РЕШЕНИЕ
г. Кострома Дело № А31- 3899/2008-26
«07» октября 2008 г.
Судья арбитражного суда Костромской области Цветков Сергей Владимирович
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственногоавтодорожного надзора по Костромской области, г. Кострома
(наименование заявителя)
к индивидуальному предпринимателю Лыхиной Любови Васильевне,
г. Кострома
(наименование органа или лица, привлекаемого к административной ответственности)
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях
протокол вел: судья
при участии в заседании:
от заявителя: Романова С.В., госуд. инспектор, доверен. от 06.10.2008 № 1067;
от ответчика: Лыхина Л.В., паспорт №3404 740456 выдан ОВД Фабричного округа г. Костромы 04.07.2005;
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области (далее – УГАДН, Управление, заявитель), г. Кострома обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Лыхиной Любови Васильевны (далее – Предприниматель, ответчик), г. Кострома, за совершение правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Предприниматель против заявленных требований возражает, представил письменный отзыв на заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя УГАДН и Лыхину Л.В., суд установил следующие обстоятельства.
Предприниматель, на основании лицензии серии ДА № 032816, регистрационный № АСС-44-011413 от 31.08.2007 (лист дела 5) осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом по территории Российской Федерации, для чего эксплуатирует одну автомашину марки ГАЗ-322132 г/н ЕЕ05344 и осуществляет пассажирские перевозки по городскому маршруту № 16 (НПО «Аграф» - пл. Сусанинская).
На основании приказа начальника Управления от 05.09.2008 № 550-637, 12.09.2008 должностным лицом УГАДН проведена проверка соблюдения Предпринимателем требований и условий, предусмотренных лицензией, при осуществлении перевозок пассажиров, в ходе которой, по его мнению, выявлены факты нарушения лицензионных требований и условий, выразившиеся в:
- отсутствии учебного плана проведения занятия с водителями по 20-ти часовой программе в 2008 г.;
- не проведении инструктажа с водителями по безопасности дорожного движения;
- отсутствии организации планирования мероприятий по безопасности дорожного движения и плана мероприятий по предупреждению аварийности на 2008 г.;
- нарушении правил ведения путевой документации.
Факты нарушения зафиксированы в Акте проверки от 12 сентября 2008 года № 287 (листы дела 7-8).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Предпринимателя протокола № 001066 от 12.09.2008 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
17.09.2008 руководитель Управления обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Управления требования поддержал, считает нарушения, указанные в протоколе, существенными. Просил привлечь Предпринимателя к ответственности в виде административного штрафа в минимальном размере.
Предприниматель в отзыве указала, что на автобусе работает опытный водитель, полномочия на проведение с ним занятий у Лыхиной Л.В. отсутствуют, часть недостатков устранено.
В судебном заседании пояснила, что частично факты выявленных нарушений признает, необходимые журналы инструктажа имеются, но подписи водителя в них не проставлены.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителя Управления и Предпринимателя, приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования данного вида деятельности определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В соответствии со статьей 2 Закона, лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту «б» пункта4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, в частности, являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Требования к деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, по безопасности дорожного движения установлены Положением об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Минтранса России от 09.03.95 № 27 (далее – Положение).
Положение, в силу пункта 1.1, определяет задачи и основные требования к деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения.Под водителями - предпринимателями понимаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения, его требования обязательны для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей - предпринимателей.
Согласно пункту 3.4.2 названного Положения, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
В пункте 3.4.1 Положения установлено, что организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих определенные сведения. В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
На момент проверки учебный план проведения занятий с водителем по 20-ти часовой программе в 2008 г. не разработан, проведение занятий Предпринимателем не организовано, хотя полномочия на их проведение у Предпринимателя имеются и имелись на момент проверки. Как пояснил представитель заявителя, Лыхина Л.В. аттестована в установленном порядке, соответствующее удостоверение у нее имеется.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждены приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15, которые обязывают владельцев лицензий при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, обеспечивать надежность водительского состава за счет:
- регулярного информирования водителей о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения (п. 2.3.3);
- обеспечения водителей необходимой информацией об условиях движения на маршруте перевозки (п. 2.3.4);
- организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами (п. 2.3.5).
