АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156000, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-2652/2021
г. Кострома | 8 сентября 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 8 сентября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 8 сентября 2021 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Мосунов Денис Александрович, при ведении протокола судебного заседания секретарем Кочетковой Д.Н., рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 к Администрации города Костромы о признании незаконным постановления от 05.02.2021 № 122 «Об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <...> в нежилое помещение», обязании в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение административного назначения с присоединением его к нежилому помещению 8 в доме 134/10, третьи лица: Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы ИП ФИО2, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской области
при участии: от заявителя: ФИО3, доверенность от 12.04.2019, диплом,
от ответчика: ФИО4, доверенность от 28.12.2020 №55исх-73/20,
от третьего лица (Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы): ФИО5, доверенность от 15.02.2021, паспорт,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Костромы от 05.02.2021 № 122 «Об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <...> в нежилое помещение», обязании в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение административного назначения с присоединением его к нежилому помещению 8 в доме 134/10.
Третьи лица: ФИО2, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской области явку своих представителей не обеспечили.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской о времени и месте рассмотрения дела извещено (потовое уведомление в деле).
Копия определения, направленная ФИО2 по последнему известному адресу места его жительства, вернулась в суд с отметкой организации связи, свидетельствующей о ее невручении по причине истечения срока хранения.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ дело рассмотрено без участия не явившихся третьих лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, третьего лица суд установил следующие обстоятельства.
ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, что подтверждается записью о государственной регистрации права 44:27:040725:276-44/012/2018-5 от 02.12.2018 года.
19 ноября 2020 года ФИО1 и ее супруг, ФИО2 обратились в Администрацию города Костромы с заявлением о переводе <...> в нежилое помещение административного назначения с присоединением его к нежилому <...> принадлежащему им на праве общей совместной собственности.
12 февраля 2020 года было выдано уведомление Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы от 09.02.2021 года № 11-608/20 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое и постановление Администрации города Костромы от 5 февраля 2021 года № 122 «Об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ город Кострома, <...>, в нежилое помещение».
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлении о признании его недействительным.
Заявитель считает, что указанным постановлением нарушается ее право на распоряжение принадлежащим ей жилым помещением, на изменение его правового режима с целью использования в предпринимательской деятельности. Перепланировка и переустройство жилого помещения, предлагаемые к проведению в рамках процедуры перевода жилого помещения в нежилое, не нарушают действующие строительные нормы и правила, санитарные, экологические и противопожарные нормы, не нарушают нормы градостроительного и жилищного законодательства, не нарушают права и законные интересы третьих лиц.
Ранее, в 2019 году она обращалась с заявлением о переводе <...> в нежилое помещение административного назначения с присоединением его к нежилому помещению 8 в указанном доме. Постановлением администрации города Костромы от 22.03.2019 года №408 ей было отказано в установленном порядке она обращалась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Костромы от 22.03.2019 года № 408.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 23.10.2019 года по делу № А31-4373/2019 постановление Администрации города Костромы было признано недействительным, на Администрацию была возложена обязанность повторно рассмотреть мое заявление о переводе вышеуказанного жилого помещения в нежилое.
Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 02.03.2020 года по делу № A31-4373/2019 решение Арбитражного суда Костромской области от 23.10.2019 года по делу №А 31-4373/2019 было отменено, по делу был принят новый судебный акт. В удовлетворении требований ФИО1 о признании недействительным постановления Администрации города Костромы от 22.03.2019 года № 408 было отказано. При этом данное постановление содержит определенные правовые позиции, которые подтверждают незаконность оспариваемого отказа. Считает, что данное постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 02.03.2020 года по делу № A31-4373/2019 имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Администрация представила отзыв, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Согласно пункту 4 статьи 19 Правил землепользования и застройки города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 16.12.2010 года № 62, (для малоэтажной многоквартирной застройки земельных участков), расположенных в пределах зоны Ж-3, устанавливаются вспомогательные виды использования, в том числе такие, как размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома, что также определено классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Из совокупного толкования статьи 37 ГрК РФ, статьи 19 Правил землепользования и застройки города Костромы следует, что земельные участки с основным видом разрешенного использования: малоэтажная многоквартирной жилая застройка, расположенные в пределах зоны Ж-3, допустимо использовать в соответствии с установленным вспомогательным видом разрешенного использования: для размещения объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома, который допустим дополнительно по отношению к основному виду разрешенного использования и выбирается заявителем самостоятельно без дополнительных разрешений.
