АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-2680/2009
г. Кострома 25 сентября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2009 года
Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2009 года
Судья Арбитражного суда Костромской области Сергушова Татьяна Валерьевна, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» в лице филиала ОАО «ОГК-3» «Костромская ГРЭС», г. Волгореченск, Костромская область к заинтересованным лицам: Главе Администрации городского округа город Волгореченск Костромской области, Волгореченск, Костромская область и Администрации городского округа город Волгореченск, г. Волгореченск, Костромская область, с участием третьего лица Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Костромской области, о признании незаконными действий Главы Администрации городского округа город Волгореченск Костромской области, выразившихся в отказе изменить вид разрешенного использования земельных участков и обязании рассмотреть вопрос об изменении разрешенного использования земельных участков
при участии:
от заявителя: ФИО1 - начальник отдела, доверенность № 343 от 25.12.2008, паспорт; ФИО2 – начальник отдела, доверенность № 141 от 08.06.2009, паспорт
от заинтересованного лица: от Главы Администрации городского округа: ФИО3 – вед. специалист, доверенность № 3 от 03.07.2009, удостоверение, ФИО4 – заведующая юридическим отделом, доверенность № 1 от 30.05.2007, удостоверение
от третьего лица: от Администрации города: ФИО5 – председатель комитета, доверенность № 31д от 27.05.2009, удостоверение
установил:
Открытое акционерное общество «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» в лице филиала ОАО «ОГК-3» «Костромская ГРЭС», г. Волгореченск, Костромская область обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главе Администрации городского округа город Волгореченск и просит признать незаконными действия Главы Администрации городского округа г.Волгореченск Костромской области, выразившиеся в отказе изменить вид разрешенного использования 11 земельных участков с кадастровыми номерами 44:32:010135:155, 44:32:010135:156, 44:32:010135:157, 44:32:010135:158, 44:32:010135:159, 44:32:010135:160, 44:32:010135:161, 44:32:010135:162, 44:32:010135:163, 44:32:010135:141, 44:32:010136:1. Обязать Главу Администрации городского округа город Волгореченск Костромской области рассмотреть вопрос об изменении разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 44:32:010135:155, 44:32:010135:156, 44:32:010135:157, 44:32:010135:158, 44:32:010135:159, 44:32:010135:160, 44:32:010135:161, 44:32:010135:162, 44:32:010135:163, 44:32:010135:141, 44:32:010136:1.
Заявитель мотивирует свои требования тем, что ОАО «ОГК-3» (далее - Общество, заявитель) на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании свидетельства № 3234 от 28.12.1992 принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:
44:32:010135:155 площадью 22829,75 кв.м, 44:32:010135:156 площадью 28495,24 кв.м, 44:32:010135:157 площадью 2025,76 кв.м, 44:32:010135:158 площадью 59754,15 кв.м, 44:32:010135:159 площадью 8025,22 кв.м, 44:32:010135:160 площадью 59146,03 кв.м, 44:32:010135:161 площадью 95856,68 кв.м, 44:32:010135:162 площадью 5064,93 кв.м, 44:32:010135:163 площадью 20841,0 кв.м, 44:32:010135:141 площадью 339775,38 кв.м, 44:32:010136:1 площадью 194131,02 кв.м. На указанных земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, собственником которых является Общество. Право собственности Общества на указанные объекты зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Разрешенное использование указанных земельных участков (за исключением участка №44:32:010136:1) «для строительства производственной и жилой зоны Костромской ГРЭС» установлено свидетельством на право постоянного (бессрочного) пользования № 3234 от 28.12.1992. Постановлением Главы Администрации городского округа город Волгореченск Костромской области от 31.12.2008 №534 для указанных участков установлено разрешенное использование «для эксплуатации промышленных зданий и сооружений» (9 группа видов разрешенного использования). Разрешенное использование участка №44:32:010136:1 аналогичное «для эксплуатации промышленных зданий и сооружений» согласно Постановлению Главы самоуправления г. Волгореченска от 25.04.2001 № 183.
