ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-15937/19 от 20.08.2020 АС Костромского области


        АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-15937/2019

г. Кострома                                                                                15 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена  27 августа 2020 года

Полный текст решения изготовлен 15 сентября 2020 года

В судебном заседании 20.08.2020 объявлялся перерыв до 27.08.2020

Судья Арбитражного суда Костромской области Сергушова Татьяна Валерьевна, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Костромской области Главного управления Центрального банка Российской федерации по Центральному федеральному округу  (ИНН 7702235133, ОГРН1037700013020) к Государственному автономному учреждению Костромской области «Дирекция спортивных сооружений» (ИНН 4401126456, ОГРН 1114401003474) о взыскании 3381 руб.задолженности за период с 01.01.2018 по 18.01.2018 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:092502:1, 44:07:092502:46, расположенных по адресу: Костромская область, б/о «Тихий уголок» и №№ 44:07:092502:44, 44:07:092502:45, расположенных по адресу: Костромская область, ДПУ «Санаторий «Волга»,

3-и лица: департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, г.Кострома, Управление Федеральной налоговой службы России по Костромской области, Межрегиональное  территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным  имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, г. Владимир,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сухаревой А.М.,

при участии в заседании до и после перерыва: от истца: Глазко Т.А. – представитель по доверенности от 07.06.2018, от ответчика: Лопатина О.В. - представитель по доверенности от 03.02.2020 №4, от 3-его лица (ДИЗО): Москалева Л.О.- представитель по доверенности от 10.01.2020 №3/дов,

установил:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Костромской области Главного управления Центрального банка Российской федерации по Центральному федеральному округу  (ИНН 7702235133, ОГРН1037700013020) обратился с иском к Государственному автономному учреждению Костромской области «Дирекция спортивных сооружений» (ИНН 4401126456, ОГРН 1114401003474) о взыскании 3381 руб.задолженности по возмещению земельного  налога за 1 квартал 2018 года в сумме 3381 руб., образовавшуюся за период пользования имуществом с 01.01.2018 по 18.01.2018 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:092502:1, 44:07:092502:46, расположенных по адресу: Костромская область, б/о «Тихий уголок» и №№ 44:07:092502:44, 44:07:092502:45, расположенных по адресу: Костромская область, ДПУ «Санаторий «Волга».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (определение от 26.11.2019), Управление Федеральной налоговой службы России по Костромской области (определение от 28.02.2020), Межрегиональное  территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным  имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, г. Владимир (определение от 13.05.2020).

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области представлены в материалы дела по запросу суда выписки из ЕГРН о переходе прав на объекты недвижимости (здания, помещения, водопроводная сеть): кадастровый номер объекта 44:07:132601:1014; кадастровый номер объекта 44:07:092502:112; кадастровый номер объекта 44:07:092502:108; кадастровый номер объекта 44:07:090801:132; кадастровый номер объекта 44:07:092502:109; кадастровый номер объекта 44:07:092502:53, выписки из ЕГРН о переходе прав на объекты недвижимости (земельные участки): кадастровый номер 44:07:092502:1, площадью 2500,00 кв.м.; кадастровый номер 44:07:092502:44, площадью 157,00 кв.м.; кадастровый номер 44:07:092502:45, площадью 877,00 кв.м.; кадастровый номер 44:07:092502:46, площадью 500,00 кв.м.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, ходатайствовала о приобщении к материалам дела дополнения.

Дополнение приобщено к материалам дела.

Представитель ответчика исковые требования не признает, поддерживает ранее заявленные доводы (в деле).

Представитель третьего лица (департамент) исковые требования также считает необоснованными.

Другие участники процесса явку представителей в суд не обеспечили.

После перерыва, объявленного в судебном заседании до 27.08.2020 09 час. 40 мин., представители сторон, третьего лица (департамент), поддержали ранее заявленные позиции по спору.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает спор в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

10.05.2017 между  Центральным Банком Российской Федерации в лице Отделения по Костромской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу (далее – ссудодатель, Отделение, Истец) и государственным автономным учреждением Костромской области «Дирекция спортивных сооружений» (далее - ссудополучатель, Ответчик) был заключен договор безвозмездного пользования объектов недвижимого имущества № Д66-66-19/21.