Факт того, что в Единый государственный реестр недвижимости не внесены сведения о вспомогательном виде разрешенного использования: для размещения объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, не составляет более 15% общей площади помещений дома, не ограничивает использование земельного участка с кадастровым номером 44:27:040725:641, расположенного по адресу: <...> в соответствии с указанным вспомогательным видом разрешенного использования.
Поскольку выбранный заявителем вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 44:27:040725:641 не внесен в сведения Единый государственный реестр недвижимости, речь должна пойти о невозможности размещения на указанном земельном участке с основным видом разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, - пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома.
С учетом установленных градостроительным регламентом требований для земельных участков с основным видом разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная застройка, расположенных в пределах зоны Ж-3, возможность размещения объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома ограничена предельно допустимым соотношением общей площади таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме к общей площади помещений дома, которое составляет не более 15%.
В отношении отсутствия расчета стоянок для парковки автомобилей для нужд переводимого помещения в соответствии с пунктом 5.7 и 5.10 Местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 26.03.2015 года № 52, влекущего невозможность оценить соблюдение требований пунктов 5.7 и 5.10 Местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 26.03.2015 года № 52, устанавливающих норматив обеспеченности стоянками для парковки автомобилей при переводимом объекте, Администрация пояснила следующее.
В соответствии с пунктом 5.1 Свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания.
Согласно пункту 5.7. Местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы, утвержденных решение Думы города Костромы от 26.03.2015 года № 52, для нежилых помещений, не входящих в состав общедомового имущества многоквартирного жилого дома, применяются нормативы обеспеченности стоянками автомобилей в соответствии с пунктом 5.10 Местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы, утвержденных решение Думы города Костромы от 26.03.2015 года № 52.
Вместе с тем, в представленной на рассмотрение документации отсутствует проектное решение организации стоянки для парковки автомобилей (для планируемого к размещению офисного помещения) на территории домовладения в соответствии Местными нормативами градостроительного проектирования города Костромы, утвержденными решением Думы города Костромы от 26.03.2015 года № 52.
Доводы об отсутствии намерения увеличения штата работников, о возможности организации доступности к объекту, образованному в результате перепланировки и переустройством квартиры № 10 под нежилое помещение вспомогательного назначения с присоединением к нежилому помещению № 8 за счет общественного транспорта, о возможности парковки транспорта работников в местах разрешенного использования вдоль улицы Привокзальная, не основаны на нормах материального права.
Также считает, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 02.03.2020 года по делу № A31-4373/2019 преюдициального значения для рассмотрения данного дела не имеет, так как выводы суда не устанавливают каких-либо фактических обстоятельств, а содержат суждения относительно доводов Администрации города Костромы и выводы по вопросам применении норм материального права.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, третьего лица, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на лице, оспаривающем акт, решение, действие (бездействие), бремя доказывания законности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) лежит на лице, принявшем соответствующий, совершившим оспариваемое действие (бездействие).
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле
В силу части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании части 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя (часть 4 статьи 23 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В силу части 1 статьи 40 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти помещения в одно помещение в порядке, установленном главой 4 настоящего Кодекса.
Главой 4 ЖК РФ урегулированы переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме (статьи 25 - 29).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме; перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее -орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (часть 2 статьи 26 ЖК РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 27 ЖК РФ в качестве основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме предусмотрено непредставление определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права нежилое помещение общей площадью 139,6 кв. м, расположенное по адресу: <...>, этаж 1, 2, помещение № 8 принадлежит на праве общей совместной собственности ФИО1 и ФИО2
19 ноября 2020 года ФИО1 и ее супруг ФИО2 обратились в Администрацию с заявлением о переводе жилого помещения площадью 82,6 кв. м, расположенного по адресу: <...>, этаж 2, кв. 10, в нежилое помещение административного назначения с присоединением его к нежилому помещению № 8, с перепланировкой и переустройством для дальнейшего использования данных помещений в предпринимательской деятельности.
Все документы, установленные перечнем ч. 2 статьи 23 ЖК РФ были представлены в Администрацию города Костромы для рассмотрения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, что не отрицается Администрацией.
Администрация указала в постановлении основания для отказа:
- несоблюдение требований градостроительного законодательства при переводе жилого помещения, в части несоответствия требованиям, установленным в Правилах землепользования и застройки города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 16.12.2010 года № 62, а именно градостроительному регламенту зоны среднеэтажной жилой застройки Ж-3 для объектов капитального строительства с видом разрешенного использования «Среднеэтажная жилая застройка», принятому в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540, ввиду превышения 15 % общей площади помещений многоквартирного дома, предназначенных для
размещения объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома;
- в представленном проекте перепланировки и переустройства квартиры 10 под нежилое помещение вспомогательного назначения с присоединением к нежилому помещению 8 по адресу: <...>, отсутствует расчет стоянок для парковки автомобилей в соответствии с пунктом 5.7 и 5.10 Местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 26.03.2015 года № 52, в виду чего не представляется возможным оценить обеспеченность стоянками для парковки автомобилей при переводимом объекте.