С целью приведения в соответствие установленного вида разрешенного использования указанных выше участков с существующим использованием Общество обратилось в Администрацию с просьбой (письмо от 29.01.2009) изменить вид разрешенного использования указанных земельных участков, исходя из характеристик расположенных на них объектов капитального строительства на следующие виды:
для участков № 44:32:010135:155, №44:32:010135:157, занятых автомобильными дорогами – «земельные участки, предназначенные для эксплуатации автомобильных дорог» (13 группа видов разрешенного использования),
для участка № 44:32:010135:156, занятого автомобильными дорогами и трубопроводами – «земельные участки, предназначенные для эксплуатации автомобильных дорог, наземных сооружений энергетики» (13 группа видов разрешенного использования),
для участков № 44:32:010135:159, № 44:32:010135:160, № 44:32:010135:161, занятых автомобильными дорогами и трубопроводами – «земельные участки, предназначенные для эксплуатации сооружений, обслуживающих электростанции» (10 группа видов разрешенного использования),
для участков № 44:32:010135:158, № 44:32:010135:141, занятых автомобильными, железными дорогами и трубопроводами – «земельные участки, предназначенные для эксплуатации автомобильных, железных дорог, наземных сооружений энергетики» (13 группа видов разрешенного использования),
для участков № 44:32:010135:162, № 44:32:010135:163, занятых трубопроводами,- «земельные участки, предназначенные для эксплуатации наземных сооружений энергетики» (13 группа видов разрешенного использования),
для участка № 44:32:010136:1, занятого отводящим каналом, - «земельные участки под полосами отвода каналов» (16 группа видов разрешенного использования).
Письмом от 13.02.2009 №260/37 Глава Администрации городского округа города Волгореченска отказал в изменении вида разрешенного использования. В отношении участков № 44:32:010135:155 и 44:32:010135:157 в обоснование отказа указано, что изначально эти участки предоставлены для строительства электростанции, в связи с чем, их разрешенное использование следует изменить на «участки для
эксплуатации сооружений, обслуживающих электростанции» (10 группа видов разрешенного использования).
В обоснование отказа по участку №44:32:010136:1 указано, что разрешенное использование данного участка определено согласно отчету по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Костромской области, поскольку отводящий канал является профильным объектом электростанции. В отношении других участков отказ не мотивирован.
16.03.2009 Главой Администрации принято постановление № 63, которым разрешенное использование названных участков (кроме участка №44:32:010136:1 и №44:32:010135:141) установлено согласно оспариваемого письма (для участков № 44:32:010135:155, №44:32:010135:157- «участки для эксплуатации сооружений, обслуживающих электростанции», для остальных участков – «для эксплуатации промышленных зданий и сооружений»), а постановление от 11.12.2008 № 534 признано утратившим силу.
Кадастровая стоимость земельного участка находится в прямой зависимости от вида его разрешенного использования, поэтому отказ Администрации в изменении разрешенного использования используемых Обществом земельных участков в значительной степени затрагивает имущественные права заявителя, влияет на размер исчисляемого Обществом земельного налога, а в случае возникновения необходимости выкупа земельного участка - определяет сумму его выкупной стоимости.
Отказ в изменении вида разрешенного использования земельных участков заявитель считает незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Полагает также,что немотивированный отказ в изменении вида разрешенного использования земельных участков следует рассматривать как незаконный.
Заявитель считает, что отказ Главы Администрации в изменении разрешенного использования земельных участков противоречит части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации, статьям 40, 41, 43 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статье 1, 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Закона о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Думы городского округа город Волгореченск Костромской области от 26.06.2008 № 78 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Волгореченск, которыми для территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории городского округа город Волгореченск, установлены градостроительные регламенты.
