АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А31-2127/2018
г. Кострома 15 февраля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Котина Алексея Юрьевича, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маркиной Н.С., рассмотрел дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к закрытому акционерному обществу «Экохиммаш» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 88 422 рублей 13 копеек задолженности по оплате услуг по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.06.2016 года № 10 (плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения) и расходов по оплате государственной пошлины (с учетом уточнений)
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 по доверенности от 09.01.2019 г.; после перерыва не явились;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 01.06.2018 №26; ФИО3 по доверенности; после перерыва представители не явились;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (далее - истец, ООО "Тепловодоканал") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к закрытому акционерному обществу «Экохиммаш» (далее - ответчик, ЗАО «Экохиммаш» ) о взыскании 124 188 рублей 11 копеек задолженности по оплате услуг по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.06.2016 года № 10 за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 (плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения) и расходов по оплате государственной пошлины о взыскании.
Определением суда от 02.03.2018 года исковое заявление оставлено без движения в связи с непредставлением доказательств, подтверждающих соблюдение досудебного порядка о взыскании платы за декабрь 2017 года.
Устраняя обстоятельства, послужившие оставлению искового заявления без движения, истец представил исковое заявление, в котором просил взыскать с ответчика 88 422 рублей 13 копеек задолженности по оплате услуг по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.06.2016 года № 10 за период с 01.01.2017 по 30.09.2017 (плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения) и расходы по оплате государственной пошлины о взыскании.
Судебное заседание назначено на 05.02.2019 года.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительных пояснениях к нему.
Представители ответчика исковые требования признали в части с учетом представленного конттрасчета, указав, что расчет платы за негативное воздействие необходимо производить с учетом результатов отборанных проб.
В судебном заседании 05.02.2019 г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв до 08.02.2019 на 14 час. 45 мин.
После перерыва стороны явку представителей в суд не обеспечили, извещены.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
01.06.2016 года стороны заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения № 10 (с учетом протокола согласования разногласий от 24.08.2016 года), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства (ООО "Тепловодоканал"), осуществляющая водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент (ЗАО «Экохиммаш») обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенным договором.
Также указанным договором предусмотрено, что Истец обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1 договора).
Граница эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и Организации водопроводно-канализационного хозяйства определена в акте о разграничении эксплуатационной ответственности (приложение № 1) и схеме сетей водопровода и канализации в приложении №1А, №1/1А, в приложении 1Б (с учетом протокола согласования разногласий).
Место исполнения обязательств по договору является <...> (пункт 2 договора).
Подпунктами «в» и «м» пункта 11 договора на Истца возложена обязанность по осуществлению производственного контроля качества питьевой воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, а также обязанность по осуществлению контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом «т» пунктом 13 договора на ответчика, как на абонента, возложена обязанность по соблюдению установленных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы сточных вод, а также обязанность принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Подпунктом «е» пункта 14 договора ответчик обязуется вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства (пункт 10 договора).
Согласно подпункту «а» пункта 14 договора абонент имеет право получать от организации водопроводно-канализационного хозяйства информацию о результатах производственного контроля качества состава и свойств сточных вод, осуществляемого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и производственного контроля состава и свойств сточных вод, осуществляемого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525; осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод, в том числе параллельных проб, а также принимать участие в отборе проб холодной воды и сточных вод, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с подпунктом «д» пункта 14 договора.
Приложением № 5 к договору сторонами согласовано место отбора проб – КНС-4, ул. Пролетариата, частота отбора проб один раз в месяц.
В приложении №7 к договору с учетом протокола согласования разногласий стороны согласовали сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для ответчика.
В связи с тем, что ответчик при осуществлении своей деятельности осуществляет производство химических веществ и химических продуктов, истец произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.01.2017 по 30.09.2017 и выставил счета (счета предъявлялись поквартально) на оплату на общую сумму 88422,13 руб.
Ответчик плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не произвёл.
