ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-3847/14 от 26.09.2014 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-3847/2014

г. Кострома                                                                                26 сентября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2014 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Сизова Александра Вениаминовича, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Юлией Витальевной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Костромы «Костромагорводоканал», г. Кострома, ИНН 4401000622, ОГРН 102440535356

к Государственной жилищной инспекции Костромской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 11-04-14 от 02.04.2014 г.,

при участии в заседании:

от заявителя – Аккуратова Е.А. по доверенности орт 01.01.2014 г. № 4;

от ответчика – Адилов Р.Р. по доверенности от 01.07.2014 г.;

после перерыва:

от заявителя – Аккуратова Е.А. по доверенности орт 01.01.2014 г. № 4;

от ответчика – Адилов Р.Р. по доверенности от 01.07.2014 г.; Семенова К.М. по доверенности от 25.08.2014 г.

установил:

Муниципальное унитарное предприятие города Костромы «Костромагорводоканал» (далее - Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Костромской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 11-04-14 от 02.04.2014 г.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 11 час. 30 мин. 23.05.2014 г. до 11 час. 00 мин. 26.05.2014 г. В 11 час. 00 мин. 26 мая 2014 г. судебное заседание продолжено.

Представитель заявителя требования о признании незаконным и отмене постановления от 02.04.2014 г. № 11-04-14 поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласен, считает вынесенное постановление законным и обоснованным. Более подробно позиция административного органа изложена в отзыве на заявление (л.д. 19-20).

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа, суд установил следующие обстоятельства.

На основании приказа начальника Инспекции от 05.02.2014 г. № 311 (л.д. 25-27), с целью выполнения рассмотрения заявления Назарова Р.Н., проживающего по адресу г. Кострома, ул. Шагова, д. 211, кв. 52 по вопросу слабого напора воды в жилом помещении по указанному адресу, проведена внеплановая выездная проверка Муниципального унитарного предприятия г. Костромы «Костромагорводоканал».

В ходе проведенной проверки установлено, что дом № 211 по ул. Шагова в г. Костроме является пятиэтажным, административным органом в 08. ч. 45 мин. произведены замеры давления холодной воды по манометру во врезке на вводе, которое составляет 2,2 атм. при норме 2,6 атм.

Выполнены замеры расхода холодной воды в водоразборных точках в квартире № 52 мерной кружкой и секундомером: в ванной комнате, при снятом аэраторе, расход составляет 0,13 л/с (норма 0,18 л/с); норма расхода холодной воды не соответствует требованиям СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 12.02.2014 г. (л.д. 34).

Тем самым, по мнению проверяющих, МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», являющегося поставщиком коммунальной услуги  по холодному водоснабжению допущены нарушения требований подпунктов «в», «г», «д», «е» пункта 3 раздела 2, пункта 1 раздела 1 Приложения № Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, Приложения № 2 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий», утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 N 189.

В связи с этим 17.02.2014 г. главным специалистом-экспертом Инспекции составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 02.04.2014 г. заместителем начальника Инспекции было вынесено постановление № 11-04-14 о назначении Муниципальному унитарному предприятию города Костромы «Костромагорводоканал» административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб. за правонарушение, предусмотренное статьей 7.23 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, Предприятие обратилось суд, требуя его отмены.

В качестве доводов заявитель указал, что собственниками многоквартирного дома № 211 по ул. Шагова г. Костромы выбран способ управления домом посредством управляющей компании; управляющая компания является исполнителем коммунальной услуги; отсутствует протокол, в котором отражены время, порядок и способы определения соответствия норм давления воды на вводе в жилой дом; акт проверки от 12.02.2014 в силу требований статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан надлежащим доказательством; средства измерений – мензура и секундомер не зарегистрированы в реестре государственных средств измерений; акт обследования технического состояния от 07.02.2014 не содержит сведений об условиях и обстоятельствах проведения измерений, их способов; установление факта административного правонарушения произведено в отсутствие МУП «Костромагорводоканал» и без привлечения понятых.

Административный орган считает свое постановление обоснованным и законным, на что указал в своем отзыве.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статья 7.23 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режима обеспечения населения коммунальными услугами, и нарушившие такой режим (нормативный уровень).

В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых дм предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги потребителю.

Согласно подпунктам «в», «г», «д» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются, в том числе следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.

Пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает возможность выступать ресурсоснабжающей организации в качестве исполнителя коммунальных услуг непосредственно.

В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно подпункту «б» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способе управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.

Материалами дела подтверждено, что Предприятие осуществляет функции исполнителя коммунальной услуги по холодному водоснабжению в многоквартирном доме № 211 по ул. Шагова г. Костромы.

Его доводы о то, что собственниками многоквартирного дома № 211 по ул. Шагова г. Костромы выбран способ управления домом посредством управляющей компании; управляющая компания является исполнителем коммунальной услуги, отклоняется судом поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что между МУП «Костромагорводоканал» и управляющей компанией дома № 211по ул. Шаговаг. Костромы заключен договор о приобретении коммунального ресурса.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим  положения о предоставлении коммунальных услуг.

Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ принят Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, объектом технического регулирования которого являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (часть 1 статьи 3).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений данный Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях (пункт 4).

Согласно части 2 статьи 5 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Частью 1 статьи 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В пункте 37 данного перечня поименован СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий". Разделы 2, 7 - 9, 10 (пункты 10.4-10.10,10.12 - 10.20), 12 (пункты 12.1 -12.20,12.24 - 12.27), 13 (пункты 13.2 -13.10, 13.12 -13.19), 14.

Согласно Приложению № 2 (обязательного к применению) СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» секундный расход холодной воды в ванной со смесителем составляет 0,18 литра в секунду (пункт 16 Приложения № 2 «Расход воды и стоков санитарными приборами СНиП 2.04.01-85*).

Кроме того, требования к минимальному напору подаваемой воды установлены в пункте 5.11 Свода правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/14.

Согласно указанному пункту минимальный свободный напор, в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли, должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м.

В часы минимального водопотребления напор на каждый этаж, кроме первого, допускается принимать равным 3 м, при этом должна обеспечиваться подача воды в емкости для хранения.

Согласно Приложению № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» давление в системах холодного и горячего водоснабжения измеряется в точке водоразбора в часы утреннего максимума (с 7.00 до 9.00) или вечернего максимума (с 19.00 до 22.00).

Из акта обследования, акта проверки и протокола об административном правонарушении следует, что дом № 211 по ул. Шагова в г. Костроме является пятиэтажным, административным органом в 08. ч. 45 мин. произведены замеры давления холодной воды по манометру во врезке на вводе, которое составляет 2,2 атм. при норме в соответствии с указанными выше правилами 2,6 атм.

Выполнены замеры расхода холодной воды в водоразборных точках в квартире № 52 мерной кружкой и секундомером: в ванной комнате, при снятом аэраторе, расход составляет 0,13 л/с (норма 0,18 л/с); норма расхода холодной воды не соответствует требованиям СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Государственным стандартом РФ ГОСТ 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические требования», принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000г. № 158-ст, установлено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать:

- безопасность потребления в количестве необходимом потребителю для бытового потребления;

- непрерывность потребления (п. 4.12) При этом пункт 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 предусматривает, что оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой воды должны быть постоянным.

Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее – Правила № 168), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.

Согласно пункту 2.10.1 Правил № 168 водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству должны соответствовать требованиям стандарта. Таким образом, в обязанности предприятий водопроводно-канализационного хозяйства входит, в том числе обязанность по обеспечению бесперебойного и надлежащего снабжения питьевой водой потребителей. В соответствии с пунктом 2.10.13 Правил № 168 в качестве критерия бесперебойности подачи воды предприятием водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается выполнение требований СниП 2.04.02.-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Непосредственный отпуск питьевой воды на нужды потребителей осуществляется МУП г.Костромы «Костромагорводоканал», и именно оно не исполнило обязанность по обеспечению бесперебойной подачи в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, что свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что отсутствует протокол, в котором отражены время, порядок и способы определения соответствия норм давления воды на вводе в жилой дом; акт проверки от 12.02.2014 г. в силу требований статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан надлежащим доказательством; средства измерений - мензура и секундомер не зарегистрированы в реестре государственных средств измерений; акт обследования технического состояния от 07.02.2014 г. не содержит сведений об условиях и обстоятельствах проведения измерений, их способов; установление факта административного правонарушения произведено в отсутствие МУП «Костромагорводоканал» и без привлечения понятых, отклоняются судом, поскольку факт ненадлежащего выполнения обязанности по обеспечению бесперебойной подачи в жилые помещения дома № 211 по ул. Шагова г. Костромы коммунального ресурса (холодной воды) надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю зафиксирован в акте проверки от 12.02.2014 г. При проведении проверки представитель МУП «Костромагорводоканал» не привел каких-либо возражений относительно порядка и применяемых Инспекцией способов измерения характеристик холодного водоснабжения.

При рассмотрении дела административным органом представлены регистрационное удостоверение на кружку мерную и сертификат соответствия на секундомер, использовавшиеся для замеров при проведении проверки.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемом случае Предприятие со своейстороны не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и не допущению совершения административного правонарушения.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.

Таким образом, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела. Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, с учетом правил, определенных статьями 4.1-4.3 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение Предприятия к ответственности, судом не установлено.

При изложенных обстоятельствах, с учетом особой значимости охраняемых отношений в сфере жилищного законодательства и обеспечения населения жизненно-важными ресурсами, суд приходит к выводу о том, что допущенное административное правонарушение не является малозначительным.

Судебные расходы не распределялись, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167–170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия города Костромы «Костромагорводоканал» о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области от 02.04.2014 г. № 11-04-14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия через арбитражный суд Костромской области. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Судья                                       А.В. Сизов