ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-2115/06 от 28.09.2007 АС Костромского области

РЕШЕНИЕ

  г. Кострома Дело № А31-2115/2006-19

«02» октября 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2007 г.

Судья арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Костромской ювелирный завод»

(наименование заявителя)

кИнспекции ФНС России по г. Костроме

(наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие)

3-и лицаКомитет по труду администрации Костромской области

о признании решения недействительным в части

протокол вел: судья Максименко Л.А.

при участии :

от заявителя: ФИО1 (доверенность № 798 от 01.07.2005 г.)

от ответчика: ФИО2 (доверенность № 85 от 16.01.2007 г.)

от третьих лиц: ФИО3 (доверенность № 13/юр от 26.09.2007 г.)

установил:

Открытое акционерное общество «Костромской ювелирный завод», г. Кострома, обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костромео признании недействительным решения Инспекции ФНС России по городу Костроме от 31.03.2006 № 16/14 в части начисления налога на прибыль в сумме 181 845 руб. 30 коп. соответствующих сумм пени и штрафа.

Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования, просит суд признать решение Инспекции ФНС России по городу Костроме от 31.03.2006 № 16/14 недействительным в части начисления налога на прибыль в сумме 57 929 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.

В судебном заседании заявитель пояснил суду, что по результатам выездной налоговой проверки предприятия, установлен факт завышения себестоимости продукции на сумму 225 189 руб. (143 093 руб. - сумма бесплатно выданного молока рабочим пяти профессий за работу с вредными условиями и 82 096 руб. - сумма доплат к заработной плате работников за работу с вредными условиями), что повлекло неуплату налога на прибыль за 2003, 2004 год в сумме 57 929 руб. Налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа. Вынесенное по результатам проверки решение оспорил в части начисления налога на прибыль в сумме 57 929 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.

Налоговый орган заявленные требования не признал. Суду пояснил, что в ходе выездной налоговой проверки для оценки обоснованности выдачи предприятием работникам молока за работу с вредными условиями труда и установления доплат к заработной плате за работу с вредными условиями труда был привлечен специалист Комитета по труду администрации Костромской области. Согласно полученному заключению установлен факт необоснованных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в 2003 и в 2004 годах в сумме 225 189 руб. Доначислен налог на прибыль в сумме 57 929 руб., соответствующие суммы пени и штрафа. В связи с чем обжалуемое решение налоговый орган считает законным и обоснованным.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Инспекцией ФНС России по городу Костроме проведена выездная налоговая проверка ОАО «Костромской ювелирный завод». В материалы дела представлен акт выездной налоговой проверки от 14.03.2006 № 10/14.

В ходе проверки установлен факт завышения расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль предприятия в 2003-2004 годах, на сумму 143 093 руб.– стоимость бесплатно выданного молока рабочим пяти профессий – гальваник, полировщик, аппаратчик, регенераторщик, лаборант, занятым на работах с вредными условиями труда, а также на сумму 82 096 руб. – выплаченные доплаты, установленные работникам за работу с вредными условиями труда. Перечень рабочих профессий, дающих право на получение молока, утвержден администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом, является приложением к коллективному договору 2003 года и 2004 года. Также коллективным договором предусмотрены надбавки к тарифной ставке (окладу) за работу с вредными условиями труда в размере от 4% до 12% (пункт 16 коллективного договора). При этом наличие вредных производственных факторов у рабочих данных профессий на предприятии подтвержден представленными проверяющим актами замеров с заключением и оценкой класса условий труда. Замеры проведены лабораторией Костромского городского центра Санэпидемнадзора.

Для проверки обоснованности выдачи предприятием молока и установления доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, налоговый орган привлек специалиста Комитета по труду администрации Костромской области.

Согласно заключению специалиста выдача молока рабочим за работу с вредными условиями труда в 2003-2004 годах производилась необоснованно, так как представленные документы не подтверждают превышение предельно допустимых концентраций вредных производственных факторов на рабочих местах. Также в связи с нарушением в проведении и оформлении аттестации рабочих мест необоснованно установление доплат к заработной плате за работу с вредными условиями труда в 2003-2004 годах рабочим следующих специальностей: полировщик, литейщик.