20.11.2017 года истец направил в адрес ответчика претензию № 550 с требованием об оплаты образовавшейся задолженности.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Оценив представленные в дело доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 ГК РФ).
Как установлено статьями 309 и 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод в спорный период регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года №644 (далее - Правила №644).
Согласно статье 14 Закона № 416-ФЗ, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Закона №416-ФЗ).
Подпунктами «ж», «и» пункта 35 Правил №644 установлены следующие обязанности абонента: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В соответствии с пунктом 111 Правил № 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 113 Правил №644 предусмотрено, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению № 4 к Правилам №644;
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 Правил №644.
Подпунктом «з» пункта 35 Правил №644 предусмотрено, что абонент обязуется обеспечивать беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам), местам отбора проб воды, приборам учета
Согласно подпунктам «в» и «г» пункта 36 Правил 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены Правилами №644 (пункт 118 Правил №118).
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета (пункт 119 Правил №644).
Пунктом 120 Правил № 644 предусмотрено, что в случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, предусмотренной п. 123 Правил № 644.
Согласно п. 123 Правил № 644 в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без учета налога на добавленную стоимость в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле, предусмотренной п. 123 Правил №644 (за исключением случаев исчисления платы в соответствии с п. 120 Правил №644).
Таким образом, при осуществлении абонентом запрещенного сброса расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном п. 120 Правил №644. При сбросе абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, указанных в приложении № 5 к Правилам № 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы осуществляется в порядке, предусмотренном п. 123 Правил №644.
Негативное воздействие на централизованную систему водоотведения представляет собой нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке. Также негативное воздействие может выражаться в нарушении надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды.
Исходя из того, что негативное воздействие выражается, в частности в дополнительной нагрузке на очистку соответствующих стоков, пунктом 123(4) Правил № 644 определен перечень видов деятельности, осуществляя которые абонент выпускает негативно влияющие на централизованную систему водоотведения стоки.
В соответствии с пунктом 123 (4) Правил № 644 для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделку и крашение шкур и кожи, выделку и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле:
n = К x Т x Qnpl,
где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб. /куб. метр); Qnpl - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод.
Исходя из смысла п. 123(4) Правил №644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей. Законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
Также из пункта 123(4) Правил № 644 следует, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для четко определенной категории абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Расчетный способ определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный п. 123(4) Правил №644, применяется при условии соответствия абонента одновременно следующим условиям:
- абонент фактически осуществляет виды деятельности, указанные в п. 123(4), в том числе, если данный вид деятельности не является основным;
- объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами (достаточно наличия хотя бы одного из перечисленных условий).
В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Из материалов дела следует, что ответчик, являясь предприятием по производству химических веществ и химических продуктов (согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц), осуществляет сброс сточных вод со своих объектов в объеме менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам.
В частности, объем отводимых сточных вод с объектов ответчика в рамках единого договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.06.2016 составляет менее 30 м³ в сутки, что подтверждается приложениями к договору и не оспаривается ответчиком.
В связи с указанными обстоятельствами Истец произвел расчет платы за негативное воздействие в соответствии с пунктом 123(4) Правил № 644.
В нарушении положений статьи 65 АПК РФ Ответчик доказательств, подтверждающих невозможность проведения расчета по пункту 123(4) Правил № 644, в материалы деле не представил.
При этом ответчик указывает, что, не смотря на указанные обстоятельства, в расчет платы за негативное воздействие необходимо производить с учетом результатов отобранных в январе-марте 2017 года проб сточных вод.
Согласно разъяснениям от 29.06.2017 исх.№22820-ДБ/04, данным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, если организация водопроводно-канализационного хозяйства произвела отбор сточных вод абонентов, поименованных в пункте 123(4) Правил №644 с целью определения значений показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами № 644 и Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (далее - Постановление N 525), в случае наличия технической возможности отбора проб, то размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, указанной в п. 123 Правил №644.
