АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-1615/2009
г. Кострома 02 июля 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 02 июля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Сергушова Татьяна Валерьевна
лицо, ведущее протокол: секретарь Османова А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО ПЛО «Монзалес» (конкурсное производство), п. Вохтога Грязовецкий район, Вологодской области
(наименование заявителя)
к 1.Муниципальному образованию «Солигаличское сельское поселение» в лице Администрации Солигаличского сельского поселения, г. Солигалич Костромской области
2.Муниципальному образованию «Солигаличский муниципальный район» в лице Администрации Солигаличского муниципального района», г.Солигалич Костромской области
(наименование ответчика)
к заинтересованному лицу:Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Солигаличского муниципального района Костромской области, г. Солигалич Костромской области
(наименование заинтересованного лица)
3-е лицо:ООО «МонзаЖелТранс», п.Вохтога, Грязовецкий район, Вологодская область
(наименование третьего лица)
о признании незаконным бездействия муниципального образования и об обязании муниципального образования принять социально – значимые объекты в муниципальную собственность
при участии:
от заявителя: ФИО1 – ведущий юрисконсульт, доверенность от 11.01.2009, паспорт
от ответчиков: 1.от МО «Солигаличское сельское поселение» в лице Администрации Солигаличского сельского поселения: ФИО2 – начальник отдела, доверенность № 145 от 25.06.2009, паспорт; от МО «Солигаличский муниципальный район» в лице Администрации Солигаличского муниципального района»: ФИО3 – первый заместитель главы администрации Солигаличского муниципального района, доверенность № 12 от 01.06.2009, паспорт
от Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Солигаличского муниципального района: не явился (уведомлен надлежаще)
от ООО «МонзаЖелТранс»: ФИО1 – юрисконсульт, доверенность № 1 от 09.02.2009, паспорт
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Производственное лесозаготовительное объединение «Монзалес» (конкурсное производство), п. Вохтога, Грязовецкий район, Вологодской области обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к муниципальному образованию «Солигаличское сельское поселение» в лице Администрации Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района, г.Солигалич Костромской области, муниципальному образованию «Солигаличский муниципальный район» в лице Администрации Солигаличского муниципального района, г. Солигалич Костромской области и просит признать незаконным бездействие муниципального образования «Солигаличское сельское поселение», выразившееся в непринятии социально-значимых объектов - линии электропередач 10 кВ «Солигалич-Ламса» длиной 7,3 км, линии электропередач 0,4 кВ «Ламса» длиной 1,5 км и обязать муниципальное образование «Солигаличское сельское поселение» в лице Администрации Солигаличского сельского поселения принять в муниципальную собственность указанные линии электропередач.
Представитель заявителя требования поддерживает в полном объеме. Суду пояснил, что данные линии электропередач находятся в собственности заявителя, не реализованы в ходе конкурсного производства, в связи с чем, подлежат передаче в собственность муниципального образования «Солигаличское сельское поселение», поскольку находятся на территории данного сельского поселения. Указывает, что заявитель обращался к главе Администрации Солигаличского сельского поселения, но в принятии социально значимых объектов в собственность сельского поселения было отказано. Заявитель также обращался к муниципальному образованию «Солигаличский муниципальный район» с просьбой оказать содействие в передаче спорных линий электропередач сельскому поселению, но также получил отказ. Требований к Солигаличскому муниципальному району заявитель не предъявляет, указал его в качестве ответчика с целью, чтобы он оказал воздействие на сельское поселение по вопросу принятия имущества в собственность сельского поселения. Считает, что бездействие сельского поселения, выразившееся в не принятии социально значимых объектов в муниципальную собственность, противоречит закону и нарушает права заявителя.