Согласно сведениям, имеющимся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:27:040725:641, расположенного по адресу: <...>, установлен вид разрешенного использования: многоквартирный дом, для многоквартирной застройки.
Администрация в обоснование своей позиции применяет предельные параметры, установленные в отношении вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка: для малоэтажной многоквартирной жилой застройки.
При этом в Правилах землепользования и застройки г. Костромы имеется основной вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, в отношении которого предельного параметра, ограничивающего размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных, встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома при превышении 15 % общей площади, не установлено.
Статья 3 Правил землепользования и застройки города Костромы устанавливает сферу действия требований, установленных указанными Правилами.
Согласно статье 3 Правил требования к правовому режиму использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленные настоящими Правилами, подлежат обязательному соблюдению:
1) при подготовке и утверждении документации по планировке территории;
2) при подготовке и утверждении градостроительных планов земельных участков;
3) при выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства;
4) при выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию;
5) при выдаче разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства;
6) при предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
7) при выборе вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства;
8) при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории города Костромы;
9) при образовании земельных участков на территории города Костромы;
10) при использовании земельных участков в зонах охраны объектов культурного наследия.
Перечень случаев, в которых Правила подлежат обязательному соблюдению является исчерпывающим и не содержит случаев, связанных с переводом жилых помещений в нежилые с переустройством и перепланировкой жилых и нежилых помещений.
Статья 7 Правил землепользования и застройки города Костромы устанавливает состав и порядок применения градостроительных регламентов, устанавливаемых для территориальных зон. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 указанных Правил для каждой территориальной зоны устанавливаются градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в которых указываются соответствующие каждому виду разрешенного использования предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе:
а) предельные минимальные и (или) максимальные размеры земельных участков, в том числе их площадь;
б) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
в) предельное (максимальное) количество надземных этажей или предельная (максимальная) высота зданий, строений, сооружений;
г) максимальный процент застройки участка в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
д) иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Аналогичным образом определена и сфера применения предельных параметров (для строительства, реконструкции объектов капитального строительства) в статье 38 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, предельные параметры, установленные градостроительными регламентами, подлежат применению и являются обязательными при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства. Соответственно, в рассматриваемом случае предельные параметры, установленные градостроительными регламентами для зоны среднеэтажной жилой застройки Ж-3 для объектов капитального строительства с видом разрешенного использования «Среднеэтажная жилая застройка» не являются обязательными для применения.
Земельный участок с кадастровым номером 44:27:040725:641 . расположенный по адресу: <...> поставлен на государственный кадастровый учет 25.09.2012 года с видом разрешенного использования «многоквартирный дом».
Согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 года «О внесении изменений в Земельный кодекс и другие законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно п. 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу п. 9 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ приведение таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом является обязательным только при планируемой реконструкции объектов.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
основные виды разрешенного использования;
условно разрешенные виды использования;
вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости в числе дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества вносятся вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
В силу подпункта 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 года № 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне.
В рассматриваемом случае Администрацией не обоснована необходимость применения вспомогательного вида разрешенного использования, в то время, как в отношении зоны Ж-3 установлен основной вид разрешенного использования с идентичным названием. Кроме того, существующее разрешенное использование земельного участка не соответствует ни одному из видов разрешенного использования, установленному в отношении зоны Ж-3. Как уже было отмечено, виды разрешенного использования «для многоквартирной застройки» и «для малоэтажной многоквартирной застройки» не являются идентичными.
Норма, устанавливающая ограничение в части превышения 15 % общей площади помещений дома, предназначенных для размещения объектов обслуживания жилой застройки имеет отношение к объектам, предназначенным для обслуживания жилой застройки, расположенным во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях.
Согласно проектной документации, перевод квартиры № 10 планируется с целью организации в нем нежилого помещения вспомогательного (подсобного) назначения по отношению к основному помещению № 8 для удобства организации работы уже имеющихся сотрудников ИП ФИО1 Посещение указанного помещения населением не предусматривается.
Таким образом, помещение № 10 не предназначено для обслуживания жилой застройки.
