АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-4105/2022
г. Кострома 24 августа 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2022 года
Полный текст решения изготовлен 24 августа 2022 года
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Т.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Юргиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 23.03.2022 № 23,
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 20.12.2021 № 04-07/53106
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению, уточнённому в порядке статьи 49 АПК РФ, индивидуального предпринимателя ФИО3, ОГРНИП <***>, ИНН <***> к Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области о признании недействительными: решения от 02.11.2021 об уменьшении налога и пени; решения от 01.01.2022 о прекращении процедуры исключения индивидуального предпринимателя ФИО3 из ЕГРИП; обязании УФНС по Костромской области исключить индивидуального предпринимателя ФИО3 из ЕГРИП с 17.12.2021 путем внесения соответствующей записи в реестр.
В судебном заседании представители сторон поддержали требования и возражения по основаниям, изложенным в заявлении и отзыве и дополнительных пояснениях.
Как следует из материалов дела, ФИО3 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 19.05.2017 и состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Костромской области.
15.11.2021 налоговый орган принял решение от 15.11.2021 № 339 о предстоящем исключении ФИО3 из реестра, о чем в ЕГРИП внесена соответствующая запись за ГРН 421440000169544.
17.11.2021 решение о предстоящем исключении опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации».
01.01.2022 налоговым органом процедура исключения индивидуального предпринимателя ФИО4 прекращена в связи с отсутствием одного из условий, необходимых для соблюдения процедуры исключения: наличие задолженности.
Так, управлением было установлено, что Арбитражным судом Костромской области рассматривается дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 о признании незаконными требования от 13.01.2021 № 2545 об уплате страховых взносов, решения от 20.02.2021 № 1291 о взыскании за счет имущества должника страховых взносов за 2020 год, постановления от 20.02.2021 № 1129 о взыскании за счет имущества должника страховых взносов за 2020 год, вынесенных Управлением Федеральной налоговой службы по Костромской области.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 22.10.2021 по делу № А31-13859/2021 приняты обеспечительные меры в виде приостановления взыскания по оспариваемому заявителем исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке, до вступления в законную силу решения по делу № А31-13859/2021.
Получив указанное определение Арбитражного суда Костромской области от 22.10.2021 по делу № А31-13859/2021 о принятии обеспечительных мер в виде приостановления взыскания задолженности, налоговый орган 02.11.2021 внес в программный комплекс АИС Налог-3 соответствующие записи об уменьшении налога и пени в связи с приостановлением их взыскания.
Поскольку на дату исключения индивидуального предпринимателя ФИО3 из ЕГРИП он не обладал всеми признаками недействующего индивидуального предпринимателя, предусмотренными пунктом 1 статьи 22.4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговый орган 01.01.2022 прекратил процедуру исключения предпринимателя из реестра.
Не согласившись с решением от 02.11.2021 об уменьшении налога и пени в связи с приостановлением их взыскания, а также с решением от 01.01.2022 о прекращении процедуры исключения индивидуального предпринимателя ФИО3 из ЕГРИП, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными и обязании УФНС по Костромской области исключить индивидуального предпринимателя ФИО3 из ЕГРИП с 17.12.2021 путем внесения соответствующей записи в реестр.
В обоснование требований заявитель указывает, что он соответствует всем признакам недействующего индивидуального предпринимателя и подлежит исключению из реестра в соответствии со статьей 22.4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 № 449-О и от 04.12.2003 № 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования удовлетворению не подлежат.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Соответственно, обязанность доказывания нарушения оспариваемыми ненормативным правовым актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности возлагается на заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей урегулированы Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Статьей 2 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Частью 1 статьи 4 Закона № 129-ФЗ регламентировано, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 4 Закона № 129-ФЗ).
В силу части 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Вопросы, касающиеся государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, урегулированы главой VII Закона № 129-ФЗ.
Статьей 22.4 Закона № 129-ФЗ установлен порядок исключения индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа.