Представитель ответчика - муниципального образования «Солигаличское сельское поселение Солигаличского муниципального района» считает заявление необоснованным. Указывает, что заявитель обращался с предложением о принятии в собственность сельского поселения указанных объектов, но данное имущество – линия электропередач высокого напряжения 10000 вольт не может быть принята в собственность сельского поселения, поскольку предназначена для промышленных нужд – электроснабжения железнодорожной станции Ламса Монзенской железной дороги Вологодской области, поскольку без постоянного электрообеспечения любой из железнодорожных станций эксплуатация железной дороги запрещена. Для бытового электроснабжения допускается подача электроэнергии напряжением 220 вольт. На железнодорожной станции Ламса Монзенской железной дороги (расположенной на границе Вологодской и Костромской области) проживают два работника железной дороги и 4 членов их семей в служебном жилье владельца Монзенской железной Вологодской области ООО «МонзаЖелТранс», муниципального жилья на станции нет. Электролиния напряженность 10000 вольт до железнодорожной станции действительно проходит со стороны Костромской, а не Вологодской области. Строилась владельцем Монзенской железной Вологодской области и принадлежит владельцу железной дороги на праве собственности. Договор энергоснабжения железнодорожной станции заключен между ООО «МонзаЖелТранс» и ОАО «Костромская сбытовая компания». Электроснабжение жилья работников железнодорожной станции осуществляется владельцем железной дороги в соответствии с коллективным договором. Электролиния непригодна к эксплуатации и на ее восстановление потребуется приблизительно 15, 7 млн. рублей.
Учитывая сложившуюся ситуацию, а также то, что электролинии не пригодны к эксплуатации, было решено предоставить жилые помещения 6 гражданам, проживающим в жилых домах на станции Ламса, в муниципальном жилье, расположенном в перспективных населенных пунктах Солигаличского района.
Администрацией Солигаличского сельского поселения рассмотрены заявления проживающих на станции Ламса граждан, и им представлены квартиры в поселке Льнозавода, семье С-вых площадью 43 кв.м, семье ФИО4, ФИО5, ФИО6 площадью 60 кв.м в жилом доме в пос. Митянино, а также предоставлено несколько вариантов их трудоустройства.
Представитель ответчика - муниципального образования «Солигаличский муниципальный район» считают заявление необоснованным по мотивам, изложенным в отзыве, кроме этого указывают, что с торгов в качестве социально значимых объектов продавались две линии электропередач и трансформаторная подстанция, однако, в настоящее время конкурсный управляющий передает в собственность только линии электропередач, которые без трансформаторной подстанции не могут эксплуатироваться. Уведомление о принятии в собственность также содержало предложение принять только линии электропередач. Из имеющихся материалов усматривается, что спорные линии электропередач используются ООО «МонзаЖелТранс», которым заключен договор энергоснабжения с ОАО «Костромская сбытовая компания». По частному сектору договоров не заключено. ООО «МонзаЖелТранс» пользуется линиями для производственных целей и освещения железнодорожной станции по договору аренды с ООО ПЛО «Монзалес». Жилые дома являются собственности ООО ПЛО «Монзалес», однако, до настоящего времени в муниципальную собственность не переданы. Нигде на учете не стоят, техническая документация на них отсутствует. Кроме этого, согласно акту осмотра линии находятся в неудовлетворительном состоянии, и эксплуатируются с нарушениями действующих норм и правил. Учитывая, что линии не являются социально значимыми объектами, они подлежат передаче как объекты промышленного назначения ООО «МонзаЖелТранс».
Заинтересованное лицо - Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Солигаличского муниципального района, уведомленный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, в отзыве считает требования необоснованными, поддерживает позицию муниципального образования «Солигаличский муниципальный район».
Определением от 02.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО «МонзаЖелТранс».
