ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-2081/19 от 25.07.2019 АС Костромского области


АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-2081/2019

г. Кострома                                                                                        05 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена   25 июля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен   05 августа 2019 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Максименко Любови Алексеевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефимовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федеральной службы по аккредитации, г. Москва, к Закрытому акционерному обществу «Спектр – К», г. Кострома, о привлечении к административной ответственности по статье 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 29.01.2019 № 7/2019,

при участии представителей:

от административного органа: ФИО1, доверенность от 25.10.2018 № 56/Д,

от лица привлекаемого к административной ответственности: не явился

установил:

Федеральная служба по аккредитации (далее – административный орган, Росаккредитация), г. Москва, обратилась в суд с заявлением о привлечении Закрытого акционерного  общества «Спектр-К» (далее – Общество), г. Кострома, к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ЗАО «Спектр – К», извещенное о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание явку представителя не обеспечило.

Суд, руководствуясь частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассматривает дело в отсутствие представителя Общества.

В судебном заседании административный орган поддержал заявленные требования, суду пояснил, что в ходе проведения в отношении ЗАО «Спектр-К» выездной внеплановой проверки был установлен факт представления испытательным центром ЗАО «Спектр-К»  недостоверных результатов испытаний от 07.08.2018 № 18080090.

В отношения ЗАО «Спектр-К» уполномоченным лицом Росаккредитации 03.04.2019 составлен протокол об административном правонарушении по статье 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). С заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по указанной статьей КоАП РФ административный орган обратился в суд.

Представитель ЗАО «Спектр-К» заявленные требования не признал.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Во исполнение приказа руководителя Росаккредитации  от 26.09.2018 № 234-П-ВВ в рамках осуществления федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц сотрудниками Федеральной службы по аккредитации в отношении ЗАО «Спектр-К» проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Основанием для проведения проверки послужило мотивированное представление исполняющего обязанности начальника Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц от 25.09.2018 № 3-04/6781 о наличии индикаторов риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 28.08.2017 № 437.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки был рассмотрен протокол испытаний от 07.08.2018 № 18080090, выданный испытательным центром (далее –ИЦ) на объект испытаний «Снегоуборочные машины с бензиновым двигателем (с возможностью подключения к сети питания для электрического стартера) торговой марки «Husqvarna», модель ST131 - 1 шт.» на основании направления в аккредитованную испытательную лабораторию от 25.07.2018  № 18071905/ТРТС/НИ/2, поступившего в ИЛ от органа по сертификации «Иваново-Сертификат» ООО «Ивановский фонд сертификации», оформленного с целью испытания образцов продукции для сертификации в целях подтверждения соответствия продукции требованиям ГОСТ 30805.12.2002 (СИCПР 12-97), ГОСТ 30805.14.1-2013 (СISPR 14-1:2005), ГОСТ 30805.14.2-2013 (СISPR 14-2:2001), ГОСТ 30804.3.2-2013 (IЕС 61000-3-2:2009), ГОСТ ЗЭ804.3.3-2013 (IЕС 61000-3-3:2008).

Направление в аккредитованную испытательную лабораторию от 25.07.2018 № 18071905/ТРТС/НИ/2 содержит в том числе следующие данные:

Заявитель: ООО «Хускварна», 141400, <...>, пом. №:ОВ02_04.

Адрес акта отбора (образцов): <...>, пом. № пом. № ОВ02_04.

Изготовитель продукции: Фирма «Husqvarna АВ», ШВЕЦИЯ.

Наименование органа по сертификации, который проводил работы по оценке соответствия, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц: ОС «ИВАНОВО-СЕРТИФИКАТ» ООО «Ивановский Фонд Сертификации» RA.RU.11БЛ08.

В соответствии с информацией, отраженной в протоколе испытаний от 07.08.2018 № 18080090, образец продукции представлен заказчиком испытаний в ИЦ 26.07.2018.

В соответствии с информацией, содержащейся в Едином реестре сертификатов соответствия, на основании протокола испытаний от 07.08.2018 № № 18080090 органом по сертификации «Иваново-Сертификат» ООО «Ивановский фонд сертификации» центра (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № RA.RU.11БЛ08) был выдан сертификат соответствия от 15.08.2018 № ТС RU С-SЕ.БЛ08.В.01624, подтверждающий соответствие продукции серийного выпуска требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823, технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768 и технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 879.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических             или             юридических             лиц,             государственного

или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Аналогичное положение содержит каждый из вышеуказанных технических регламентов.

