РЕШЕНИЕ
г. Кострома Дело № А31- 280/2008-7
«14» марта 2008 г.
Судья арбитражного суда Костромской области Беляева Т.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Зам. начальника отдела НОПБОГД
управления ГПНГлавного управления МЧС России по Костромскойобласти
(наименование заявителя)
к ООО «Пламя», г. Кострома
(наименование органа или лица, привлекаемого к административной ответственности)
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя – начальник отдела НОПБОГД Управления ГПНГлавного
управления МЧС России по КО ФИО1 по дов. № 2-1-6/98 от 14.03.08.
от ответчика – не явился
установил:
Заместитель начальника отдела НОПБОГД Управления ГПН Главного управления МЧС России по Костромской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Пламя» (далее – ООО «Пламя», Общество) по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Ответчик при надлежащем извещении в судебное заседание не явился. В представленном отзыве на заявление (в деле) пояснил, отсутствие заземления системы пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией людей не предусмотрено Нормами пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.», Руководящим документом «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ», инструкцией завода-изготовителя и принципиальной электрической схемой прибора приемно-контрольного и управления охранно-пожарного. Кроме того, все выявленные проверкой недостатки в настоящее время устранены в полном объеме.
Заявитель требования о привлечении Общества к административной ответственности поддержал.
Исследовав материалы дела, заслушав заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
ООО «Пламя» осуществляет деятельность по монтажу и обслуживанию автоматических систем противопожарной защиты зданий и сооружений на основании лицензии МЧС России от 13.04.2005 г. № 2/12149.
25 января 2008 года должностными лицами отдела НОПБОГД Управления ГПН Главного управления МЧС России по Костромской области на основании заявления ООО «Пламя» от 21.12.2007 г. и распоряжения Главного государственного инспектора Костромской области по пожарному надзору в целях проверки качества работ по монтажу, наладке установок автоматической противопожарной защиты были проведены испытания и опробирования автоматической противопожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» УФСИН России по Костромской области по адресу: г. Кострома, п. Васильевское.
В результате комплексных испытаний систем были выявлены нарушения Обществом лицензионных требований и условий по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренные Положением о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 г . № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности».
Нарушения выражены в следующем:
1. Система пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуации людей при пожаре не имеет заземления, что является нарушением п. 7.1 ГОСТ Р50775-95 «Системы тревожной сигнализации», п. 8.1 РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ».
2. Вывод сигнала в системы пожарной сигнализации обеспечен на приемно-контрольный прибор «Гранит-4», размещенный в помещении объекта защиты, в котором круглосуточное пребывание людей не предусмотрено. Сигнал с приемно-контрольного прибора «Гранит-4» выведен в помещение дежурной части с круглосуточным пребыванием людей, расположенное в ином здании, при этом не обеспечена раздельная передачи извещений в помещение с круглосуточным дежурством персонала о пожаре и неисправности АПС, что является нарушением требований п. 12.48* НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования».
3. Шлейф пожарной сигнализации и соединительная линия СОУЭ в холле 2-го этажа здания проложена параллельно силовым линиям электропроводки на расстоянии 150 мм, что является нарушением п. 12.67 НПБ 88-2001.
4. Соединительные линии шлейфов пожарной сигнализации в холлах 1 -го и 2-го этажей здания школы проложены за горючими подвесными элементами потолка из ДСП открыто, без закрепления, свободным примыканием (опусканием) на элементы декоративного подвесного потолка, что является нарушением п. 7.1 РД 78.145-93, п. 7.1.38 Правил устройства установок, п.12.7,12.21.12 Пособия к РД 78.145-93.
5. Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре сдана заказчику подрядчиком ООО «Пламя» без оформления документации: акта обследования; акта готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ; акт а освидетельствования скрытых работ; акта о проведении входного контроля; протокола измерения сопротивления изоляции электропроводок; акта об окончании монтажных работ; сертификатов, технических паспортов изделий и оборудования, паспорта системы; эксплуатационной документации; ремонтной документации, что является нарушением требований п. 11.4 РД 78.145-93, п. 7 ГОСТ Р50776-95 «Системы тревожной сигнализации», п.9.1 ГОСТ Р 50775-95.
По результатам проверки был составлен протокол об административном нарушении от 25.01.2008 г., предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании составленного протокола, заместитель начальника отдела НОПБОГД Управления ГПН Главного управления МЧС России по Костромской области обратился с заявлением в арбитражный суд о привлечении ООО «Пламя» к административной ответственности.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. В силу подпункта 39 пункта 1 ст. 17 Закона деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Согласно ст. 2 Закона, лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства РФ о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 25.10.2006 № 625 утверждено Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 указанного Положения одним из лицензионных требований и условий лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Невыполнение требований п.п. «г» п. 4 настоящего Положения является грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности (п.5 Положения).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 7.1 ГОСТ Р 50775-95 «Системы тревожной сигнализации» подготовку и выполнение работ по оборудованию объектов техническими средствами охранно-пожарной сигнализации следует осуществлять в соответствии с Руководящим документом «Системы комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ» 78.145-93. Пункт 8.1 РД 78.145-93 предписывает заземление технических средств сигнализации.