На принадлежащих Обществу участках (кроме участка № 44:32:010136:1, участок № 44:32:010135:141 частично) расположены объекты недвижимого имущества, являющиеся линейными объектами, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности Общества на указанные объекты, а также техническими паспортами данных объектов. Следовательно, в отношении перечисленных земельных участков применение Правил землепользования и застройки городского округа город Волгореченск невозможно. Правилами землепользования и застройки для участка № 44:32:010136:1 градостроительный регламент не установлен.
Позиция заявителя сводится к тому, что на все 11 земельных участков, действие градостроительных регламентов не распространяется, в связи с чем, при рассмотрении заявления об изменении вида разрешенного использования данных земельных участков Глава Администрации городского округа города Волгореченска должен был принять решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков, применив аналогию закона, а именно, порядок, предусмотренный частью 1 статьи 4 Закона о
введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации до принятия правил землепользования и застройки, и принять решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования с учетом результатов публичных слушаний.
Администрацией города Волгореченска в связи с обращением Общества об изменении вида разрешенного использования публичных слушаний не проводилось, обжалуемый отказ оформлен в ненадлежащей форме (вместо муниципального нормативного акта отказ изложен в виде письма), в установленном порядке не опубликован.
Требование Общества об изменении видов разрешенного использования названных земельных участков является правомерным и обусловлено принятой классификацией земельных участков по группам видов разрешенного использования. До 2008 года классификация земель поселений по видам разрешенного использования для территорий промышленных объектов предусматривала только один вид развешенного использования «земли под промышленными объектами». Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 №П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке, в Приложении 2 которых приведен Типовой перечень видов разрешенного использования земельных участков. Постановлением Администрации Костромской области от 28.10.2008 № 393-а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области» утвержден Перечень групп видов разрешенного использования аналогичный названному Типовому перечню. Перечень групп видов разрешенного использования содержит 16 различных групп и для территорий промышленных объектов предусматривает не один вид, как ранее, а несколько групп видов разрешенного использования.
Участки № 44:32:010135:155, № 44:32:010135:157 заняты объектами недвижимого имущества - автомобильными дорогами. Право собственности Общества на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в государственном реестре и удостоверено свидетельствами. Других объектов недвижимости на рассматриваемых участках нет. В связи с этим существующее использование данных участков соответствует разрешенному использованию «земельные участки, предназначенные для эксплуатации автомобильных дорог» (13 группа видов разрешенного использования). Несмотря на то, что в отношении этих земельных участков Главой Администрации принято решение об изменении вида разрешенного использования, что было отражен в письме от 13.02.2009, а в последующем в постановлении № 63 от 16.03.2009, в данном деле заявитель просит признать незаконным отказ изменить вид размешенного использования именно на тот вид, на который просил в обращении заявитель.
Изменение вида разрешенного использования земельных участков № 44:32:010135:155, № 44:32:010135:157 (изменен постановлением Главы Администрации № 63 от 16.03.2009) заявитель оспаривает отдельно в рамах дела № А 31-2256/2009.
Представители Главы Администрации городского округа город Волгореченск и Администрации городского округа город Волгореченск считают заявлении необоснованным, по мотивам, изложенным в отзывах с учетом заявленных уточнений.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании пояснили, что Решением Думы городского округа город Волгореченск Костромской области от 26.06.2008 №78 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Волгореченск. Из 11 земельных участков, перечисленных в заявлении, на 10 действие градостроительных регламентов не распространяется, поскольку на них находятся линейные объекты и водный объект.
Земельные участки с кадастровыми номерами 44:32:010135:155,
44:32:010135:156, 44:32:010135:157, 44:32:010135:158, 44:32:010135:160, 44:32:010135:161, 44:32:010135:162, 44:32:010135:163, 44:32:010136:41 (ранее 44:32:010136:1) не относятся ни к одной территориальной зоне, обозначенной на карте градостроительного зонирования (кроме земельного участка с кадастровым номером 44:32:010135:141).
Исходя из представленных в суд заявителем справок БТИ, следует, что на вышеперечисленных земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, которые относятся к линейным объектам.
