ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-16495/18 от 11.03.2019 АС Костромского области


                  АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № A31-16495/2018

г. Кострома                                                                                   20 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 20 марта 2019  года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефимовой О.В.,

с участием представителей сторон:

от заявителя: ФИО1, (паспортные данные в протоколе);

от налогового органа:

до перерыва – ФИО2, доверенность от 11.07.2018 № 26;

ФИО3, доверенность от 11.04.2018 № 5;

после перерыва - ФИО3, доверенность от 11.04.2018 № 5;

ФИО4, доверенность от 11.07.2018 № 24,

рассмотрев заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) об отмене требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме от 10.07.2018 №18730 и от 12.09.2018 №33631 и возврате недоимки в размере 18394 рубля и пени в размере 27 рублей 23 копейки, уплаченных в бюджет,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель), г. Кострома, обратилась в суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме (далее – налоговый орган) о признании недействительными требований от 10.07.2018 № 18730 и от 12.09.2018 № 33631 и об обязании вернуть уплаченные по указанным требованиям денежные средства: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 18394 рубля, пени в сумме 27 рублей 23 копейки.

В судебном заседании ИП ФИО1 поддержала заявленные требования. Суду пояснила, что в 2017 году  уплачивая единый налог по упрощенной системе налогообложения, исчислила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за данный расчетный период с учетом произведенных расходов, отраженных в налоговой декларации по УСН  за 2017 год (налоговая база -  «доходы, уменьшенные на величину расходов»). Налоговый орган,  доначислил страховые взносы без учета произведенных страхователем расходов и  выставил предпринимателю соответствующие требования. Предприниматель в установленные в требованиях срок перечислила доначисленные страховые взносы и пени, но полагая, что налоговым органом при определении базы для страховых взносов при применении УСН неправомерно не учтены расходы страхователя, обжаловала требования в суд.

Налоговый орган заявленные требования не признал. По мнению ИФНС по г. Костроме, при определении размера страховых взносов в 2017 году, подлежащих уплате ФИО1, величиной дохода является сумма фактически полученного им совокупного дохода от осуществления предпринимательской деятельности за данный период без учета суммы произведенных расходов.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

ИП ФИО1, совмещая в своей предпринимательской деятельности две системы налогообложения (единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов») и уплачивая страховые взносы на обязательное пенсионное  и медицинское страхование  за 2017 год, применила в расчете подлежащей уплате суммы взносов произведенные в расчетном периоде расходы.

Налоговый орган, полагая, что положениями  пункта 1, подпункта 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не предусмотрена возможность учета при расчете подлежащих уплате страховых взносов произведенных в данном расчетном периоде расходов (для плательщиков, применяющих УСН учитывается только доход, согласно статьи 346.15 НК РФ), доначислил предпринимателю страховые взносы и пени и выставил в ее адрес требования  10.07.2018 № 18730 – недоимка по страховым взносам  в сумме 18394 рубля, и от 12.09.2018 № 33631 – пени в сумме 27 рублей 23 копейки.

Суммы недоимки и пени перечислены предпринимателем в установленный в требованиях срок.

Полагая, что расчет подлежащих уплате за 2017 год страховых взносов (один процент с суммы, превышающей 300000 руб.), должен был выполнен с учетом произведенных расходов, ИП ФИО1 обратилась с настоящим заявлением в суд.

Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался нормами Федерального  закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который с 01.01.2017 утратил силу.

С указанного времени порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется главой 34 НК РФ.

В силу пункта 3 статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются две категории лиц, являющихся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. К первой категории относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт 1 пункта 1), ко второй - индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Феде-рации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт 2 пункта 1).

На основании пункта 2 статьи 419 НК РФ, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункт е 1 данной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ  (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода. В случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 на-стоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) установлено, что страховые взносы на ОПС уплачиваются в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке:

в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на ОПС, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на ОПС, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса, плюс 1 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Предприниматель правомерно, находясь на УСН («доходы минус расходы»),  уплатила страховые взносы  за 2017 год в вышеуказанном порядке, при этом   один процент  от суммы дохода, превышающего 300000 рублей за расчетный период, обоснованно рассчитан  с разницы доходов и расходов. В материалы дела представлены налоговая декларация заявителя по УСН за 2017 год, расчет по страховым взносам за 2017 год. Размер примененных в расчете расходов,  налоговым органом не оспаривается.

В соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц (НДФЛ), - в соответствии со статьей 210 Кодекса (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности); для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.

Исполнение требований ИФНС по г. Костроме от 10.07.2018 и от 12.09.2018 № 33631 привело к излишней уплате страховых взносов (страховые взносы  в сумме 18394 руб.,  пени в сумме 27, 23 руб.), поскольку страховые взносы на ОПС в размере 1% подлежат начислению от дохода, уменьшенного на величину расходов.

В Постановлении от 30.11.2016 №  27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона №  212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Согласно пункту 3 мотивировочной части данного Постановления, хотя на-логовое законодательство и не использует понятие «прибыль» применительно к налоговой базе для расчета НДФЛ, доход для целей исчисления и уплаты этого налога для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Аналогичный по существу механизм определения базы для обложения страховыми взносами предусмотрен и  главой 34 «Страховые взносы» НК РФ, причем пункт 9 статьи 430 данного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.

Как следует из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации  в  Постановлении от 24 февраля 1998 года № 7-П правовой позиции, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как НДФЛ, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из  Конституции Российской Федерации, - должно определяться таким образом, чтобы валовый доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход.

Хотя Конституционный Суд  РФ отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, обусловливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на ОПС, учитывающийся на индивидуально-возмездной основе, как налоговый платеж, который не имеет адресной основы и характеризуется признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности (определение от 05.02.2004 № 28-О), отдельные правовые позиции Конституционного Суда РФ, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов (определение от 15.01.2009 № 242-О-П).

Также это  относится и к требованию экономической обоснованности установления расчетной базы для обложения страховыми взносами по ОПС, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагающей при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, не-посредственно связанных с извлечением доходов. В противном случае не исключена ситуация, когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет их избыточное финансовое обременение, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», изложенная выше Конституционным Судом РФ правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Аналогичная правовая позиция отражена в  пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017.

Довод налогового органа о том, что правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в  Постановлении от 30.11.2016 № 27-П, к рассматриваем правоотношениям не подлежит применению, так как заявитель использует УСН и освобожден в том числе от уплаты НДФЛ, не принимаются судом, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

 Также подлежит отклонению довод о том, что по настоящему делу следует применить правовую позицию, изложенную в  письме Минфина России от 12.02.2018 № 03-15-07/8369, в признании недействующим которого отказано  решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу № АКПИ18-273.

В  решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу № АКПИ18-273 указано, что поскольку оспариваемое письмо Министерства финансов Российской Федерации, в силу требований  статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  статьи 13 АПК РФ,  статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых судами, арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, то содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов.

Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования  удовлетворить.

Требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме от 10.07.2018 №18730 и от 12.09.2018 №33631 признать недействительными.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Костроме вернуть индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) уплаченные по вышеуказанным требованиям денежные средства: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 18394 рубля; пени   в сумме  27 рублей 23 копейки.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированной в качестве юридического лица 20.12.2004 г., в пользу ФИО1, дата рождения: 10.11.1979, место рождения: п. Красная поляна Островского района Костромской области, адрес: <...> (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Костроме 11.09.2007, судебные расходы в сумме 300 рублей.

Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                           Л.А. Максименко