РЕШЕНИЕ
г. Кострома Дело № А31- 165/2009-7
«4» февраля 2009 г.
Судья арбитражного суда Костромской области Беляева Татьяна Юрьевна
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела внутренних дел по Парфеньевскому муниципальному району Костромской области
(наименование заявителя)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Лис»
(наименование органа или лица, привлекаемого к административной ответственности)
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: старший инспектор Ишкова Е.В. по доверенности от 03.02.2009 г.;
от ответчика: не явился
установил:
Отдел внутренних дел по Парфеньевскому району УВД по Костромской области (далее – Отдел) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Лис» (далее – Общество) по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
ООО «Лис» – лицо, привлекаемое к ответственности, при надлежащем уведомлении в судебное заседание не явилось, заявленные требования не оспорило, отзыв со своими возражениями суду не представило.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
На основании постановления № 24 о проведении проверочных мероприятий по установлению данных, влекущих административную или уголовную ответственность от 29.10.2008, вынесенного начальником ОВД по Парфеньевскому муниципальному району Корня И.Ф., сотрудниками Отдела 29.10.2008 в 21 час. 35 мин. проведена проверка деятельности кафе-бара «Максимум», расположенного по адресу: Костромская область, Парфеньевский район, с. Парфеньево, ул. Песочная, д. 29, принадлежащего ООО «Восток-1».
В ходе проверки было установлено, что в помещении кафе-бара находятся игровые автоматы в количестве 12 единиц, которые подключены к электрической сети и используются для проведения азартных игр. Документы, подтверждающие принадлежность данных игровых автоматов и законность организации и проведения азартных игр, отсутствуют.
В ходе проведения административного расследования на основании представленных документов было установлено, что игровые автоматы принадлежат обществу с ограниченной ответственностью «Лис», которое для их размещения арендует часть помещения кафе-бара «Максимум» у ООО «Восток-1».
В связи с чем 03.01.2009 г. была проведена проверка деятельности ООО «Лис» в кафе-баре «Максимум» по адресу: Костромская область, Парфеньевский район, с. Парфеньево, ул. Песочная, 29.
На момент проверки в помещении находились 8 единиц игровых автоматов, подключенных к электрической сети и находящихся в рабочем состоянии. 3 автомата имели металлическую пластину, где отражалась следующая информация: Игровой автомат «Стандарт» ТУ 9685-001-70385272-2003 Сделано в России Производитель ООО «Омега» 144000 Московская область г. Электросталь с указанием серийного номера автомата, знака соответствия РСТ АЕ 63, с указанием даты выпуска. На остальных автоматах данная информация отсутствует.
Проверяющими установлено, что арендуемое ООО «Лис» помещение кафе-бара является лотерейным клубом, принадлежащим Обществу. В клубе реализуются лотерейные билеты Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Игромания 100», на проведение которой имеется выданное ООО «Стелла» разрешение № 439, а также проводится Всероссийская негосударственная стимулирующая лотерея «Лотомания+», организатором которой является ООО «Оператор – Благотворительные лотереи». При приобретении лотерейных билетов посетителям клуба предоставляется возможность играть в игры на игровых автоматах.
Отделом установлено, что оператором проведения вышеуказанных лотерей является ООО «Лис». Лицензия на организацию и проведение азартных игр с использованием игровых автоматов у Общества отсутствует.
Данные обстоятельства отражены в протоколе осмотра помещений, территорий от 03.01.2009 (л.д. 79).
Усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения предусмотренного в части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, старшим инспектором Отдела Ишковой Е.В. в отношении ООО «Лис» возбуждено дело об административном правонарушении и определением № 34 от 27.11.2008 назначено проведение административного расследования, срок которого 27.12.2008 продлен на 30 дней по ходатайству Ишковой Е.В. (л.д. 67).
Посчитав, что под прикрытием Всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи «Лотомания+» и Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Игромания 100» Общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов без специального разрешения (лицензии), старший инспектор ОВД по Парфеньевскому району Ишкова Е.В. 15.01.2009 в отношении Общества составила протокол № 1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предметы административного правонарушения - 8 игровых автоматов были изъяты, опечатаны печатью Отдела и оставлены на ответственном хранении в ОВД по Парфеньевскому муниципальному району, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 03.01.2009 (л.д. 82).
