ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-2262/12 от 26.04.2012 АС Костромского области




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-2262/2012

г. Кострома 04 мая 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 04 мая 2012 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Татьяны Николаевны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекрыжовой Е.А.

с участием представителей сторон:

от заявителя: Нарышев А.В. – представитель по доверенности от 14.02.2012,

от ответчика: Понтас Т.В. – представитель по доверенности от 05.05.2011 № 05,

Перстнева А.П. – представитель по доверенности от 16.01.2012 № 01,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Планета», г. Кострома к Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, г. Кострома о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о выдаче заключения о соответствии построенного объекта – дилерского центра по продаже автомобилей, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Магистральная, 67, требованиям технических регламентов и проектной документации, а также об обязании устранить нарушения прав и законных интересов общества.

В судебном заседании представители сторон поддержали требования и возражения по основаниям, изложенным в заявлении и отзыве на него.

Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, 28.03.2008 между Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области и обществом с ограниченной ответственностью «Планета» заключен договор аренды земельного участка № Д.1250.3, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Магистральная, д. 67, кадастровый номер 44:27:08 06 10:0022, площадью 3 593,96 кв.м., cразрешенным использованием - для строительства дилерского центра по продаже автомобилей. По акту приема-передачи от 28.03.2008 указанный земельный участок передан заявителю в аренду.

Постановлением главы г. Костромы от 24.12.2008 № 2446 утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: ул. Магистральная, 67.

16.10.2009 Верхне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдано Разрешение № 196 на допуск в эксплуатацию энергоустановки.

20.09.2010 областное государственное учреждение «Государственная экспертиза Костромской области» выдало положительное заключение государственной экспертизы № 44-1-4-0026-10 проектной документации объекта капитального строительства - дилерский центр по продаже автомобилей по адресу: г. Кострома, ул. Магистральная, 67.

10.08.2010 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области обществу выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 44.КЦ.01.000.Т.000253.08.10 о соответствии проекта санитарно-защитной зоны центра государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

22.10.2010 администрацией города Костромы заявителю выдано Разрешение на строительство № RU 44328000-215 объекта капитального строительства - дилерский центр по продаже автомобилей.

20.12.2010 общество с ограниченной ответственностью «Планета» направило в Инспекцию государственного административно-технического надзора Костромской области извещение № 54 об окончании строительства объекта капитального строительства.

21.12.2010Инспекция государственного административно-технического надзора Костромской области направила в адрес ООО «Планета» уведомление о проведении проверки при строительстве объекта капитального строительства.

По итогам проверки инспекцией был составлен акт от 29.12.2010 № 671, в котором отражены нарушения, требующие устранения, в связи с чем выдано предписание № 671 об устранении нарушений при строительстве.

14.04.2011 обществом с ограниченной ответственностью «Планета» в адрес инспекции направлено извещение об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства.

По результатам проверочных мероприятий инспекцией был составлен акт проверки от 12.05.2011 № 138, согласно которому объект капитального строительства соответствует требованиям технических регламентов (строительных норм и правил), проектной документации, при этом установлено, что эксплуатация объекта ведется без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В акте проверки от 12.05.2011 № 139 инспекция отразила, что нарушений требований нормативных правовых актов в области строительства и проектной документации, требований правил пожарной безопасности не выявлено.

После завершения указанной проверки общество обратилось в инспекцию по вопросу выдачи заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства – дилерского центра по продаже автомобилей, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Магистральная, 67, требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации.

Письмом от 14.06.2011 № 04/1693 инспекция отказала обществу в выдаче заключения по причине неосуществления государственного строительного надзора в ходе строительства данного объекта.

31.01.2012 ООО «Планета» повторно обратилось в инспекцию с заявлением о выдаче заключения.

Письмом от 09.02.2012 № 04/346 инспекция в выдаче испрашиваемого заключения отказала по причинам, изложенным в письме от 14.06.2011 № 04/1693.

Посчитав, что инспекция уклоняется от выполнения возложенных на нее законом функций, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о выдаче заключения о соответствии построенного объекта – дилерского центра по продаже автомобилей, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Магистральная, 67, требованиям технических регламентов и проектной документации, а также об обязании устранить нарушения прав и законных интересов общества.

В обоснование требований заявитель указал, что при наличии акта проверки, в котором не зафиксировано нарушений, инспекция обязана была выдать заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, однако, допустила незаконное бездействие, выразившееся в невыдаче такого заключения. Заявитель также обратил внимание на то, что, отказывая в выдаче заключения, инспекция не составила документ в надлежащей форме, которая предусмотрена Приложением 12 к Порядку проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации, утвержденному Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129.

Инспекция требования заявителя не признала, в отзыве указала, что заключение может быть выдано застройщику только в случае осуществления государственного строительного надзора при строительстве объекта капитального строительства с начала строительства и до завершения строительных работ. Общество в нарушение требований градостроительного законодательства не извещало инспекцию о начале строительных работ. Вывод о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации был сделан инспекцией на основании проектной и исполнительной документации, а также заключения по итогам технического обследования здания, выполненного специализированной организацией, и визуального осмотра объекта, при этом государственный строительный надзор (в форме проверок) в ходе строительства объекта не осуществлялся. Выдача заключения без осуществления государственного строительного надзора действующим законодательством в области строительства не предусмотрена.

Ответчик также сообщил, что на основании извещения об окончании строительства инспекцией была проведена проверка на предмет выявления нарушений на уже построенном объекте, что не является осуществлением процедуры государственного строительного надзора в ходе строительства объекта капитального строительства. По мнению инспекции, оспариваемого незаконного бездействия ею допущено не было, поскольку обществу был направлен мотивированный отказ в выдаче положительного заключения, при этом, поскольку в ходе строительства объекта государственный строительный надзор не осуществлялся, у инспекции отсутствовали основания для выдачи решения об отказе в выдаче заключения в форме, предусмотренной Приложением 12 к Порядку проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации, утвержденному Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вопросы осуществления государственного строительного надзора при осуществлении строительства или реконструкции объектов недвижимости регулируются, в частности, Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Из содержания статьи 49 ГрК РФ следует, что в рассматриваемом случае осуществление государственного строительного надзора является обязательным.

