АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № A31-3118/2013
г. Кострома15 июля 2013года
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2013года.
Полный текст решения изготовлен 15 июля 2013 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Зиновьева Андрея Викторовича, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Собрания депутатов Антроповского муниципального района Костромской области
к Отделу государственного энергетического надзора по Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2013 г. № 9.1-0217вн-ПС/0188-2013 по делу об административном правонарушении
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефремовой Т.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился,
от ответчика – Васильева Ж.Н., доверенность от 05.03.2013.
установил:
Собрание депутатов Антроповского муниципального района Костромской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2013 г. № 9.1-0217вн-ПС/0188-2013 Отдела по надзору за промышленной безопасностью по Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление), которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.
Заявитель не направил в суд своего представителя, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административного органа заявленные требования не признает, позиция изложена в письменном отзыве на заявление.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.02.2013 г. № КО-217-пр отделом государственного энергетического надзора по Костромской области 04 марта 2013 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении Собрания депутатов Антроповского муниципального района Костромской области, предметом которой явилось соблюдение обязательных требований действующего законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по проведению обязательного энергетического обследования.
На момент проведения проверки установлено, что Собранием депутатов Антроповского муниципального района Костромской области не проведено обязательное энергетическое обследование в срок до 31.12.2012, отсутствует энергетический паспорт, что не соответствует требованиям части 2 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Нарушения, выявленные в ходе проверки, зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 9.1-0217вн-А/0087-2013 от 04 марта 2013.
По результатам проверки Отделу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 04.03.2013 № 9.1-0217вн-П/0087-2013.
Усмотрев в действиях Собрания депутатов Антроповского муниципального района Костромской области признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ, 04 марта 2013 года уполномоченным должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении по части 8 статьи 9.16 КоАП РФ.
Постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора по Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 9.1-0217вн-ПС/0188-2013 Собрание депутатов Антроповского муниципального района Костромской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обжаловал его в суд.
Изучив представленные доказательства, выслушав позиции сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет административную ответственность юридических лиц в виде административного штрафа от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышения энергетической эффективности» (далее - Закон об энергосбережении) определены категории лиц, которые обязаны организовать и проводить энергетическое обследование.
К данным лицам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц; организации с участием государства или муниципального образования; организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности; организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти и нефтепродуктов; организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год; организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Согласно части 2 указанной статьи эти лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу указанного Федерального закона до 31 декабря 2012 года, а последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет
В статье 2 Закона об энергосбережении дано толкование используемых в нем терминов:
3) энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
4) энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
7) энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Закона об энергосбережении).
В соответствии со статьей 15 Закона об энергосбережении энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. Основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию: об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении; о показателях энергетической эффективности; о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов); о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении; о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Актом проверки, протоколом об административном правонарушении установлено, что Собрание депутатов Антроповского муниципального района Костромской области не провело в установленный срок первое энергетическое обследование, энергетический паспорт на момент проверки не представил.
Вместе с тем, по мнению суда, административному органу при привлечении юридического лица к административной ответственности по части 8 статьи 9.16 КоАП РФ, необходимо установить и доказать, что лицо использует энергетические ресурсы.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Доказательствами по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Материалы дела не содержат достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих об использовании заявителем энергетических ресурсов.
При решении вопроса о наличии в бездействии юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ, административным органом не дана оценка тому обстоятельству, что заявитель занимает один кабинет в здании районной администрации на основании договора безвозмездного пользования от 20.12.2012, в соответствии с пунктом 2.4 договора ссудодатель берет на себя все обязанности и расходы по проведению энергоаудита и изготовлению энергетического паспорта, а также того, что учреждение не несет расходов по оплате потребленных энергоресурсов, не имеет договорных отношений с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Администрацией муниципального района выполнены обязанности по проведению энергетического обследования и изготовлению энергетического паспорта на все эксплуатируемые объекты, в том числе и на то здание, в котором расположены помещения Собрания депутатов.
Проведение повторного энергетического обследования и оформление отдельного энергетического паспорта приведет к необоснованному расходованию бюджетных средств.
При указанных обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято решение, суд
РЕШИЛ:
Требования Собрания депутатов Антроповского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Постановление Отдела государственного энергетического надзора по Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 г. № 9.1-0217вн-ПС/0188-2013 о привлечении Собрания депутатов Антроповского муниципального района Костромской области к административной ответственности по части 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия. Данное решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья А.В. Зиновьев