В СП 31-107-2004. Свод правил по проектированию и строительству. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий" (одобрен и рекомендован к применению Письмом Госстроя России от 28.04.2004 N ЛБ-131/9) даны определения понятий встроенное нежилое помещение и встроенно-пристроенное нежилое помещение:
- встроенное нежилое помещение - помещение, располагаемое в габаритах жилого дома с выступом за его пределы не более чем на 1,5 м.
- встроенно-пристроенное нежилое помещение - помещение, располагаемое в габаритах жилого здания и в объемах, вынесенных за пределы габаритов жилого здания более чем на 1,5 м.
Согласно п. 4.1.5. ГОСТ Р 58033-2017 Здания и сооружения. Словарь. Часть 1.Общие термины пристройка- часть здания, расположенная вне контура его капитальных наружных стен, является вспомогательной по отношению к зданию и имеет с ним одну (или более) общую капитальную стену.
Согласно поэтажному плану здания на многоквартирный жилой дом по адресу: <...> переводимое помещение расположено в основном строении, какие-либо встроенные встроенно-пристроенные, пристроенные нежилые помещения у указанного здания отсутствуют.
Довод Администрации о необходимости предоставления расчета стоянок для парковки автомобилей в соответствии с пунктами 5.7 и 5.10 Местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы, утвержденными решением Думы города Костромы от 26 марта 2015 года № 52, с целью оценки обеспеченности стоянками для парковки автомобилей при переводимом объекте суд признает не состоятельным.
Согласно техническому паспорту на квартиру №10 в доме №134/10 по ул. Советской г. Костромы, многоквартирный дом построен в 1954 году, до введения в действие Местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 26 марта 2015 года №52.При рассмотрении дела № д 31-4373/2019 было установлено, что нормативы обеспеченности стоянками автомобилей в 1954 году при строительстве многоквартирного дома отсутствовали.
Таким образом, ссылка Администрации на установленные указанными нормативами требования об обустройстве стоянок для парковки автомобилей нельзя считать основанным на законе препятствием для перевода жилого помещения в нежилое с одновременными переустройством и перепланировкой.
Кроме того, в проекте указано, что в связи с перепланировкой и переустройством квартиры № 10 под нежилое помещение вспомогательного назначения с присоединением к нежилому помещению № 8 по адресу: <...>, увеличение штата работников не предусматривается.
Как указывает заявитель и что не опровергнуто Администрацией, здание, в котором расположено помещение, находится в непосредственной близости с остановками общественного транспорта (по ул. Советской остановки «ул. Привокзальная», по ул.Титова - остановки «ул.Гагарина»), поэтому доступность к переводимому помещению обеспечена за счет общественного транспорта. Парковка транспорта работников может осуществляться в местах разрешенного использования вдоль улицы Привокзальная.
Таким образом, законные основания для отказа в переводе в связи с несоблюдением требований градостроительного законодательства в части обустройства стоянки для парковки автомобилей для нужд переводимого помещения отсутствовали.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязывает Администрацию города Костромы в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение административного назначения с присоединением его к нежилому помещению 8 в доме 134/10.
Довод Администрации о том что постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2020 года по делу № A31-4373/2019 которым решение Арбитражного суда Костромской области от 23.10.2019 года по делу №А31-4373/2019 было отменено, не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела, суд признает состоятельным, так как в рамках дела № А31-4373/2019 проверялся на предмет соответствия действующему законодательству иной ненормативный правовой акт - постановление Администрации города Костромы от 22.03.2019 года № 408 «Об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ город Кострома, <...>.
Вопросы применения норм материального права преюдициального значения не имеют.
Вместе с тем, правовые позиции, сформулированные в постановлении суда апелляционной инстанции от 02.03.2020 года по делу № A31-4373/2019 суд не может не учесть при рассмотрении данного дела, поскольку ситуации являются однородными, а оценке подвергались фактически одни и те же доказательства, основанные на идентичных фактических обстоятельствах. Иной подход нарушит принцип правовой определенности.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины суд относит на Администрация.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Постановление Администрации города Костромы от 05.02.2021 № 122 «Об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <...> в нежилое помещение», признать недействительным.
Обязать Администрацию городского округа город Кострома Костромской области в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение административного назначения с присоединением его к нежилому помещению 8 в доме 134/10.
Взыскать с Администрации городского округа город <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированной в юридического лица Регистрационной палатой администрации г. Костромы 30.05.2002, в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, дата рождения: 25.06.1975, место рождения: с. Базар-Курган, Ленинский район, Ошская область, адрес: г. Кострома, пр-д. Овражный, д. 8, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Костроме 20.03.2006, судебные расходы в сумме 300 рублей.
Исполнительный лист на взыскание расходов по уплате государственной пошлины выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Д.А. Мосунов