Таким образом, расчет размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется в соответствии с п. 123 Правил № 644 только при одновременном наличии следующих условий (факторов):
- наличия технической возможности отбора проб сточных вод абонента;
- осуществления отбора в отдельном контрольном канализационном колодце (на отдельном канализационном выпуске) абонента, к которому отсутствует подключение иных абонентов;
- объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки;
- абонент относится к предприятиям по производству готовых пищевых продуктов и блюд и осуществляет переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов.
Исходя из изложенного следует, что п. 123(4) Правил N 644 применяется в безусловном порядке независимо от проведения процедуры контроля состава и свойств сточных вод абонента. Однако, при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства отбора проб сточных вод абонента с учетом требований Постановления №525, расчет платы осуществляется по п. 123 Правил № 644.
Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения в части установления нормативов по составу и свойствам сточных вод абонентов, а также контролю за действительными концентрациями загрязняющих веществ у абонентов и, как следствие, возмещениями абонентами реального вреда, причиненного ими в результате негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Как следует из материалов дела, в январе 2017 года, феврале 2017 года и марте 2017 года истцом в целях осуществления контроля производился отбор проб, что подтверждается актами отбора проб № 15А от 18.01.2017-из КНС-4, № 15 от 18.01.2017; №46 от 08.02.2017 г., №47 от 08.02.2017 г., №111 от 16.03.2017 г., № 112 от 16.03.2017 г.
По результатам анализа отобранных проб (протоколы испытаний №3 от 19.01.2017 г., №9 от 08.02.2017 г., №14 от 16.03.2017 г.) в январе и феврале 2017 года установлено превышение Ответчиком предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе в систему канализации (превышение по азоту), установленных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644; за март 2017 года такого превышения не допущено.
Факт обора проб, результаты протокольных испытаний Истцом и Ответчиком не оспаривались.
Учитывая указанные обстоятельства, Ответчик произвел расчет платы за январь-март 2017 года в соответствии с пунктом 123 Правил № 644, в соответствии с которым размер платы за негативное воздействие за январь 2017 года составляет 1095,77 рублей (без учета НДС), за февраль 2017 года – 1257,36 рублей (без учета НДС), за март 2017 года – «ноль» (факт превышения допустимых концентраций в соответствии с Правилами №644 не установлен, что не оспаривалось Истцом).
Истец с расчетом ответчика, произведенного в январе-марте 2017 года, применительно к пункту 123 Правил №644 согласился, но не принял его, полагая, что плата за негативное воздействие должна осуществляться в соответствии с пунктом 123(4) Правил №644 вне зависимости от результатов отбора проб.
В частности, в своих дополнительных пояснениях от 21.12.2018 года, истец указал, что расчет по общему азоту выполнен ответчиком верно, но Истец не имеет законных оснований для его применения.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств судом принимаются доводы Ответчика в части расчета платы за негативное воздействие, произведенного по пункту 123 Правил №644, с учетом результатов анализа отобранных в январе-марте 2017 года проб.
В соответствии с пунктом 123 Правил №644 при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения значение Q (объем сточных вод), отведенных абонентом, используется за период до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев.
В письме Минстроя России от 24.05.2017 № 18063-АЧ/04 «О разъяснении применения Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644» указано, что согласно пункту 123 Правил №644 результаты анализов контрольных проб сточных вод могут использоваться до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод).
Таким образом, расчет плата за негативное воздействие за март, апрель и май 2017 года необходимо производить на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод от 16.03.2017 г.
Учитывая, что по результатам указанного анализа отбора проб превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе в систему канализации, установленных Правилам №644, Ответчиком не допущено, размер платы за апрель и май 2017 года также не подлежит начислению.
Одновременно, за июнь, июль, август и сентябрь 2017 г. судом принимается расчёт истца, в соответствии с которым, размер платы за негативное воздействие рассчитан истцом по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил №644, с учетом объемов отводимых сточных вод.