Протокол испытаний подписан заместителем руководителя ИЦ ФИО2 и инженером-испытателем ИЦ ФИО3

Положениями пункта 4.2 СТО СМК 7.5.01-2017 «Процедура выполнения испытаний в испытательном центре ЗАО «Спектр-К», утвержденная генеральным директором ЗАО «Спектр-К» ФИО4 01.12.2017 (выпуск № 12, действующее до 01.10.2018, далее - СТО СМК 7.5.01-2017) установлены правила приема и регистрация образцов, а именно:

«ИЦ принимает на испытания образцы, отобранные заказчиком. Образцы поступают в ИЦ с комплектом документов: направление 'техническое задание)/заявка на проведение испытаний, техническая документация (при необходимости).

Образцы    для    проведения    испытаний    в    ИЦ    принимает    менеджер по    качеству    или    руководитель    ИЦ,    который    оценивает    правильность транспортировки, условия хранения, правильность оформления сопроводительных документов.

 В ИЦ обеспечивается сохранность материальных ценностей. Менеджер по качеству контролирует наличие условий хранения образцов в ИЦ на время проведения испытаний.

При проведении выездных испытаний образцы для проведения испытаний принимает исполнитель на месте проведения испытаний, оценивает их соответствие документам (направлению (техническому заданию)/заявке на проведение испытаний и др.).

При наличии сомнений относительно пригодности образца или при установлении причин непригодности образца для проведения испытаний (несоблюдения правил транспортировки и т. д.) менеджер по качеству (исполнитель - в случае выездных испытаний) или руководитель ИЦ выясняет все спорные вопросы с заказчиком с целью принятия решения о приеме образца, повторном отборе образца.

При необходимости оформляется протокол переговоров.

Менеджер по качеству (исполнитель - в случае выездных испытаний) или руководитель ИЦ осуществляет идентификацию образцов. Идентификация состоит в сравнении основных характеристик образца, указанных в направлении (техническом задании) / заявке на проведение испытаний, с фактической маркировкой образца.

Сведения об образцах (наименование, дата получения и др.) делопроизводитель регистрирует в Журнале регистрации документов (Приложение Б х настоящей Процедуре) на основании направления технического задания) / заявки, а также информации, полученной от исполнителя - в случае выездных испытаний.

После регистрации образцы и направление (техническое задание / заявка) на проведение испытаний передаются исполнителю, о чем вносится соответствующая запись в Акт о движении образцов в ИЦ. Акт о движении образцов в ИЦ оформляется менеджером по качеству по форме, приведенной в Приложении В к настоящей Процедуре. В течение дня менеджер по качеству вносит в акт (в электронном виде) информацию о выданных образцах, в конце рабочего дня распечатывает данный документ и передает на подпись исполнителям (сотрудникам, получившим образцы для проведения испытаний) для подтверждения  факта получения образцов. По завершении проведения испытаний исполнитель возвращает образцы, что фиксируется менеджером по качеству в соответствующем акте о движении образцов в ИЦ (в том, котором стоит отметка о выдаче данных образцов)...».

В рамках проведения внеплановой выездной проверки Росаккредитация письмом от 15.10.2018 № 26908/04-СМ обратилась в Федеральную таможенную службу с запросом информации о ввозе товаров (продукции), е том числе в качестве образцов для проведения испытаний с целью оценки (подтверждения) соответствия обязательным требованиям, а также копий документов з отношении продукции, в отношении которой выдан протокол испытаний от 07.08.2018 № 18080090.

Согласно сведениям, поступившим из ФТС России в электронном виде и письмом от 31.10.2018 № 14-82/68317дсп, в Единой автоматизированной системе таможенных органов не содержится информации о ввозе товаров, перемещаемых  в качестве проб (образцов) для проведения работ по оценке соответствия (исследований и испытаний) продукции, в отношении которой ИЦ выдан протокол испытаний от 07.08.2018 № 18080090 на основании направления в аккредитованную испытательную лабораторию от 25.07.2018 № 18071905/ТРТС/НИ/2 с целью проведения работ по сертификации продукции.

Таким образом, административным органом установлен факт выдачи ИЦ протокола испытаний от 07.08.2018 № 18080090 без получения от заказчика образцов, без их идентификации, без проведения исследований (испытаний) в соответствии с требованиями нормативных документов, содержащих правила и методы исследований (испытаний), что свидетельствует о несоблюдении ИЦ ЗАО «Спектр-К» при выдаче протокола испытаний пункта 4 статьи 26 Федерального закона № 184-ФЗ, требований пунктов 17 и 18 Критериев аккредитации, пунктов 4.13.2, 5.1, 5.7 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, пункта 4.2 СТО СМК 7.5.01-2017, о нарушении норм и методов проведения исследований (испытаний), предусмотренных ГОСТ 30805.12.2002 (СИСПР 12-97), ГОСТ       30805.14.1-2013       (СISPR       14-1:2005),       ГОСТ       30305.14.2-2013 (СISPR 14-2:2001), ГОСТ 30804.3.2-2013 (IEC 61С00-3-2:2009), ГОСТ 30804.3.3-2013 (IEC 61000-3-3:2008) ввиду их фактического неприменения к объекту испытаний вследствие его отсутствия в ИЦ на дату проведения: испытаний.

