АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-4064/2013
г. Кострома 18 ноября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2013 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Сизов Александр Вениаминович
лицо, ведущее протокол: секретарь судебного заседания Молчанова В.И.
рассмотрел дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Меридиан»
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Костромской области
о признании незаконными действий начальника налоговой инспекции по продлению до 15.05.2013 срока рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля,
при участии в заседании: от заявителя: ФИО1-ген. директор, от ответчика: ФИО2, доверенность от 03.09.2012г. № 07-08/09684, ФИО3, доверенность от 12.12.2012г. № 07-08/14216,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Меридиан» (далее- ООО «Меридиан», Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Костромской области о признании незаконными действий начальника налоговой инспекции по продлению до 15.05.2013 срока рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.
Истец заявленные требования поддержал по основаниям указанным в заявлении и дополнениях к нему.
Ответчик считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, о чем представил соответствующие отзывы.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев представленные документы, суд установил следующее.
ООО «Меридиан» 19 октября 2012г. подало в межрайонную инспекцию ФНС № 3 по Костромской области налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2012г., в которой сумма НДС к возмещению из бюджета заявлена в размере 2 212 140 руб.
Камеральная налоговая проверка декларации по НДС начата 19.10.2012г., окончена 18.01.2013г.
После получения акта № 2172 от 01.02.2013г. камеральной налоговой проверки ООО «Меридиан» предоставлены возражения от 22.02.2013г., а также дополнения к ним от 07.03.2013г.
По результатам рассмотрения возражений начальником Инспекции вынесено Решение № 2 от 15 марта 2013г. о проведении дополнительны мероприятий налогового контроля в срок до 12 апреля 2013г., а также Решение № 3 от 15 марта 2013г. о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки на основании п.1 ст.101 НК РФ до 15.04.2013г.
15.04.2013г. руководителю Общества вручено письмо от 15.04.2013г. № 05-45/04040, подписанное начальником Инспекции, в соответствии с которым Инспекция, основываясь на п.1 ст. 101 НК РФ продлевает срок рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля на один месяц, то есть до 15.05.2013г.
Данное письмо мотивировано тем, что налоговому органу в результате проведенных мероприятий не удалось получить необходимые для принятия обоснованного решения пояснения руководителя ФИО4 о том, как приобретенное имущество будет использоваться в дальнейшем.
Не в полном объеме получены свидетельские показания, в связи с неявкой свидетелей на допрос в назначенное время.
Не в полном объеме представлены ОО «Меридиан» документы, истребованные в соответствии со ст. 93 НК РФ.
Кроме того, в ходе камеральной проверки не удалось провести осмотр с привлечением специалиста (специалист на территорию предприятия руководителем ООО «Меридиан» не допущен).
Не согласившись с указанными действиями Общество обжаловало их в судебном порядке. ООО «Меридиан» считает, что указанные действия по продлению срока рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и результатов дополнительных мероприятии налогового контроля на один месяц, то есть до 15 мая 2013г., противоречат требованиям НК РФ, являются незаконными, нарушающими права и законные интересы организации, поскольку 12.04.2013г. истек срок, установленный решением № 2 от 15 марта 2013г. о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (до 12.04.2013г.). В связи с этим продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля на один месяц, до 15.05.2013г., установленный письмом от 12.04.2013г. № 05-45/04040, по причинам недостаточности полученных сведений или документов, является несоответствующим НК РФ, так как дополнительные мероприятия налогового контроля, на основании п. 6 ст. 101 НК РФ могут проводиться в срок, не превышающий одного месяца. Тем самым пакет документов полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля у Инспекции должен быть сформирован по состоянию на 12 апреля 2013г. Проведение каких-либо иных контрольных мероприятий за пределами указанного срока не соответствует закону.
По мнению Общества статья 101 НК регулирует отношения, связанные с рассмотрением акта налоговой проверки и вынесением по нему решения руководителем налогового органа. Порядок прописанный в этой статье, применяется последовательно, от пункта к пункту, и в этой статье нет нормы, позволяющей возвращаться к началу, то есть пункту 1, после того, как уже проведена процедура по всем последующим пунктам данной статьи. В случае с ООО «Меридиан» Инспекцией были совершены процедурные действия, начиная с п.1 по п.6 включительно, на дату оспариваемого действия - 12.04.13г. Далее и соответствии с п.7 ст. 101 НК РФ должно быть вынесено решение руководителя налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. При этом из смысла п. 1 ст. 101 НК РФ следует, что срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не должен выходить за пределы общего срока рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом его продления (10 рабочих дней + один месяц).
Ответчик в своем отзыве на иск указал, что продление сроков рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки обусловлено тем, что инспекцией необходимо было получить все материалы по мероприятиям, которые проводились в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, но не были получены инспекцией на момент завершения срока проведения дополнительных мероприятий и предполагаемой даты вынесения решения (15.04.2013 г.).