Так, за июнь 2017 года при объеме сточных вод, сброшенных абонентом, равном 480 куб. м, плата за негативное воздействие составляет 8 198,4 руб. (без учета НДС) за третий квартал 2017 года 26 597,60 руб. (без учета НДС) при объеме за июль 466 куб.м, август - 509 куб.м, сентябрь - 508 куб.м.
При этом судом отклоняется довод ответчика о необходимости расчета платы за негативное воздействие за 3 квартал 2017 года исходя из кратности превышения по веществам, поскольку ни правилами №644, ни условиями договора не предусмотрена возможность усреднения показателей допустимых концентрацией при расчете размера платы за негативное воздействие.
Из положений пунктов 123 и 123(4) Правил №644 усматривается, что расчет платы за негативное воздействие производится исходя из тарифа на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость.
В спорный период для расчеты платы действовали и подлежали применению тарифы на услуги водоотведение, утвержденные для Истца постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 № 15/545 (с последующими изменениями), в том числе в период с января по июнь 2017 года в размере 34,16 рублей/ куб.м (без НДС), с июля по декабрь 2017 года 35,87 рублей/ куб.м (без НДС).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.06.2005 №15378/04, установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ, по сути, является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах.
Суммы повышенной платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ являются платежами за оказываемые услуги, поэтому они подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС.
Налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).
В пунктах 123 и 123(4) Правил №644 размер платы, подлежащей уплате абонентом, установлен без учета НДС.
Таким образом, при реализации названных услуг налоговая база по НДС определяется как размер платы (без учета НДС), исчисленной в порядке, установленном пунктами 123 или 123(4) Правил №644.
При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Организация водопроводно-канализационного хозяйства при реализации услуг, размер платы за которые установлен без учета НДС, обязана предъявить к оплате абоненту осуществляющему компенсацию расходов, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, соответствующую сумму НДС, исчисленную исходя из указанной базы и ставки налога.
Как разъяснил Минфин России, компенсация расходов, связанных с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, является, по существу, оплатой услуг по нейтрализации воздействия загрязняющих веществ на водопроводно-канализационную сеть (письма от 23.06.2014 № 03-07-РЗ/2987, от 23.06.2014 №03-07-11/29787).
Учитывая изложенное, организация водопроводно-канализационного хозяйства при реализации услуг, размер платы за которые установлен без учета НДС, обязана предъявить к оплате абоненту, осуществляющему компенсацию расходов, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, соответствующую сумму НДС, исчисленную исходя из указанной налоговой базы и ставки налога в размере 18%.
На основании вышеизложенного, требования истца подлежат частичному удовлетворению, а именно: за январь 2017 года – 1293,01 рублей, за февраль 2017 года – 1483,69 рублей, за июнь 2017 года – 9674,11 рублей, за 3-й квартал 2017 года (июль, август, сентябрь) – 31385,18 рублей, итого 43 835 рублей 99 рублей (в том числе НДС – 6686,85 рублей).
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика пропорционально удовлетворенным исковым требованиям по правилам статьи 110 АПК РФ.
В случае изменения размера исковых требований после возбуждения производства по делу при пропорциональном распределении судебных издержек следует исходить из размера требований, поддерживаемых истцом на момент принятия решения по делу (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Общий размер требований, поддерживаемых Истцом на момент принятия решения, составлял 88422,13 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей уплате исходя из цены иска, поддерживаемой истцом, с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 рублей составляет 3537 рублей.
Истец при подаче исковых требований оплачена государственная пошлина в сумме 4726 рублей (платежное поручение от 26.02.2018 года №367).
Таким образом, государственная пошлина с учетом положений статьи 110 АПК РФ в размере 1754 рублей (49,58%) подлежит отнесению на Ответчика, 1783 – на истца, 1189 рублей подлежит возврату истцу из федерального бюджета как излишне уплаченной государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить частично.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Экохиммаш» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 33738 рублей 31 копейку задолженности, 1350 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части иска отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1189 рублей, уплаченную по платежному поручению от 26.02.2018 № 367.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Костромской области.
Судья А.Ю.Котин