Согласно пункту 1.1 договора Ссудодатель передает в безвозмездное временное пользование, а Ссудополучатель принимает объекты недвижимого имущества (здание, гараж, сооружения), (далее - Объекты):

Объект 1:  Спальный корпус  "Люкс", лит. А,а, общей площадью 495,5 кв.м. (инв. № 68434);

Объект   2:   Нежилое   помещение,   лит.   АД1,   общей   площадью   60,2   кв.м. (инв. №68435);

Объект    3:    Нежилое    строение,    лит.    А,    общей    площадью    109,4    кв.м. (инв. №68436);

Объект 4: Нежилое здание (пристройка к базе отдыха), лит. А2, общей площадью 284,4 кв.м. (инв. № 68432);

Объект 5: Здание, лит. А,А1,а, общей площадью 125,0 кв.м. (инв. № 68433);

Объект 6: Канализационная сеть с канализационным выпуском в КК-1, лит. 1Л, общей протяженностью 14,0 м. (инв. № 3200), расположенные по адресу: Костромская область, Костромской район, Самсоновская сельская администрация, б/о «Тихий уголок», для использования в целях организации и проведения спортивно-оздоровительных мероприятий, проведения тренировочных сборов для спортсменов и тренеров Костромской области.

Кроме вышеперечисленных Объектов Ссудополучателю передаются  вспомогательные сооружения, не являющиеся объектами недвижимости, перечисленные в указанном договоре (далее - вспомогательные объекты).

В соответствии с пунктом 1.2 договора объекты принадлежат Ссудодателю в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ на праве владения, пользования и распоряжения имуществом Банка России, о чем в Едином государственном реестре недвижимости  сделаны записи регистрации:

1)от 10.11.2002 № 44-01.07-120.2002-933, кадастровый номер объекта 44:07:132601:1014;

2)от 10.11.2002 № 44-01.07-120.2002-932, кадастровый номер объекта 44:07:092502:112;

3)от 10.11.2002 № 44-01.07-120.2002-935, кадастровый номер объекта 44:07:092502:108;

4)от 17.10.2001 № 44-01.07-31.2001-723, кадастровый номер объекта 44:07:090801:132;

5)от 10.11.2002 № 44-01.07-120.2002-934, кадастровый номер объекта 44:07:092502:109;

6)от 30.10.2007 № 44-44-01/081/2007-343, кадастровый номер объекта 44:07:092502:53.

Вспомогательные объекты, не являющиеся объектами недвижимости, принадлежат Ссудодателю в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на праве федеральной собственности.

Согласно пункту 1.3 договора объекты и вспомогательные объекты расположены на земельных участках:

1) кадастровый номер 44:07:092502:1, площадью 2500,00 кв.м.;

2)кадастровый номер 44:07:092502:44, площадью 157,00 кв.м.;

3)кадастровый номер 44:07:092502:45, площадью 877,00 кв.м.;

4)кадастровый номер 44:07:092502:46, площадью 500,00 кв.м.

Ссудодатель владеет данными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации:

1)от 10.01.2008 №44-44-01/131/2007-377;

2)от 29.09.2011 №44-44-01/061/2011-821;

3)от 29.09.2011 №44-44-01/061/2011-822;

4)от 25.04.2011 №44-44-01/006/2011-943.

Срок действия договора с 15 мая 2017 года по 31 декабря 2017 года.

Согласно пункту 3.3.3 договора ссудополучатель обязан возмещать расходы ссудодателя, связанные с уплатой земельного налога, налога на имущество организации по объектам недвижимого имущества, переданным в безвозмездное пользование, по счету, выставленному ссудодателем, в срок не позднее 20  рабочих дней с даты получения счета.

Во исполнение поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15.12.2017 № ИБ-07/47786 «О передаче федерального имущества в государственную собственность Костромской области» МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях было издано распоряжение от 22.12.2017 №1566-р «О безвозмездной передаче объектов федерального недвижимого имущества от Центрального банка Российской Федерации, в собственность субъекта Российской Федерации – Костромская область», в соответствии с которым:

прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Центрального Банка Российской Федерации на земельные участки, указанные в приложении 1 к настоящему распоряжению (пункт 1). Пунктом 2 распоряжения предусмотрено передать от Центрального банка Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации - Костромская область объекты федерального недвижимого имущества, указанные в приложении 1, 2 к настоящему распоряжению.

В соответствии с пунктом 6 распоряжения от 22.12.2017 №1566-р оно является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, указанное в приложениях  1, 2 к настоящему распоряжению. Право собственности субъекта Российской Федерации Костромская область возникает с момента утверждения соответствующих экземпляров акта приема-передачи.

27.12.2017 по акту приема-передачи от Центрального банка Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации - Костромская область во исполнение распоряжения от 22.12.2017 №1566-р к Костромской области перешли земельные участки кадастровый номер 44:07:092502:1, площадью 2500,00 кв.м.; кадастровый номер 44:07:092502:44, площадью 157,00 кв.м.; кадастровый номер 44:07:092502:45, площадью 877,00 кв.м.; кадастровый номер 44:07:092502:46, площадью 500,00 кв.м., а также объекты недвижимого имущества, вспомогательные сооружения, не являющиеся объектами недвижимости, расположенные по адресу: Костромская область. Костромской район, Самсоновская сельская администрация, б/о «Тихий утолок».