Приказом ГУГПС МВД РФ от 4 июня 2001 г. № 31 утверждены нормы пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» НПБ 88-2001.
В соответствии с п. 12.48* Норм приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа.
Согласно п.12.67. НПБ 88-2001 при параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей пожарной сигнализации с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей должно быть не менее 0,5 м. Допускается прокладка указанных проводов и кабелей на расстоянии менее 0,5 м. От силовых и осветительных кабелей при условии их экранирования от электромагнитных наводок.
В соответствии с пунктом 7.1 РД 78.145-93 монтаж электропроводок технических средств сигнализации должен выполняться в соответствии с проектом (актом обследования), типовыми проектными решениями и с учетом требований СНиП 2.04.09-84, СНиП 3.05.06-85, ПУЭ, ВСН 600-81, «Общей инструкции по строительству линейных сооружений городских телефонных сетей», «Инструкции по монтажу сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения».
Пунктом 7.1.38 Правил устройства установок предусмотрено, что электрические сети, прокладываемые за непроходными подвесными потолками и в перегородках, рассматриваются как скрытые электропроводки и их следует выполнять; за потолками и в пустотах перегородок из горючих материалов в металлических трубах, обладающих локализационной способностью, и в закрытых коробах; за потолками и в перегородках из негорючих материалов - в выполненных из негорючих материалов трубах и коробах, а также кабелями, не распространяющими горение. При этом должна быть обеспечена возможность замены проводов и кабелей.
Согласно пунктам 12.7, 12.21.12 Пособия к РД 78.145-93 при скрытой прокладке защищенных проводов (кабелей) с оболочками из сгораемых материалов и незащищенных проводов в бороздах и т.п. с наличием сгораемых конструкций необходимо защищать провода и кабели сплошным слоем несгораемого материала со всех сторон. Крепление проводов следует выполнять:
- с разделительными основаниями типа ТРВ, ТРП - стальными гвоздями при условии, что диаметр шляпки гвоздя не больше расстояния между жилами провода;
- без разделительного основания НВМ, ПМВГ - скобами.
В местах крепления провода под скобы должна подкладываться неразрезанная или разрезанная, но большего диаметра полихлорвиниловая трубка длиной не менее 10 мм. Шаг крепления при горизонтальных прокладках - 0,25 м, при вертикальных - 0,35 м. Сращивание и ответвление проводов марок ТРП, ТРВ (и аналогичные им) следует производить в коробах методом пайки или под винт.
Пунктом 11.4 РД 78.145-93 установлено, что при приемке в эксплуатацию технических средств сигнализации монтажно-наладочная организация должна предъявить рабочей комиссии:
- исполнительную документацию (комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями или акт обследования);
- техническую документацию предприятий-изготовителей;
- сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, изделий и оборудования, применяемых при производстве монтажных работ;
- производственную документацию (обязательное приложение 1).
Пункт 9.1 ГОСТ Р 50775-95 предусматривает обеспечение изготовителем системы тревожной сигнализации письменной и или наглядной инструкции о пуске в эксплуатацию. Организации по проектированию и монтажу систем охранной и охранно-пожарной сигнализации должны обеспечить пользователя системы по его заказу комплектом документации в том числе таким как: эксплуатационные документы - по ГОСТ 2.601; ремонтные документы - по ГОСТ 2.602; другие документы.
Обществом требования подпункта «г» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 г. № 625 надлежащим образом не выполнены.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, при малозначительности правонарушения.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Осуществление деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, характеризуется высокой степенью общественной опасности правонарушения, поэтому не может являться малозначительным.
Устранение ООО «Пламя» выявленных проверкой нарушений не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения, и не освобождает Общество от административной ответственности. Данное обстоятельство в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания.
Таким образом, в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При привлечении к ответственности судом обстоятельств, отягчающих, смягчающих ответственность не установлено, поэтому ООО «Пламя» назначается минимальный штраф, предусмотренный ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в размере 40000 рублей.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Пламя», <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечь к административной ответственности, назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 40000 (Сорок тысяч) рублей.
Штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
УФК по Костромской области (Управление государственного пожарного надзора по Костромской области)
ИНН <***> КПП: 440101001
Код ОКАТО: 34401000000
Счет получателя: 40101810700000010006
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области
БИК банка: 043469001
Код бюджетной классификации: 17711627000010000140
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления данного решения в законную силу.
В указанный срок лицу, привлеченному к ответственности, представить в арбитражный суд документы, подтверждающие оплату штрафа.
Исполнительный лист на взыскание с ответчика штрафа выдать по истечению вышеуказанного срока и непредставлении сведений об оплате в добровольном порядке.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Т.Ю. Беляева