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 82 Кодекса налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 87 Кодекса налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Целью налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Порядок принятия налоговым органом решений по результатам камеральной или выездной налоговой проверки установлен в статье 101 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 101 Кодекса акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 Кодекса, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса.
Таким образом, налоговый орган наделен правом на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в случае выявления фактов нарушения законодательства о налогах и сборах с целью подтверждения или опровержения данных фактов.
Заявитель по настоящему делу не обжалует действия налогового органа по назначению и проведению мероприятий дополнительного налогового контроля до 12.04.2013г. в соответствии с решением № 2 от 15.03.2013г. он не согласен с действиями инспекции выраженными в письме от 12.04.2013г. № 05-45/04040 как нарушающими установленный п. 1 ст. 101 НК РФ 10-дневный срок на вынесение решения, и считает данные действия продлением сроков проведения дополнительных мероприятий еще на месяц, что в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ является недопустимым.
Пунктом 6 ст. 101 НК РФ закреплено право налогового органа на проведение в течении 1-го месяца мероприятий дополнительного налогового контроля. В соответствии с п. 1 указанной статьи налоговый орган на основании акта проверки других материалов, в том числе и материалов полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля должен в течении 10-дневного срока вынести решение после окончания месячного срока (п.6), установленного для проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, однако такой срок после истечения 10-дневного срока может быть продлен еще на один месяц.
Конкретный перечень оснований для продления срока рассмотрения материалов проверки налоговым законодательством не предусмотрен.
Налоговым органом представлена опись материалов камеральной налоговой проверки полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (т. 2 л.д. 12) состоящий из 18 пунктов, указанные документы были получены налогоплательщиком.
Из данных документов следует, что после 12.04.2013г. был проведен только допрос ФИО5 Как поясняет налоговый орган допрос ФИО5 проводился в рамках другой камеральной проверки налоговой, декларации по земельному налогу (акт КНП №2319 от 21.05.2013 г.). ООО «Дело», руководителем которого также является ФИО4
Данный допрос инспекция приобщила, как материал, которым располагала на день рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, и также могла использовать в качестве доказательства совершения налогового правонарушения.
Однако, в решении № 415 от 17.05.2013 г. об отказе в привлечении за совершение налогового правонарушения ссылки на указанный допрос не имеется, поскольку данная информация при вынесении решения не потребовалась.
Каких-либо других мероприятий в рамках именно камеральной налоговой проверки в период продления срока рассмотрения материалов проверки инспекцией не проводилось, то есть в письме налогового органа указано, что рассмотрение материалов проверки откладывается для получения дополнительных доказательств однако фактически каких-либо действий нарушающих права налогоплательщика не проводилось.
Судом установлено, что на момент истечения срока проведения мероприятий дополнительного налогового контроля 12.04.2013г. не были получены документы на основании поручений от 21.03.2013г. (п.п. 10,11 описи материалов), протоколы допроса ФИО6 (получен 17.04.2013г.) (т.3 л.д.5) и ФИО7, то есть у инспекции имелись основания для продления сроков рассмотрения материалов проверки в целях принятия обоснованного решения по результатам проверки.
Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит указания на то, что вынесение решения о проведении дополнительных мероприятий контроля, решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за пределами установленного статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации срока является безусловным основанием для отмены вышеуказанных решений или признания действий налогового органа в этой части незаконными.
В п. 31 Постановления ВАС РФ от 30.07.2013г. № 57 «о некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части налогового кодекса Российской Федерации отражено: судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Кодекса.
Кроме того, как установлено судом по результатам рассмотрения материалов проверки, возражений Общества на них и материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, а также возражений Общества по ним, 17.05.2013г. инспекцией приняты решения:
№ 415 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
№ 25 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в размере 2209759 руб.
Согласно решению Управления ФНС России по Костромской области от 25.07.2013 г. № 12-12/08179 решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Костромской области от 17.05.2013г. № 415 и № 25 отменены.
Инспекция во исполнение решения УФНС России по Костромской области от 25.07.2013 г. № 12 12/08179 вынесла Решение о возврате № 2827 от 05.08.2013г. заявленной Обществом суммы налоговых вычетов, в соответствии с которым обществу возращен НДС в сумме 2090026 руб., а также соответствующая сумма процентов по НДС в сумме 89284 руб. 19 коп. и в сумме 4898 руб. 39 коп. (Решение № 44 от 14.08.2013 г. и Решение № 45 от 14.08.2013г.), то есть на момент принятия решения по настоящему делу отсутствуют правовые основания для признания промежуточных действий налогового органа недействительными, поскольку они не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика.
Заявителем обратного не доказано.
В удовлетворении требований заявителя судом отказывается.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ уплаченная заявителем государственная пошлина возврату не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Меридиан» о признании незаконными действий начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Костромской области по продлению до 15.05.2013 срока рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля - отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.В. Сизов