В соответствии с частью 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. По мнению Администрации, данные федеральные законы, которые содержали бы порядок изменения разрешенного использования на данные участки, отсутствуют.
Следовательно, по земельным участкам с кадастровыми номерами 44:32:010135:155, 44:32:010135:156, 44:32:010135:157, 44:32:010135:158, 44:32:010135:160, 44:32:010135:161, 44:32:010135:162, 44:32:010135:163, 44:32:010136:41 Администрация городского округа город Волгореченск не могла и не может принять решение об изменении разрешенного использования, так как отсутствуют федеральные законы, содержащие такой порядок.
Земельный участок с кадастровым номером 44:32:010135:141 согласно Карте градостроительного зонирования находится в производственно-коммунальной зоне ПК-2. Статьей 45.5 Правил землепользования и застройки установлены градостроительные регламенты для производственных и коммунальных зон, в том числе и
для ПК-2 «Зона производственно-коммунальных объектов III класса вредности». Для данной территориальной зоны, Правилами определены основные, вспомогательные и условные виды разрешенного использования земельных участков.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Иными словами, данным положением субъектам прав на землю предоставлено право самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования участка (без необходимости предварительного согласования данного вида с органами власти, иными организациями или должностными лицами). Единственное условие в данном случае - позволяется выбирать из перечня видов разрешенного использования, установленных применимым градостроительным регламентом.
Таким образом, в отношении изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 44:32:010135:141 на основной или вспомогательный Администрация городского округа не должна принимать какие-либо решения, в силу закона.
Кроме этого, рассматривая заявление заявителя от 29.01.2009 об изменении вида разрешенного использования на рассматриваемые в настоящем споре земельные участки, Администрация не обладала полной информацией и расположенных объектах недвижимости, поскольку в кадастровых паспортах земельных участков, рассматриваемых в настоящем
споре, сведения о расположенных на этих участках зданиях, строениях, сооружениях или иных объектах недвижимости отсутствуют. В кадастровом квартале 44:32:010135 находятся здания, строения и сооружения, не принадлежащие заявителю.
Представители Главы Администрации и Администрации городского округа города Волгореченска дополнительно суду пояснили, что по двум земельным участкам № 44:32:010135:155, № 44:32:010135:157 Глава Администрации действительно принял решение об изменении вида разрешенного использования в отсутствие установленного законом порядка, что заявитель оспаривает в деле №А31-2256/2009, однако, считает, что заявителю обоснованно отказано на изменение вида разрешенного использования на вид «Земельные участки, предназначенные для эксплуатации автомобильных дорог» (13 группа видов разрешенного использования).
Определением суда от 28.07.2009 в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Костромской области.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в отзыве указывает, согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости по разрешенному использованию земельных участков в данном случае возможно только на основании принятого соответствующим органом нормативного правового акта, либо решения суда.
Учитывая, что все объекты, расположенные на названных земельных участках, предназначены изначально для обслуживания гидроэлектростанции, Управление оставляет рассмотрение вопроса на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
На территории городского округа город Волгореченск Костромской области на основании свидетельства № 3234 от 28.12.1992 на праве постоянного (бессрочного) пользования у ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (правопреемника ОАО «Костромская ГРЭС») находятся земельные участки, целевое назначение «Для строительства производственной и жилой зоны Костромской ГРЭС».
19.09.2005 Главой самоуправления города Волгореченска было принято постановление № 407 «Об уточнении площадей земельных участков». Площадь земельного участка в кадастровом квартале № 35 промышленной зоны г. Волгореченска с кадастровым номером 44:32:01 01 35:0089, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ранее - именуемое ОАО «Костромская ГРЭС»), стала равной 1149644,55 кв.м. Указанным постановлением так же были уточнены площади и других земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии».
