ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-1700/13 от 04.06.2013 АС Костромского области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-1700/2013

г. Кострома 04 июня 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 04 июня 2013 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Сизов Александр Вениаминович

лицо, ведущее протокол: секретарь судебного заседания Молчанова В.И.

рассмотрел дело по заявлению некоммерческой организации товарищество собственников жилья «Кузьмищи»

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области

о признании незаконным решения от 29.01.2013,

при участии в судебном заседании: от заявителя: ФИО1, протокол собрания 29.12.2012 № 15; от ответчика: ФИО2, доверенность от 09.01.2013 № 8, заинтересованное лицо: администрация Кузьмищенского сельского поселения- не явился,

установил:

некоммерческая организация товарищество собственников жилья «Кузьмищи» (далее- НКО ТСЖ «Кузьмищи») обратилась к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 29.01.2013. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации документов, вынесенного в отношении некоммерческой организации товарищество собственников жилья «Кузьмищи», и обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Костромской области осуществить государственную регистрацию изменений и дополнений в устав некоммерческой организации товарищество собственников жилья «Кузьмищи», принятых протоколом общего собрания членов некоммерческой организации товарищество собственников жилья «Кузьмищи» от 28.12.2012 № 14.

Заявитель требования поддержал по основаниям указанным в иске.

Ответчик с требованиями не согласен на что указал в своем отзыве.

Выслушав представителей сторон, рассмотрев представленные документы, суд установил следующее.

Протоколом общего собрания членов НКО ТСЖ «Кузьмищи» от 28.12.2012 №14, в соответствии с предписанием Государственной жилищной инспекцией Костромской области, принято решение о внесении изменений и дополнений в устав НКО ТСЖ «Кузьмищи» Для государственной регистрации данных изменений, председателем НКО ТСЖ «Кузьмищи» - ФИО1 22.01.2013 в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №7 по Костромской области представлен пакет документов, а именно: заявление об изменении сведений, вносимых в учредительные документы по форме Р13001; протокол общего собрания членов НКО ТСЖ «Кузьмищи» от 28.12.2012; устав НКО ТСЖ «Кузьмищи» в новой редакции; платежное поручение об оплате государственной пошлины.

29.01.2013 Товариществом получено решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Костромской области от 29.01.2013 об отказе в государственной регистрации указанных изменений.

В решении налогового органа указано, что в соответствии с п. 1.2 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявление, представленное в регистрирующий орган, удостоверенное подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой не засвидетельствована в нотариальном порядке, считается не представленным.

Не согласившись с данным решением заявитель обжаловал его в судебном порядке в своем заявлении, указал что 21.01.2013 подпись ФИО1, как представителя Товарищества, в заявлении Р13001 удостоверена главой администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, о чем в реестре нотариальных действий сделана запись за №1.

Данные действия главы администрации произведены в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 11.02.1993г. № 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате».

Налоговый орган в своем отзыве на иск считает, что ссылка заявителя на ст. 37 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-1 является необоснованной, поскольку применяется в исключительных случаях.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

В статье 23 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

На основании статьи 17 данного Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, и документ об уплате государственной пошлины.

При этом в силу пункта 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1.1 статьи 9 определено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1.2 той же нормы заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее -заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (пункт 1.3. статьи 9).

Из материалов дела следует, что в налоговый орган за регистрацией изменений в устав организации обратился с заявлением ее председатель.

Единственным основанием к отказу в регистрации изменений в уставные документы послужило, как следует из решения то, что подлинность его подписи не была заверена нотариусом. Заверение подписи председателя, главой администрации Кузьмищенского сельского поселения инспекция посчитала ненадлежащим.

Между тем налоговым органом, по мнению суда не учтено следующее.

Согласно пункту 2 статьи 80 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" нотариус, свидетельствуя подлинность подписи на документе, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом. По смыслу пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при подаче заявления в регистрирующий орган нотариальному удостоверению подлежит лишь подлинность подписи уполномоченного лица, но не его полномочия действовать от имени юридического лица.

В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. Статья 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате определяет нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления в случае, если в поселении нет нотариуса. К числу этих действий относятся: 1) удостоверение завещания; 2) удостоверение доверенности; 3) принятие мер по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им; 4) свидетельствование верности копий документов и выписок из них; 5) свидетельствование подлинности подписи на документах. Абзац 3 ст. 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривает, что порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России от 27.12.2007 N 256) (далее -Инструкция). Пункт 2 Инструкции закрепляет, что глава местной администрации поселения (далее - глава местной администрации) в случае отсутствия в поселении нотариуса имеет право совершать нотариальные действия по должности. Решением главы местной администрации в случае отсутствия в поселении нотариуса совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления.

Налоговый орган в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ не опроверг доводы заявителя и не представил доказательств наличия на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области действующего нотариуса.

Его требования к заявителю о свидетельствовании подписи на заявлении только нотариусом являются произвольным толкованием вышеуказанных норм законодательства, и ни на чем не основаны.

В связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению судом, а обжалуемое решение недействительным.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы истца по государственной пошлине суд относит на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Костромской области от 29.01.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, вынесенного в отношении некоммерческой организации товарищество собственников жилья «Кузьмищи».

Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №7 по Костромской области осуществить государственную регистрацию изменений и дополнений в устав некоммерческой организации товарищество собственников жилья «Кузьмищи», принятых протоколом общего собрания членов некоммерческой организации товарищество собственников жилья «Кузьмищи» от 28.12.2012 № 14.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
 № 7 по Костромской области в пользу некоммерческой организации товарищество собственников жилья «Кузьмищи», место нахождения: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья А.В. Сизов