Третье лицо ООО «МонзаЖелТранс» считает заявление обоснованным, поддерживает позицию конкурсного управляющего. Считает, что уклонение муниципального образования от принятия объектов наносит существенный ущерб населению станции Ламса, поскольку после ликвидации ООО ПЛО «Монзалес» линии электропередач окажутся бесхозяйными объектами. Эксплуатацию и обслуживание линий электропередач третье лицо осуществляет на основании заключенных договоров. Жилые дома ООО «МонзаЖелТранс» не принадлежат. Для обеспечения энергоснабжения станции куплен дизель-генератор, он полностью обеспечивает электроэнергией станцию Ламса для производственных нужд.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05.05.2005 по делу №А13-3852/04-25 ООО ПЛО «Монзалес» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Конкурсным управляющим утвержден ФИО7.
В инвентарной карточке основных средств имеется запись о том, что на балансе по состоянию на 01.11.1998 ООО ПЛО «Монзалес» находятся следующие объекты линия электропередач 10 кВ «Солигалич-Ламса» длиной 7,3 км, первоначальной стоимостью 3000 рублей и линия электропередач 0,4 кВ «Ламса» длиной 1,5 км, первоначальной стоимостью 1500 рублей.
Между ОАО «Костромская сбытовая компания» и ООО «МонзаЖелТранс» заключен договор энергоснабжения № 45 от 01.12.2006, в соответствии с которым ООО «МонзаЖелТранс» обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. В приложении № 2 согласовано место разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и граница эксплуатационной ответственности сторон за состояние и обслуживание сетей и электрооборудования потребителя по основному питанию, контактное соединение на опоре № 47, существующей ВЛ-10 кВ, отход на ст.Ламса, Ф 10.11, ПС «Солигалич».
Договоров энергоснабжения с гражданами, проживающими на станции Ламса, ОАО «Костромская сбытовая компания» не заключало.
Между ООО ПЛО «Монзалес» и ООО «МонзаЖелТранс» заключен договор аренды от 23.08.2007, в соответствии с которым ООО ПЛО «Монзалес» передало ООО «МонзаЖелТранс» во временное владение и пользование имущество, в том числе: линия электропередач 10 кВ «Солигалич-Ламса» длиной 7,3 км и линия электропередач 0,4 кВ «Ламса» длиной 1,5 км. для использования в целях, предусмотренных уставом предприятия.
По акту приема-передачи к договору от 23.08.2007 ООО ПЛО «Монзалес» передало ООО «МонзаЖелТранс» принял указанные объекты.
Представитель конкурсного управляющего и ООО «МонзаЖелТранс ФИО1 в судебном заедании пояснил, что ООО «МонзаЖелТранс» использует спорное имущество на основании заключенных договоров аренды и энергоснабжения. Жилые дома ООО ПЛО «Монзалес» и ООО «МонзаЖелТранс» не принадлежат.
На запрос конкурсного управляющего ООО «МонзаЖелТранс» письмом от 25.11.2008 сообщило, что по станции Ламса запитано 3 жилых дома, в которых проживают 6 человек.
Согласно справки, выданной Администрацией Солигаличского сельского поселения, муниципальных жилых домов на станции Ламса не имеется, жилых домов, принадлежащих гражданам, также нет.
Конкурсным управляющим линии электропередач выставлялись на продажу на торгах в форме конкурса, обязательным условием которого являлась обязанность покупателя содержать и обеспечивать эксплуатацию социально-значимых объектов в соответствии с их целевым назначением.
Все торги признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на приобретение социально-значимых объектов. В дело представлены протоколы заседания конкурсной комиссии по проведению торгов № 1 от 14.05.2008, №2 от 18.06.2008, № 3 от 05.08.2008.
Поскольку линии электропередач находятся в границах Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района, конкурсный управляющий направил в адрес Администрации Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района уведомление о передаче социально - значимых объектов за № 161 от 18.08.2008.
Письмом № 245 от 02.09.2008 Администрация Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района сообщила, что принятие в собственность Солигаличским сельским поселением Солигаличского муниципального района Костромской области социально-значимых объектов невозможно, так как согласно пункту 4 статьи 15 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация электроснабжения поселений относится к вопросам местного значения муниципального района, а не сельского поселения, и возвратила документы.