В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка: 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) наличия разрешения на строительство; 3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 ГрК РФ.

Согласно части 3 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие Кодекса.

Частью 4 статьи 54 ГрК РФ установлено, что государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Костромской области от 24.04.2008 № 292-4-ЗКО «О государственном административно-техническом надзоре на территории Костромской области» государственный административно-технический надзор на территории Костромской области – это деятельность уполномоченного органа исполнительной власти Костромской области в сфере государственного административно-технического надзора в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством, по осуществлению государственного строительного надзора.

Согласно пункту 1 Положения об инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 12.08.2008 № 282, инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области по осуществлению государственного административно-технического надзора на территории Костромской области.

На основании пункта 21 Положения инспекция осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе:

1) контролирует соответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также результатов таких работ:

требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

при отсутствии технических регламентов - требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

2) выдает заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, нормам и правилам, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

3) контролирует наличие разрешения на строительство;

4) контролирует выполнение требований законодательства, предъявляемых к лицам, осуществляющим строительство.

Основываясь на приведенных правовых нормах, суд приходит к выводу о том, что органом, в чьи полномочия входит осуществление государственного строительного надзора в рассматриваемом случае, является Инспекция государственного административно-технического надзора Костромской области.

Общество с ограниченной ответственностью «Планета» полагает, что Инспекцией государственного административно-технического надзора Костромской области допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о выдаче заключения о соответствии построенного объекта – дилерского центра по продаже автомобилей, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Магистральная, 67, требованиям технических регламентов и проектной документации.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Из заявления ООО «Планета» следует, что оспариваемое обществом бездействие выражается в непринятии инспекцией решения о выдаче заключения о соответствии построенного объекта – дилерского центра по продаже автомобилей, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Магистральная, 67, требованиям технических регламентов и проектной документации.

Между тем из материалов дела следует, что инспекция письмами от 14.06.2011 № 04/1693 и от 09.02.2012 № 04/346 сообщила обществу об отсутствии оснований для выдачи заключения о соответствии построенного объекта – дилерского центра по продаже автомобилей, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Магистральная, 67, требованиям технических регламентов и проектной документации. Из содержания указанных писем следует, что основанием для отказа в выдаче испрашиваемого обществом заключения является неосуществление государственного строительного надзора в ходе строительства объекта.

Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, которым утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Согласно пункту 4 названного Положения предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации.

В силу пункта 8 Положения государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм, правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора.

В соответствии с пунктами 9, 10, 11 Положения государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации. При строительстве, в частности, подлежит проверке соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

Проверки проводятся в соответствии с программой проверок.

На основании пункта 18 Положения орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм, правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Планета» обратилось в инспекцию с извещением от 20.12.2010 № 54 об окончании строительства дилерского центра по продаже автомобилей, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Магистральная, 67. При этом заключение государственной экспертизы проектной документации получено застройщиком 20.09.2010, разрешение на строительство указанного объекта выдано обществу 22.10.2010 на эксплуатируемый объект.

Извещение о начале строительства дилерского центра по продаже автомобилей, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Магистральная, 67, обществом в инспекцию не направлялось, доказательств обратного материалы дела не содержат. Кроме того в судебном заседании представитель заявителя подтвердил данный факт.

Таким образом, непредставление заявителем в инспекцию извещения о начале строительства не позволило уполномоченному органу в установленном порядке осуществить государственный строительный надзор (в виде проверок) в ходе строительства объекта капитального строительства.

Поскольку государственный строительный надзор в период строительства инспекцией не осуществлялся ввиду неуведомления ее о начале работ, определить соответствие построенного объекта в части скрытых работ требованиям проектной документации не представляется возможным.

При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали правовые основания для выдачи заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, что свидетельствует об отсутствии со стороны инспекции незаконного бездействия в указанной заявителем форме.

Кроме того, принимая во внимание активное поведение ответчика, выразившееся в направлении заявителю писем от 14.06.2011 № 04/1693 и от 09.02.2012 № 04/346, содержащих мотивированный отказ в выдаче испрашиваемого им заключения, суд приходит к выводу об отсутствии в поведении ответчика бездействия как такового.

Довод общества о том, что письма инспекции об отказе в выдаче заключения не соответствуют форме, предусмотренной Приложением 12 к Порядку проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации, утвержденному Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129, судом не принимается.

Согласно пункту 2 данного нормативного акта настоящий порядок устанавливает требования к проведению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, проверок соответствия выполненных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации и оформлению результатов таких проверок, а также требования, предъявляемые к выдаче заключений о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации или принятию решения об отказе в выдаче такого заключения.

Приложениями к данному Порядку предусмотрены формы промежуточных и итоговых документов, принимаемых в ходе осуществления государственного строительного надзора.

Суд установил, что в рассматриваемом случае государственный строительный надзор в ходе строительства объекта не осуществлялся, в связи с чем у инспекции отсутствовала обязанность принятия решения об отказе в выдаче заключения в форме, предусмотренной Приложением 12 к названому выше Порядку.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения или действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине усд относит на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Планета», г. Кострома к Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, г. Кострома о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о выдаче заключения о соответствии построенного объекта – дилерского центра по продаже автомобилей, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Магистральная, 67, требованиям технических регламентов и проектной документации, а также об обязании устранить нарушения прав и законных интересов общества отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационный инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Т.Н. Смирнова