По мнению налогового органа при указанных обстоятельствах стоимость бесплатно выданного молока и выплаченные доплаты, связанные с работой с вредными условиями труда не относится к расходам на оплату труда в соответствии с пунктами 3 статьи 255, пунктом 7 части 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

По указанным основаниям доначислен налог на прибыль за 2003, 2004 год в сумме 57 929 руб., соответствующие суммы пеней. Решением руководителя Инспекции ФНС России от 31.03.2006 № 16/14 ОАО «Костромской ювелирный завод» привлечен к налоговой ответственности, в том числе по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) по оспариваемому основанию в сумме 11585 руб. 80 коп.

Считая решение Инспекции ФНС России по городу Костроме от 31.03.2006 № 16/14 в части начисления налога на прибыль в сумме 57 929 руб. соответствующих сумм пени и штрафа незаконным, ОАО «Костромской ювелирный завод» обратился в суд.

Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, третьего лица, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда предоставляются бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.03.2003 № 13 утверждены нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. В соответствии с пунктом 3 Приложения к данному постановлению бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации. Норма бесплатной выдачи молока, согласно пункта 2 данного Приложения составляет 0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.03.2003 № 126 утвержден Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 24.04.2003 № 4451).

Таким образом, действующим законодательством бесплатная выдача молока не поставлена в зависимость от результатов аттестации рабочих мест, проведенной с целью установления размеров превышения предельно допустимых концентраций или предельно допустимых уровней химических веществ в воздухе рабочей зоны. Основанием для выдачи молока работнику является его фактическая занятость на работах, связанных с производством или применением химических веществ, предусмотренных в Перечне.

Представленные в материалы дела проводимые ежеквартально исследования запыленности и загазованности воздуха в рабочей зоне по цехам и участкам предприятия подтверждают наличие вредных производственных факторов у рабочих профессий - гальваник, полировщик, аппаратчик, регенераторщик, лаборант. Кроме того, проведенная в 2007 году аттестация указанных рабочих мест подтвердила не только наличие у данных профессий вредных производственных факторов, но и превышение их предельно допустимой концентрации в воздухе рабочей зоны.

Перечень рабочих профессий, дающих право на получение молока ежегодно утверждался администрацией ОАО по согласованию с профсоюзных комитетом, являлся приложением к коллективному договору.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам, связанным с производством и реализацией относятся прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией относятся согласно пункту 7 части 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации расходы налогоплательщика на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Следовательно, Общество обоснованно относило на себестоимость продукции или на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по прибыли, затраты по бесплатной выдаче молока работникам профессий – гальваник, полировщик, аппаратчик, регенераторщик, лаборант, занятым на работах с вредными условиями труда, в 2003-2004 годах в сумме 143 093 руб.

Согласно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные меры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

В Обществе указанные доплаты (за работу с вредными условиями труда) установлены коллективным договором, то есть фактически определена оплата труда в повышенной размере. Данные выплаты при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в качестве расходов на оплату труда, исходя из статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на оплату труда относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Как следует из статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации, в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (пункты 3, 25 статьи 255 Кодекса ).

Правительством перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда не определен, что не влияет на возможность отнесения доплат, установленных коллективным договором, работникам, за указанные условия труда к расходам на оплату труда, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Налогоплательщик в ходе проверки представил карты аттестации рабочих мест полировщика и литейщика согласно рабочих мест, предусмотренных коллективными договорами 2003 и 2004 года. Наличие вредных условий подтверждено. Кроме того, проведенной в ходе рассмотрения дела повторной аттестации рабочих мест по условиям труда, наличие вредных условий у рабочих указанных профессий также подтверждено.

Следовательно, Общество правомерно относило к расходам, уменьшающих налогооблагаемую прибыль 2003-2004 годах суммы доплат, установленных к тарифным ставкам (окладам) за работу с вредными условиями труда в размере 82 096 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме от 31.03.2006 № 16/14 признать недействительным в части начисления ОАО «Костромской ювелирный завод» налога на прибыль в сумме 57 929 рублей, соответствующих сумм пени и налоговых санкций.

ОАО «Костромской ювелирный завод» выдать справку на возврат государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Л.А. Максименко