Открытое акционерное общество «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» является собственником следующих объектов недвижимости:
- сооружение (автомобильная дорога), протяженность 1840 м., площадь покрытия 9200 кв.м., лит. 1, по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, промзона, квартал № 35, подъздные автодороги; от Ивановской трассы, мимо Очистных сооружений и теплиц, до въезда на территорию мазутного хозяйства; объект расположен на земельном участке общей площадью 22829,75 кв.м. с кадастровым номером 44:32:010135:155 (первоначальный номер 44:32:0101135:22);
- сооружение (подъездная автомобильная дорога к очистным сооружениям) от трассы Кострома-Иваново до проходной (КОСы), от ограждения территории (КОСы) до точки 2, по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, промзона, квартал № 35; линейный объект (хоз. фекальная канализация от очистных сооружений промстоков) от здания промстоков до КК-257, по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, промзона, квартал 35, 38; линейный объект (внешние сети канализации) от фекальной насосной № 1 до канализационных очистных сооружений и выпуск в р. Волгу, по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, промзона, квартал № 35, 37; сооружение (сети хоз. фекальной канализации 2 очередь) от ФНС-2 до КОС, по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, промзона, квартал № 35, сооружение (напорный коллектор хозбытовой канализации от фекальной насосной № 2 до КОС), по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, промзона, квартал № 37, 35; магистральная тепловая сеть 2 очереди от ГРЭС до поселка, по адресу: Костромская область, г.Волгореченск; указанные объекты расположены на земельном участке общей площадью 28495,24 кв.м. с кадастровым номером 44:32:010135:156 (первоначальный номер 44:32:0101135:25);
- сооружение (подъездная автомобильная дорога на причал) от развилки дорог у стройуправления до причала р. Волга, по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, промзона, кварталы № № 37, 35; объект расположен на земельном участке общей площадью 2025,76 кв.м. с кадастровым номером 44:32:010135:157 (первоначальный номер 44:32:0101135:27);
- сооружение (подъездная автомобильная дорога на причал) от развилки дорог у стройуправления до причала р. Волга, по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, промзона, кварталы № № 37, 35; сооружение (автомобильная дорога от поселка до р. Волга) по адресу: г.
Волгореченск, промзона, квартал 35, 37; сооружение (железнодорожные пути строительно-монтажной площадки (перенос веера) по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, промзона, квартал № 35; линейный объект (тепловая сеть микрорайона № 7 г. Волгореченска, от врезки в существующую теплотрассу КПД от ТК7-1) по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, промзона, кварталы № № 35, 17, 13,7; сооружение (подъездные дороги (тротуар) от трассы Кострома-Иваново до центральной проходной, по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, промзона, квартары №№ 35, 37; сооружение (внешние сети канализации от ГРЭС до канализационных очистных сооружений и выпуск в р. Волгу), по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, промзона, кварталы №№ 35, 37; сооружение (сети хоз.фекальной канализации, 2 очередь) от ФСН-2 до КОС, по адресу: г. Волгореченск, промзона, квартал № 35; сооружение (напорный коллектор хозбытовой канализации от фекальной насосной № 2 до КОС) по адресу: г. Волгореченск, промзона. Кварталы №№ 37, 35; магистральная тепловая сеть 2 очередь от ГРЭС до поселка, по адресу: Костромская область, г. Волгореченск; указанные объекты расположены на земельном участке общей площадью 59754,15 кв.м. с кадастровым номером 44:32:010135:158 (первоначальный номер 44:32:0101135:28);
- линейный объект (напорный самотечный канализационный коллектор, от канализационно-очистных сооружений до ЛК-2), по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, промзона, кварталы №№ 35, 38, объект расположен на земельном участке общей площадью 8025,22 кв.м. с кадастровым номером 44:32:010135:159 (первоначальный номер 44:32:0101135:29);