На основании вышеуказанного было заключено трехстороннее дополнительное соглашение №1 от 27.12.2017 к договору безвозмездного пользования объектов недвижимого имущества от 10.05.2017 №Д66-б6-19/21. Согласно дополнительному соглашению с 27 декабря 2017 года ссудодателем по договору является Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, и срок действия договора устанавливается с 15 мая 2017 года на неопределенный срок.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра (далее - ЕГРН) 18.01.2018 зарегистрирован переход (прекращение) права Российской Федерации в лице Центрального банка Российской Федерации на вышеуказанные объекты недвижимости, в том числе земельные участки, новому правообладателю: субъекту Российской Федерации - Костромская область.

Поскольку датой государственной регистрации перехода права на спорные земельные участки согласно ЕГРН является 18.01.2018, истец полагает, что плательщиком земельного налога на имущество до 18.01.2018 года является Отделение, а требования истца о возмещении земельного налога ответчиком до указанной даты являются правомерными.

Платежным поручением № 16857 от 17.04.2018 истец уплатил авансовый платеж по земельному налогу за 1 квартал 2018 года в сумме 3381 руб. Расчет налога по земельным участкам представлен в дело.

В данной связи письмом от 27.07.2018 №Т134-19-14/3960  истец обратился к ответчику  с требованием о погашении задолженности по возмещению земельного налога за 1 квартал 2018 года, образовавшейся в период пользования имуществом с 01.01.2018 по 18.01.2018 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:092502:1, 44:07:092502:46, расположенных по адресу: Костромская область, б/о «Тихий уголок» и 44:07:092502:44, 44:07:092502:45, расположенных по адресу: Костромская область, ДНУ «Санаторий «Волга». Ответчику был выставлен счет от 27.04.2018 № 001514 на сумму 3381 руб.

Поскольку в досудебном порядке спор урегулирован не был, истец со ссылкой на пункт 3.3.3 договора безвозмездного пользования №Д66-66-19/21 от 10.05.2017, статьи 309, 310 ГК РФ обратился в суд  с настоящим иском о взыскании задолженности.

Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, заявил,  что в связи с возникшим 27 декабря 2017 года правом собственности Костромской области на земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:092502:1, 44:07:092502:46, 44:07:092502:44, 44:07:092502:45, прекращением с указанной даты права собственности Российской Федерации в лице Центрального банка Российской Федерации на данные земельные участки, учитывая по заключенное дополнительное соглашение от 27 декабря 2017 года к договору безвозмездного пользования, у ответчика отсутствует обязанность возместить налог истцу и основания для взыскания расходов по возмещению земельного налога за период с 1 января 2018 года по 18 января 2018 года в сумме 3381 руб. с государственного автономного учреждения Костромской области «Дирекция спортивных сооружений» отсутствуют.

Аналогичной правовой позиции придерживается департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (отзыв от 23.12.2019).

МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях  представило отзыв на иск, в котором пояснило, что согласно абз. 32 ч. 11 ст. 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления   в   Российской   Федерации»   (далее   Федеральный   закон   №   122   –   ФЗ) право собственности на имущество, предаваемое в порядке, установленном данным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в ч. 11 ст. 154 данного закона решениями. В тоже время, согласно положениям абз. 34 с. 11 ст. 154 Федерального закона № 122 – ФЗ к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997 № 122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время Федеральный закон от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи. Следовательно, право собственности субъекта Российской Федерации – Костромская область, согласно п. 6  Распоряжения  от 22.12.2017  №  1566-р,  возникает,  а право  собственности Российской    Федерации    в    лице    Центрального    банка    Российской    Федерации    прекращается   с момента утверждения акта приема-передачи, то есть, с 22.12.2017.

УФНС России по Костромской области в письменном отзыве на иск отметило, что, согласно пункту 6 распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 22.12.2017 №1566-р «О безвозмездной передаче объектов федерального недвижимого имущества от Центрального банка Российской Федерации, в собственность субъекта Российской Федерации - Костромская область» право собственности субъекта Российской Федерации - Костромская область возникает с момента утверждения передаточного акта, а именно - 27.12.2017. В связи с этим, в данном случае момент возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества не связан с моментом государственной регистрации этого права, а 19.01.2018 состоялась регистрация уже возникшего на основании акта государственного органа права собственности субъекта Российской Федерации на спорные объекты недвижимого имущества, а не регистрация перехода права собственности. Следовательно, с 01.01.2018 истец не может рассматриваться в качестве налогоплательщика земельного налога в отношении этих земельных участков, а уплаченная Отделением сумма земельного налога за 1 квартал 2018 года в размере 3381 руб. подлежит возврату как излишне уплаченная, в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Правовая позиция, изложенная в настоящем отзыве, была доведена Управлением до Отделения письмом от 13.12.2018 №14-09/17814@. Также, в целях администрирования земельного налога в рассматриваемой ситуации, данная позиция была доведена Управлением до нижестоящих налоговых органов.