Конкурсный управляющий обратился к главе Солигаличского муниципального района 25.09.2008 с просьбой оказать содействие в приеме-передаче линий электропередач в собственность Солигаличского сельского поселения.
Письмом от 15.10.2008 № 1202 Администрация Солигаличского муниципального района сообщила, что линии электропередач используются по договору энергоснабжения ООО «МонзаЖелТранс» Все расчеты за потребленную энергию осуществляет ООО «МонзаЖелТранс». Отсюда следует, что данные линии не могут считаться социально значимыми объектами, а являются объектом промышленного назначения.
Письмом от 27.11.2008 № 1503 Администрация Солигаличского муниципального района сообщила, что остановка подачи электроэнергии по принадлежащим ООО ПЛО «Монзалес» линиям электропередач повлечет прекращение снабжения электричеством населения п. Ламса. Администрация возражает по отключению жилых домов от электроснабжения, так как данные объекты являются социально-значимыми, других вариантов подачи электроэнергии нет.
01.12.2008 конкурсный управляющий повторно направил в адрес Администрации Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района поселения уведомление о передаче социально - значимых объектов.
Письмом № 361 от 17.12.2008 Администрация Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района сообщила, указанные объекты не могут быть приняты в собственность сельского поселения, а должны быть переданы Солигаличскому муниципальному району. В ответе указано, что линия электропередачи 10 киловольт строилась владельцем Монзенской железной дороги для обеспечения работы железнодорожной станции Ламса, то есть для производственных нужд. В служебном жилье Монзенской железной дороги проживают их работники с семьями. В случае отказа Солигаличского муниципального района в принятии этой электролинии, она должна быть передана владельцу Монзенской железной дороги, поскольку эксплуатация железной дороги без промышленного электроснабжения какой-либо железнодорожной станции не разрешается.
В соответствии с актом осмотра № 01/09 от 03.04.2009 Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области состояние электропередач на обследуемом участке неудовлетворительное, линии эксплуатируются с нарушениями ПУЭ, ПТЭЭП.
Советом депутатов Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района 14.04.2009 принято решение об отказе в принятии электролиний в муниципальную собственность Солигаличского сельского поселения в связи с тем, что линии электропередач имеют производственное назначение. Кроме этого, в решении указано, что конкурсным управляющим не представлено документов, подтверждающих права на данную линию, данных о том, для какой цели предприятие-банкрот, не имея отношения к железнодорожной станции и Монзенской железной дороге Вологодской области, в момент банкротства приобрело в собственность эту электролинию, не пригодную к эксплуатации, не представлено.
Истец обратился с иском суд, просит признать незаконным бездействие муниципального образования «Солигаличское сельское поселение», выразившееся в непринятии социально-значимых объектов - линии электропередач 10 кВ «Солигалич-Ламса» длиной 7,3 км, линии электропередач 0,4 кВ «Ламса» длиной 1,5 км и обязать муниципальное образование «Солигаличское сельское поселение» в лице Администрации Солигаличского сельского поселения принять в муниципальную собственность указанные линии электропередач.
Суд считает, что требования истца являются необоснованными и подлежат оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для принятия решения о признании ненормативного правового акта недействительным необходимо установление его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий (п. 6 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относит организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Вопросы местного значения в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Органы местного самоуправления поселения могут самостоятельно решать перечисленные в статье 14 данного Закона вопросы, а также и иные вопросы, при соблюдении трех условий: эти вопросы не должны относиться к компетенции других органов государственной власти и местного самоуправления (так называемый принцип остаточной компетенции); на решение этих вопросов органами местного самоуправления не установлен прямой запрет федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; решение данных вопросов возможно только за счет собственных средств по смыслу статей 50 и 55 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Заявитель указывает, что социально значимые объекты линии электропередач 10 кВ «Солигалич-Ламса» длиной 7,3 км, линии электропередач 0,4 кВ «Ламса» являются собственностью заявителя, не проданы в порядке, установленном законом, в связи с чем, подлежат передаче в собственность Солигаличского сельского поселения без каких-либо дополнительных условий.