Так, согласно пункту 1 статьи 22.4 Закона № 129-ФЗ индивидуальный предприниматель признается фактически прекратившим свою деятельность в случаях, если к моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения одновременно соблюдаются следующие условия:
истекло пятнадцать месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних пятнадцати месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
индивидуальный предприниматель имеет недоимку и задолженность в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Недействующий индивидуальный предприниматель может быть исключен из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22.4 Закона № 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи условий признания недействующим индивидуальным предпринимателем регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В силу пункта 3 статьи 22.4 Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей должно быть опубликовано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 21.1 настоящего Федерального закона. Одновременно с решением о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим индивидуальным предпринимателем, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем один месяц со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В таком случае решение об исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не принимается (пункт 4 статьи 22.4 Закона № 129-ФЗ).
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, заявления не направлены или не представлены, регистрирующий орган исключает недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей путем внесения в него соответствующей записи (пункт 5 статьи 22.4 Закона № 129-ФЗ).
Суд установил, что ФИО3 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 19.05.2017 и состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Костромской области.
По сведениям налогового органа индивидуальный предприниматель ФИО3 имел недоимку и задолженность в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также в течение последних пятнадцати месяцев не представлял документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, представлена налогоплательщиком 19.02.2020 года за 2019 год, начисления по данной декларации отсутствуют. Иная налоговая отчетность индивидуальным предпринимателем ФИО3 не представлялась.
Усмотрев признаки недействующего индивидуального предпринимателя, регистрирующий орган в порядке статьи 22.4 Закона № 129-ФЗ принял решение от 15.11.2021 № 339 о предстоящем исключении ФИО3 из реестра, о чем в ЕГРИП внесена соответствующая запись за ГРН 421440000169544.
17.11.2021 решение о предстоящем исключении опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации».
01.01.2022 налоговым органом процедура исключения индивидуального предпринимателя ФИО4 прекращена в связи с отсутствием одного из условий, необходимых для соблюдения процедуры исключения: наличие задолженности.
Основанием для прекращения процедуры исключения послужило принятие определением арбитражного суда от 22.10.2021 обеспечительных мер в виде приостановления взыскания задолженности по оспариваемому заявителем в рамках дела № А31-13859/2021 исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке.
Получив определение Арбитражного суда Костромской области от 22.10.2021 по делу № А31-13859/2021 о принятии обеспечительных мер в виде приостановления взыскания задолженности, налоговый орган 02.11.2021 внес в программный комплекс АИС Налог-3 соответствующие записи об уменьшении налога и пени в связи с приостановлением их взыскания.
Как указал ответчик, порядок и принципы работы в программном комплексе АИС Налог-3 регламентированы Руководством пользователя № 05.06 «Изменение сроков уплаты налогов, сборов и пеней» и распространяются на автоматизацию процесса приостановления взыскания задолженности по решениям судов и вышестоящих налоговых органов. Особенности ввода приостановления взыскании по решению суда предусмотрены пунктом 4.3.3 указанного руководства.
Отсутствие такого условия как наличие задолженности послужило основанием для прекращения налоговым органом процедуры исключения индивидуального предпринимателя ФИО3 из ЕГРИП.
Довод заявителя о том, что налоговый орган обязан исключить предпринимателя из ЕГРИП, судом отклоняется.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 22.4 Закона № 129-ФЗ недействующий индивидуальный предприниматель может быть исключен из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Из данной нормы следует, что исключение недействующего индивидуального предпринимателя из реестра является правом регистрирующего органа, а не его обязанностью.
При этом предприниматель вправе представить заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статьей 22.3 Закона № 129-ФЗ.
При указанных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», оплате подлежит каждое самостоятельное требование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, физическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.
Заявителем при подаче заявления была уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей. Поскольку предпринимателем заявлено два самостоятельных требования, оплате подлежит каждое из них, в связи с чем с предпринимателя подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО3, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: г. Кострома, адрес: <...>, зарегистрированного 19.05.2017 в качестве индивидуального предпринимателя, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей
Заявителю предлагается добровольно уплатить в доход федерального бюджета государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда в порядке, установленном статьей 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, и представить доказательства ее уплаты в арбитражный суд.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать по истечении 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда в случае непредставления заявителем сведений о ее добровольной уплате.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Костромской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья Т.Н. Смирнова