Оценив представленные в дело доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Правовая позиция, касающаяся толкования указанной нормы и определения круга лиц, признаваемых плательщиками земельного налога, сформулирована в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление N 54).

С учетом пункта 1 статьи 131 ГК РФ об обязательности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, в том числе земельные участки, ограничения этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, а также пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) ВАС РФ была сформулирована позиция, согласно которой плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в реестре как обладающее соответствующим вещным правом на земельный участок (правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования, правом пожизненного наследуемого владения), в силу чего обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

В Постановлении N 54 указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 Постановления N 54, плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Изъятия, отраженные в пунктах 4, 5 Постановления N 54, касаются прав на недвижимое имущество, возникших до момента вступления в силу Закона о регистрации.

Согласно статье 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса.

Пунктом 5 данной статьи 53 ЗК РФ установлено, что при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случае, если такое право ранее зарегистрировано в ЕГРП, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 данной статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Поскольку записи о государственной регистрации прекращения права   постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками истца внесены 18.01.2018, то до указанной даты истец являлся плательщиком земельного налога.

Однако, рассмотрев доводы истца и представленные доказательства, суд считает, что требования истца о взыскании задолженности в сумме 3381 руб. в виде возмещения расходов ссудодателя, связанных с уплатой земельного налога, к ответчику на основании пункта 3.3.3 договора безвозмездного пользования и статей 309, 310 ГК РФ являются необоснованными в силу следующего.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и   юридические   лица   свободны   в   заключении   договора.   Условия   договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).

Свобода договора предполагает возможность заключения договора с любыми условиями, не противоречащими гражданскому законодательству.

Включение в договор безвозмездного пользования условия о возмещении ссудополучателем ссудодателю затрат по уплаченному расходу на имущество не противоречит действующему законодательству.

В силу статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную им в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное непредусмотрено договором безвозмездного пользования.

Таким образом, возмещаемые ссудополучателем суммы земельного налога и налога на имущество могут быть дополнительными расходами на содержание переданного имущества, которые ссудополучатель добровольно обязался возмещать ссудодателю. Условие соглашения о возмещении названных расходов не является условием о возложении на ссудополучателя обязанности по уплате налога, предусмотренной в статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации, и ссудополучатель не становится налогоплательщиком.

Вместе с тем, судом установлено, что  27.12.2017 истцом, ответчиком и третьим лицом Департаментом подписано трехстороннее соглашение к договору безвозмездного пользования имуществом, согласно которому произведена замена ссудодателя, им с 27.12.2017 стал  Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области. Вопреки доводам истца, данным соглашением не предусмотрено, что ответчик после его подписания продолжает возмещать истцу любые расходы, связанные с содержанием имущества после 27.12.2017.

Согласно абзацам двадцатому и двадцать третьему части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, и являются основаниями возникновения права собственности на передаваемое имущество.

В соответствии с абзацем тридцать третьим части 11 этой же статьи право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Законом N 122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой указанными решениями.

Как следует из пункта 6 Распоряжения N 1566-Р от 22.12.2017, право собственности Костромской области на передаваемые помещения и иное имущество возникает с  момента утверждения акта приема-передачи имущества. Акты утверждены  27.12.2017.

В пункте 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому объекты недвижимости и земельный участок, на котором они расположены, не могут выступать в обороте раздельно.

В силу пункта 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев, прямо указанных в данной статье.

Абзацем тридцать первым части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что истец не является стороной договора безвозмездного пользования с 27.12.2017, у него отсутствует право на заявление к ответчику требований о взыскании задолженности на основании пункта 3.3.3 указанного договора и статей 309, 310 ГК РФ о возмещении ему расходов по уплате земельного налога с 01.01.2018 по 18.01.2018.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска о взыскании задолженности с ответчика у суда не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца как на проигравшую сторону.

Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины не рассматривался судом в связи с тем, что в соответствии с подпунктом  1.1 пункта 1 статьи 333.27 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 169, 170, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. В иске отказать.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месячного срока со дня его принятия или в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Костромской  области.  

Судья                                                     Т.В. Сергушова