- сооружение (хоз.фекальная канализация от очистных сооружений промстоков) от здания промстоков до КОС, по адресу: г. Волгореченск, промзона, кварталы №№ 35,38; объект расположен на земельном участке общей площадью 59146,03 кв.м. с кадастровым номером 44:32:010135:160 (первоначальный номер 44:32:0101135:36);
- сооружение (хоз.фекальная канализация от очистных сооружений промстоков) от здания промстоков до КОС, по адресу: г. Волгореченск, промзона, кварталы №№ 35,38; линейный объект (напорный самотечный канализационный коллектор, от канализационно-очистных сооружений до ЛК-2) по адресу: г. Волгореченск, промзона, кварталы №№ 35, 38; ; указанные объекты расположены на земельном участке общей площадью 95856,68 кв.м. с кадастровым номером 44:32:010135:161 (первоначальный номер 44:32:0101135:38);
- линейный объект (внеплощадочные тепловые сети от Костромской ГРЭС (опора № 311) до опоры № 173), по адресу: Костромская область, г.Волгореченск, промзона, квартал №№ 35, 38; объект расположен на земельном участке общей площадью 5064,93 кв.м. с кадастровым номером 44:32:010135:162 (первоначальный номер 44:32:0101135:87);
- магистральная тепловая сеть, 2 очередь от ГРЭС до поселка, по адресу: Костромская область, г. Волгореченск; объект расположен на земельном участке общей площадью 20841 кв.м. с кадастровым номером 44:32:010135:163 (первоначальный номер 44:32:0101135:112).
- строительно-монтажные площадки, здание тепляка для сварочных работ, подкрановый путь козлового крана, склады электроснабжения, оборудования, хранения статора генератора, тепломеханического оборудования, стоянка для автотранспорта, автодорога, подземные коммуникации водопровода, здание тепломеханического оборудования, сети теплоснабжения монтажной площадки, расположены на земельном участке с кадастровым номером 44:32:010135:141, площадью 339775,38 кв.м.
- открытый отводящий канал, расположен на земельном участке с кадастровым номером 44:32:010136:1, площадью 194131,02 кв.м.
Постановлением Главы Администрации городского округа город Волгореченск Костромской области от 31.12.2008 г. № 534 установлен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 44:32:010135:0020 площадью 51584,74 кв.м., 44:32:010135:0021 площадью 11665,81 кв.м., 44:32:010135:0022 площадью 22829,75 кв.м., 44:32:010135:0025 площадью 28495,24 кв.м., 44:32:010135:0027 площадью 2025,76 кв.м., 44:32:010135:0028 площадью 59754,15 кв.м., 44:32:010135:0029 площадью 8025,22 кв.м., 44:32:010135:0036 площадью 59146,03 кв.м., 44:32:010135:0038 площадью 95856,68 кв.м., 44:32:010135:0087 площадью 5064,93 кв.м., 44:32:010135:0112 площадью 20841,0 кв.м., 44:32:010135:141 площадью 339775,38 кв.м., 44:32:010135:145 площадью 2698 кв.м., 44:32:010135:147 площадью 301781 кв.м., 44:32:010135:149 площадью 146,4 кв.м. - для эксплуатации промышленных зданий и сооружений.
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 44:32:010136:1 установлено «Для эксплуатации промышленных зданий и сооружений» согласно постановлению главы самоуправления г. Волгореченска от 25.04.2001 № 183.
Филиал ОАО «ОГК-3» «Костромская ГРЭС» 29.01.2009 обратился в Администрацию городского округа город Волгореченск с заявлением об изменении вида разрешенного использования 11-ти земельных участков для приведения данного вида в соответствие с фактическим использованием.
В указанном заявлении заявитель просил изменить первоначально установленный вид разрешенного использования земельных участков «для эксплуатации промышленных зданий и сооружений» на иные виды: «для эксплуатации автомобильных дорог», «для эксплуатации автомобильных дорог, наземных сооружений энергетики», «для эксплуатации сооружений, обслуживающих электростанцию», «для эксплуатации наземных сооружений энергетики», «для эксплуатации автомобильных, железных дорог, наземных сооружений энергетики», «земельные участки под полосами отвода каналов».
