АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-2381/2013
г. Кострома 05 июня 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 05 июня 2013 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамановой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Суманеева Е.А., паспортные данные в протоколе, доверенность в деле;
от административного органа – Васильева Ж.М., паспортные данные в протоколе, доверенность от 05.03.2013 № 91,
рассмотрев заявление Администрации Сокиринского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области, Костромская область, Сусанинский район, д. Сокирино (ОГРН 1054417365420, ИНН 4428002962), к Отделу государственного энергетического надзора по Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Кострома, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 22.02.2013 года № 9.1-0176вн-Пс/0103-2013,
установил:
Администрация Сокиринского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области (далее – заявитель, Администрация Сокиринского сельского поселения, Администрация), Костромская область, Сусанинский район, д. Сокирино, обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела государственного энергетического надзора по Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 22.02.2013 № 9.1-0176вн - Пс/0103-2013 о признании администрации Сокиринского сельского поселения виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
В судебном заседании заявитель пояснил суду, что в ходе проведения отделом государственного энергетического надзора Костромской области внеплановой выездной проверки соблюдения администрацией Сокиринского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по проведению обязательного энергетического обследования в установленный срок, выявлен факт отсутствия у муниципального учреждения энергетического паспорта, энергетическое обследование в срок до 31.12.2012 не проведено. Указанное обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным лицом административного органа в отношении администрации 14.02.2013 протокола об административном правонарушении, ответственность за которое установлена в части 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Костромской области от 22.02.2013 администрация Сокиринского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Администрация обратилась в суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным, в связи с тем, что административным органом при рассмотрении дела не был исследован вопрос вины лица, привлекаемого к административной ответственности. Вместе с тем, по мнению заявителя, его вина в нарушении сроков проведения энергетического обследования отсутствует. Между администрацией и ООО «Костромская областная аудиторская компания» заключен договор от 01.12.2012 № 176 ЭО-2012 по проведению энергетического обследования по ряду объектов и изготовления 31.12.2012 энергетического паспорта. ООО «Костромская областная аудиторская компания» свои обязательства не выполнило. Договор от 01.12.2012 № 176 ЭО-2012 был расторгнут. 14.02.2013 администрация Сокиринского сельского поселения заключила договор № 45 по проведению энергетического обследования и составлению энергетического паспорта с ООО «Волжская Энергоаудиторская Компания». В настоящее время энергетическое обследование проведено, энергетический паспорт изготовлен и находится на экспертизе. Кроме того, заявитель полагает, что при производстве по делу об административном правонарушении административным органом нарушена процедура привлечения лица к административной ответственности. Законный представитель общества не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, что лишило его возможности воспользоваться правовой помощью при рассмотрении дела.
Административный орган заявленные требования не признал. Обжалуемое постановление считает законным и обоснованным.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.02.2013 № КО-176 пр отделом государственного энергетического надзора по Костромской области в период с 11 по 14 февраля 2013 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Сокиринского сельского поселения, предметом которой явилось соблюдение обязательных требований действующего законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по проведению обязательного энергетического обследования.
На момент проведения проверки установлено, что Администрацией Сокиринского сельского поселения не проведено обязательное энергетическое обследование в срок до 31.12.2012, отсутствует энергетический паспорт, что не соответствует требованиям части 2 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 14.02.2013 № 9.1-00176 вн-А/0022-2013, вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 14.02.2013 № 9.1-0176вн-П/0022-2013.
Усмотрев в действиях Администрации Сокиринского сельского поселения признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ, государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора по Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении от 14.02.2013 №9.1-0176вн-Пр/0103-2013 .
Постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 22.02.2013 № 9.1-0176вн-Пс/0103-2013 Администрация Сокиринского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, Администрация Сокиринского сельского поселения обжаловала его в суд.
Изучив представленные доказательства, выслушав позиции сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет административную ответственность юридических лиц в виде административного штрафа от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) определены категории лиц, которые обязаны организовать и проводить энергетическое обследование.
К данным лицам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц; организации с участием государства или муниципального образования; организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности; организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти и нефтепродуктов; организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год; организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Согласно части 2 указанной статьи эти лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу указанного Федерального закона до 31 декабря 2012 года, а последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
В статье 2 Закона об энергосбережении дано толкование используемых в нем терминов:
3) энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
4) энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
7) энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Закона об энергосбережении).
В соответствии со статьей 15 Закона об энергосбережении энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. Основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию: об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении; о показателях энергетической эффективности; о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов); о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении; о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Актом проверки, протоколом об административном правонарушении установлено, что администрация Сокиринского сельского поселения не провела в установленный срок первое энергетическое обследование, энергетический паспорт на момент проверки не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В этой связи вина юридического лица в силу требований вышеназванных норм КоАП РФ и АПК РФ должна быть установлена и доказана административным органом.
Обжалуемое постановление не содержит оценки виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
При этом, административным органом не дана оценка тому обстоятельству, что администрацией предприняты меры по получению к 31.12.2012 энергетического паспорта, для чего 01.12.2012 заключен договор с ООО «Костромская областная аудиторская компания», который не был исполнен не по вине заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Материалы дела свидетельствуют, что обжалуемое постановление принято 22.02.2013 в отсутствии законного представителя лица привлекаемого к административной ответственности. При этом, материалы дела не содержат доказательств надлежащего извещения административным органом законного представителя о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Довод административного органа об отсутствии данного процессуального нарушения, в связи с тем, что глава администрации при составлении протокола об административном правонарушении и уведомлении в указанном протоколе о рассмотрении дела 19.02.2013 в 11-00 часов заявила о невозможности присутствовать в назначенное время и просила рассмотрение дела провести 22.02.2013 в 11-00 часов, отклоняется судом как необоснованный. Ходатайство лица с предложением даты и времени рассмотрения дела не исключает исполнение административным органом своей обязанности по извещению лица о времени и месте рассмотрения дела, даже в случае удовлетворения такого ходатайства и рассмотрения дела в день и время, предложенное лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Допущенное процессуальное нарушение является существенным.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято решение, суд
РЕШИЛ:
Требования Администрации Сокиринского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области, Костромская область, Сусанинский район, д. Сокирино (ОГРН 1054417365420, ИНН 4428002962) – удовлетворить.
Постановление Отдела государственного энергетического надзора по Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.02.2013 года № 9.1-0176вн-Пс/0103-2013 о признании Администрации Сокиринского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, - признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Л.А.Максименко