Данные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о представлении испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений продукции в целях подтверждения ее соответствия сбязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза.

По данному факту должностным лицом Федеральной службы по аккредитации в отношении ЗАО «Спектр-К» составлен протокол от 29.01.2019 № 7/2019 по статье 14.48 КоАП РФ, на основании которого административный орган в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.48 КоАП РФ.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно статье 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения является установленный порядок, связанный с требованиями по проведению исследований и предоставлению результатов таких исследований.

Объективная сторона правонарушения выражается в представлении испытательной лабораторией для целей оценки (подтверждения) соответствия заведомо необъективных результатов исследований.

Субъектом правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность представления достоверных и объективных результатов исследований.

Согласно материалам дела ООО «Спектр-К» аккредитовано в качестве испытательного центра (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № RA.RU.21ГД02), в связи с чем общество является субъектом административной ответственности по статье 14.48 КоАП РФ.

Обществу вменяется несоблюдение испытательным центром ЗАО «Спектр-К» при выдаче протокола испытаний от 07.08.2018 № 18080090 требований пункта 4 статьи 26 Федерального закона № 184-ФЗ, требований пунктов 17 и 18 Критериев аккредитации, пунктов 4.13.2, 5.1, 5.7 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, пункта 4.2 СТО СМК 7.5.01-2017, о нарушении норм и методов проведения исследований (испытаний), предусмотренных ГОСТ 30805.12.2002 (СИСПР 12-97), ГОСТ       30805.14.1-2013       (СISPR       14-1:2005),       ГОСТ       30305.14.2-2013 (СISPR 14-2:2001), ГОСТ 30804.3.2-2013 (IEC 61С00-3-2:2009), ГОСТ 30804.3.3-2013 (IEC 61000-3-3:2008).

Данный факт, по мнению заявителя, указывает на наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.48 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При этом КоАП РФ  предусматривает ряд гарантий, направленных на защиту прав и законных интересов лиц, привлекаемых к ответственности.

Данные требования направлены на предоставление привлекаемому к административной ответственности лицу возможности реализовать право на защиту своих интересов.

В силу статьи 28.2 КоАП РФ составляется протокол, который должен отвечать требованиям, предъявляемым данной статьей. В частности, при составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, только при условии его извещения в установленном порядке.

Из приведенных выше положений  КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен при непосредственном участии в его составлении законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также и в его отсутствие, но лишь при условии надлежащего извещения законного представителя юридического лица о времени и месте совершения конкретных процессуальных действий.

В пункте 10 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что в целях Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное  лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Кодекс допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.

Как установил суд, законным представителем ЗАО «Спектр-К» является генеральный директор ФИО4, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 29.01.2019 № 7/2019 в отношении ЗАО «Спектр-К» составлен без участия законного представителя юридического лица. Интересы общества при совершении данного процессуального действия представлял ФИО5 на основании доверенности от 14.01.2019.

КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Из содержания доверенности от 14.01.2019, на основании которой ФИО5 представлял интересы ЗАО «Спектр-К» при составлении протокола об административном правонарушении от 29.01.2019 № 7/2019, видно, что указанная доверенность, выданная на период по 31.12.2019, наделяет указанного представителя полномочиями на представление интересов общества в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе в Росаккредитации, в правоохранительных, антимонопольных, налоговых, таможенных органа, в государственных, общественных, коммерческих предприятиях, учреждениях, организациях различных форм собственности, в правоотношениях с физическими, должностными и юридическими лицами, в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, третейских судах всех инстанций. Данной доверенностью ФИО5 также уполномочен представлять интересы ЗАО «Спектр-К» при производстве по судебно-арбитражным делам, делам об административных правонарушениях, в том числе в качестве защитника, во всех судебных, административных, таможенных и правоохранительных органах, органах дознания, прокуратуры, включая право знакомиться со всеми материалами дел об административных правонарушениях, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, представлять объяснения и замечания по содержанию протоколов об административных правонарушениях, участвовать в рассмотрении дел об административных правонарушениях, обжаловать применение мер обеспечения по делам, обжаловать протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Указанная доверенность содержит еще ряд полномочий, которыми наделен представитель.

Таким образом, доверенность от 14.01.2019, на основании которой ФИО5 представлял интересы ЗАО «Спектр-К» при составлении протокола об административном правонарушении от 29.01.2019 № 7/2019, является общей, то есть не подтверждает факт надлежащего извещения законного представителя юридического лица о времени и месте совершения данного процессуального действия.