Во время проверки Предпринимателем не представлены учетные документы, свидетельствующие о проведении инструктажей водителя по безопасности дорожного движения.
Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены в Положении, утвержденном приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2 (далее – Положение об обеспечении безопасности).
В силу пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей.
Дополнительные требования к деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов установлены в п. 2.3 Положенияоб обеспечении безопасности. К ним, в частности, относится обеспечение водителей владельцами автобусов необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте (п. 2.3.4).
Доказательств обеспечения водителей указанной информацией на момент проверки Предпринимателем не представлено, соответствующие инструкции не разработаны. Данное обстоятельство Предпринимателем не отрицалось в судебном заседании.
Форма и порядок ведения путевых листов для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды (или других законных основаниях), при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, утверждены приказом Минтранса России от 30.06.2000 № 68.
В путевых листах от 19.08.2008, 21.08.2008, 04.09.2008, 08.09.2008 (листы дела 11-12), представленных Предпринимателем в ходе проверки, отсутствуют дата, фактическое время выезда и возврата автобуса, показания спидометра при выезде и возвращению автобуса, а также номер путевого листа и подпись Предпринимателя, заверенная его печатью.
Таким образом, Лыхиной Л.В. не выполнены требования п.п. 2.2, 2.3.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, п.п. 2.2, 3.4.1, 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Минтранса России от 09.03.95 № 27, п.п. 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15, а также требований приказа Минтранса России от 30.06.2000 № 68, что привело к нарушению Предпринимателем п.п. «б» п. 4 Положения о лицензировании.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) установлена в части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс, КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.
Статья 1.5 Кодекса определяет, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на административный орган.
Доказательствами по делу об административном правонарушении, в частности, являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства (статья 26.2 КоАП РФ). Перечень доказательств не является исчерпывающим.
Факт нарушения Предпринимателем требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта по организации и осуществлению перевозок пассажиров подтвержден материалами дела (актом проверки № 287 от 12.09.2008, протоколом от 12.09.2008 № 001066, путевыми листами от 19.08.2008, 21.08.2008, 04.09.2008, 08.09.2008) и заявителем доказан.
Как следует из отзыва Предпринимателя частично нарушения им признаются и устранены.
Данное обстоятельство подтверждено Предпринимателем и в судебном заседании.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Лыхиной Л.В. нарушенылицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров (п.п. «б» п. 4 Положения о лицензировании).
В части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении.
Имеющиеся в деле доказательства позволяют суду сделать вывод о наличии в действиях Предпринимателясостава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в ч. 3 ст.14.1Кодекса – осуществлениепредпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При указанных обстоятельствах требование заявителя о привлечении Лыхиной Л.В.к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ обоснованно и подлежит удовлетворению.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение Предпринимателя к ответственности, обстоятельств отягчающих ответственность или являющихся основанием для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено, поскольку совершенное правонарушение посягает на безопасность пассажиров при их перевозке.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность при назначении наказания, суд учитывает признание Предпринимателем своей вины и отсутствие серьезных последствий в результате нарушения им лицензионных требований и условий, установленных в вышеуказанном Положении о лицензировании, а также частичное устранение выявленных нарушений.
Сведениями о привлечении Лыхиной Л.В. к административной ответственности ранее суд не располагает.
Совокупность указанных обстоятельств дает основания суду для наложения на Предпринимателя штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ для должностных лиц - 3000 рублей.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать Лыхину Любовь Васильевну, 19.05.1960 года рождения, место рождения: Пригородный район, г. Нижний Тагил, п. Уралец; место жительства: г. Кострома, ул. Родниковая, д. 4, кв. 52, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией МНС России по Костроме 02.07.2007, свидетельство о государственной регистрации серии 44 № 000580742, ОГРН 307440118300090, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Лыхиной Л.В. предлагается добровольно перечислить административный штраф получателю - УФК по Костромской области (Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области); ИНН 4401002531; КПП 440101001; код ОКАТО 34401000000, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области; номер счета получателя платежа - 40101810700000010006; БИК 043469001; КБК 106 1 16 90040 04 0000 140.
Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать в случае отсутствия сведений у суда о его добровольной уплате в порядке ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья С.В. Цветков