) (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор № 6079 купли продажи нежилого здания общей площадью 624,3 м2, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 77:01:0003002:1051.

Государственная регистрация перехода права собственности произведена 19.10.2018, о чем в Едином государственном реестре недвижимости произведена запись от 19.10.2018 №77:01:0003002:1051- 77/011/2018-5).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц АКБ «РосЕвроБанк» (АО) 12.11.2018 прекратил деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.10.2020 публичное акционерное общество «Совкомбанк» (ИНН <***>) является правопреемником АКБ «РосЕвроБанк» (АО) на основании договора о присоединении от 09.08.2018; 12.11.2018 в реестр внесена государственная регистрационная запись № 2184400047930.

Как указал истец в обоснование требований, в соответствии с пунктом 2.8 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП финансирование расходов на снос самовольных построек, освобождение земельных участков и осуществление иных мероприятий осуществляется за счет средств, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы в бюджете города Москвы.

На префектуры административных округов города Москвы возложена обязанность, обеспечить взыскание с ответчика расходов по демонтажу незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, освобождению земельных участков, сносу самовольных построек.

Поскольку денежные средства за демонтаж самовольно возведенного строения истцу не перечислены, он обратился с настоящим иском в суд.

Оценив представленные в дело доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

К возникшим правоотношениям применимы положения постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 19.09.2018 № 1123-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 № 819-ПП».

В соответствии с пунктом 2.1 и 2.2.8 Устава ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги ЦАО», утвержденного распоряжением от 03.06.2019 № 117-р, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы, полномочий города Москвы, а также обеспечения выполнения возложенных на Префектуру полномочий в том числе в сфере: проведения работ, направленных на пресечение незаконного (нецелевого) использования земельных участков, сноса самовольных построек, хранению, утилизации имущества, находящегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании, проведения работ по демонтажу и (или) перемещению на специально организованную площадку незаконно размещённых объектов, не являющихся объектами капитального строительства, их хранения, возврата правообладателям либо утилизации.

В соответствии с разделом 51 Государственного задания ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги ЦАО» проводит работы по освобождению земельных участков путем сноса самовольных построек-объектов капитального строительства в виде пристроенных и надстроенных помещений площадью до 500 кв.м, из иных материалов, в порядке установленном правовыми актами города Москвы.

Как на момент  установления незаконного (нецелевого) использования земельного участка (акт 01.10.2018 № 9014527), таки и на момент производства демонтажа незаконно размещенной пристройки площадью 48,8 м2 (акт от 10.10.2018) основное строение, к которому возведена демонтированная пристройка, принадлежала на праве собственности АКБ «Росевробанк» (АО).

С 12.11.2018 АКБ «Росевробанк» (АО) прекратил деятельность юридического лица, его правопреемником является публичное акционерное общество «Совкомбанк».

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациикаждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Довод ответчика о том, что он в настоящее время не является собственником здания, к которому была возведена демонтированная пристройка, в связи с продажей его ФИО1, судом не принимается по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

По общему правилу, закрепленному в п.п. 1, 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором; в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Государственной регистрации в силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

К недвижимым вещам п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ч. 1 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно ч. 1 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Согласно ч. 2 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

Таким образом, для лиц, не являющихся сторонами сделки, подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки.

Государственная регистрация перехода права собственности на здание общей площадью 624,3 м2, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 77:01:0003002:1051, к ФИО1 на основании договора купли продажи № 6079 от 28.09.2018 произведена 19.10.2018.

На указанную дату мероприятия по демонтажу самовольно возведенной пристройки были завершены.

Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта.

Следовательно, Префектурой Центрального административного округа города Москвы иск обоснованно заявлен к правопреемнику лица, право собственности которого на основное здание, к которому была возведена самовольная пристройка, на момент ее демонтажа было зарегистрировано в установленном порядке.

Довод ответчика о том, что демонтированный объект не являлся объектом капитального строительства как не имеющий прочной связи с землей, строительно-техническая экспертиза не проводилась, судом не принимается по следующим основаниям.

Постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" регулирует отношения, возникающие при выявлении и пресечении незаконного (нецелевого) использования земельных участков.

Незаконное (нецелевое) использование земельного участка по адресу: <...>, в виде возведения пристройки к объекту недвижимости - нежилому зданию общей площадью 624,3 м2, находящемуся в собственности АКБ «РосЕвроБанк» (АО), без оформленной в установленном порядке разрешительной документации на строительства (реконструкцию) объекта и оформления земельно-правовых отношений подтверждено актом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 01.10.2018 № 9014527.

Доказательств того, что спорная пристройка являлась временным сооружением, на возведение которого не требуется получения какой-либо разрешительной документации, ответчик не представил.

Ответчик также не ходатайствовал о назначении по делу судебной экспертизы с целью установления признаков наличия самовольного строительства, доказательств законности возведения спорной пристройки не представил.

Действия по демонтажу пристройки осуществлялись во исполнение нормативного правового акта Правительства Москвы, который не был отменен либо признан незаконным в установленном законом порядке.

Также суд не находит достаточным основанием для отказа в иске довод ответчика о том, что акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 12.10.2018 №9014621 не обжалован ввиду того, что на указанную дату не являлся собственником объекта, поскольку обжалование актов от 01.10.2018 № 9014527, от 12.10.2018 №9014621, а также действий по демонтажу пристройки не были обжалованы и после присоединения правопредшественника, несмотря на то, что сроки такого обжалования к моменту завершения реорганизации не истекли.

Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По требованию о взыскании убытков для применения гражданско-правовой ответственности подлежит доказыванию совокупность следующих обстоятельств: факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанным лицом принятого на себя обязательства, наличие и размер убытков, а также причинной связи между поведением должника и наступившими убытками. Основанием для возмещения убытков является доказанность стороной по делу всей совокупности перечисленных условий.

В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункту 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии с пунктом 2.8 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП финансирование расходов на снос самовольных построек, освобождение земельных участков и осуществление иных мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется за счет средств, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы в бюджете города Москвы.

В соответствии с пунктом 6.2 постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 г. № 234-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП), на префектуры административных округов города Москвы возложена обязанность обеспечить взыскание с ответчика расходов по демонтажу незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, освобождению земельных участков, сносу самовольных построек.

В результате неправомерных действий АКБ «РосЕвроБанк» (АО), правопреемником которого является ответчик, истец понес убытки в виде бюджетных расходов, связанных с демонтажем пристройки площадью порядка 48,8 м2, в размере 183732 рублей.

Доказательств возмещения истцу расходов на сумму 183732 рублей со стороны ответчика не представлено.

Судом установлено, что истцом доказана совокупность обстоятельств, предусмотренных статьями 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: факт противоправного поведения должника (нарушение им обязательства); возникновение негативных последствий у кредитора (понесенные убытки, размер таких убытков); наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением должника и убытками кредитора, в связи с чем исковые требования о взыскании убытков подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167- 171,  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

взыскать с публичного акционерного общества "Совкомбанк" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Префектуры Центрального административного округа города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>) 183732 рубля убытков.

 Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Взыскать с публичного акционерного общества "Совкомбанк" (ОГРН <***>, ИНН <***>), в доход федерального бюджета 6512 рублей государственной пошлины.

При уплате государственной пошлины в платежном документе надлежит указывать следующий код бюджетной классификации (КБК) – 182 1 08 01000 01 1060 110.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать по истечении десяти дней со дня вступления решения в законную силу при отсутствии у суда сведений о добровольной уплате государственной пошлины в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Костромской области.

Судья                                                            Н.Ю. Авдеева