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 и пунктом 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник Отдела, в порядке статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 16.01.2009 обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, суд приходит к следующим выводам.
ООО «Лис» на основании договора № 59/ВЛ от 02.10.2008 г. является оператором Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Игромания 100» и на основании договора № 52/СЛ от 02.10.2008 г. распространителем Всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи «Лотомания +».
Участие в лотереях связано с использованием лотерейного оборудования в целях стимулирования участия посетителей лотерейного клуба села Парфеньево Костромской области в вышеуказанных лотереях.
Согласно Правилам проведения стимулирующей лотереи «Лотомания +» к участию в ней допускаются участники лотереи «Игромания 100» в случае, если лотерейный билет последней оказался без выигрыша. В данном случае выдается жетон для игры на специальном лотерейном оборудовании (модифицированном игровом автомате).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Федеральный закон № 138-ФЗ) стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации регламентирован статьями 7 и 9 вышеназванного Федерального закона № 138-ФЗ и конкретизирован приказом Минфина России от 09.08.2004 № 66н «Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей».
В статье 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лотереи являются играми, основанными на риске.
Отношения между организаторами и участниками лотерей основаны на договоре, которым является лотерейный билет, квитанция или иной документ, а также иной способ. Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД), введенному в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, под № 92.71 – деятельность по организации азартных игр (эта группировка включает: деятельность игорных домов (казино), деятельность тотализаторов, а также организацию лотерей, включая продажу лотерейных билетов и деятельность игровых залов) предполагает эксплуатацию игровых автоматов, действующих при опускании монет (жетонов).
Понятия азартной игры, выигрыша и игрового автомата определены в статье 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, законом установлено, что и лотереи, и игры на игровых автоматах – это азартные игры, основанные на риске, они сходные между собой до степени смешения. Так, для организации и проведения как лотерей, так и игр в игровых заведениях, в т. ч. с использованием игровых автоматов, необходимо получение разрешения (до 30 июня 2009 г. осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) происходит по ранее выданным лицензиям).
Как для проведения лотерей, так и для проведения азартных игр используется соответственно лотерейное (может использоваться или нет) или игровое оборудование. В проверяемом лотерейном клубе ООО «Лис» лотерейным оборудованием являлись лотерейные автоматы.
Суд приходит к выводу, что данные автоматы не могут считаться таковыми, поскольку нарушается принцип, в силу которого выигрыши определяются до момента проведения лотереи, т.е. распределение призового фонда между лотерейными билетами происходит на стадии их изготовления, а не распространения (пункт 2 статьи 3, пункт 4 статьи 17 Федерального закона № 138-ФЗ).
Статья 19 Федерального закона № 138-ФЗ определяет розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи (какими являются обе лотереи, проведение которых организовано в лотерейном клубе ООО «Лис») как выявление нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков и знаков и сопоставление выявленной участником бестиражной лотереи информации с условиями бестиражной лотереи).
В игровом же автомате количество выигрышей и их суммарное выражение предположить заранее невозможно, поскольку это будет зависеть от количества игроков, от внесенных ими денежных средств (в виде ставок в игровой автомат) и от процента выигрыша, заложенного в игровой программе, что фактически и происходит в лотерейном клубе ООО «Лис».
Согласно определению, содержащемуся в статье 364 Налогового кодекса Российской Федерации, игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
В соответствии с Федеральным законом 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Правилам проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, введенным в действие приказом Госстандарта России от 24.01.2000 № 22 (далее - Правила) игровые автоматы сертифицируются, утверждается описание типа игрового автомата, выдается акт испытаний игровых автоматов, выдаются паспорта на каждый игровой автомат.
В отношении лотерейного оборудования - лотерейного автомата технический регламент не разработан и не принят (письмо Минфина России от 07.04.2008 № 05-03-08/19, письмо Ростехрегулирования от 20.03.2008 ВП-101-26/1451).
