ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-14976/20 от 24.02.2021 АС Костромского области


                  АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-14976/2020

г. Кострома                                                                                  01 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 01 марта 2021 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Байбородин Олег Леонидович, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Лебедевой Н.А.,

рассмотрев заявление индивидуального предпринимателя Ивановой Наталии Юрьевны (ОГРНИП 307440127400023, ИНН 444300376791) о признании недействительным предписания от 28.07.2020 № 291 муниципального казенного учреждения г. Костромы «Центр наружной рекламы и информации»,

с участием представителей сторон:

от заявителя: Жаров Р.Н., доверенность от 12.10.2020 № 12-О/2020,

от ответчика: Моругина Е.В., доверенность от 28.09.2020,

установил:

индивидуальный предприниматель Иванова Наталия Юрьевна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания от 28.07.2020 № 291 муниципального казенного учреждения г. Костромы «Центр наружной рекламы и информации».

Стороны поддержали позиции по делу.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

28.07.2020 комиссией муниципального казенного учреждения г. Костромы «Центр наружной рекламы и информации» произведен осмотр рекламных конструкций на фасаде здания по адресу: г. Кострома, ул. И.Сусанина, д. 50/1, предпринимательскую деятельность в котором осуществляет Иванова Н.Ю.

Установив в ходе осмотра, что предприниматель разместил на фасаде здания рекламные конструкции с информационными полями текстового содержания без разрешения на установку и эксплуатацию таких рекламных конструкций.

28.07.2020 индивидуальному предпринимателю Ивановой Н.Ю. выдано предписание № 291 с требованием в течение 3-х дней с момента получения предписания произвести демонтаж рекламного материала, в течение одного месяца – демонтаж рекламных конструкций.

Не согласившись с требованиями предписания, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Свои доводы заявитель мотивирует тем, что размещенная на фасаде здания, используемого предпринимателем для осуществления своей деятельности, информация не является рекламой.

Изучив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются Законом о рекламе.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона №38-ФЗ).

В силу положений части 1 статьи 19 Закона №38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции вновь она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Порядок выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, включая основания принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, регламентированы частями 11 - 17 статьи 19 Законом о рекламе.

Таким образом, из содержания указанных норм права следует, что размещение любых конструкций наружной рекламы возможно после получения разрешения компетентного органа на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется.

При этом согласно подпунктам 2 и 5 пункта 2 статьи 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с Федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.10.2011 №7517/11 отметил, что для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения, манера исполнения при размещении этой информации значения не имеет.

Согласно пункту 15 Информационного письма от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее по тексту – Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58) указано, что при применении пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

К такой информации относятся в частности сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей).

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлятьпотребителюнеобходимуюидостовернуюинформациюотоварах (работах, услуга), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно преамбуле Закон о защите прав потребителей регулируетотношения, возникающие между потребителями и изготовителями,исполнителями,импортерами,продавцамиприпродажетоваров(выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Обязанность довести необходимую информацию до потребителя является публичной, неисполнение которой исполнителем (продавцом) влечет предусмотренную законом ответственность.

При этом данным Законом не определено место размещения указанной информации, в нем отсутствует запрет на доведение информации о товаре до потребителя путем размещения информационных конструкций.

Как указано в Письме ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама», указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности либо ассортимента реализуемых товаров и услуг, может быть признано обычаем делового оборота, соответственно на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

При этом конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.

Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

К таким конструкциям относятся стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов, товарные знаки, либо название автосалона, товарные знаки реализуемых автомобилей, размещенные на территории прилегающей к торговому центру, автосалону (в том числе на парковке), поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона).

Исследуя характер спорных конструкций на основании фотоснимков, приложенных к предписанию, суд установил, что данные конструкции представляют собой световые короба и подвесные вывески, прикрепленные к фасаду здания, деятельность в котором осуществляет Иванова Н.Ю.. Световые короба содержат наименование автосервиса «AUTOGLASSY», а также сокращенное наименование «AG». Информационные вывески содержат наименования услуг, оказываемых заявителем («Установка, ремонт оптики и т.д.», «Полировка, керамическое покрытие кузова», «Автостекла: доставка, установка, ремонт стекол, тонирование и т.д.», «Ремонт сколов, гарантия качества выполненной работы, autoglassy», «Бронирование кузова»), режим работы автосервиса.

То есть, информация, размещенная на световых коробах и вывесках, расположена на территории предпринимателя, содержит сведения о наименовании, номере телефона, режиме работы, а также информацию о реализуемых предпринимателем услугах в месте его нахождения.

Размещенная информация по своему характеру ненаправлена на привлечение внимания новых потребителей к услугамавтосервиса, поскольку, как следует из приложенных к предписаниюфотографий, не содержит сведения о применяемых методах, обоценке качества услуг, о сроках работ и ценах, то естьотсутствуютэлементы,позволяющиесформироватьположительноепредставление о деятельности автосервиса и позитивное отношение к нему.

Таким образом, признаков, стимулирующих предпочтительный интерес к автосервису, поддерживающих интерес именно к его услугам, не имеется.

При этом размещение наименования автосервиса и информации о направлении его деятельности в целях доведения до сведения потребителей информации о деятельности предпринимателя и месте его нахождения, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно, на такую информацию не распространяются требования Закона о рекламе.

При указанных обстоятельствах обжалуемое предписание нарушает права и интересы заявителя и вынесено с нарушением закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования  удовлетворить.

Предписание от 28.07.2020 № 291 муниципального казенного учреждения г. Костромы «Центр наружной рекламы и информации» признать недействительным и отменить.

Взыскать с муниципального казенного учреждения г. Костромы «Центр наружной рекламы и информации», адрес: 156029, г. Кострома, ул. Советская, д. 111Б, ОГРН 1194401003378, ИНН 4401192346, зарегистрированного в качестве юридического лица 01.07.2019 Управлением Федеральной налоговой службы по Костромской области, в пользу индивидуального предпринимателя Ивановой Наталии Юрьевны, ОГРНИП 307440127400023, ИНН 444300376791, адрес: 156013, г. Кострома, ул. Ленина, д. 54, лит. А, кв. 17, фактический адрес: 156000, г. Кострома, ул. Ивана Сусанина, д. 50 зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 01.10.2007 ИФНС России по г. Костроме, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по заявлению взыскателя.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                  О.Л. Байбородин