Письмом от 13.02.2009 Администрация городского округа город Волгореченск сообщила заявителю о принятом решении:
- разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 44:32:010135:25, 44:32:010135:28, 44:32:010135:29, 44:32:010135:36, 44:32:010135:38, 44:32:010135:87, 44:32:010135:112, 44:32:010135:141 оставить без изменения – «для эксплуатации промышленных зданий и сооружений» (9 номер вида разрешенного использования);
- разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 44:32:010135:22, 44:32:010135:27 под дорогами (дорога на мазутное хозяйство, часть дороги от ОАО «КостромаГРЭСстрой» до причала р. Волга), уточнить – «земельные участки, предназначенные для эксплуатации сооружений, обслуживающих электростанции» (10 номер вида разрешенного использования);
- разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 44:32:010136:1 оставить без изменений – «земельные участки, предназначенные для эксплуатации сооружений, обслуживающих электростанции» (10 номер вида разрешенного использования).
Главой Администрации городского округа город Волгореченск Костромской области 16.03.2009 принято постановление № 63 «О внесении изменений в постановление главы самоуправления г. Волгореченска от 19.09.2005 № 407» (постановлением от 19.09.2005 № 407 были уточнены площади земельных участков ОАО «Костромская ГРЭС»).
Заявитель считает, что Глава Администрации городского округа города Волгореченска, незаконно отказал в изменении вида разрешенного использования земельных участков на те виды, которые просил заявитель. В дополнительных пояснениях указывает, что, рассматривая вопрос об изменении разрешенного использования спорных участков, Глава Администрации должен был учесть положения законодательства о разграничении земельных участков по группам разрешенного использования. Согласно Постановлению Администрации Костромской области № 393а от 28.10.2008 (действовало в период рассмотрения Администрацией заявления Общества) органам местного самоуправления муниципальных образований Костромской области рекомендовано использовать результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области для целей налогообложения, расчета арендной платы за земельные участки и иных целей, установленных в рамках действующего законодательства.
Материалами дела (справки БТИ от 18.06.2009 года №1870 - №1880, справка БТИ от 01.07.2009 года № 2038) подтверждается, что принадлежащие Обществу объекты недвижимости, находящиеся на спорных земельных участках, являются линейными объектами, трубопроводами, на спорном участке № 41 находится канал.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 44:32:010135:141 заявитель с доводами заинтересованных лиц не согласен. Считает, что в отношении него существует аналогичный другим 10 земельным участкам правовой режим, поскольку на него действие градостроительного регламента также не распространяется в силу прямого указания в законе. Данный участок является смешанным. Из 22-х расположенных на нем объектов недвижимости 12 являются линейными объектами. Полагает, что в данном случае нахождение на земельном участке иных объектов недвижимости не имеет правового значения для решения вопроса о применении или не применении Правил землепользования и застройки, поскольку в силу прямого указания закона (ч.4 ст.36 ГрК РФ) действе градостроительного регламента на данный земельный участок не распространяется, как на участок, занятый линейными объектами.
Суд считает, что требования заявителя являются необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для принятия решения о признании ненормативного правового акта недействительным незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо установление его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пунктам 1, 3 ,4, 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки занятые линейными объектами.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В силу пунктов 1, 2, 3, 4, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3)вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Таким образом, установленный в статье 4 Федерального закона от 24.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» порядок согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка является временным и действует до утверждения в установленном порядке правил застройки и землепользования. В дальнейшем, порядок изменения разрешенного использования земельного участка определяется в соответствии с правилами застройки и землепользования, с учетом территориального расположения земельного участка.
Решением Думы городского округа город Волгореченск Костромской области от 26.06.2008 № 78 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Волгореченск.
Судом установлено, что на момент обращения заявителя к Главе Администрации городского округа города Волгореченска с заявлением об изменении вида разрешенного использования 11 земельных участков, на все земельные участки действие градостроительного регламента не установлено или не распространяется.