Автоматы, принадлежащие Обществу, имеют внешнее и внутреннее (игровое обеспечение) сходство с игровыми автоматами. В момент осмотра помещения лотерейного клуба ООО «Лис» отсутствие на автоматах устройств для принятия и выдачи денежных знаков или их заменителей не является обстоятельством, позволяющим не относить данные автоматы к игровым, поскольку главным в игровом автомате является центральный блок управления с заложенной игровой программой.
Посетители лотерейного клуба, принадлежащего ООО «Лис», передают денежные средства оператору, которые вносят их в игровой автомат в виде кредитов, что является принципом внесения ставки для игры в игровом автомате. Отсутствие устройства для приема и выдачи денежных средств или их заменителей не является определяющим для игровых автоматов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что лотерейные автоматы, принадлежащие Обществу, должны быть признаны игровыми и без устройств приема-выдачи денег. В описании типа лотерейного автомата с выигрышем, имеющемся в материалах дела, словосочетания «игровой автомат» и «игровая программа» заменены (причем не во всех случаях) на соответственно «лотерейный автомат» и «лотерейная программа».
В правилах проведения Всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи «Лотомания +» прямо предусмотрено предоставление участникам лотереи возможности игры на лотерейном оборудовании Общества, при этом вероятным последствием этой игры является выигрыш участником кредитов при помощи игровой программы, которая основана на принципе случайного определения выигрыша, за что Общество обязуется выплатить участнику лотереи сумму выигрыша в денежном эквиваленте.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Факт использования лотерейных автоматов при проведении Всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи «Лотомания+» и Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Игромания 100» подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе объяснениями операторов Легчановой Н.А. и Струковой В.А. (л.д. 22, 23, 83) и менеджера Струковой У.Г. (л.д. 24, 84), работающих в Обществе по трудовому договору, свидетельскими показаниями граждан Вакуровой Е.М. и Сухановой Е.Н. от 03.01.2009, протоколом осмотра помещений от 03.01.2009 (л.д. 79), актом закупки (оплаты) от 03.01.2009.
Суд считает, что применяемые Обществом лотерейные автоматы являются электронным игровым оборудованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что фактически Обществом при проведении проверки 03.01.2009 осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, правомерность организации которых не подтверждена.
В соответствии с подпунктом 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования, подлежит лицензированию.
На основании части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» подпункт 77 пункта 1 статьи 17 утрачивает силу с 30 июня 2009 года.
Следовательно, на дату проведения проверки (03.01.2009) и составления протокола № 1 об административном правонарушении (15.01.2009), а также на момент вынесения судом настоящего решения (04.02.2009), наличие лицензии на право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования, обязательно.
Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Материалами дела факт нарушения Обществом требований указанных выше норм законодательства подтвержден. В этой связи заявление Отдела о привлечении ООО «Лис» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является обоснованным и правомерным.
Совокупность приведенных обстоятельств дает основания суду для наложения на ООО «Лис» штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц – 40000 рублей.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Лис», место нахождения: Костромская область, Костромской район, п. Караваево, ул. Учебный городок, 16-24, зарегистрированное в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области 19.09.2008, ОГРН 1084437001000, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
Обществу с ограниченной ответственностью «Лис» предлагается добровольно перечислить административный штраф получателю - УФК по Костромской области (Управление внутренних дел по Костромской области); ИНН 4401005116; КПП 440101001; код ОКАТО 34234828001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области; р/с 40101810700000010006; БИК 043469001; КБК 18811690050050000140.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления данного решения в законную силу.
В указанный срок лицу, привлеченному к ответственности, представить в арбитражный суд документы, подтверждающие оплату штрафа.
Исполнительный лист на взыскание с ответчика штрафа выдать по истечению вышеуказанного срока и непредставлении сведений об оплате в добровольном порядке.
Конфисковать 8 (восемь) лотерейных автоматов, изъятых у Общества с ограниченной ответственностью «Лис» по протоколу изъятия вещей и документов от 03.01.2009.
Исполнительный лист на конфискацию предметов административного правонарушения выдать после вступления решения в законную силу.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Т.Ю. Беляева