В качестве доказательства извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявителем представлен текст телеграммы от 21.01.2019 № Т-3, адресованной ЗАО «Спектр-К», о необходимости прибытия уполномоченного представителя Общества 25.01.2019 в 10 час. 30 мин. по месту нахождения Росаккредитации для составления протоколов об административных правонарушениях по статье 14.48 КоАП РФ в связи с обстоятельствами, изложенными в акте проверки от 26.10.2018 № 224-АВП. Телеграмма подписана начальником Управления контроля за деятельностью Аккредитованных лиц ФИО6

Данная телеграмма доставлена оператором связи в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, что не оспаривается ответчиком.

25.01.2019 в указанное время и по указанному адресу для участия в составлении протокола об административном правонарушении прибыл представитель ЗАО «Спектр-К» ФИО5 на основании доверенности от 14.01.2019.

Между тем, 25.01.2019 составление протокола об административном правонарушении не состоялось, данная процедура была перенесена на 29.01.2019, о чем административный орган уведомил ФИО5

Так, в нижней части бланка с текстом указанной выше телеграммы размещен рукописный текст следующего содержания: «25.01.2019 уведомлен о переносе о дате составления протоколов на 29.01.2019 к 14-00. 25.01.2019. Представитель ФИО5». Под данным рукописным тестом имеется собственноручная подпись  ФИО5. Данный факт подтвержден представителем Общества в судебном заседании, который также сообщил, что генеральный директор ЗАО «Спектр-К» ФИО4 не был извещен о переносе даты составления протокола об административном правонарушении на 29.01.2019.

Представитель административного органа пояснил суду, что о переносе даты и времени составления протокола об административном правонарушении был извещен только ФИО5, соответствующих извещений в адрес ЗАО «Спектр-К» заявителем не направлялось.

Как было указано выше, 29.01.2019 интересы ЗАО «Спектр-К» при составлении протокола об административном правонарушении представлял ФИО5 на основании общей доверенности от 14.01.2019, законный представитель юридического лица при этом не присутствовал.

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 29.01.2019 № 7/2019 в отношении ЗАО «Спектр-К» составлен без участия законного представителя юридического лица в отсутствие надлежащего извещения его о совершении данного процессуального действия.

Изложенное выше свидетельствует о том, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку привлекаемое к административной ответственности лицо было лишено возможности реализовать право на защиту своих интересов при составлении протокола об административном правонарушении.

Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при совершении отдельных процессуальных действий, административный орган нарушает предусмотренные  КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Статьей 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

При нарушении установленной процедуры составления протокола об административном правонарушении от 29.01.2019 № 3/2019 в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ он не может рассматриваться в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательств делает их недопустимыми.

В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона  от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В силу части 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Перечень грубых нарушений, влекущих признание результатов проверки не-действительными, установлен частью 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ, в которым, в частности, относятся нарушение требований, установленных частями 2 и 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки); частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки).

Как следует из материалов дела доказательствами информирования  ЗАО «Спектр-К»  о предстоящей  в период с 01.10.2018 по 26.10.2018  внеплановой выездной проверке на основании приказа Росаккредитации от 26.09.2018 № 234-П-ВВ является уведомление от 01.10.2018 № 305-У, направленное по юридическому адресу Общества: <...> и  копия уведомления на электронный адрес: spektr-ic@yandex.ru;  spektrk.018@ya.ru. Согласно информации, указанной в данном уведомлении, проверка начнется 02.10.2018. Доказательства направления и получения Обществом данного уведомления в материалах дела отсутствуют. В акте проверки от 26.10.2018 имеется информация о том, что с копией приказа о проведении проверки ознакомлены представитель по доверенности ФИО5, ФИО7 02.10.2018 13.05 часов.

Каких - либо иных доказательств, свидетельствующих о том, что ЗАО «Спектр-К» информировалось о предстоящей выездной внеплановой проверке не менее чем за 24 часа до ее начала, материалы дела не содержат.

Вместе с тем, представленные документы не подтверждают соблюдение административным органом положений части 16 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, что в силу положений части 1, 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ является основанием для суда  для признания результатов проверки недействительными.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Допущенные заявителем процессуальные нарушения носят существенный характер и не могут быть устранены в ходе рассмотрения дела судом.

В силу  пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных  КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Сроки давности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, на момент привлечения лица к административной ответственности не пропущены.

При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы не распределялись, поскольку заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                      Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Федеральной службы по аккредитации к Закрытому акционерному обществу «Спектр – К» о привлечении к административной ответственности по статье 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия. Данное решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья                                                          Л.А. Максименко