Определениями арбитражного суда от 23.04.2009 и от 13.05.2009 заявителю неоднократно предлагалось обосновать и представить доказательства тому, что линии электропередач являются его собственностью и состоят на балансе заявителя, в частности, суд предлагал представить в дело правоустанавливающие документы, подтверждающие права на спорное имущество (договоры, акты ввода в эксплуатацию, акты приема-передачи и другие); акт инвентаризации имущества должника; отчет об оценке спорного имущества; инвентарные карточки учета и техпаспорта; письменные пояснения на доводы ответчиков о необоснованном отнесении спорных объектов к социально значимым.
Представитель заявителя представить акт инвентаризации отказался, суду пояснил, что такой акт у него отсутствует. Заявителем в дело представлены инвентарные карточки учета основных средств на линии электропередач от 01.11.1998, однако, на основании чего данные линии электропередач были поставлены на баланс предприятия (акты ввода в эксплуатацию, договоры и др.), кем построены данные линии электропередач, и как оказались в составе имущества заявителя, заявитель пояснить затруднился.
Кроме этого, данных о том, что спорные объекты отражались в бухгалтерском балансе истца в составе основных средств с 1998 года, заявителем не представлено и в деле не имеется.
В подтверждение прав заявителя на спорные объекты представлен договор аренды от 23.08.2007 , заключенный между ООО ПЛО «Монзалес» и ООО «МонзаЖелТранс», однако, данный договор был заключен от арендодателя конкурсным управляющим, в тексте договора не указано, каким документом подтверждено право арендодателя на передаваемое в аренду имущество.
При таких обстоятельствах, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не доказан правовой режим спорных объектов, а следовательно, не доказан факт наличия у него прав на спорные объекты, наличия права требования об обязании ответчика принять спорые объекты в муниципальную собственность.
Представитель заявителя пояснил, что он оспаривает бездействие муниципального образования Солигаличское сельское поселение, выразившееся в непринятии социально значимых объектов в муниципальную собственность, которое противоречит закону.
Оценив доводы заинтересованного лица (с учетом части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также представленные в дело доказательства, суд считает, что муниципальным образованием в лице Администрацией Солигаличского сельского поселения не допущено бездействие по принятию спорных объектов в муниципальную собственность, и отказ в принятии линий электропередач в собственность сельского поселения соответствует требованиям законодательства.
Статьей 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принять социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления без каких-либо дополнительных условий.
Оценив представленные заявителем доводы и возражения сторон, суд считает, что являются обоснованными доводы Солигаличского сельского поселения о том, что линии электропередач не принадлежат к объектам коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (социально значимые объекты).
Из представленных в материалы договоров, переписки и состава потребителей электрической энергии видно, что спорные линии электропередач производственного назначения использует ООО «МонзаЖелТранс» в производственных целях. Жилищный фонд потребителем электрической энергии не является.
Все лица, участвующие в деле, включая заявителя, суду пояснили, что три жилых дома, расположенные на железнодорожной станции, строились для работников железной дороги, не являются муниципальными, сельскому поселению не передавались, не является собственностью ни ООО ПЛО «МонзаЖелТранс», ни ООО ПЛО «Монзалес», за потребляемую электрическую энергию оплату никому не производят.
В дело представлены документы о том, что по решению Администрации Солигаличского сельского поселения в 2008 году всем проживающим на станции Ламса гражданам предоставлено жилье в других населенных пунктах.
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованным ссылки заинтересованных лиц о том, что спорное имущество линии электропередач не является социально значимым, относящимся к системам жизнеобеспечения.
Кроме этого, с учетом содержания приведенных выше норм материального права, суд считает обоснованной ссылку заинтересованных лиц о том, что обязанности у сельского поселения по принятию спорных объектов в муниципальную собственность не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167, 170, 171, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Т.В. Сергушова