Так, на 10 земельных участков, указанных в тексте заявления, а именно, на земельные участки с кадастровыми номерами 44:32:010135:155, 44:32:010135:156, 44:32:010135:157, 44:32:010135:158,
44:32:010135:159, 44:32:010135:160, 44:32:010135:161, 44:32:010135:162, 44:32:010135:163, 44:32:010136:1 действие градостроительного регламента не установлено, в связи с тем, что на данных земельных участках расположены линейные объекты и открытый отводящий канал.
Представители сторон подтвердили указанные обстоятельства, в том числе, со ссылкой на Карту градостроительного зонирования города Волгореченска, из которой видно, что земельные участки с данными кадастровыми номерами не отнесены ни к одной из территориальных зон, включая земельный участок 44:32:010136:1.
Земельный участок с кадастровым номером 44:32:010135:141 согласно Карте градостроительного зонирования находится в производственно-коммунальной зоне ПК-2. Статьей 45.5 Правил землепользования и застройки установлены градостроительные регламенты для производственных и коммунальных зон, в том числе и для ПК-2 «Зона производственно-коммунальных объектов III класса вредности». Для данной территориальной зоны, Правилами определены основные, вспомогательные и условные виды разрешенного использования земельных участков.
Материалами дела подтверждено, и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что на земельном участке с кадастровым номером 44:32:010135:141 располагаются линейные объекты, а потому в силу пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации на данный земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется.
Из содержания перечисленных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
На момент обращения заявителя с заявлением об изменении вида разрешенного использования 11 земельных участков, соответствующий федеральный закон отсутствует.
При отсутствии федерального закона, который бы определял уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, полномочный определять использование таких земельных участков, а также порядок принятия решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования, суд считает обоснованными доводы заинтересованных лиц о том, что Глава Администрации был не вправе
принимать решение об изменении вида разрешенного использования указанных заявителем земельных участков.
Кроме этого, на момент обращения в суд и рассмотрения спора земельный участок с кадастровым номером 44:32:010136:1 площадью 194131,02 кв.м не существует. Согласно данных Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Костромской области земельный участок 44:32:010136:1 площадью 194131,02 кв.м был дважды преобразован и в настоящее время имеет кадастровый номер 44.:32.010136:41. Земельный участок площадью 194135 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет 17.02.2009 и зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией (свидетельство о государственной регистрации права от 06.04.2009).
Поскольку органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов осуществляется распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, заявитель не обосновал, на основании каких норм права вопрос об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка должен разрешать Глава Администрации города Волгореченска. Заявитель не обосновал, каким образом отказ Главы Администрации в отношении участка 44:32:010136:1 площадью 194131,02 кв.м нарушает права заявителя.
Таким образом, у Главы Администрации городского округа города Волгореченска отсутствовали основания в самостоятельно определенном порядке изменять виды разрешенного использования перечисленных земельных участков на виды разрешенного использования, о которых просит заявитель.
При таких обстоятельствах, отказ в изменении вида разрешенного использования, на которых настаивает заявитель, не противоречит закону.
Доводы заявителя о том, что Глава Администрации городского округа города Волгореченска должен был применить аналогию закона, и на основании части 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации применить статью 4 Федерального закона от 24.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», и с учетом публичных слушаний принять решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков, суд считает необоснованными.
При этом суд исходит из того, что аналогия закона допускается в гражданских правоотношениях, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В данном случае суд рассматривает спор между субъектами градостроительных отношений. В силу пункта 2 статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. Полномочия указанных органов в области градостроительной деятельности определяются федеральным законом.
Установленный в статье 4 Федерального закона от 24.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» порядок согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка действовал только до утверждения в установленном порядке правил застройки и землепользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку требования заявителя не подлежат удовлетворению, отсутствуют основания и для возложения на ответчика обязанностей по восстановлению нарушенных прав в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 170, 171, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Т.В. Сергушова